Социология журналистики как научная и учебная дисциплина
В восприятии студента журналистской специализации названия учебных дисциплин делятся на несколько семейств — по принципу близости к практической работе. Во всяком случае, к этому делению подталкивают названия дисциплин. Скажем, «Техника и технология СМИ» — это, кажется, пригодится в редакции; «Основы журналистской деятельности» — пожалуй, скорее профессиональная мастерская, чем дань… Читать ещё >
Социология журналистики как научная и учебная дисциплина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- — основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в жизни общества;
- — роль и значение социологии журналистики в системе теории журналистики;
уметь
— анализировать с социологических позиций явления журналистской практики;
владеть
— навыками работы с источниками социологического знания в профессиональных целях.
Социология журналистики в системе теории журналистики
В восприятии студента журналистской специализации названия учебных дисциплин делятся на несколько семейств — по принципу близости к практической работе. Во всяком случае, к этому делению подталкивают названия дисциплин. Скажем, «Техника и технология СМИ» — это, кажется, пригодится в редакции; «Основы журналистской деятельности» — пожалуй, скорее профессиональная мастерская, чем дань университетскому академизму; «Социология журналистики» — один из многочисленных предметов «для общего развития». Встречаются и сложные комбинации оценок, например: «скучно, но полезно», «не нужно, но интересно» и т. п.
Конечно, итоговое мнение о той или иной дисциплине определяется содержанием курса и мастерством преподавателя — иногда это мнение полностью переворачивает исходную установку. Но на преодоление неверного стереотипа уходят время и энергия. К тому же методика занятий все еще не настолько совершенна, чтобы в квалификации выпускника даже самая отвлеченная (на взгляд профана) теория переплавлялась в непосредственную «производительную силу». Наблюдения за высшим образованием показывают, что оно стало меньше ориентироваться на развитие мыслительных способностей учащихся. Это относится не к одной лишь журналистике. Вот что руководитель службы общественного мнения «Левада-Центр» Л. Д. Гудков говорит об образовании социологов: «Я думаю, что познавательной установки, познавательного интереса у студентов-социологов сегодня нет. Нет спору, они в профессиональном плане грамотны в гораздо большей степени, чем старшее поколение… Многие из них владеют сложными технологиями обработки полученной информации, но их ничего не трогает в содержательных вопросах. Одна из важнейших задач социологического образования — сформировать у студентов социологическое мышление, определенный тип понимания, видения реальности, открыть пространство социологическому воображению»[1].
Может быть, сказано излишне категорично. Но, во-первых, здесь обнаруживается прямая параллель с журналистским образованием и, во-вторых, следовательно, возникает повод для беспокойства о взаимодействии университета и журналистики. Если дипломированные специалисты мало что прибавляют вчерашнему интеллектуальному облику прессы, значит в ней торжествует косность, бесконечное «повторение пройденного» — хотя бы и в сменяющихся ракурсах и декорациях. «Предмет „Профессиональная этика журналиста“, пожалуй, единственный предмет, который стопроцентно пригодился мне в работе»[2], — написала выпускница Уральского университета в анкете, посвященной результатам изучения огромного комплекса дисциплин. Трудно сказать, что главным образом стоит за этим признанием, — то ли неумение девушки в бытность ее студенткой освоиться в университетском пространстве, то ли педагогические просчеты. Важно, что в этом конкретном случае союз науки и практики оказался очень непрочным.
- [1] Борусяк Л. «Наша нынешняя социология — это компьютер на телеге»: интервью со Львом Гудковым. URL: polit.ru/analetics/2008/11/13/gudkov.html (дата обращения: 15.01.2009).
- [2] Автограф'2007. Выпускники-заочники 2007 года о себе, однокурсниках и преподавателях факультета журналистики УрГУ / куратор проекта Л. М. Макушин. Екатеринбург, 2007. С. 77.