Виды внимания.
Психология и педагогика
![Реферат: Виды внимания. Психология и педагогика](https://westud.ru/work/6464006/cover.png)
Распределенность — способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к распределению внимания особенно необходима в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения сотен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчиком, оператором, водителем автомобиля… Читать ещё >
Виды внимания. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Различают три вида внимания.
- 1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта, раздражителя (его новизны, неожиданности появления, силы воздействия, степени значимости для человека и т. д.).
- 2. Произвольное. Это высшая специфически человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью. В условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств, материалов для осуществления деятельности и т. п.) это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его иногда называют волевым вниманием. Это внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, интересами, установками, жизненным опытом личности.
- 3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Это внимание не требует усилий. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, в том числе и в учебном процессе.
Качества внимания
Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств.
Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно четыре-шесть объектов.
Объем внимания, как и другие качества психики, можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.
Распределенность — способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к распределению внимания особенно необходима в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения сотен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчиком, оператором, водителем автомобиля в сложных условиях и т. д.
Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большое количество разных действий в единицу времени, создает резерв, запас времени. Эта характеристика внимания складывается в результате тренировок и зависит от психического и физического состояния человека.
Переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в ту или иную деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов.
Эти характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможение (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Качества внимания
![Качества внимания.](/img/s/8/30/1531530_1.jpg)
Концентрация — способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.
Устойчивость — это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.
Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.
Направленность — это ориентация сосредоточенности сознания на внешние объекты либо на внутренний мир.
Колебание внимания — это качество, противоположное устойчивости.
Рассеянность — отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ ее причин.
Рассеянность может быть мнимой: следствием сосредоточенности человека на чем-то, его углубления в работу и неспособностью долго сосредоточиваться на чем-либо другом, постоянным переключением внимания, его переходом от одного объекта на другой.
Есть и другие расстройства внимания: болезненное сужение сознания, слабая распределенность внимания, инертность, малая подвижность внимания или даже его патологическая фиксация на чем-то.
Качества внимания во многом определяют успех в различных видах деятельности.
При подготовке к профессиональной деятельности студентам важно проявить настойчивость в саморазвитии качественных характеристик внимания, необходимых для успешного ее осуществления.