Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра
Диссертация
Следующие два уровня касаются собственно развития «модели психического» как психологического механизма становления субъекта. На уровне агента (3−4 года) ребенок начинает отделять свои ментальные 5 состояния от ментальных состояний других людей, но их сопоставление для предсказывания поведения других людей возможно только в простейших ситуациях. Уровень наивного субъекта характеризуется… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Изучение понимания ментального и физического мира
- 1. 1. История возникновения и развития направления «модель психического»
- 1. 2. Развитие понимания ментального и физического мира в детском возрасте
- 1. 3. Современные представления о природе аутизма
- 1. 4. Теория дефицита «модели психического» при аутизме
- Выводы
- Глава 2. Методы исследования понимания ментального и физического мира
- 2. 1. Испытуемые
- 2. 2. Методики
- 2. 2. 1. Оценка интеллектуального развития
- 2. 2. 2. Методика «Распознавание эмоций по лицевой экспрессии на фотографиях»
- 2. 2. 3. Методика «Распознавание эмоций по лицевой экспрессии на пиктографических картинках»
- 2. 2. 4. Методика «Понимание ситуативно обусловленных эмоций»
- 2. 2. 5. Методика «Понимание эмоций, обусловленных желанием»
- 2. 2. 6. Методика «Понимание эмоций, обусловленных мнением»
- 2. 2. 7. Методика «Понимание намерений»
- 2. 2. 7. Методика «Понимание желаний»
- 2. 2. 8. Методика «Предсказание поведения других людей «
- 2. 2. 9. Методика «Понимание ментальной причинности»
- 2. 2. 10. Методика «Понимание намерений в ситуации обмана»
- 2. 2. 11. Методика «Понимание отличия причин движения физических и социальных объектов»
- 2. 2. 12. Методика «Понимание основных законов физического мира»
- 2. 2. 13. Методика «Понимание физической причинности»
- 2. 2. 14. Методика «Понимание принципа сохранения»
- 2. 3. Статистическая обработка данных
- Глава 3. Результаты эмпирического исследования поннмання ментального н физического мира в норме и при аутизме
- 3. 1. Интеллектуальное развитие детей, принявших участие в исследовании
- 3. 2. Развитие понимания ментального мира
- 3. 2. 1. Понимание эмоций
- 3. 2. 2. Понимание намерений
- 3. 2. 3. Понимание желаний по направлению взора
- 3. 2. 4. Предсказание действий других людей на основе их желаний и мнений
- 3. 2. 5. Понимание ментальной причиииости
- 3. 2. 6. Понимание обмана и «белой лжи»
- 3. 2. 7. Понимание отличия причин движений социальных и физических объектов
- 3. 3. Понимаиие физического мира
- 3. 3. 1. Понимание основных законов физического мира
- 3. 3. 2. Понимаиие физической причинности
- 3. 3. 3. Понимание принципа сохранения
- 3. 4. Связь понимания базовых представлений ментального и физического мира и возможности умозаключения на основе этих представлений
- Глава 4. Особенности пошшанпя ментального н физического мира детьми с типичным развитием и с расстройствами аутистнческого спектра
- 4. 1. Возраст, интеллектуальное развитие детей и их успешность в понимании ментального и физического мира
- 4. 2. Понимание ментального мира детьми дошкольного возраста с типичным развитием
- 4. 3. Понимание ментального мира детьми со сниженным интеллектом и детьми с расстройствами аутистического спектра
- 4. 4. Понимание физического мира типично развивающимися детьми дошкольного возраста
- 4. 5. Понимание физического мира детьми с расстройствами аутистического спектра и детьми со сниженным интеллектом
- 4. 6. Преемственность в развитии понимания физического и ментального мира
Список литературы
- Александров 10.И. Психофизиология. Учебник для ВУЗов. Спб., 2001
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000.
- Башина В. М. Ранний детский аутизм // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999.
- Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и Рождение Я. М.: Изд-во «Академический проект», 2004
- БрушлинскийА.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
- Брушлинский A.B. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. Справочное руководство /Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999
- Брушлинский A.B. Психология субъекта. М.: Алетея, 2003
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Спб.: Питер, 2002
- Бурменская Г. В., Курбатова М. Б. Экспериментально-психологический анализ метода когнитивного обучения Жана Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М.: Изд-во «Гардарики», 2001 стр. 459−471
- П.Герасимова A.C., Сергиенко Е. А., 2004 Факторы и условия развития понимания обмана детьми // Исследования по когнитивной психологии/Под ред. Сергиенко Е. А. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. с. 294−331
- Гилберг К., Питере Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1998.
- Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.
- И.Ковалев B.B. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995.
- Лебедева Е.И., Сергиенко Е. А. Развитие «модели психического» в норме и при аутизме // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. с. 294−331
- Лебединский В.В., Никольская О. С., Баеиская Е. Р., Либлииг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Манелис Н.Г., «Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями». Диссертация на соискание ученой степени канд. пс. наук, 1999.
- Медведовская Т.А. «Модель психического». Способность к пониманию ментальных состояний другого человека // Аутизм и нарушения развития М.: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, 2003
- Методика исследования интеллекта у детей Д.Векслера. «Иматон», 1994
- Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000.
- Обухова Л.Ф. Экспериментальный анализ некоторых «феноменов Пиаже» // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурмеиской. М.: Изд-во «Гардарики», 2001 стр. 406−414
- ОБУХОВА Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
- Оудсхоорн Д.Н. Детский аутизм (стр. 247−253) // Детская и подростковая психиатрия. М.: Социальная и клиническая психиатрия, 1993.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969
- Прусакова, О.А., Сергиенко Е. А., Репрезентация эмоций в дошкольном возрасте // Исследования по когнитивной психологии/Под ред. Сергиенко
- Е.А. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. с. 294−331
- Равищ-Щербо И.В., Марютина Т. М, Григоренко E. JL Психогенетика. М.: Аспект Пресс. 2000.
- Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Изд-во «Наука», 1992
- Сергиенко Е.А., Дозорцева А. В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал, № 5, 2000.
- Сергиенко Е.А. Об онтогенезе субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского М.: PerSe, 2002, с.270−328.
- Сергиенко Е.А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность, психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябинкиной М.: Изд-во ИП РАН, 2005
- Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006
- Сергиенко Е. А, Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. М.: Наука, 2003. № 4, С. 54−65
- Чуприкова Н.И. О природе феноменов несохранения в задачах Пиаже // Вопросы психологии 1988 № 6, стр. 41,
- Чуркин А.А., Мартюшов А. Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Изд-во «Триада-Х», 2000
- Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики. М.: ИП РАН, 1995
- Adolphs R., Sears L., Piven J. Abnormal processing of social information from faces in autism. // Journal of Cognitive Neurosciense, 2001, 13, 2, pp. 232−240,
- Astington J. W. Intention in child’s theory of mind // Children’s theories of mind: mental states and social understanding. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1991
- Avis J., Harris P.L. Belief-desire reasoning among Baka children: Evidence for a universal conception of mind. // Child Development, 1991, 62, 460−467
- Baron-Cohen, S. Are autistic children behaviourists? An examination of their mental-physical and appearance-reality distinctions. // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1989a. 19, 579−600.
- Baron-Cohen, S. The autistic child’s theory of mind: a case of specific developmental delay. // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 19 896 30, 285−298.
- Baron-Cohen S. Do people with autism understand what causes emotion? // Child Development 1991 Apr-62(2):385−95.
- Baron-Cohen S. Out of sight or out of mind? Another look at deception in autism. // Journal Child Psychology and Psychiatry. 1992 Oct-33(7):l 141−55.
- Baron-Cohen S. Mindblindeness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1995
- Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: a fifteen year review // Understanding other minds. Oxford University Press, 2000.
- Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»?//Cognition, 21, 1985
- Baron-Cohen, S., Leslie, A. M., Frith, U. Mechanical, behavioural and Intentional understanding of picture stories in autistic children. // British Journal of Developmental Psychology, 1986, 4, 113−125.
- Baron-Cohen, S., & Cross, P. Reading the eyes: evidence for the role of perception in the development of a theory of mind. // Mind and Language, 1992,6,173−186
- Baron-Cohen, S. Bolton P., Autism: the facts. Oxford: Oxford University Press. 1993
- Baron-Cohen, S., & Goodhart, F. The «seeing leads to knowing» deficit in autism: the Pratt and Bryant probe. // British Journal of Developmental Psychology, 1994, 12,397−402.
- Baron-Cohen, S., Baldwin, D., & Crowson, M. Do children with autism use the Speaker’s Direction of Gaze (SDG) strategy to crack the code of language? // Child Development, 1997, 68, 48−57.
- Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V., Lawson J. Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome? // Journal of Developmental and Learning Disorders, 2001,5,47−78.
- Bartsch K., Wellman Ii.M. Children talk about the mind. NY: Oxford Univ.Press., 1995.
- Brent E., Rios P., Iiappe F., Charman T. Performance of children with autism spectrum disorder on advanced theory of mind tasks // Autism. 2004 Sep-8(3):283−99.
- Capps L., Yirmiya N., Sigman M. Understanding of simple and complex emotion in non-regarded children with autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 37, 1169−1182
- Carpenter, M., Pennington B. F., Rogers S. J. Understanding of Others' Intentions in Children With Autism Malinda // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2001, Vol. 31, No. 6
- Charman, T., J. Swettenham, S. Baron-Cohen, A. Cox, G. Baird, and A. Drew 1997 Infants with autism: An investigation of empathy, pretend play, joint attention, and imitation. Developmental Psychology 33:781−789.
- Chandler, M.J., Fritz, A.S., Hala, S. Small-Scale Deceit: Deception as a marker of 2, 3- and 4-year olds' early theories of mind. // Child Development, 1989, 60, 1263−1277.
- Curcio F. Sensorimotor functioning and communication in mute autistic children. Journal of Autism and Child Schizofrenia, 8, pp. 281−291 229
- Flavell J.H. Cognitive development: children’s knowledge about the Mind. // Annual.Rev.Psychol., 1999, V.50, p.21 -45.
- Flavell J. H. Development of children’s knowledge about the mental world // International Journal of Behavioral Development, 2000, 24, 15−23.
- Frith U. Cognitive development and cognitive deficit. // The psychologist 1992, 5, 13−19.
- Gopnik A., Astington J.W. Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and appearance-reality distinction // Child Development, 1988, V. 59, p. 26−37.
- Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory theory can tell us about autism // Understanding other minds. Oxford University Press, 2000.
- Grant, C. M., Riggs K. J., Boucher J. Counter-factual and Mental State Reasoning in Children with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2004, Vol. 34, No. 2
- ITadwin J., Perner J. Pleased and surprised: Children’s cognitive theory of emotion // British Journal of Development Psychology, 1991, 9, 215−234.
- Hal a S., Chandler M., Fritz A.S. Fledgling theories of mind: Deception as marker of 3-year-olds' understanding of false belief. // Child Developmental, 1991, 61, 83−97.
- Flappe F. An advanced test of theory of mind: understanding of story characters' thoughts and feelings by able autistic, mentally handicapped, and normal children and adults // Journal Autism Development Disorders. 1994 Apr- 24(2): 129−54.
- Harris, P., Johnson, C. N., Hutton, D., Andrews, G., & Cooke, T. (1989). Young children’s theory of mind and emotion. Cognition and Emotion, 3, 379 400.
- Hobson P.R. Autism and the Development of Mind, Lawrence Erlbaum Associates Ltd, 1993.
- Howard, M.A., Cowell, P. E ., Boucher, J., Broks, P., Mayes, A., Farrant, A., Roberts, N. () Convergent Neuroanatomical and Behavioural Evidence of an Amygdala Hypothesis of Autism // Neuroreport, 2000, 11: 2931−5.
- Iiowlin P, Baron-Cohen S, Hadwin J. Teaching children with autism to mind-read. A practical guide for teachers and parents. 1999.
- Kim I. and. Spelke E. S. Perception and understanding of effects of gravity and inertia on object motion // Developmental Science 1999, 2:3, pp 339±362.
- Leekam S., Perner J. Does the autistic child have a metarepresentational deficit? //Cognition. 1991 Sep-40(3):203−18.
- Leslie, A.M., Thaiss, L. Domain specificity in conceptual development: evidence from autism. // Cognition, 1992, 43, 225−251.
- Leslie A. ToMM, ToBY and agency: core architecture and domain specificity. //Mapping the Mind: Domain Specificity in cognition and Culture. Hirschfeld L.A., Gelman S.A. (Eds). 1994, Cambridge: Cambridge Univ. Press, p. 119 148.
- Meltzoff A.N., Moore M.K. Newborn infants imitate adult facial gestures // Child development, 1983. V. 54. № 6 p. 701−709
- Meltzoff, A. N. Understanding the intentions of others: Reenactment of intended acts by 18-month-old children. // Developmental Psychology, 1995, 31(5), 1−16.
- Mitchell P, Lacohee H // Children’s early understanding of false belief. / Cognition, 1991,39, 107−127.
- Moore C. Theories of mind in infancy. // British Journ. Develop. Psychol., 1996, V.14,pJ9−40
- Moore D. Reassessing Emotion Recognition Performance in People With Mental Retardation: A Review // American Journal on Mental Retardation 2001, V. 106, p. 481−502.
- Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1991.
- Perner J, Frith U, Leslie A.M., Leekam S.R. Exploration of the autistic child’s theory of mind: knowledge, belief, and communication. // Child Development, 1989 Jun- 60(3):688−700
- Phillips S/, Baron-Cohen S., Rutter M. Understanding Intention in normal development and in autism // British Journal of Developmental Psychology, 1998, 16,337−348.
- Plaut, D. C., and Karmiloff-Smith, A. Representational development and theory-of-mind computations Commentary on A. Gopnik, How we know our minds: The illusion of first-person knowledge of intentionality. Behavioral and Brain Sciences, 1993, 16, 70−71.
- Plutchik R.A. Emotion: A psychoevolutionary synthesis. NY: Harper and Row, 1980
- Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. V. 1. p. 515 526.
- Prior, M., Dahlstrom, B., & Squires, T.L. (1990) Autistic children’s knowledge of thinking and feeling states in other people. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 51, 587−601.
- Reed T., Peterson C. A comparative study of autistic subjects’perfomance at two levels of visual and cognitive perspective taking. // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1990, 20, pp. 555−568,
- Repacholi B.M., Gopnik A. Early reasoning about desires: evidence from 14-and 18-month-olds //Developmental Psychology, 1997, V. 33, p. 12−21.
- Ruffman T., Olson D.R., Ash T., Keenan T. The ABCs of Deception: do young children understand deception in the same way as adults? // Developmental Psychology, 1993, Vol. 29, No. 1, 74−87.
- Russell J., Mauthner N., Sharpe S., Tidswell T., The «windows» task as measure of strategic deception in preschoolers and autistic subjects // British Journal of Developmental Psychology. 1991, V. 9, p. 331−349.
- Russell, J., Hill, E. L. Action-monitoring and intention reporting in children with autism. // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2001, 42, 317−328
- Shultz T. R. The development of the concept of intention // Minnesota simposium on child psychology. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1980, Vol. 13, pp. 131−164,
- Siegal M, Beattie K. Where to look first for children’s knowledge of false beliefs.//Cognition, 1991,38, 1−12
- Sodian B. The development of deception in young children. // British Journal of Developmental Psychology, 1991, 9, 173−188.
- Sodian, B., Frith, U. Deception and sabotage in autistic, retarded, and normal children. // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1992, 33, 591−606.
- Spelke E.S., Philips A., Woodward A.L., Infants' knowledge of object motion and human action // Causal cognition: A multidisciplinary debate. Sperber D., Premack D. Premack A. (Eds) Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 4478.
- Stone V., Baron-Cohen S., Knight R. Frontal lobe contributions to theory of mind. // Journal of Cognitive Neurosciense, 1998, 10, 5, pp. 640−656.
- Surian L., Leslie A. M., Competence and performance in false belief understanding: a comparison of autistic and normal 3-year-old children // British Journal of Developmental Psychology. 1999, V. 17, p. 141−155.
- Wellman H.M. Culture, variation and levels of analysis in our folk psychologies. // Psychol. Bull., 1998, V.123, p.33−36.
- Wellman H.M., Gelman SA. Cognitive development: foundational theories of core domains. // Annual Rewievs of psychology, 1992, 43: 337−75
- Wellman H. M., Bartsch K. Young children’s reasoning about beliefs // Cognition, 1988, 30,239−277,
- Wellman H.M., Lagattuta K.H. Developing understanding of mind // Understanding Other Minds Perspectives From Developmental Cognitive
- Neuroscience Second Edition, S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D. Cohen (Eds) Oxford University Press, 2000. P. 21−49.
- Wimmer, H., Perner, J. Beliefs about beliefs: representations and constraining functions of wrong beliefs in young children’s understanding of deception. //Cognition, 1983, 13, 103−128.
- Yuill N. Young children’s coordination of motive and outcome judgement of satisfaction and morality // British Journal of Development Psychology, 2, 7381, 1984
- Zaitchik D. When represetation conflict with reality: the preschoolers’problem with false belief and «false» photographs. // Cognition, 1990, 35, pp.41−68.4. Распознавание страха
- Методика «Распознавание эмоций по лицевой экспрессии на фотографиях"1. Распознавание печали3. Распознавание гнева
- Методика распознавания эмоций по лицевой экспрессии на пиктографических картинках»