Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Постпозитивизм в философии науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным допущением в модернистской картине мира является возможность разных путей его моделирования. Экспериментальные направления и андерграунд в искусстве стали вызовом модернизма тому реализму, который стал принимать черты натурализма и консерватизма. Эти изменения в общекультурном поле необходимо учитывать в качестве предпосылок изменений отношения к человеку и его знанию в XX в. Наконец… Читать ещё >

Постпозитивизм в философии науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представление о новой постнеклассической стадии развития науки тесно связано с развитием постпозитивистской философии и опирается на модернизм как неклассический тип философствования (или отталкивается от него). Иногда указывается, что позитивизм стал выражением крайнего рационализма в картине мира, сложившейся в Новое время. Но если учитывать работы К. Поппера, то скорее его критический рационализм предстает в качестве наиболее обоснованного пути движения к объективному знанию при следовании классическому идеалу рациональности.

Развитие сентиментализма и романтизма в литературе рассматривалось в том числе и как реакция на рационализм эпохи Просвещения, а модернизма — на позитивистское отношение к знанию.

Основным допущением в модернистской картине мира является возможность разных путей его моделирования. Экспериментальные направления и андерграунд в искусстве стали вызовом модернизма тому реализму, который стал принимать черты натурализма и консерватизма. Эти изменения в общекультурном поле необходимо учитывать в качестве предпосылок изменений отношения к человеку и его знанию в XX в.

В модернистских и постмодернистских течениях утверждалась возможность плюрализма концепций на пути приближения к познанию многообразия мира и конструктивный характер этого познания. Однако эту идею нельзя смешивать с идеей онтологического плюрализма. Постнеклассический идеал рациональности допускает идею множественности миров, но в методологическом и гносеологическом (а не онтологическом) контекстах.

Постмодернистские течения в философии неоднородны. Они включили постпозитивистскую философию, французскую философию постструктурализма (Ж. Дерриды, Ж.-В. Лиотара и др.), американский деконструктивизм[1] и ряд других течений.

Постпозитивизм сформулировал цели преодоления позитивистских и неопозитивистских подходов к построению научного знания на основе движения к другому идеалу, соотносимому с постнеклассической рациональностью.

В философии постпозитивизма поиск новых критериев рациональности проходил по другим методологическим основаниям, чем применительно к стадии неклассической науки. Нацеленность на получение объективного знания была заменена идеей множественности истины и путей ее получения.

Рассмотрим более подробно новый идеал рациональности, который был обоснован в философии постпозитивизма. Наиболее ярким представителем этого направления выступил П. Фейерабенд (1924−1994), родившийся в Вене американский философ, который ввел представление об иррациональных критериях развития науки.

Он критиковал положения К. Поппера и И. Лакатоса о возможности приближения к истине на пути смены научных теорий. Фейерабенд считал необходимым рассматривать теоретическую нагруженность научных понятий и представлений как необходимый компонент развития науки. Но с этим связан и другой аспект сто подхода: признание, что каждая теория создает свой язык описания фактов и свои логико-методологические стандарты их опытной проверки. Поэтому теории становятся несоизмеримыми. На место попперовского приближения к истине посредством конкурирующих теорий был выдвинут принцип плюрализма как сосуществования разных теорий, ни одна из которых не может иметь статуса более истинной. В частности, потому, что любая теория не учитывает не укладывающейся в ее русло фактологии. Кроме того, этот принцип означает право выбора за исследователем, какой методологии ему придерживаться. И здесь не может быть никакого «методологического принуждения». Ограничение же в выборе уродует развитие, и это несовместимо с принципами гуманизма и развития индивидуальности.

Вместо принципов верификации и фальсификации гипотез Фейерабендом был выдвинут принцип контриндукции, или противуиндукции, предполагающий возможность объяснения накопленных в рамках одной теоретико-эмпирической школы фактов с позиций другой, конкурирующей теории; поиск альтернативных объяснений в прошлом; изменение смысловых контекстов вместо отбрасывания не соответствующих фактам теорий. В условиях неопределенности и наслоения смыслов скорее можно ожидать творчества и прорывов в новых направлениях.

Наконец, Фейерабендом было предложено привлекать такие «вненаучные средства», как мифологические, религиозные или дилетантские построения. Последнее совершенно несовместимо с попперовским подходом, который какраз считает, что наука не занимается любыми гипотезами; и построения научных теорий профессионалом в корне отличается от «догадок» дилетанта.

Постмодернистская картина мира включила ориентировку не только на постпозитивистскую философию, но и на новые представления о человеке в условиях нового этапа культурного развития (в последней трети XX в.). Она стала предполагать гетерономпость истины, а также конструктивную роль, т. е. креативность разума (как и его ограничения) [Философия…, 2006J.

  • [1] Деррида работал некоторое время в Йельском университете. В 1979 г. вышел сборник «Деконструкция и критика», продемонстрировавший переработку идей французского постструктурализма на базе американской почвы «тщательного чтения текста» («Йельский манифест»).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой