Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация управленческих способностей в экстремальных условиях: на примере деятельности руководителей службы безопасности РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неготовность к принятию эффективного управленческого решения руководителями службы безопасности в экстремальных условиях сводится к таким объективным составляющим, как: невозможность количественно оценить рассматриваемые варианты решенийотсутствие четких границ сферы управления, в которой приходится принимать решениябольшое количество разнородных, подчас трудно сопоставимых факторовпрактически… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические предпосылки изучения реализации управленческих способностей в экстремальных ситуациях
    • 1. 1. Анализ проблемы способностей личности в 13 психологической науке
    • 1. 2. Структурная характеристика управленческих 32 способностей личности
    • 1. 3. Реализация управленческих способностей в экстремальных 45 ситуациях в процессе профессиональной деятельности руководителей службы безопасности РФ
  • ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению реализации управленческих способностей в экстремальных ситуациях

2.1. Методики и процедура экспериментального исследования 65 2.2 Экспериментальное исследование влияния экстремальных 81 условий на реализацию управленческих способностей руководителей службы безопасности РФ

2.3. Анализ объективных факторов принятия управленческих 107 решений в экстремальных условиях руководителями службы безопасности РФ

ВЫВОДЫ по 1 главе

ВЫВОДЫ по 2 главе

Реализация управленческих способностей в экстремальных условиях: на примере деятельности руководителей службы безопасности РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования обусловлена важностью рассмотрения проблемы реализации управленческих способностей в экстремальных условиях профессиональной деятельности руководителей службы безопасности РФ. Современный период в жизни страны характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Эти преобразования предъявляют высокие требования к деятельности кадров управления, которая становится все более сложной и интенсивной. Руководители в разных сферах и на разных уровнях подвергаются все возрастающему воздействию информационных, социально-психологических и иных факторов, которые создают нагрузки и перегрузки, вызывают эмоциональное и нервно-психическое напряжение.

Проблеме управления посвящено значительное количество как отечественных исследований (В.Г. Афанасьев, А. А. Деркач, В. М. Дьячков, АЛ. Журавлев, В. Г. Зазыкин, А. И. Китов, Е. А. Климов, О. В. Козлова, P.JI. Кричевский, Н. П. Лебедев, Б. Ф. Ломов, Э. А. Манушин, А. К. Маркова, B.C. Основин, Г. И. Петров, В. Ф. Рубахин, А. Л. Свенцицкий, Г. В. Суходольский, Ю. А. Тихомиров, А. В. Филиппов, И. П. Шадрин и др.), так и зарубежных (Дж. Вудворд, Д. Мак-Грегор, Э. Мейо, Р. Моклер, Ф. Ротлисбергер, Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. Урвик и др.). Особое внимание в психологии стало уделяться личности и деятельности руководителей, а именно управленческим способностям, индивидуальной управленческой концепции, принятии и реализации управленческих решений, коммуникации и взаимодействия (А.Л. Журавлев, А. И. Китов, Е. С. Кузьмин, В. М. Шепель и др.).

Однако исследование реализации управленческих способностей рассматривалось главным образом с позиций структурного и процессуального подходов, не отдавая должного внимания условиям, в которых они реализуются. С этой позиции особый интерес представляют экстремальные условия управленческой деятельности.

При анализе психологических аспектов деятельности кадров управления в экстремальных условиях деятельности мы отталкивались от работ Г. Т. Берегового, В. А. Бодрова, Л. П. Гримак, Л. Г. Дикой, Н. Д. Завалова, В. Г. Зазыкина, П. А. Корчемного, К. К. Иоселиани, В. И. Лебедева, Г. В. Ложкина, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищук, В. И. Медведева, Л. С. Нерсесян, В. А. Пономаренко, A.M. Столяренко, В. Т. Юсова и др.

Анализ деятельности руководителей службы безопасности свидетельствует, что их труд постоянно сопряжен с действиями экстремальных факторов, создающих проблемные экстремальные условия деятельности. Наиболее распространенными экстремальными факторами, которые затрудняют деятельности руководителей службы безопасности, являются психологические перегрузки, опасности, частое возникновение непредвиденных чрезвычайных ситуаций, высокая степень ответственности и т. д.

Таким образом, доминирование экстремальных факторов в управленческой деятельности руководителей службы безопасности РФ, наличие острых противоречий, недостаточность научных исследований, высокая значимость самой управленческой деятельности, необходимость обеспечения ее результативности обусловили актуальность темы данного диссертационного исследования.

Таким образом, к настоящему времени назрела необходимость и созданы предпосылки для изучения процесса реализации управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности. Решение этой проблемы будет способствовать выработке у руководителей службы безопасности всех уровней представлений о необходимых психологических составляющих этого процесса, факторах, влияющих на процесс реализации управленческих способностей, а также навыков по овладению способами ведения эффективной управленческой деятельности в экстремальных условиях, что позволит им расширить диапазон возможностей личностно-профессионального развития.

В связи с этим проблема диссертационного исследования формулируется следующим образом: каковы психологические составляющие процесса реализации управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности руководителей службы безопасности РФ, а также, факторы, влияющие на него? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования являются управленческие способности личности, а его предметом — реализация управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности руководителей службы безопасности РФ, а также факторы, влияющие на данный процесс.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотезы исследования. Проблема изучения процесса реализации управленческих способностей руководителей службы безопасности РФ в экстремальных условиях деятельности будет решена, если:

1) будет определен основной круг управленческих способностей личности, необходимый в процессе функционирования руководителя в экстремальных ситуациях;

2) будут выявлены основные экстремальные факторы, характерные для работы руководителей службы безопасности;

3) будут выделены психологические составляющие процесса реализации управленческих способностей в экстремальных ситуациях;

4) будет проведен анализ объективных факторов принятия управленческих решений в экстремальных условиях;

5) будет обозначен психологический механизм обеспечения эффективного функционирования руководителя в целом.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами 5 исследования были определены следующие задачи: выделить содержательные характеристики психологических аспектов управленческих способностей руководителей;

— описать и проанализировать психологические закономерности деятельности в экстремальных условиях, выделить основные экстремальные факторы, характерные для работы руководителей службы безопасности;

— провести теоретический анализ реализации управленческих способностей руководителей службы безопасности в экстремальных условиях деятельности;

— выделить наиболее значимые психологические составляющие процесса реализации управленческих способностей в экстремальных ситуацияхподобрать диагностический инструментарий и разработать процедуру экспериментального исследования реализации управленческих способностей в экстремальных ситуациях;

— провести оценку объективных факторов принятия управленческих решений в экстремальных условиях на основе теоретического анализа, психологического моделирования деятельности и экспертных оценок;

— выявить механизм обеспечения эффективного функционирования руководителя в целом.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: принципы системного подхода к исследованию психологических явлений (П.К. Анохин, И. В. Блауберг, В. А. Карташев, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов и др.) — концепции профессионализма в парадигме акмеологии и психологии (К.А. Абульханова-Славская, СЛ. Анисимов, О. С. Анисимов, В. Г. Ассов, А .С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, П. А. Корчемный, P.JI. Кричевский, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, Ю. В. Синягин, С. И. Съедин, Е.А.

Яблокова и др.) — работы по общей методологии междисциплинарного синтеза и проблемным методам в науке (Б.Г. Ананьев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Петренко, С. Л. Рубинштейн и др.) — современные концепции управления (Мексон М., Паркинсон Д., Френсис Д., К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, И. П. Волков, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, Ю. М. Забродин, А. И. Китов, Е. С. Кузьмин, Ю. Д. Красовский, Б. Ф. Ломов, В. И. Лебедев, В. В. Новиков, Р. Х. Шакуров, В. М. Шепель и др.) — теоретические подходы к исследованию поведенческих стратегий (Б.Б. Косов, А. В. Либин, Я. В. Голубова, А. Г. Ивашкин, Н. В. Фролова, С. А. Печерская, М. Э. Прудникова, Т. Я. Решетова, Е. И. Татьянина, Э. М. Сагилян, М. А. Салюков, Т. Л. Сафонова, О. А. Зимовина, Е. И. Татьянина, М. А. Холодная и др.), а также теоретические положения о системности психологической структуры деятельности личности, теория познания, теория способностей человека и их роли в деятельности личности, ведущие принципы психологии: детерминизма, деятельностного опосредования, единства сознания и деятельности, а также общеметодологические принципы системности деятельности.

Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблемеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материаланаблюдение, метод экспертных оценок, тестирование (проективная методика исследования личности «Hand-test», методика социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, опросник «Адаптивность», опросник «КСК», опросник «УСК», методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»), наблюдение, методы математической обработки данных.

База исследования и контингент испытуемых: руководители подразделений и отделений службы безопасности РФ. Для экспериментальной проверки теоретических положений нашей работы было создано три группы: первая группа — эксперты (руководители, имеющие опыт эффективной работы в экстремальных условиях) — вторая группа (руководители, имеющие опыт работы в экстремальных условиях) — третья группа — руководители, не имеющие опты работы в экстремальных условиях) — всего 276 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

— осуществлен анализ психологических составляющих эффективной реализации управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности руководителей службы безопасности (эмоциональная устойчивость личности и навыки саморегуляцииразвитое логическое критическое мышление и высокий уровень социального интеллектакоммуникативная компетентностьсамостоятельность и устойчивость к психологическому влияниюнавыки самоподдержкивысокая моральная нормативностьвысокий уровень ответственности);

— выявлены основные группы экстремальных факторов, имеющих место в управленческой деятельности руководителей службы безопасности;

— проведен анализ объективных факторов принятия управленческих решений в экстремальных условиях руководителями службы безопасности;

— описан механизм обеспечения эффективного функционирования руководителя в целом.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в то, что оно расширяет и углубляет представления о процессе реализации управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности руководителей. Полученные результаты значимы для развития общей психологии и психологии личности.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и выводов диссертации в последующих исследованиях управленческих способностей и их реализации в экстремальных условиях, в построении программы оптимизации деятельности руководителей службы безопасности к управленческой деятельности в экстремальных условиях, а также модели этой деятельности. Теоретический материал работы может быть применен при изучении курсов «Общая психология», «Психология личности», «Психология управления» и др.

Исследование в целом расширяет и углубляет представления о психологических составляющих процесса реализации управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности. Содержание отдельных параграфов может быть востребовано психологами при решении задач профессионального консультирования руководителей службы безопасности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позицийвсесторонним теоретическим анализом проблемымногообразием методов, адекватных целям и задачам исследованиясодержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедурдостаточным объемом экспериментальной выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на: семинарах и заседаниях лаборатории НОЦ РАО в г. СочиВсероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2002) — Международном симпозиуме «Проблемы социальной психологии 21 столетия» (Ярославль, 2002) — Материалы международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (С.-Петербург, 2004) — итоговой международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика» (Белгород, 2005) — в Международном сборнике научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2005) — на 1-ой международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (Москва-Ставрополь, 2006). Всего по теме диссертации имеется 8 публикаций.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Ведущей группой способностей личности, напрямую связанных с реализацией управленческих функций руководящих сотрудников службы безопасности является: способность самостоятельно анализировать различные явленияспособность к анализу и синтезу информацииготовность к рискуспособность к саморегуляциикреативностьпрактический ум.

2. Экстремальные факторы, характерные для работы руководителей отделений службы безопасности делятся на три основные группы. Первая группа факторов имеет характер чрезвычайных ситуацийих появление может быть прогнозируемо, для их ликвидации создаются специальные подразделения и формируются резервы. Вторая группа факторов — спровоцированные или неспровоцированные очаги социальной напряженности, стихийные формы протеста, имеющие тяжелые последствияэкстремальные ситуации, возникающие вследствие действия данного фактора также могут прогнозироваться, поэтому могут быть предусмотрены меры по их компенсации. Третья группа факторов связана непосредственно со спецификой деятельности управленческих кадров службы безопасности и представляет собой информационные перегрузки или, наоборот, дефицит информации, конфиденциальность информации, сверхнормальные нагрузки на интеллектуальную и эмоциональные сферы личности, продолжительную напряженность, постоянную угрозу для здоровья и жизни подчиненных, сильные степени утомления из-за постоянного совмещения различного рода деятельности. Роль факторов третьей группы недооценивается субъектами управления, хотя работа под влиянием данных факторов требует постоянного подключения резервных возможностей и обязательного последующего их восстановления.

3. Эффективная реализация названных управленческих способностей в экстремальных условиях возможна при: эмоциональной устойчивости личности и навыков саморегуляцииразвитом логическом критическом мышлении и высоком уровне социального интеллектакоммуникативной компетентностисамостоятельности и устойчивости к психологическому влияниюнавыках самоподдержкивысокой моральной нормативностивысоком уровне ответственности.

4. Важнейшей составной частью реализации управленческих способностей в экстремальных условиях руководителями службы безопасности выступает готовность к принятию управленческого решения. Неготовность к принятию эффективного управленческого решения руководителями службы безопасности в экстремальных условиях сводится к невозможности количественно оценить рассматриваемые варианты решенийотсутствию четких границ сферы управления, в которой приходится принимать решениябольшому количеству разнородных факторовпрактически неповторимому характеру возникновения проблемных ситуаций, неопределенности событий, условий и вопросов, по которым необходимо принимать решениямногопрофильности проблем, по которым руководителю службы безопасности приходится принимать решениявысокой степени эмоциональной насыщенности, ответственности и социальной значимости принимаемых решенийнедостаточной определенности последствий принимаемых решенийнеобходимости принятия решений в условиях рискаконфликтному характеру событийдезинформации, различного рода помехам на фоне дефицита временинеобходимости сохранения служебной тайны, конфиденциальности информации при принятии многих решенийправовой регламентации решений и наличие властных полномочий;

5. Управленческое решение может оказаться бездействующим в случае, если не задействован психологический механизм обеспечения эффективного функционирования руководителя в целом, основанный на: психологической готовности к обоснованию предписанийпсихологической готовности к адекватному формулированию предписанийпсихологической готовности к осуществлению контролирующих функцийпсихологической готовности к адекватной оценке подчиненныхпсихологической готовности к осуществлению критикипсихологической готовности к принятию критики.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной объем работы — 169 страниц. Текст диссертации содержит 9 таблиц и 10 рисунков.

ВЫВОДЫ по 2 главе.

Результаты экспериментального рассмотрения особенностей психологических составляющих процесса реализации управленческих способностей в экстремальных ситуациях и их эмпирического изучения позволили сделать ряд выводов.

1. Наиболее эффективными диагностическими методиками исследования психологических составляющих процесса реализации управленческих способностей являются методики «Hand-test», методики исследования социального интеллекта, опросников «Адаптивность» и «КСК», опросника уровня субъективного контроля (УСК) — методики определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

2, В результаты проведения диагностических методик мы получили следующие данные:

1) руководители, не имеющие опыта работы в экстремальных ситуациях, не рефлексируют значимость резистентности к психологическому влиянию и наличия навыков, способов самопомощи в стрессовых и кризисных ситуациях;

2) Я-идеальное и Я-реальное в сфере управленческой деятельности руководителей, имеющих опыт работы в экстремальных условиях и не имеющих его, стремятся к совпадению, что свидетельствует как о высокой самооценке, так и о невыраженных тенденциях профессионального роста и личностного развитияруководители, не имеющие опыта работы, в отличие от имеющих таковой, рефлексируют собственные проблемные зоны реализации управленческих функцийрефлексируемые ими аспекты относятся к интеллектуальной сфере и субъектным качествам личности.

3) в отношении эмоциональной устойчивости в экстремальных условиях деятельности средний балл группы руководителей, не имеющих опыт работы в экстремальных ситуациях, в два раза превысил норму, что говорит об эмоциональной неустойчивости, о повышенном психическом напряжении в широком диапазоне жизненных и профессиональных ситуацийруководители, имеющие опыт в экстремальных условиях по существенным отличиям индивидуальных показателей были разделены на две подгруппы: эмоционально-устойчивых и тревожных.

4) около половины респондентов в целом получили результаты, свидетельствующие о среднем уровне нервно-психической устойчивости и моральной нормативностинаименьший результат представлен в первой группе (эксперты), где большая часть опрошенных имеет низкий уровень нервно-психической устойчивостии соответственно, у них возрастает риск дезадаптации в стрессе;

5) исследование особенностей и уровня социального интеллекта не выявило значимых различий между руководителями, имеющими и не имеющими опыт работы в экстремальных условиях, имеющими такой опыт и незнакомыми с практическими аспектами управленческой деятельности;

6) изучение социально-коммуникативной компетентности личности позволило увидеть результаты по отдельным шкалам теста «социально-коммуникативная компетентность», которые отклонились от нормативных, в наибольшей мере по таким шкалам, как «нетерпимость к неопределенности» и «фрустрационная нетолерантность».

7) в результате применения опросника УСК испытуемые были разделены на экстернальный и интернальный типы: общее число интерналов составило 69%, экстерналов — 31%.

3. Анализ объективных факторов принятия управленческих решений в экстремальных условиях руководителями службы безопасности РФ был проведен на основе экспертных оценок и анализа имеющегося теоретико-экспериментального материала. В результате мы пришли к следующим выводам:

1) концептуальная модель реализации управленческих способностей в экстремальных условиях включает в себя пять уровней: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социальный, результирующий;

2) важнейшей составной частью реализации управленческих способностей в экстремальных условиях руководителями службы безопасности выступает готовность к принятию управленческого решения.

3) неготовность к принятию эффективного управленческого решения руководителями службы безопасности в экстремальных условиях сводится к таким объективным составляющим, как: невозможность количественно оценить рассматриваемые варианты решенийотсутствие четких границ сферы управления, в которой приходится принимать решениябольшое количество разнородных, подчас трудно сопоставимых факторовпрактически неповторимый характер возникновения проблемных ситуаций, неопределенность событий, условий и вопросов, по которым необходимо принимать решениямногопрофильность проблем, по которым руководителю службы безопасности приходится принимать решениявысокая степень эмоциональной насыщенности, ответственности и социальной значимости принимаемых решенийнедостаточная определенность последствий принимаемых решенийнеобходимость принятия решений в условиях рискаконфликтный характер событийдезинформация, различного рода помехи на фоне дефицита временинеобходимость сохранения служебной тайны, конфиденциальности информации при принятии многих решенийправовая регламентация решений и наличие властных полномочий;

4) экстремальные обстоятельства управленческой деятельности предъявляют высокие требования к психологии личности руководителя службы безопасности, функционирование которого сопровождается возникновением психологических трудностей и психологических барьеров;

5) управленческое решение может оказаться бездействующим в случае, если не задействован психологический механизм обеспечения эффективного функционирования руководителя в целом, основанный на: психологической готовности к обоснованию предписанийпсихологической готовности к адекватному формулированию предписанийпсихологической готовности к осуществлению контролирующих функцийпсихологической готовности к адекватной оценке подчиненныхпсихологической готовности к осуществлению критикипсихологической готовности к принятию критики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках диссертационной работы были рассмотрены основные характеристики реализации управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности руководителей службы безопасности РФ.

В ходе теоретического анализа были освящены основные исследования, посвященные психологическим аспектам управления, управленческих способностей, реализации управленческих решений, описаны и проанализированы психологические аспекты деятельности руководителей службы безопасности РФ, представлены теоретические концепции, характеризующие традиционные и инновационные подходы к деятельности в экстремальных условиях.

Решение задач исследования было осложнено незначительным количеством научной психологической литературы по вопросу о реализации управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности и недостаточной практической проработки проблем выявления факторов эффективного функционирования управленцев службы безопасности в того рода условиях.

В ходе диссертационного исследования были получены следующие результаты.

Анализ управленческой деятельности руководящих офицеров службы безопасности позволяет отнести к числу общих способностей, значительно влияющих на ее успешность: интеллект, креативность, обучаемостьспособность к саморегуляциипсихическую устойчивостьактивность, рефлексию. Однако влияние общих способностей на эффективность управленческой деятельности имеет относительный характер. Высоких результатов управленческой деятельности помогают достичь специальные способности: интерсоциальные (ориентированные на организацию взаимодействия людей и управления ими) и конструктивные (направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах).

С целью выявить перечень актуальных управленческих способностей руководителей органов службы безопасности нами было опрошено 147 человек. Мы использовали метод экспертных оценок, предоставив респондентам список управленческих способностей, составленный на основе теоретического анализа имеющейся психологической литературы.

В итоге была выделена группа способностей и качеств личности, напрямую связанных с реализацией управленческих функций руководящих сотрудников службы безопасности: способность самостоятельно анализировать различные явленияспособность к анализу и синтезу информацииготовность к рискуспособность к саморегуляциикреативностьпрактический ум. Помимо этого были выбраны способности систематического поиска эффективного решения управленческих задач, выявления новых путей и способов решения, способность отказываться от сложившегося стереотипа в мышлении и деятельности, быстрое включение в продуктивную деятельность, трансформирование имеющегося опыта и формирование на его основе новых комбинаций, умение оказываться от неоптимальных решений.

Основываясь на работы различных ученых, мы выделили три группы основных экстремальных факторов, характерных для работы руководителей отделений службы безопасности. Первая группа факторов имеет характер чрезвычайных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы, аварии, сильные эпидемии, локальные конфликты, сопровождающиеся насилием и боевыми действиями. Их появление может быть прогнозируемо, для их ликвидации создаются специальные подразделения и формируются резервы. Вторая группа факторовспровоцированные или неспровоцированные очаги социальной напряженности, стихийные формы протеста, имеющие тяжелые последствия (голодовки, несанкционированные митинги, акции гражданского неповиновения, сопровождаемые провокационными действиями, этнические столкновения, стихийные формы политического противоборства). Экстремальные ситуации, возникающие вследствие действия данных факторов также могут прогнозироваться, поэтому могут быть предусмотрены меры по их компенсации. То есть возможно предварительное создание оперативных групп, служб, которые могли бы осуществлять прогнозирование, контроль, регулирование данных экстремальных факторов. Третья группа факторов связана непосредственно со спецификой деятельности управленческих кадров службы безопасности и представляет собой информационные перегрузки или, наоборот, дефицит информации, конфиденциальность информации, сверхнормальные нагрузки на интеллектуальную и эмоциональные сферы личности, продолжительная напряженность, постоянная угроза для здоровья и жизни подчиненных, сильные степени утомления из-за постоянного совмещения различного рода деятельности.

Роль факторов третьей группы очень часто недооценивается субъектами управления. Они являются по внешним характеристикам субъективными, но часто представляют собой следствие объективных причин, не поддающихся внешнему регулированию и изменению. Работа в данных условиях требует постоянного подключения резервных возможностей и обязательного последующего их восстановления.

С общих позиций экстремальные ситуации в управленческой деятельности с психологической точки зрения представляют собой совокупность обстоятельств, выступающих как актуальные проблемы, связанные с действием различных экстремальных факторов и требующих оперативного разрешения.

Рассмотрение экстремальных условий в управленческой деятельности позволило выделить выделить следующие составляющие психологического обеспечения эффективного функционирования управленца в данных обстоятельствах:

1) познавательная (когнитивная) активность (гибкое, творческое мышление, аналитический склад ума, прогностические способности, интуиция и т. д.);

2) организаторские способности (умение организовать собственную работу и совместную работу с другими руководящими и подчиненными лицами);

3) коммуникативные способности (способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками, способность понимать внутренний мир собеседника, способность к сотрудничеству, адекватная самооценка, чувство юмора и т. д.);

4) эмоционально-волевая устойчивость (стрессоустойчивость, высокая работоспособность, способность адекватно реагировать на различные события и т. д.);

5) высокий уровень профессиональной адаптации, связанный с нормативностью поведения управленца в сложных, в данном случае, экстремальных ситуациях профессиональной деятельности (развитое правосознание, честность, гражданское мужество, принципиальность, добросовестность и т. д.).

Таким образом, эффективная реализация названных управленческих способностей в экстремальных условиях возможна при:

— эмоциональной и устойчивости личности и навыков саморегуляции;

— развитом логическом критическом мышлении и высоком уровне социального интеллекта;

— коммуникативной компетентности (в том числе, и паралингвистическая, и экстралингвистическая компетентность, навыки наблюдения и анализа поведения и речи людей);

— самостоятельности и устойчивости к психологическому влиянию;

— навыках самоподдержки;

— высокой моральной нормативности;

— высоком уровне ответственности.

Экспериментальное исследование по теме диссертационной работы было посвящено всестороннему анализу психологических составляющих процесса реализации управленческих способностей в экстремальных ситуациях на базе руководителей отделений службы безопасности. Данная работа развертывалась в четырех направлениях: изучение представлений руководителей службы безопасности о выделенных в процессе теоретического исследования психологических составляющих процесса реализации управленческих способностей в экстремальных ситуациях;

— эмпирическое исследование представленности данных психологических составляющих, выделенных в ходе теоретического анализа у руководителей, пребывающих в экстремальных условиях деятельности;

— анализ оценки руководителями структурных подразделений службы безопасности объективных факторов принятия управленческих решений в экстремальных ситуациях;

— рефлексия выводов, полученных в ходе исследования и их оценка по критериям достаточности, эффективности и перспективности.

Экспериментальное проводилось с помощью методики «Hand-test», методики исследования социального интеллекта, опросников «Адаптивность» и «КСК», опросника уровня субъективного контроля (УСК) — методики определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Для экспериментальной проверки.

142 теоретических положений нашей работы было создано три группы: первая группа — эксперты (руководители, имеющие опыт эффективной работы в экстремальных условия) — вторая группа (руководители, имеющие опыт работы в экстремальных условиях) — третья группаруководители, не имеющие опты работы в экстремальных условиях).

Результаты аналитического рассмотрения особенностей психологических составляющих процесса реализации управленческих способностей в экстремальных ситуациях и их эмпирического изучения позволили сделать ряд выводов:

1) руководители, не имеющие опыта работы в экстремальных ситуациях, не рефлексируют значимость резистентности к психологическому влиянию и наличия навыков, способов самопомощи в стрессовых и кризисных ситуацияхнаиболее значимыми характеристиками деятельности руководителя не имеющие опыта работы в экстремальных условиях считают организационно-регулятивные и субъектные качества личностиреже всего опрошенные говорили о необходимости для руководителя, работающего в экстремальных условиях, высокого уровня как предметного, так и социального интеллекта;

2) определение Я-реального и Я-идеального руководителя, реализующего управление в экстремальных условиях иллюстрирует ряд фактов:

— Я-идеальное и Я-реальное в сфере управленческой деятельности руководителей, имеющих опыт работы в экстремальных условиях и не имеющих его, стремятся к совпадению, что свидетельствует как о высокой самооценке, так и о невыраженных тенденциях профессионального роста и личностного развития;

— руководители, не имеющие опыта работы, в отличие от имеющих таковой, рефлексируют собственные проблемные зоны реализации управленческих функцийрефлексируемые ими аспекты относятся к интеллектуальной сфере и субъектным качествам личности.

3) в отношении эмоциональной устойчивости в экстремальных условиях деятельности средний балл группы руководителей, не имеющих опыт работы в экстремальных ситуациях, (при незначительных индивидуальных отклонениях) в два раза превысил норму, что говорит об эмоциональной неустойчивости, о повышенном психическом напряжении в широком диапазоне жизненных и профессиональных ситуацийруководители, имеющие опыт в экстремальных условиях по существенным отличиям индивидуальных показателей были разделены на две подгруппы: эмоционально-устойчивых и тревожных.

4) около половины респондентов в целом получили результаты, свидетельствующие о среднем уровне нервно-психической устойчивости и моральной нормативностинизкие оценки по шкале «нервно-психическая устойчивость» интерпретируются следующим образом: как средняя толерантность к фрустрациям и стрессовым состояниямнеустойчивость интересовлабильность настроениянереалистичность и тенденции к иррациональным установкамотсутствие выдержкисредняя работоспособностьнаименьший результат представлен в первой группе, где большая часть опрошенных (74,4%) имеет низкий уровень нервно-психической устойчивости (1 — 4 по шкале НПУ) и соответственно, у них возрастает риск дезадаптации в стрессе (это обусловлено длительным воздействием стрессогенных факторов в процессе управленческой деятельности в экстремальных условиях, а также недостаточной последующей реабилитационной работой).

5) исследование особенностей и уровня социального интеллекта не выявило значимых различий между руководителями, имеющими и не имеющими опыт работы в экстремальных условиях, имеющими такой опыт и незнакомыми с практическими аспектами управленческой деятельностинеожиданными можно назвать результаты, указывающие на недостаточное развитие у руководителей логического мышления, несформированность социально-психологического прогнозирования и прогностических компонентов деятельности, а также затруднения при анализе ситуации, рефлексии ее возможных последствийполученные данные позволили предположить наличие у респондентов затруднений при необходимости комплексного анализа ситуации, восполнении смысловых пробелов и рефлексии текущих обстоятельств.

6) изучение социально-коммуникативной компетентности личности позволило оценить степень осведомленности участников исследования о социально-психологических явлениях и знания о коммуникации и интеракциивыявленные тенденции соотносились с результатами теста для измерения социального интеллекта, что позволило увидеть более полную картину ведущих детерминант успешной управленческой деятельности в экстремальных условияхрезультаты по отдельным шкалам теста «социально-коммуникативная компетентность» отклонились от нормативных, в наибольшей мере по таким шкалам, как «нетерпимость к неопределенности» и «фрустрационная нетолерантность».

7) в результате применения опросника УСК испытуемые были разделены на экстернальный и интернальный типы: общее число интерналов составило 69%, экстерналов — 31%.

8) дополнительными сведениями, выявленными в ходе диагностирования, являются такие:

— самооценки руководителей, имеющих и не имеющих опыт работы в экстремальных условиях, оказались адекватными при самоанализе коммуникативных качеств и умений и неадекватными относительно собственной ответственности, независимости и эмоциональной устойчивости;

— для не имеющих опыт работы в экстремальных условиях оказались характерны качества и тенденции, препятствующие успешной управленческой деятельности при воздействии экстремальных факторов: эмоциональная неустойчивость, зависимое поведение, высокая эмоциональная включенность в общение, наличие тенденции к защитному поведениюбыли выявлены также и особенности, позволяющие сделать благоприятный прогноз относительно успешности управленческой деятельности в экстремальных условиях руководителей, не имеющих опыта таковой, это прежде всего — наличие социальной адаптации, недирективность, низкая вероятность открытого агрессивного поведения, высокий уровень общей личностной активности, склонность к сотрудничеству и др.

Помимо этого нами был проведен анализ объективных факторов принятия управленческих решений в экстремальных условиях руководителями службы безопасности РФ на основе экспертных оценок и анализа имеющегося теоретико-экспериментального материала. В результате мы пришли к следующим выводам:

1) концептуальная модель реализации управленческих способностей в экстремальных условиях включает в себя пять уровней: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социальный, результирующий;

2) важнейшей составной частью реализации управленческих способностей в экстремальных условиях руководителями службы безопасности выступает готовность к принятию управленческого решения.

3) неготовность к принятию эффективного управленческого решения руководителями службы безопасности в экстремальных условиях сводится к таким объективным составляющим, как: невозможность количественно оценить рассматриваемые варианты решенийотсутствие четких границ сферы управления, в которой приходится принимать решениябольшое количество разнородных, подчас трудно сопоставимых факторовпрактически неповторимый характер возникновения проблемных ситуаций, неопределенность событий, условий и вопросов, по которым необходимо принимать решениямногопрофильность проблем, по которым руководителю службы безопасности приходится принимать решениявысокая степень эмоциональной насыщенности, ответственности и социальной значимости принимаемых решенийнедостаточная определенность последствий принимаемых решенийнеобходимость принятия решений в условиях рискаконфликтный характер событийдезинформация, различного рода помехи на фоне дефицита временинеобходимость сохранения служебной тайны, конфиденциальности информации при принятии многих решенийправовая регламентация решений и наличие властных полномочий;

4) экстремальные обстоятельства управленческой деятельности предъявляют высокие требования к психологии личности руководителя службы безопасности, функционирование которого сопровождается возникновением психологических трудностей и психологических барьеров;

5) управленческое решение может оказаться бездействующим в случае, если не задействован психологический механизм обеспечения эффективного функционирования руководителя в целом, основанный на: психологической готовности к обоснованию предписанийпсихологической готовности к адекватному формулированию предписанийпсихологической готовности к осуществлению контролирующих функцийпсихологической готовности к адекватной оценке подчиненныхпсихологической готовности к осуществлению критикипсихологической готовности к принятию критики.

Несмотря на выполненные задачи и реализованную цель исследования, а также на полученные теоретические и эмпирические данные, заявленная в диссертации проблема продолжает оставаться открытой для дальнейших научных поисков.

В качестве перспективных направлений дальнейших исследований в рамках обозначенного круга вопросов можно указать следующие:

— разработка программ оптимизации деятельности руководителей службы безопасности к управленческой деятельности в экстремальных условиях;

— отдельные исследования по совершенствованию психологической составляющей профессиональной подготовки управленческих кадров службы безопасности РФ;

— разработка модели реализации управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Методологический аспект проблемы способностей // Вопросы психологии. 1977. — № 5. — С. 170−173.
  3. B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. -М., 1999.
  4. А.В. Преодолеть себя. М., 1985.
  5. А.В., Воронин А. Б. и др. Развитие и диагностика способностей. М.6 Наука, 1991. — 177 с.
  6. Е.С., Дейнека О. С. Роль познавательных способностей в выполнении различных видов профессиональной деятельности // Диагностика профессиональных и познавательных способностей: Сб. науч. трудов. М.: ИПАН СССР, 1988. — С. 170 184.
  7. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. 339с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 448 с.
  9. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 189 с.
  10. Т.И. Развитие личности и ее способностей//Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. М.: Наука, 1982.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  12. В.А. Психологические проблемы повышенияэффективности управленческих решений руководителей органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1983.
  13. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978. — 302 с.
  14. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 352с.
  15. В.П., Беспалько Л. В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. Вып. 2(6). М.: Знание, 1989. -С. 3−53.
  16. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.6 Знание, 1983. — 96 с.
  17. А.В. Оптимизация профессионального самоутверждения кадров управления: Автореф.канд.психол.н. М., 2004.
  18. .М. Современная когнитивная психология. -М.6 Изд-во МГУ, 1998. 336 с.
  19. М. Продуктивное мышление / Под общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. -М.: Прогресс, 1987. 335 с.
  20. Ю.П. Социально-философские основы малого предпринимательства. Монография.- Ставрополь: Кавказский край, 2000.
  21. А.Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. Учебник. М.: Омега-Л., 2004. — 472 с.
  22. Г. Я. Основы менеджмента: Сущность, цели и задачи менеджмента. Самара, 1998.
  23. B.C. В поисках совершенного управления: руководство для высшего управленческого персонала. М., 1996.
  24. . Введение в науку управления.- М.: Прогресс, 1969.
  25. А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: Международный психолого-акмеологический конгресс-центр, 1997. — 299 с.
  26. А.А. Принятие политических решений: Учебное пособие. М.: КДУ, 2004. — 416 с.
  27. Е.В. Стратегическое управленческое решение и его оптимизация: Автореф.канд.психол.н. М., 2006.
  28. А.А., Лазаренко B.C. Психология развития личности: развитие познавательных способностей. Луганск, Шлях, 1998. -175 с.
  29. А.А., Ситников А. Л. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993.
  30. Л.Т., Гримак Л. П. Теоретическое и экспериментальное: проблемы управления психическим состоянием человека. В сб.: Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983. -С. 28−54.
  31. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие /Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 224с.
  32. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технол. шк. бизнеса, 1994.
  33. В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер Ком, 1999.-368 с.
  34. В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью: Автореф. дисс.канд.психол.н. -М.: ГАВС, 1992.-203 с.
  35. Т.В. Особенности памяти и мышления младшихшкольников, отстающих в развитии. М.6 Педагогика, 1973. — 150 с.
  36. М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1997.
  37. Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. М.: МФЦЭР, 2002.
  38. Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М., 1991. — С. 22−32.
  39. В.В. Мнемические компоненты целеобразования в мыслительной деятельности: Дисс.канд.психол.н.-М., 1977.
  40. А.И., Малявин А. В. Разработка управленческих решений. М.: МАЭП, 2000. — 110 с.
  41. Ильин С. С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: содержание, структура, диагностика: Автореф.канд.психол.н. -М., 1999.
  42. Е.П., Соколов А. Г. Управленческие решения: Учебник. СПб: ООО «Андреевский издательский дом». — 2005. -248 с.
  43. Т.С. Психология управления: учебное пособие. -Москва, 1997.
  44. А.В. Оптимизация развития управленческой Я-концепции руководителя: Автореф.канд.психол.н. М., 2004.
  45. СЛ. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск радиационной, химической и биологической защиты: Автореф. дисс.канд.психол.н. -М., 2000.
  46. А. Принципы психологической диагностики интегральных познавательных способностей // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: СГУ, 1989. — С. 14−37.
  47. А.С. Психолого-акмеологические условия развития управленческих способностей военного руководителя: Автореф. канд.психол.н. Ульяновск, 2003.
  48. Дж. П., Ковальски К. Дж. Успешно действующий руководитель: что он собой представляет? // Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997.- 176с.
  49. А.И. Психология управления. М., 1979.
  50. А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления//Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  51. В.П. Индивидуальная управленческая концепция в структуре личности и деятельности руководителя / В сб. Актуальные психологические проблемы управления в органах внутренних дел. -М: Академия МВД СССР, 1982.
  52. Е.П. Психологические особенности управленческих концепций руководителей (на материалах деятельности начальников городских, районных органов внутренних дел): Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1982.
  53. A.M. Активно-игровое обучение в подготовке военных кадров регулярной армии России: Монография. М., 2001. — 309 с.
  54. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — Т.2. — 221 с.
  55. А.Г., Михайлов Г. С. Психологические проблемы деятельности руководителя. М.: Народное образование, 2001.
  56. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. — 256 с.
  57. .Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности//Вопросы психологии. 1983.- № 5.
  58. Т.М. Психология безопасности субъекта экстремальной ситуации: Монография / Под ред. А. В. Непомнящего.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 252с.
  59. Кричевский P. J1. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993. — 352 с.
  60. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  61. Н.В. уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
  62. Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand тест» (руководство по использованию). — СПб., 1995. — 42 с.
  63. Г. Ф. Биометрия. М., «Высшая школа», 1973. — 343 с.
  64. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Автореф. дисс. д-ра психол.н. М., 1995.
  65. Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей / Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-169 с.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. Психол. произв.: В 2-х тт. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А.В. петровского. Т. 2. -М., 1983. 175 с.
  67. К. Управленческий консалтинг/Пер. с англ. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999.
  68. М. Теория социального управления. М., 1978.
  69. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — С. 266−269.
  70. А. Самоактуализация // Психология личности: тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 110.
  71. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. — Т.5. -№ 1. — С. 9−18.
  72. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982.- № 4. С. 5−17.
  73. В.В., Гуйвенко В. Н. Методика определения содержания полготвки военных специалистов на основе моделирования их профессиональной деятельности // Науч.-метод.журнал М.: В АД, 1992. — Вып. XXXV. — С. 41−46.
  74. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1998.-799 с.
  75. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Управление конфликтами, изменениями и стрессами. М., 1992.
  76. .З. и др. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  77. Е.Г. Психология управленческой карьеры: Дисс.. докт. психол. наук. М., 1994. — 486с.
  78. Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. М.: Тривола, 1996.
  79. А.Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя: Автореф. дисс. канд.психол.н. М., 1998.
  80. В.А. Продуктивность управленческой деятельности руководителей в системе государственной службы: Автореф. дисс.канд.психол.н. М., 2002.
  81. Настоящие и будущие руководители. Коммерсантъ. № 208/11, 18 ноября 2002 г.
  82. Н. А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными: Авторефер. дисс. канд. психол. наук. Иваново, 1998.
  83. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Науч. ред. А. А Радугин. М.: Центр, 1997. — 287 с.
  84. Основы социально-психологической теории: Учеб. пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов / Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Р. Б. Гительмахер и др. М: Междунар. пед. академ., 1995.-419с.
  85. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях: Дисс.канд.психол.н., М., 1997.
  86. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М: Политиздат, 1982.-255с.
  87. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 525с.
  88. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996. — 512с.
  89. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-256с.
  90. Д.Ю. Профессиональное Я кадров управления: содержание и пути развития: Автореф. дисс.кадн.психол.н. М., 2005.
  91. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998.- 672 с.
  92. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
  93. Е.В. Эффективность адаптации сотрудников налоговой полиции к деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дисс.канд.психол.н.- М., 1998.
  94. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М., 1972.
  95. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995.
  96. Н.П. Психологические основы продуктивности отношений в управленческой деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1993.
  97. С.В. Акмеологический подход в изучении профессионализма кадров управления в особых условиях деятельности. М.: МААН, 2001.
  98. A.M. Эффективность профессиональной деятельности руководящих кадров при принятии решений в особых условиях: Автореф. дисс.канд.психол.н. -М., 1998.
  99. В.П. Педагогический менеджмент. М., 2000. — 359с.
  100. Служебная карьера / Гусева А. С., Иглин В. А., Лытов Б. В. и др. / Под общ. ред. Е. В. Охотского. М.: ОАО «Изд-во Экономика», 1998.-302с.
  101. В.Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Учебно-методическое пособие Домодедово: ВИПК МВД России, 2003.-153с.
  102. Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 263 с.
  103. A.M. Менеджмент: основы организации. М.:1. ИНФРА-М., 1999.-247 с.
  104. И.О. Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений: Автореф. дисс.канд.психол.н. М., 2003.
  105. Г. В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения. Дисс. .канд.психол.наук.- Ставрополь, 2004. 203 с.
  106. Е.М. К проблеме устойчивости профессиональной деятельности госслужащих / Материалы научно-практической конференции молодых ученых Северного Кавказа. Пятигорск, 1997.
  107. С.В. Влияние профессионального самосознания руководителя на эффективность принятия управленческих решений: Автореф. дисс. канд.психол.н. М., 2003.
  108. .М. Избранные труды в 2-х тт. М.: Педагогика, 1985. Т.1.-329 е., Т.2−359 с.
  109. .М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
  110. В. А. Вопросы управления экономическими системами. Наука и жизнь. — 1961. — № 1.
  111. Л.И. Психология организаторской деятельности. -М.: Наука, 1980.
  112. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  113. Р.А. Управленческие решения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.-344 с.
  114. А.В. Методология психологического анализа управленческой деятельности. М., 1981.
  115. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. -М., Экономика, 1990.
  116. .Н. Продуктивность профессиональнойдеятельности управленческого персонала: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1998.
  117. К., Линдсей Г. Теории личности М.: Эксмо-пресс, 1 999 592 с.
  118. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002. — 272 с.
  119. В.И. Развитие управленческих способностей государственных служащих: Дисс.канд.психол.н., М., 2000.
  120. Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995. — 33с.
  121. В.В. Повышение психической устойчивости государственных служащих к экстремальным ситуациям акмеологическими методами: Автореф. дисс.канд.психол.н. М., 2003.
  122. ЧП: азбука поведения (действия работника правопорядка в экстремальных ситуациях). / Под ред. А. Ф. Майдыкова М.: Интердетектив, 1992. — 61с.
  123. В. Д. Введение в психологии (способности человека). М.6 МОСУ, 2001. — 66 с.
  124. В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологии- МОДЭК, 1997. -288с.
  125. В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. М., 1991. — С. 7−22.
  126. А.А. Оптимизация оценивания интеллектуальных способностей управленческих кадров: Автореф. дисс.канд.психол.н. М., 2001.
  127. Т. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера: Авторефер. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  128. В.М. Управленческая психология. М., 1984.
  129. Т. Социальная психология. Ростов-н/Д: Феникс, 1998.-544с.
  130. Д., Шультц С. Психология и работа. Спб.: Питер, 2003.- С.236
  131. А.В. Повышение эффективности деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях: Дисс.канд.психол.н.-М., 1997.
  132. Е.А., Белова Т. Н., Ульянинский JI.C. Эмоции в системной организации поведенческих актов. Системные механизмы устойчивости к эмоциональному стрессу. // Функциональные системы организма. М., 1987. — С.245−292.
  133. П.М. Технические способности и их изучение у учащихся // Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1964. — 260 с.
  134. Cattell R.B. Personality and learning theory. N.Y.: Spring, 1979. Boles S. A model of routine and creative problem solving // Journal of Creative Behavior. 24(3). — 1990.
  135. Eysenck H.J. Genius: The natural history of creativity. -Cambridge, 1995.
  136. Guilford J.P. Intelligence, creativity and their educational implications. San Diego, Calif., Knapp., 1968.
  137. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New -York: Mc-Gaw Hill, 1967
  138. Landau Erika. The profile of the Gifted Child// Kramer A. (ed.) Challenging their Potencial. New Perspectives and Alternatives.- New York, 1981.
  139. Raiffa H., Schlatfer A. Application statistical decision theory. N. Y., 1971.-315 p.
  140. Simont H., Hewel A. Heuristic problem solving: the next advance in operations research // Operat. Res. 1958. — Vol. — 6. — Jap. — P. 251.
  141. Sternberg R. General intellectual ability// Human abilities by R. Sternberg, 1985.P.5−31.
Заполнить форму текущей работой