Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философский аспект развития науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сюда относятся, во-первых, реальны с условия познания (исторические, социокультурные и др.), во-вторых, конкретные цели, установки, мотивы деятельности, которыми задаются соответствующие ориентиры и направление познавательной деятельности, в-третьих, принципы познания, в-четвертых, стиль мышления, обусловленный системой понятий, принятой в различных отраслях знания. В рамках этой модели… Читать ещё >

Философский аспект развития науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В. И. Вернадский писал, что «наука есть проявление отдельных свободных человеческих личностей, создание их свободной, сознательной воли»[1], и развивается она в «общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества» как часть мировой культуры («Наука одна для всего человечества»). Об этом же говорил и Нильс Бор при вручении ему Нобелевской премии: о взаимосвязи науки и культуры, роли философского мировоззрения как необходимом условии научной деятельности и др. В. И. Вернадский пишет: «Мы никогда не наблюдали в истории человечества науки без философии и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во все время ее существования»[2]. Причина этого, по мнению В. И. Вернадского, состоит в том, что «аппарат научного мышления несовершенен; он улучшается путем философской работы человеческого сознания. Здесь философия могущественным образом в свою очередь содействует раскрытию, развитию и росту науки»[3]. Ведущая роль в этом контексте принадлежит философии науки — одному из направлений философского знания. Вместе с тем философия науки является одним из течений современной философской мысли, взаимосвязанным с другими течениями, школами, направлениями. В начальной стадии сюда можно отнести Венский кружок, ставший идейным и организационным ядром движения логического позитивизма, возникшего в 1922 г. при кафедре философии Венского университета. В его состав входили Р. Карнап, Ф. Вайсман, Г. Фейгель, О. Нейрат, М. Шлик и др. Сторонники логического позитивизма выступили как приемники позитивистской субъективно-идеалистической традиции, идущей от Беркли, Юма. Они отказались от старого позитивизма, психологического и биологического подхода к познанию и пытались сочетать субъективно-идеалистический эмпиризм с методом логического анализа. Конечная цель такого подхода состояла в попытке реорганизации научного знания в системе «единой науки», сведения философии к логическому анализу языка.

К концу 30-х гг. XX в. Венский кружок перестал существовать, а в 1960;е гг. — потеряла свое значение как самостоятельное научное течение и логически-позитивная идея.

Заметный след в развитии философии оставил К. Поппер, предложив свою философскую концепцию критического рационализма, теорию роста научного знания, фальсификационизм как критерий демаркации науки от «метафизики» в отличие от принципа верификации, используемого логическим позитивизмом. Верификация — понятие, употребляемое в методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Согласно концепции Поппера, эмпирические и теоретические уровни знания органически связаны между собой. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений, в результате чего появляются условия, способы для решения более сложных научных проблем.

Идеи Поппера нашли свое развитие в идеалистическом направлении английской и американской философии «критического реализма» и используются для противопоставления между предметом познания и знанием субъекта о нем.

Одним из лидеров так называемой исторической школы в методологии и философии науки был американский ученый Кун Томас, выдвинувший концепцию исторической динамики научного знания. В ней автор представляет историю науки как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными школами. В основу модели научной деятельности таких школ их членами принимается совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок.

В рамках этой модели, по мнению Куна, происходит постепенное продуцирование входящих в нее систем, в результате это дает синергетический эффект. Кун признает объективный характер научного знания, в то же время считает его истинность относительной и отвергает какую-либо направленность развития науки.

Кун раскрыл некоторые диалектические характеристики развития науки, однако ошибочно противопоставил элементы дискретности и непрерывности, относительности и абсолютности в развитии научного знания.

Некоторые идеи Куна, Поппера развил американский ученый австрийского происхождения — представитель философии науки П. К. Фейерабенд.

Метолологическая концепция Фейерабенда («эпистемологический анархизм») явилась итогом критики позитивистской методологии некоторых идей Поппера и Куна и опирается на принцип пролиферации (размножения) теорий: чем больше теорий, несовместимых с признанными, тем динамичнее развитие науки.

Принцип пролиферации призван обосновать плюрализм в методологии научного знания. Соединение плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм: каждый ученый может изобретать свои собственные теории, не обращая внимания на критику и противоречия. По мнению Фейерабенда, деятельность ученого не должна подчиняться никаким рациональным нормам. Следует освободить общество от «диктата науки», отделив науку от государства. Однако его концепция сильно противоречит реальной научной практике.

Ретроспективный взгляд на исторический контекст развития философии науки показывает, насколько важной является связь науки и философии, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Ученые признают, что мы никогда не сможем полностью разделить научные и философские аспекты человеческого понимания.

Вместе с тем философию и науку как специфические формы познавательной деятельности разделяют условные границы — предпосылки познавательной деятельности.

Сюда относятся, во-первых, реальны с условия познания (исторические, социокультурные и др.), во-вторых, конкретные цели, установки, мотивы деятельности, которыми задаются соответствующие ориентиры и направление познавательной деятельности, в-третьих, принципы познания, в-четвертых, стиль мышления, обусловленный системой понятий, принятой в различных отраслях знания.

Поэтому только путем конвергенции научного знания, добытого в результате познавательной деятельности науки и философии науки, можно понять и объяснить противоречие картины мира, сложные экономические и социальные проблемы.

  • [1] Труды по истории науки в России //В. И. Вернадский. М.: Наука, 1988. С. 334.
  • [2] Там же. С. 74.
  • [3] Избранные труды по истории науки // В. И. Вернадский. М., 1981. С. 67.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой