Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Договорные (контрольные) органы системы ООН по правам человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функции договорных органов. Будучи созданными в целях осуществления контроля за деятельностью государствучастников по имплементации соответствующих договоров и выработки рекомендаций по совершенствованию их имплементации, комитеты наделены необходимой компетенцией. Основной функцией договорных органов является рассмотрение докладов государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь… Читать ещё >

Договорные (контрольные) органы системы ООН по правам человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ныне действующие основные международные договоры в области прав человека обеспечены специальными органами, которые призваны осуществлять контроль за выполнением государствами-участниками обязательств по поощрению и защите прав человека, закрепленных в соответствующих международных договорах. Эти органы функционируют в виде международных комитетов независимых экспертов, известных как договорные органы (комитеты) по правам человека. По состоянию на конец 2010 г. насчитывалось десять таких договорных органов по правам человека:

  • • Комитет по ликвидации расовой дискриминации, который наблюдает за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г.;
  • • Комитет по правам человека, который наблюдает за осуществлением Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и второго Факультативного протокола к нему;
  • • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который наблюдает за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;
  • • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, который наблюдает за выполнением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979 г.;
  • • Комитет против пыток, который наблюдает за выполнением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
  • • Подкомитет по предупреждению пыток, учрежденный в 2002 г. на основании Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 г.;
  • • Комитет по правам ребенка, который наблюдает за выполнением Конвенции о правах ребенка 1989 г. и двух Факультативных протоколов к ней;
  • • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, который наблюдает за выполнением Международной конвенции о защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семей, 1990 г.;
  • • Комитет по правам инвалидов, который наблюдает за выполнением Конвенции о правах инвалидов, 2006 г.;
  • • Комитет по насильственным исчезновениям, который наблюдает за выполнением Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений, 2006 г.[1]

Договорные органы созданы в соответствии с положениями вышеперечисленных основных конвенций по правам человека, за исключением Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, учрежденного решением ЭКОСОС в 1985 г. Положения о формировании состава договорных органов содержатся в соответствующих международных договорах по правам человека.

Согласно соответствующим положениям международных договоров в состав договорных органов входят от 10 до 23 экспертов, избираемых сроком на четыре года из списка лиц, представленных государствами — участниками соответствующей конвенции, на совещании государств-участников тайным голосованием. Исключением является Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, члены которого избираются Экономическим и Социальным советом ООН из списка лиц, представленных государствами — участниками Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В ходе процедуры избрания членов всех договорных органов принимается во внимание справедливое географическое распределение и (за исключением Комитета против пыток) представительство основных правовых систем. При избрании членов Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам наряду с представительством различных правовых систем учитывается также представительство различных социальных систем. При этом во время избрания экспертов Комитета против пыток и Комитета по правам человека уделяется внимание целесообразности участия нескольких лиц, имеющих юридический опыт. На практике большинство экспертов каждого из комитетов, как правило, имеют высшее юридическое образование. Кроме того, при избрании членов Комитета по правам человека, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитета по ликвидации расовой дискриминации принимается во внимание представительство различных форм цивилизации.

В соответствии с положениями конвенций по правам человека в состав договорных органов должны входить лица, обладающие высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Члены комитетов избираются из числа граждан государств — участников соответствующей конвенции.

Функции договорных органов. Будучи созданными в целях осуществления контроля за деятельностью государствучастников по имплементации соответствующих договоров и выработки рекомендаций по совершенствованию их имплементации, комитеты наделены необходимой компетенцией. Основной функцией договорных органов является рассмотрение докладов государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признанных в универсальных договорах, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; на основании изучения докладов и других материалов комитеты высказывают государствам-участникам конкретные рекомендации. К функциям договорных органов по правам человека относится также формулирование замечаний общего порядка, которые делаются в форме разъяснений положений соответствующих конвенций и призваны помочь государствам-участникам претворять в жизнь положения этих конвенций. Эти две функции являются общими для всех договорных органов без исключения. Кроме того, ряд договорных органов при соблюдении необходимых условий осуществляют также следующие функции:

  • а) рассматривают сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством-участником положений соответствующего договора;
  • б) рассматривают сообщения от какого-либо государства — участника соответствующего договора, утверждающего, что другое государство-участник не выполняет свои обязательства по соответствующему договору.

Рассмотрение межгосударственных жалоб. Этой функцией, присущей некоторым договорным органам (Комитету по правам человека, Комитету против пыток, Комитету по ликвидации расовой дискриминации и Комитету по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей), является рассмотрение жалоб одного государства на другое государство. Любое государство — участник соответствующей конвенции может направить в комитет сообщение с утверждением о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по соответствующей конвенции. Однако это сообщение может делаться лишь в тех случаях, когда обе стороны заявили, что они признают компетенцию договорного органа получать и рассматривать такие сообщения. Данный механизм является факультативным для государств — участников соответствующих конвенций, которые вправе признавать или не признавать указанную компетенцию комитетов. Особенность этой функции применительно к Комитету по ликвидации расовой дискриминации состоит в том, что данный комитет вправе рассматривать сообщение одного государства в отношении другого вне зависимости от признания соответствующими государствами этой компетенции за комитетом. Хотя этот механизм существует достаточно давно, в договорные органы пока не поступило ни одной жалобы такого рода. Для справки уточним, что правом на рассмотрение межгосударственных жалоб обладают: Комитет по пыткам, Комитет по трудящимся мигрантам, Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации, Комитет по гражданским и политическим правам, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Рассмотрение индивидуальных сообщений. Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений в комитетах действует в соответствии с положениями четырех универсальных договоров по правам человека и согласно факультативным протоколам к четырем другим универсальным договорам. Данный механизм предусмотрен:

  • • Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах,
  • • Факультативным протоколом к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 2008 г.[2],
  • • Факультативным протоколом к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
  • • Факультативным протоколом к Конвенции о правах инвалидов 2006 г.,
  • • ст. 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,
  • • ст. 14 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
  • • ст. 77 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (по состоянию на I декабря 2010 г. процедура индивидуальных сообщений не вступила в силу),
  • • ст. 31 Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. (по состоянию на 1 декабря 2010 г. процедура индивидуальных сообщений не вступила в силу).

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений применима только к государствам, которые признали компетенцию комитетов на получение и рассмотрение индивидуальных сообщений, сделав соответствующее заявление согласно положениям конвенции или став участниками соответствующего факультативного протокола. В этой связи правом на подачу индивидуальных сообщений в договорные органы обладают только лица, подпадающие под юрисдикцию государств, которые признали компетенцию соответствующего комитета на получение и рассмотрение индивидуальных жалоб. При этом рассмотрению подлежат жалобы на нарушения государством прав человека, имевшие место после признания соответствующим государством компетенции комитета рассматривать индивидуальные жалобы.

Комитет, обладающий необходимой компетенцией, получает и рассматривает индивидуальные жалобы в соответствии с положениями конвенции (факультативного протокола), а также согласно собственным правилам процедуры. Индивидуальные сообщения, подаваемые физическими лицами в договорные органы, первоначально попадают в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, обеспечивающее работу всех комитетов, за исключением Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (который обслуживает Отдел по улучшению положения женщин), и выполняющее функции секретариата комитетов. На этом этапе проводится предварительное рассмотрение индивидуального сообщения. Его задача — удостовериться в том, что:

  • а) сообщение относится к государству — участнику соответствующей конвенции, признавшему компетенцию комитета получать и рассматривать индивидуальные жалобы;
  • б) факты, приведенные в сообщении, имеют отношение к соответствующему международному договору по правам человека;
  • в) сообщение не является беспредметным.

После выяснения всех необходимых вопросов секретариат Управления Верховного комиссара ООН по правам человека составляет справку по делу, которая представляется одному из экспертов соответствующего комитета, выступающего в качестве специального докладчика комитета по новым сообщениям. Этот член комитета принимает решение о регистрации сообщения и его направлении государствуучастнику для представления письменного ответа.

В компетенцию соответствующего комитета (специального докладчика) также входит принятие решения о том, следует ли обратиться к государству-участнику с просьбой о применении временных мер защиты. На практике договорные органы придерживаются позиции, согласно которой выполнение государствами просьб о временных мерах защиты является неотъемлемой частью обязательств государстваучастника согласно конвенциям (факультативным протоколам), а любое невыполнение таких просьб рассматривается как нарушение указанных международно-правовых договоров. Требование временных мер защиты выдвигается, как правило, по делам: а) связанным со смертным приговором;

  • б) в которых жертве грозит неминуемая депортация или экстрадиция в страну, где она подвергается риску пыток;
  • в) о последствиях экономической деятельности, наносящей ущерб окружающей среде и угрожающей образу жизни коренных народов.

Значение, которое договорные органы придают временным мерам, демонстрирует следующий пример. В 2000 г. Комитет по правам человека впервые рассмотрел вопрос о правовых последствиях неисполнения государствомучастником просьбы о применении временных мер защиты. Рассмотрев индивидуальное сообщение Данте Пиандионга и других лиц в отношении Филиппин (сообщение № 869/1999), Комитет пришел к выводу о том, что, становясь участником Факультативного протокола к Пакту, государство принимает на себя обязательство добросовестно сотрудничать с Комитетом, в том числе предоставлять ему возможность рассмотреть индивидуальное сообщение. По мнению Комитета, действуя с целью затруднения работы Комитета или воспрепятствования рассмотрению сообщения, государство-участник «грубо нарушает» свои обязательства, вытекающие из Факультативного протокола. Так, государство нарушает свои обязательства по Факультативному протоколу, если, получив уведомление о рассмотрении Комитетом сообщения, оно приводит в исполнение смертный приговор в отношении автора сообщения.

За последние годы Комитет по правам человека и Комитет против пыток потребовали применить временные меры защиты более чем по 200 делам (в основном по отложению исполнения приговора или временной приостановке действия распоряжений об экстрадиции или депортации). Лишь в редких случаях эти требования не были удовлетворены. Такой высокий уровень исполнения требований укрепляет статус квазисудебных процедур рассмотрения сообщений.

Что касается самой процедуры рассмотрения сообщений, то в соответствии с положениями конвенций и факультативных протоколов заседания комитета или его рабочей группы, на которых рассматриваются индивидуальные сообщения, являются закрытыми. В соответствии с правилами процедуры сообщения рассматриваются в порядке их поступления в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, если комитет или рабочая группа не примет иного решения. В то же время комитет может принять решение об одновременном рассмотрении двух или более сообщений.

Согласно положениям конвенций и факультативных протоколов договорные органы сначала рассматривают вопрос о приемлемости сообщения. В случае признания индивидуального сообщения приемлемым комитет рассматривает сообщение по существу. В настоящее время фактически все договорные органы, рассматривающие индивидуальные сообщения, на практике придерживаются правила, сводящегося к тому, что на одном пленарном заседании комитета рассматриваются и вопрос о приемлемости сообщения, и (в случае признания сообщения приемлемым) о рассмотрении его по существу. Договорный орган (специальный докладчик) может принять решение о раздельном рассмотрении вопроса о приемлемости сообщения и о его рассмотрении по его существу, несмотря на то, что соответствующее полномочие комитета (специального докладчика) не оговаривается правилами процедуры договорных органов. Исключением является Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

В случае принятия решения о раздельном рассмотрении вопроса государство-участник в течение установленного комитетом срока, который обычно составляет два месяца после получения государством индивидуального сообщения, направляет представление, касающееся только вопроса о приемлемости сообщения. После этого комитет принимает решение о приемлемости сообщения. Если комитет объявляет данное сообщение приемлемым, то он переходит к рассмотрению вопроса по существу.

Основные условия приемлемости индивидуальных сообщений сводятся к следующим аспектам: a) ratione personae (в отношении лица); б) ratione loci (в отношении места); в) ratione temporis (в отношении времени). Для того чтобы комитет признал индивидуальное сообщение приемлемым, он должен обладать юрисдикцией по всем трем пунктам.

Во-первых, комитет должен обладать юрисдикцией ratione personae (в отношении лица), т. е. сообщение должно быть подано лицом (группой лиц), которое утверждает, что оно лично стало жертвой нарушения конвенции со стороны государства, признавшего компетенцию комитета рассматривать индивидуальные сообщения. Нарушение прав человека, о котором говорится в сообщении, должно приписываться соответствующему государству, в частности, в связи с тем, что данное нарушение совершено властями этого государства. Комитеты считают неприемлемым любое индивидуальное сообщение, которое является анонимным. Сообщение должно подаваться одним лицом или несколькими лицами, которые утверждают, что они лично стали жертвами нарушения положений какого-либо международного договора по правам человека. Однако согласно правилам ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах сообщения могут подаваться меньшинствами в том случае, если они представлены от их имени одним или несколькими лицами. Тем не менее с учетом требования ст. 1 Факультативного протокола о том, что сообщение должно касаться конкретных жертв нарушений акта, несомненно, право меньшинств, закрепленное в ст. 1 Пакта, не подлежит процедуре по Факультативному протоколу. Не могут подавать сообщения как жертвы нарушения прав человека и юридические лица.

Во-вторых, комитет должен обладать территориальной юрисдикцией — ratione loci (в отношении места), т. е. нарушение конвенции должно иметь место на территории государства, признавшего компетенцию комитета рассматривать индивидуальные сообщения, или в месте, находящемся под юрисдикцией данного государства.

В-третьих, комитет должен обладать юрисдикцией гаtione temporis (в отношении времени), т. е. нарушение конвенции, жертвой которого стало подавшее сообщение лицо, должно произойти после признания государством компетенции комитета рассматривать индивидуальные сообщения. Из данного правила возможны исключения. Так, например, Комитет по правам человека установил, что он обладает юрисдикцией ratione temporis, если нарушение конвенции, произошедшее до признания государством соответствующей компетенции Комитета, имеет длительные последствия, распространяющиеся также на период после признания государством компетенции Комитета рассматривать индивидуальные сообщения.

Помимо указанной группы условий приемлемости, конвенции (факультативные протоколы) предусматривают ряд других условий. В частности, договорные органы не рассматривают никаких сообщений от какого-либо лица до тех пор, пока не удостоверятся в выполнении еще двух условий: а) сообщение не рассматривается в рамках иной процедуры международного разбирательства; б) исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Эти два условия приемлемости являются восстанавливаемыми (или приостанавливаемыми) в том смысле, что они могут удовлетворяться даже после первоначального представления сообщения. Тот факт, что данные условия приемлемости являются восстанавливаемыми, отражается в правилах процедуры комитетов. Они предусматривают возможность пересмотра решения о приемлемости по письменной просьбе со стороны соответствующего лица, которая содержит информацию о том, что одна или обе эти причины неприемлемости более не применимы.

Признав сообщение приемлемым, комитет переходит к рассмотрению дела по существу. В тех случаях, когда стороны представили информацию, касающуюся вопросов приемлемости и существа, или когда решение относительно приемлемости уже было принято и стороны представили информацию по существу, комитеты рассматривают сообщение в свете всей информации, представленной им заявителем или от имени заявителя и соответствующим государствомучастником. После этого комитеты формулируют свои выводы. До этого момента комитет может передать данное сообщение на рассмотрение рабочей группы или специального докладчика для представления рекомендаций комитету. Комитет, рабочая группа или специальный докладчик может в любой момент в ходе рассмотрения дела запросить и получить от органов или специализированных учреждений ООН или других источников любой документ, который может способствовать рассмотрению индивидуального сообщения.

Рассмотрение существа жалобы включает возможность обеих сторон представлять свои доводы и, в зависимости от степени полномочий, возможность собирать информацию об инциденте, которая поможет в вынесении решения. Все материалы, представляемые автором сообщения и государством-участником, передаются другой стороне, которая вправе высказывать по ним свои комментарии в установленный комитетом срок. Для автора сообщения этот срок обычно составляет два месяца. После этого дело считается готовым для рассмотрения и принятия решения комитетом. При неполучении ответа от государства-участника комитет рассматривает сообщение на основании первоначально представленной информации. Как правило, индивиду (автору сообщения) предоставляется право последним высказать свои замечания по поводу объяснений или заявлений государства-участника. Государство воздерживается от последующих комментариев. Все договорные органы, обладающие соответствующей компетенцией, рассматривают индивидуальные сообщения по существу на основании всей имеющейся информации, полученной от подавшего жалобу лица и от заинтересованного государства.

После того как сообщения признаны приемлемыми и рассмотрены по существу, договорные органы формулируют свои соображения («opinion»), которые направляются лицу, подавшему жалобу, и соответствующему государствуучастнику. Как правило, соответствующему государствуучастнику предлагается представить в комитет в конкретные сроки информацию о мерах, которые это государство принимает в соответствии с выводами комитета. В частности, после вынесения Комитетом по правам человека решения, согласно которому было установлено, что лицо, подавшее индивидуальное сообщение, является жертвой нарушения государством-участником прав в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах, данному государству необходимо в течение трех месяцев представить информацию о принятых им мерах для осуществления соображений комитета. Основанием для подобного требования является гарантия, данная лицу государством-участником в соответствии с правилами п. 3 ст. 2 Пакта эффективно обеспечить правовую защиту этому лицу от любого нарушения его прав. Комитет объявляет, что жертва нарушения имеет право на эффективное средство правовой защиты, а на государство, ответственное за нарушение, налагается соответствующее обязательство в соответствии с нормами международного права, предоставить средства правовой защиты. После этого комитет переходит к выражению собственной точки зрения относительно того, что с учетом обстоятельств дела могло бы являться эффективным средством правовой защиты. Заявления комитета об эффективном средстве правовой защиты могут варьироваться от освобождения или замены смертной казни другим видом наказания до компенсации или нового судебного разбирательства.

Правила процедуры комитетов, за исключением Комитета по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, предусматривают механизм контроля за выполнением решений («соображений») по индивидуальным сообщениям, осуществляемый в той или иной форме. Например, Комитет по правам человека начиная с 1990 г. назначает Специального докладчика по контролю за выполнением решений Комитета с целью установления мер, принятых государством для реализации соображений комитета. Специальный докладчик вправе устанавливать контакты и совершать действия, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на него по мандату. Специальный докладчик дает комитету рекомендации в отношении дальнейших действий. Он обязан также регулярно докладывать комитету о своей деятельности по контролю за выполнением решений комитета.

Принятие замечаний общего порядка. Важное место среди функций конвенционных комитетов занимает принятие замечаний общего порядка. Все договорные органы компетентны принимать замечания общего порядка. Комитеты путем составления своих замечаний общего порядка стремятся сделать опыт, накопленный на настоящий момент, доступным для всех государств-участников, с тем чтобы содействовать дальнейшему претворению ими в жизнь соответствующего международного договора по правам человека. Комитеты обращают внимание государств-участников на недостатки, вскрытые во многих докладах. Они предлагают улучшение процедуры представления докладов и призывают активизировать деятельность соответствующих государствучастников, международных организаций и специализированных учреждений, направленную на прогрессивное и эффективное обеспечение полного осуществления прав, признаваемых международными договорами.

Таким образом, договорные органы принимают замечания общего порядка, в первую очередь ориентируясь на процедуру представления и рассмотрения докладов государствучастников. Вместе с тем замечания общего порядка принимаются и по вопросам, не связанным с процедурой представления и рассмотрения докладов, в частности, в отношении процедуры индивидуальных сообщений.

На основе анализа замечаний общего порядка на предмет рассматриваемых в них вопросов можно разделить все замечания общего порядка на две основные группы. К первой группе следует отнести замечания общего порядка, касающиеся общих вопросов исполнения обязательств государств-участников соответствующих международных договоров в целом. Данную группу замечаний общего порядка можно подразделить на две подгруппы: замечания общего порядка, в которых рассматриваются вопросы природы обязательств государств-участников, применения соответствующей конвенции во внутреннем праве и ее осуществления на национальном уровне; замечания общего порядка в отношении обязательств государств-участников по представлению докладов.

Во вторую группу входят замечания общего порядка, касающиеся толкования прав человека, закрепленных в международных договорах по правам человека, и других положений соответствующих конвенций, а также иных вопросов, связанных с применением конвенций и факультативных протоколов к ним. Эта группа тоже может быть разделена на две подгруппы: замечания общего порядка, раскрывающие содержание закрепленных в международных договорах прав и свобод человека, а также определенных понятий, используемых в конвенциях, например понятия «семья»; замечания общего порядка относительно толкования иных положений международных договоров по правам человека и иных вопросов, возникающих в связи с международными договорами по правам человека.

Договорные органы вносят значительный вклад в дело защиты прав человека, добиваясь положительных результатов, а именно:

  • • государства вносят изменения в законодательство в части обеспечения прав человека;
  • • деятельность комитетов способствует совершенствованию государствами правоприменительной практики;
  • • государства, участвующие в одной из базовых для комитетов конвенций, постепенно становятся участниками других базовых конвенций;
  • • договорные органы вносят вклад в процесс отказа государств-участников от оговорок, сделанных ими к международным договорам по правам человека;
  • • комитеты привлекают неправительственные организации к защите прав человека, осуществляемой в рамках механизма, предусмотренного универсальными конвенциями;
  • • договорные органы информируют население государств-участников о правах человека в целом и о работе комитетов в частности. Чтобы деятельность договорных органов носила наиболее открытый характер, комитеты проводят регулярные пресс-конференции, приглашают средства массовой информации присутствовать на открытых заседаниях. Более того, договорные органы рекомендуют государствамучастникам публиковать свои периодические доклады, а также делают доступными для широкой общественности заключительные замечания и иные свои документы, в том числе путем их размещения в сети Интернет (на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека);
  • • договорные органы, осуществляя мониторинг ситуации с правами человека в государствах всего мира, тем самым способствуют предупреждению грубых и массовых нарушений прав человека;
  • • комитеты используют процедуры срочного реагирования, в частности, запрашивают у государств-участников внеочередные доклады в связи с угрозой или фактами грубых нарушений прав человека.

Вместе с тем работе конвенционных комитетов присущ ряд существенных недостатков. В частности, все они испытывают недостаток времени по причине большой рабочей нагрузки, с одной стороны, и малой продолжительности, а также редкой периодичности сессий комитетов, с другой стороны, в связи с чем рассмотрение докладов государств и индивидуальных жалоб затягивается на годы. Имеют место также параллелизм и дублирование функций между различными конвенционными комитетами, в том числе ввиду пересекающейся компетенции комитетов. Еще одним недостатком в работе договорных органов является слабый контроль за выполнением своих решений (заключительных замечаний и соображений).

На совещаниях председателей договорных органов и межкомитетских совещаниях уделяется существенное внимание вопросам усиления взаимодействия договорных органов, принимаются соответствующие рекомендации комитетам. Указанные ежегодные совещания и стали тем основным местом, где в настоящее время идет обобщение предложений различных договорных органов и их членов, а также осуществляется разработка на основе этих предложений новых подходов и подготовка проектов документов, направленных на усиление эффективности деятельности договорных органов.

В заключение данного раздела приведем конкретный пример о влиянии договорных органов по правам человека на разрешение конкретной проблемы. Показательным является казус с эвенкийской ГЭС1 и рекомендацией Комитета по ликвидации расовой дискриминации.

Правозащитные организации малочисленных коренных народов России выражали глубокую тревогу по поводу запланированного строительства крупной ГЭС в Эвенкийском районе Красноярского края. В 2008 г. правительство России утвердило план строительства плотины, которую должно возводить ОАО «РусГидро» (компания, в которой 60% акций принадлежит государству). Предполагалось, что в результате строительства плотины будет затоплено примерно 1 млн га леса и 6 поселков, и потребуется переселить примерно 5 000 человек, в том числе 1 600 эвенков. Строительство плотины вызвало бы значительные экологические последствия для прилегающих районов, включая существование растений и животных, от которых традиционно зависели эвенки. Согласно неофициальному опросу, проведенному в 2009 г., свыше 90% жителей Эвенкийского муниципального района проголосовало бы против строительства этой ГЭС.

Проект строительства вызвал оживленную общественную полемику как на местном, так и на всероссийском уровне и привлек к себе внимание международного сообщества. В 2008 г. Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН обратился к правительству Российской Федерации с настоятельным призывом более не поддерживать этот проект (см. CERD/C/RUS/CO/19). Было высказано опасение, что этот проект осуществлялся бы в нарушение ст. 18 Деклара- ' Эвенкийская гидроэлектростанция — проектируемая ГЭС на реке Нижняя Тунгуска, в Красноярском крас. В случае реализации проекта станет крупнейшей ГЭС России и одной из самых крупных в мире.

ции о правах коренных народов 2007 г., в которой подтверждается право коренного населения на участие в процессе принятия решений, затрагивающих их права, и в нарушение ст. 10 Декларации, в которой предусматривается, что «никакое перемещение не осуществляется без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов и производится после заключения соглашения, предусматривающего справедливую и честную компенсацию».

В итоге, в апреле 2010 г. проект Эвенкийской ГЭС был исключен из генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики в России[3].

  • [1] Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений2006 г. вступила в силу 23 декабря 2010 года.
  • [2] По данным на 1 марта 2011 г. в силу не вступил.
  • [3] Эвенкийская ГЭС исключена из новой генсхсмы электроэнергетики РФ. Доступно на 01.11.2010 г.: http://eco.rian.ru/business/20 100 428/227859368.html.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой