Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Суд и судопроизводство в Древней Руси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В древнерусском судопроизводстве применялся состязательный процесс, основанный на началах процессуального равноправия сторон, разделения функций между судом и тяжущимися сторонами, при котором последние сами являются двигателем всех процессуальных действий. Обе стороны при разбирательстве назывались истцами. В этом случае суд выступал в роли арбитра между сторонами. Судебный процесс был гласным… Читать ещё >

Суд и судопроизводство в Древней Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В древнерусском судопроизводстве применялся состязательный процесс, основанный на началах процессуального равноправия сторон, разделения функций между судом и тяжущимися сторонами, при котором последние сами являются двигателем всех процессуальных действий. Обе стороны при разбирательстве назывались истцами. В этом случае суд выступал в роли арбитра между сторонами. Судебный процесс был гласным и устным.

Суду могли предшествовать определенные следственные действия — гонение следа, заклич и свод.

Гонение следа — розыск преступника по оставленным следам. Закон предусматривал специальные формы признания доказательности этого процессуального действия (ст. 77 Пространной Правды). Если след привел к дому конкретного человека — он и считался преступником, если просто в село — ответственность несла вервь, если терялся на дороге — поиск прекращался. Гонение следа осуществляли сами потерпевшие, их близкие, члены общины и (или) добровольцы.

Если ни утраченная вещь, ни похититель не были найдены, потерпевший мог прибегнуть к закличу — объявлению на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-то опознает украденное или потерянное имущество у другого лица.

Человек, у которого в течение трех дней с момента заклича пропажа обнаруживалась, оказывался в роли ответчика (ст. 32, 34 Пространной Правды).

В случае заявления последнего о правомерности сделанного им приобретения начинался процесс свода (ст. 35−39 Пространной Правды), представлявший собой нечто вроде очной ставки. Доказательством добросовестности приобретения служило указание на лицо, от которого вещь была получена. Свод продолжался, пока не находился человек, не способный дать необходимые объяснения — он-то и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, поиск продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод. Важнейшим условием решения вопроса являлись показания двух свидетелей или мытника — сборщика торговых пошлин.

Вообще закон предусматривал целую систему доказательств, где показания свидетелей занимали важнейшее место. Древнерусское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов.

Видоки — это непосредственные очевидцы случившегося, свидетели в современном смысле слова. Послухи — лица, слышавшие о происшествии от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук; иногда свидетели «доброй славы» стороны, подтверждающие, что истец — человек, заслуживающий доверия. В применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, но некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока оскорбления действием и т. д.).

При недостаточности доказательств могли использоваться ордалии — способ выяснения правоты или виновности сторон путем так называемого «суда Божьего» (испытания). Использовалось два основных вида испытаний: " поле" (судебный поединок, нечто вроде дуэли) и испытание железом и водой. Победивший в «поле» -поединке считался выигравшим дело, поскольку предполагалось, что Бог помогает правому[1]. Испытания железом (хождение по раскаленным углям, доставание раскаленного железа из костра) применялось в более серьезных случаях, чем испытание водой (доставание предмета из кипятка, опускание связанным в водоем и др.). Впрочем, Русская Правда, посвящающая последним три статьи, не раскрывает их содержания, порядка проведения.

По небольшим делам при отсутствии дополнительных доказательств применялась присяга — «рота» («крестное целование»). Ротой подтверждалось или опровергалось наличие какого-нибудь события, факта.

В некоторых случаях определяющее значение могли иметь вещественные доказательства, внешние признаки (находка украденного, синяки и кровоподтеки на теле для доказательства избиения).

В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

В церковном суде, как полагают некоторые исследователи, применялся инквизиционный (розыскной) метод со всеми его атрибутами, в том числе и пыткой, однако какихлибо доказательств этого нет.

Князья, их посадники и тиуны выполняли функции судей в судебном процессе, взимая за это определенную сумму.

Таким образом, Древнерусское государство и его исторические преемники имели уже вполне развитую правовую систему. Она заложила основу для развития русского права на многие века вперед и повлияла на право некоторых соседних с Русью народов.

  • [1] О существовании «поля» нам известно в основном из летописей. В самой Русской Правде и иных законах о «поле» не упоминается.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой