Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Босния и Герцеговина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно конституции Босния и Герцеговина является парламентской демократической республикой, в которой государственная власть реализуется парламентской ассамблеей, президиумом Боснии и Герцеговины и Советом министров. Законодательную власть осуществляет Парламентская ассамблея, которая имеет двухпалатную структуру (палата народов и палата представителей). Палата народов состоит из 15 депутатов… Читать ещё >

Босния и Герцеговина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ноябре 1990 г. в Боснии и Герцеговине прошли первые выборы на основе многопартийности. В результате голосования большинство мест в обеих палатах парламента заняли национальные партии: Партия демократических действий (мусульман), Сербская демократическая партия и Хорватское демократическое содружество. Формирование парламента на основе преобладания национальных партий способствовало обострению межэтнических конфликтов в Боснии и Герцеговине.

В октябре 1991 г. парламент Боснии и Герцеговины (скупщина) большинством голосов от мусульманской Партии демокритических действий и Хорватского демократического содружества принял Меморандум о суверенной Боснии и Герцеговине. Депутаты Сербской демократической партии покинули в знак протеста заседание скупщины, в результате чего в октябре 1991 г. была сформирована скупщина сербского народа в Боснии и Герцеговине.

Провозглашение независимости Боснии и Герцеговины привело к резкому обострению межнациональных противоречий, которые с апреля 1992 г. приняли характер военных действий. В урегулировании югославского кризиса и конституционном разрешении межэтнических конфликтов в Боснии и Герцеговине в 1991—1994 гг. активное участие принимали СБСЕ, ЕС, ООН, Международная конференция по бывшей Югославии, а также другие международные организации. На завершающем этапе переговоров, длившихся все это время, решающая роль отводилась НАТО, которая в процессе урегулирования боснийского конфликта использовала все методы — от ведения переговоров, предъявления ультиматумов до использования вооруженных сил.

В период с 1992 по начало 1994 г. на переговорах между представителями мусульманской, сербской и хорватской сторон международное сообщество предлагало несколько моделей территориально-государственного устройства Боснии и Герцеговины: создание конфедерации, разделенной на районы по национальному признаку; сохранение единого государства с тремя административно-территориальными единицами, образованными по национальному признаку; создание государства с самостоятельными провинциями и т. д. В феврале 1994 г. переговоры были сорваны, а инициатива урегулирования конфликта перешла к США. Было решено образовать контактную группу, которая возглавит прерванный переговорный процесс. По инициативе этой контактной группы была создана Федерация Босния и Герцеговина, объединившая в своем составе территории, контролируемые боснийцами и хорватами. Данное образование должно было вести переговоры с Республикой Сербской. Переговоры протекали очень сложно, периодически прерывались военными действиями противоборствующих сторон. В ноябре 1995 г. в городе Дейтон (США) состоялись решающие переговоры, в основу которых были положены согласованные базовые принципы и соглашения о прекращении огня. 21 ноября 1995 г. было заключено Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, которое было подписано 14 декабря 1995 г. в Париже. Общее рамочное соглашение о мире (Дейтонское соглашение) включало специальные приложения, которые подразделялись на три блока: карты разделения Боснии и Герцеговины, военные вопросы урегулирования, гражданские вопросы. Среди гражданского блока вопросов большое значение имело Приложение 4, которое содержит текст Конституции Боснии и Герцеговины.

Конституция закрепляет федеративное устройство Боснии и Герцеговины и довольно сложную систему территориального деления страны с учетом проживания в ней трех основных этносов: боснийцев (славян, принявших ислам), хорватов и сербов. В соответствии с конституцией Республика Босния и Герцеговина, получившая новое официальное название «Босния и Герцеговина», продолжает существовать согласно нормам международного права. Признается ее территориальная целостность в рамках международно признанных границ. По конституции Босния и Герцеговина разделена на две составные части единого государства — Образования — Федерацию Босния и Герцеговина и Республику Сербскую. Конституция закрепила следующие вопросы, находящиеся в введении Боснии и Герцеговины как единого государства: внешняя политика; таможенная политика; денежно-кредитная политика; финансирование деятельности государственных организаций и обеспечение международных обязательств страны; регулирование транспортного сообщения между Образованиями и т. д. Кроме того, на Боснию и Герцеговину как единое государство возлагается ответственность за сохранение суверенитета, территориальной целостности, политической независимости и международной правосубъектности. Федерация Босния и Герцеговина и Республика Сербская как составные части единого государства суверенны в вопросах, не отнесенных к ведению Боснии и Герцеговины. Каждое Образование имеет право устанавливать отношения с соседними государствами. В то же время они должны оказывать всю необходимую помощь правительству Боснии и Герцеговины для выполнения международных обязательств, а также обязаны обеспечивать безопасные и надежные условия для всех граждан, проживающих на их территории.

Согласно конституции Босния и Герцеговина является парламентской демократической республикой, в которой государственная власть реализуется парламентской ассамблеей, президиумом Боснии и Герцеговины и Советом министров. Законодательную власть осуществляет Парламентская ассамблея, которая имеет двухпалатную структуру (палата народов и палата представителей). Палата народов состоит из 15 депутатов, пять из которых избираются от хорватов, пять — от боснийцев и пять — от сербов. Порядок формирования палаты представителей отличается своеобразием. Своих представителей в нее избирают национальные парламенты Федерации Босния и Герцеговина и Республики Сербской. Палата представителей состоит из 42 депутатов, по 14 депутатов от каждого этноса. Каждая палата большинством голосов принимает свой внутренний регламент и из числа своих членов избирает одного серба, боснийца и хорвата для исполнения функций ее представителя и заместителя председателя. При этом каждое из трех избранных лиц, представляющих основные народы страны, поочередно занимают должность председателя. В соответствии с конституцией все законодательные акты, принятые парламентской ассамблеей, подлежат утверждению обеими палатами.

Функции главы государства выполняет коллективный орган — президиум Боснии и Герцеговины, который состоит из трех членов: боснийца, хорвата и серба. Их избирают непосредственно от каждой территории. Срок полномочий членов президиума Боснии и Герцеговины, избираемых в ходе первых выборов, составляет два года. В последующий период установлен срок полномочий четыре года, при этом переизбрание членов президиума допускается только один раз. Члены президиума Боснии и Герцеговины назначают из своего числа председателя президиума. В течение первого срока полномочий президиума его председателем становится член президиума, получивший наибольшее число голосов. Далее способ избрания председателя президиума Боснии и Герцеговины определяется Парламентской ассамблеей. В соответствии с конституцией президиум должен стремиться принимать все решения путем достижения консенсуса. Если договоренность не достигнута, решение могут принимать два члена президиума. Оставшийся член президиума Боснии и Герцеговины может оспорить принятое решение, если сочтет его наносящим ущерб жизненным интересам Образования, которое он представляет. В сферу президиума Боснии и Герцеговины входит проведение внешней политики Боснии и Герцеговины; назначение послов и других международных представителей страны; представительство государства за рубежом; выполнение решений Парламентской ассамблеи и т. д. В конституции приведен открытый перечень полномочий президиума, который может быть дополнен другими функциями, необходимыми для выполнения его обязанностей. Каждый член президиума имеет полномочия на гражданское руководство Вооруженными силами Боснии и Герцеговины. При этом ни одно из Образований не должно угрожать их применением в отношении другого. В соответствии с конституцией члены президиума Боснии и Герцеговины выбирают Постоянный комитет по военным вопросам для координации деятельности Вооруженных сил Боснии и Герцеговины, являясь при этом членами последнего.

Исполнительная власть в государстве принадлежит Совету министров, который состоит из председателя и министров. Председатель Совета министров назначается президиумом Боснии и Герцеговины и вступает в свою должность после утверждения палатой представителей. Председатель назначает всех министров, которые должны быть утверждены палатой представителей. Совет министров уходит в отставку сразу, как только парламентская ассамблея выносит ему вотум недоверия.

Конституция Боснии и Герцеговины закрепляет основные права и свободы граждан, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека, международными пактами о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах и Декларацией прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, а также другими документами по вопросам прав человека.

Важная роль в системе государственных органов отводится Конституционному суду, осуществляющему контроль за соблюдением конституции. В состав Конституционного суда входят девять членов, из которых четверо выбираются парламентом Федерации Босния и Герцеговина и двое — парламентом Республики Сербской. Остальные три члена выбираются председателем Европейского суда по правам человека после проведения консультаций с президиумом Боснии и Герцеговины. Конституционный суд обладает исключительной юрисдикцией в отношении любого спора, который возникает по толкованию конституции между Образованиями. Конституционный суд обладает также апелляционной юрисдикцией в отношении вопросов конституции, которые возникают в связи с решением любого суда Боснии и Герцеговины. Решения Конституционного суда являются окончательными и обязательными. Государство Босния и Герцеговина до сих пор находится под жестким контролем со стороны мирового сообщества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой