Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проведение проверки. 
Прокурорский надзор

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Российской Федерации имеется не один десяток органов, осуществляющих контроль и надзор. Многие из них осуществляют настолько специфическую, узкоспециализированную деятельность, что без обладания специальными знаниями вряд ли возможно получение достоверной информации. Поэтому при проведении проверки прокурору, вероятно, придется воспользоваться предоставленным ему правом и потребовать выделения… Читать ещё >

Проведение проверки. Прокурорский надзор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы использовать средства и методы осуществления прокурорского надзора с наибольшей эффективностью, прежде всего необходимо определить вид предстоящей проверки. В зависимости от поставленных задач проверки можно подразделить на следующие виды: комплексные, целевые, сквозные и контрольные.

  • 1. Комплексная проверка ставит своей целью контроль за исполнением широкого круга норм действующего законодательства.
  • 2. Целевая проверка направлена на проверку исполнения какойлибо одной отрасли законодательства — налогового, банковского, регламентирующего определенный вид экономической деятельности и т. д.
  • 3. Если необходимо проверить исполнение законодательства всеми подразделениями или звеньями районного (городского) органа, то проводится так называемая «сквозная» проверка. По своему характеру она может быть, как целевой, так и комплексной.
  • 4. Фактическое устранение ранее выявленных нарушений устанавливается в ходе контрольной проверки.

В любом случае независимо от формы и цели проверки в ее процессе необходимо выяснить следующие обстоятельства:

  • — характер допущенных нарушений;
  • — какой правовой акт и какие именно содержащиеся в нем нормы нарушены;
  • — какие обстоятельства способствовали нарушению закона;
  • — почему выявленное прокурором нарушение не было выявлено контролирующими органами, ранее проводившими проверки.

Это необходимо для того, чтобы впоследствии при анализе материалов проверки прокурор мог принять взвешенное и обоснованное решение о применении меры прокурорского реагирования.

Насколько разнообразны по своему правовому режиму, компетенции, характеру деятельности и другим характеристикам объекты прокурорского надзора, настолько же разнообразны и обстоятельства, которые необходимо установить в ходе проверки. Поэтому мы рассмотрим только два вида проверок, которые прокурору обязательно придется проводить.

1. Проверка соответствия закону издаваемых правовых актов.

В процессе проверки законности актов необходимо установить следующие обстоятельства:

  • — уполномочен ли этот орган издавать подобный акт, т. е. не вышел ли он за пределы своей компетенции;
  • — соблюден ли порядок принятия акта, закрепленный в регламенте (например, имелся ли необходимый кворум для принятия акта представительным органом власти);
  • — не противоречит ли данный акт другим актам, ранее принятым тем же органом;
  • — не допущено ли нарушение материального закона;
  • — не ограничивает ли акт права и свободы граждан или законные интересы юридических лиц;
  • — не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные законом;
  • — не разрешает ли акт совершение запрещенных законом действий;
  • — не содержит ли акт сведений о совершенных преступлениях или правонарушениях.
  • 2. Проверка деятельности органов контроля.

В Российской Федерации имеется не один десяток органов, осуществляющих контроль и надзор. Многие из них осуществляют настолько специфическую, узкоспециализированную деятельность, что без обладания специальными знаниями вряд ли возможно получение достоверной информации. Поэтому при проведении проверки прокурору, вероятно, придется воспользоваться предоставленным ему правом и потребовать выделения специалиста.

В ходе проведения самой проверки предстоит ознакомиться:

  • — с приказами, положениями, инструкциями и другими актами, изданными руководителем или руководящим органом;
  • — необходимыми для данной проверки журналами, книгами учета, материалами обследований и т. п.;
  • — составленными протоколами, актами, предписаниями и постановлениями.

Изучение всех этих материалов необходимо для того, чтобы в случае наличия у проверяемого органа соответствующей компетенции можно было получить ответы на следующие вопросы:

  • — осуществляется ли надлежащий учет и регистрация поступающих жалоб, заявлений, устных сообщений;
  • — своевременно ли проводятся проверки с целью выявления, устранения и предупреждения в дальнейшем подобных нарушений;
  • — всегда ли определяется наличие материального ущерба; возмещается ли ущерб за счет виновных лиц;
  • — предъявляются ли иски о взыскании с виновных средств для возмещения ущерба. Так, например, в постановлении руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесенном по результатам рассмотрения материалов проверки о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, или в постановлении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности должны быть указаны не только суммы налогов, подлежащие оплате в бюджет, но и суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов;
  • — осуществляется ли контроль за исполнением выносимых предписаний и постановлений;
  • — направляется ли в прокуратуру информация о нарушениях закона. Следует иметь в виду, что на практике такая информация должна указывать на то, что требуется принятие мер прокурорского надзора, поскольку реагирование на подобные нарушения не входит в компетенцию контролирующего органа;
  • — передаются ли в органы прокуратуры и органы внутренних дел материалы, содержащие сведения о признаках преступлений. При обнаружении в ходе проверки таких материалов прокурор должен их истребовать, провести по ним проверку и принять предусмотренное законом решение.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой