Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние человека и общества на развитие языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, отдельный человек, постоянно бессознательно участвующий в изменении и развитии языка, не в состоянии сознательно повлиять на направление развития языка. Но общество в лице отдельных наиболее творческих и авторитетных представителей, писателей и учёных-лингвистов и с опорой на такие общественные институты, как школа, научные учреждения, средства массовой информации, обладает большими… Читать ещё >

Влияние человека и общества на развитие языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Язык развивается, пока он функционирует, т. е. пока им пользуются носители языка. Из этого следует, что каждая языковая личность постоянно, в каждый момент коммуникации бессознательно участвует в развитии языка, носителем которого она является.

Размышляем самостоятельно

Допустим, какому-то носителю русского языка вздумалось «на английский манер» не оглушать конечные звонкие согласные в своей русской речи. Удастся ли это предприятие из области «лингвистической фантастики»? Очевидно нет: это потребует от говорящего не только невозможного — постоянного контроля за произношением, но и ломки своей артикуляционной базы.

Наверняка вы замечали, что слово термин произносят по-разному: [т'э]рмин или [тэ]рмин. Несомненно, вы оцените первое произношение как нормативное, соответствующее современной орфоэпической норме, а второе как ненормативное, неправильное. Между тем твёрдое произношение [тэ]рмин, по нашим наблюдениям, в последние годы распространилось в речи молодого русскоязычного поколения.

Вы своим личным произношением конкретного слова вносите свою лепту в развитие языка, определяя или сохранение нормы, или её расшатывание, а возможно, и будущее её изменение. Важно, что сам говорящий совсем не задумывается не только о таких «глобальных» последствиях своей произносительной ошибки, но даже и о том, как он это слово произносит.

Вы вправе возразить: все эти примеры из области фонетики, а наши фонетические навыки максимально автоматизированы и подсознательны.

Результаты наблюдений за фонетической стороной языка позволяют учёным говорить о спонтанности, стихийности или бессознательности законов языкового развития. Это подтверждается и обращением к другим сторонам языка, даже к такому «осознаваемому» уровню, как лексика. Известны, например, неудавшиеся попытки В. И. Даля или, в наши дни, А. И. Солженицына избавить русский язык от заимствований => [Гл. 14, с. 577—578]. В этой связи уместно вспомнить слова Вильгельма Гумбольдта, который много и интересно рассуждал на тему развития языка и роли человека в этом процессе: «До чего ничтожна сила одиночки перед могущественной властью языка"'.

Итак, отдельный человек, постоянно бессознательно участвующий в изменении и развитии языка, не в состоянии сознательно повлиять на направление развития языка. Но общество в лице отдельных наиболее творческих и авторитетных представителей, писателей и учёных-лингвистов и с опорой на такие общественные институты, как школа, научные учреждения, средства массовой информации, обладает большими возможностями.

Экскурс в историю

Интереснейший пример такого сознательного и успешного вмешательства — история чешского языка в XIX в., связанная с деятельностью так называемых «будителей» — учёных и общественных деятелей, которые видели свою цель не только в пробуждении национального самосознания и освобождении от многовекового онемечивания культуры и языка, но и в конкретных действиях по языковому усовершенствованию. Им действительно удалось заменить в чешском языке многие немецкие (и нс только немецкие) заимствования собственно славянскими словами, например: штык — bodak, штурм — utok, шторм — Ьоиге, штиль — bezvetn, штепсель — zasuvka и т. п.

Все лингвисты, однако, сходятся на том, что и вмешательство общества всё же ограничено нормализаторской деятельностью => [Гл. 15, с. 618] и проведением определённой языковой политики в условиях сложной языковой ситуации => [Гл. 16, с. 664— 666]. Кроме того, оно может быть успешным только в том случае, если правильно учитываются общие тенденции и законы языкового развития.

Прекрасно осознавая невозможность полного управления развитием языка как естественной знаковой системы, лингвисты[1]

всё же не склонны пассивно отдаваться на волю языковой стихии. И. А. Бодуэн де Куртенэ в поздний период своей научной деятельности неоднократно высказывал мысль не только о возможности, но и о необходимости улучшать язык: «язык не есть ни замкнутый в себе организм, ни неприкосновенный идол, он представляет собой орудие и деятельность. И человек не только имеет право, но это его социальный долг — улучшать свои орудия в соответствии с целью их применения «[2].

  • [1] Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1984. С. 83.
  • [2] 2 Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. II. С. 140.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой