Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Портфолио для самостоятельной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ниже представлен перечень качеств, знаний, умений наблюдателя. Внимательно изучите этот документ. Проанализируйте, какими из перечисленных данных вы обладаете, чего недостает вам в профессиональной подготовке как наблюдателю в равных видах наблюдения. Кто из студентов вашей группы мог бы более удачно провести включенное (невключенное) наблюдение? Подготовьте письменный ответ. Помехоустойчивость… Читать ещё >

Портфолио для самостоятельной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задания к параграфу 12.1. Научное и обыденное наблюдение. Место наблюдения среди других методов исследования в социальной работе.

  • 1. Ответьте, чем научное наблюдение отличается от обыденного.
  • 2. Назовите основные функции наблюдения. Ответьте, от чего зависят цель и задачи научного наблюдения.
  • 3. Расскажите, что может выступать в качестве объекта и предмета наблюдения.

Задания к параграфу 12.2. Классификация видов наблюдения.

  • 1. Перечислите основные виды наблюдения, охарактеризуйте их.
  • 2. Приведите примеры технических средств, используемых для повышения эффективности наблюдения.
  • 3. Ответьте, в каком случае целесообразно проводить скрытое наблюдение, какие этические правила в данном случае должен соблюдать исследователь.

Задания к параграфу 12.3. Этапы проведения наблюдения.

  • 1. Ответьте, какие этапы выделяют в процедуре подготовки и проведения научного наблюдения.
  • 2. Объясните:
    • • Какие существуют способы регистрации результатов наблюдения?
    • • Как проводится обработка собранных данных?
    • • Какие приемы контроля за качеством информации, на ваш взгляд, наиболее действенны?
  • 3. Расскажите:
    • • Что включают в сферу анализа информации, полученной в результате наблюдения?
    • • Чем завершаются исследования с использованием этого метода?

Задание к параграфу 12.4. Достоинства и недостатки метода наблюдения в исследовании практики социальной работы.

  • 1. Объясните, какими достоинствами и недостатками (объективными, субъективными) обладает метод наблюдения.
  • 2. Ниже представлен перечень качеств, знаний, умений наблюдателя[1]. Внимательно изучите этот документ. Проанализируйте, какими из перечисленных данных вы обладаете, чего недостает вам в профессиональной подготовке как наблюдателю в равных видах наблюдения. Кто из студентов вашей группы мог бы более удачно провести включенное (невключенное) наблюдение? Подготовьте письменный ответ.

Качества, знания, умения наблюдателя

Общая теоретическая подготовка — знание основ социологии, социальной психологии, теории социальной работы.

Специальные знания объекта. Осведомленность о целях, содержании, характере деятельности наблюдаемого объекта. Знание его структуры, основных проблем. (Достигается в процессе изучения литературы, беседы со специалистами отрасли, в ходе специального инструктажа.).

Конкретное, точное значение задач наблюдения (отрабатывается в ходе инструктажа упражнениями по самопроверке, тестами).

Сосредоточенность внимания на выделенных параметрах объекта, оперативная память.

Аналитичность мышления, способность выделять в процессе восприятия объекта отдельные признаки.

Умение распределить внимание на одновременно возникающие изменения ситуации. Способность реагировать на несколько сигналов (возможно реагирование на одновременное действие девяти параметров. Оптимальное реагирование — на пять-семь параметров наблюдаемой ситуации).

Помехоустойчивость. Физическая вы i юсл и вость. 3molщш 1ал ы 1ая устойчивость. Способность сохранять самообладание в условиях резкого изменения ситуации, не вмешиваться в ход действий наблюдаемой ситуации. Ролевая ориентация на темперамент, приближенный к типу флегматика. Терпеливость и настойчивость в сохранении поз и ци и н аб л ю дате л я.

Пунктуальность. Точное следование поставленным задачам, своевременная регистрация данных, аккуратность заполнения методических документов.

Самоконтроль. Критичность оценок своих действий, способность к коррекции, перестройке действий.

Стереотипность поведения, способность быть незаметным в среде наблюдения.

Общительность (для включенного наблюдения). Умение войти в контакт с посторонними лицами, поддерживать общение, но при этом не вызывать интереса к себе со стороны наблюдаемых лиц.

Тактичность и. моральная ответственность. Наблюдатель не должен наносить вред тем, кого наблюдает. В соответствии с профессиональной этикой он должен пользоваться получаемыми сведениями лишь в научных целях и не разглашать их.

Техническая грамотность при использовании технических средств наблюдения.

3. Прочитайте приведенную ниже инструкцию наблюдателю. Обоснуйте необходимость каждой позиции инструкции. Определите, какие еще сведения могут быть полезны наблюдателю во время инструктажа. Подготовьте письменный ответ.

Инструкция наблюдателю

(примерный макет).

Кто проводит исследование (наименование учреждения).

Объект наблюдения, его общая характеристика.

Цели и задачи наблюдения.

Принципы и требования, предъявляемые к методу наблюдения.

Инструментарий и технические средства, их краткая характеристика.

Порядок и правила выбора наблюдаемых ситуаций, регистрации данных, заполнения карточек, протоколов, дневника.

Техника безопасности в случае проведения наблюдения в опасных условиях.

Сроки выполнения работ, сдачи документов.

Связь с организаторами наблюдения.

Итоговый тест.

1. Заполните пропуск.

Наблюдение можно использовать только для изучения _событий.

  • • текущих;
  • • будущих;
  • • прошлых.
  • 2. Заполните пропуск.

Наблюдение появилось в человеческом общении_.

языка.

  • • раньше;
  • • позже.
  • 3. Заполните пропуск.

В социальных науках проводится наблюдение за_[2][3]

• малые группы людей или части больших социальных общностей

Предмет наблюдения

5. Выберите правильный ответ.

Наблюдение в социальной работе можно рассматривать как составную часть комплексного исследовательского подхода?

  • • да;
  • • нет.
  • 6. Заполните пропуск.

По степени формализации процедуры выделяют_.

наблюдение.

  • • открытое и скрытое;
  • • неструктурированное и структурированное.
  • 7. Заполните пропуск.

По отношению наблюдателя к объекту наблюдения выделяют _наблюдение.

  • • включенное и невключенное;
  • • прямое и косвенное.
  • 8. Заполните пропуск.

По регулярности проведения выделяют_наблюдение.

  • • однократное и многократное;
  • • систематическое и случайное.
  • 9. Заполните пропуск.

По условиям организации выделяют_наблюдение.

  • • контролируемое и неконтролируемое;
  • • полевое, лабораторное, лабораторно-полевое.
  • 10. Заполните пропуск.

_наблюдение обычно не имеет детального плана действий.

  • • структурированное;
  • • неструктурированное.
  • 11. Заполните пропуск.

Впервые термин «включенное» (участвующее) наблюдение был предложен_.

  • • Р. Мертоном;
  • • Э. Линдерманом.
  • 12. Заполните пропуск.

В зависимости от степени участия или «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации различают_вида наблюдения.

  • • три;
  • • четыре.
  • 13. Установите соответствие между данными понятиями и их содержанием.
  • • «Участник как наблюдатель»
  • • «Наблюдатель как участник»
  • • наблюдатель в первую очередь является исследователем и при взаимодействии с участниками социального процесса не претендует быть действительным его участником •наблюдаемые лица знают о научных целях исследователя, с течением времени привыкают к его присутствию и ведут себя привычным образом
  • 14. Заполните пропуск.

Процедуры, связанные с использованием метода наблюдения в процессе сбора информации, можно подразделить на_этапа.

  • • три;
  • • четыре.
  • 15. Заполните пропуск.

Цель наблюдения определяется_.

  • • задачами исследования;
  • • проблемой исследования.
  • 16. Выберите несколько правильных ответов из предложенных.

Информация, полученная в результате наблюдения, может фиксироваться в различных формах:

  • • описание событий;
  • • анализ событий;
  • • оценка событий;
  • • измерение событий.

Итоговое задание Подготовьте презентацию (8—10 слайдов) на одну из указанных тем:

  • 1. Наблюдение как вид исследования в практике социальной работы.
  • 2. Применение наблюдения в разных видах исследования.
  • 3. Этические аспекты проведения наблюдений в социальной работе.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  • 1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. — 3-е изд. — М.: КДУ, 2003.
  • 2. Новикова, С. С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб, пособие для высшей школы / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. (Гл. 2. Тема 3. Методика проведения наблюдения.)

Дополнительная литература

  • 1. Практикум по социологии. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
  • 2. Шикун, А. И. Социологический практикум: учеб, пособие / А. И. Шикун. — Мн.: Амалфея, 2000.
  • 3. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — 7-е изд. — М.: «Добросвет», 2003.
  • 4. Hardwick, L. Doing Social Work Research / L. Hardwick, A. Worsley. — L.: Sage Publication Ltd., 2011.
  • [1] Практикум по социологии. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 102—103.
  • [2] • физическими фактами; • социальными фактами.
  • [3] Установите соответствие между данными понятиямии их содержанием. • Объект наблюдения • существенные для исследо вания эмпирическиехарактеристики, свойства, состояния изучаемого объекта
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой