Молодежная субкультура как обьект социологического анализа
Парсонс доказывал этот тезис, описывая сдвиги акцентов в молодежной культуре среднего класса в 1950;е гг. В те времена, как он полагает, молодежи было предоставлено больше независимости, благодаря чему развилась мощная группа «верных» подростковых стилей. Развилась романтичность, которая сопровождала «начало ухаживания» за противоположным полом, характерным стало обожествление популярных фигур… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие и сущность субкультур
- 1. 1. Сущность и особенности субкультур
- 1. 2. Молодежная субкультура: понятие и особенности
- 2. Молодежная культура и класс
- 2. 1. Теория аномии, и ее влияние на изучение субкультур
- 2. 2. Образование: анти-школьная культура и досуг
- 3. Американские традиции исследования молодежных субкультур
- Заключение
- Литература
Считается, что субкультуры предлагают в большей степени «магические», чем реальные решения противоречий, присущих социо-экономической системе для «актора» определенного уровня. По отношению к молодежной субкультуре это может быть представлено как проблема поколения. С другой стороны, стиль субкультуры позволяет выражать идентичность посредством взвешивания проекции образа Я, «магически» освобожденным от класса и профессионального рода занятий. Субъективная перцепция и интерпретация структурных проблем персонализируется, ограничиваясь конкретной классовой позицией актора. Кроме того, эти проблемы дорисовываются общиной, в которой живут акторы. Для актора существует, по видимости, возможность собственного волюнтаристского отбора субкультур, из которых он может выбрать подходящий ему стиль. На самом деле вхождение в субкультуру лимитировано возможностями, во многом определяемыми классовой принадлежностью, уровнем и качеством образования.
Эмпирически можно определить, как скопление субкультурных групп находится в локализованных пространствах социально-классовой структуры общества, определенных совместным опытом (в смысле прошлого опыта) класса, образованием и местом жительства (соседством). Однако естественно, что степень проявления и артикуляции субкультурного жизненного стиля и «объективная» предрасположенность к какому-либо из них значительно варьируется. Отношение субкультур и возраста очень важно, потому что подростковость есть период перехода от школы к работе, от работы к женитьбе (замужеству), поскольку в этом отношении проявляется вторичная социализация подростков.
Изучение молодежной субкультуры является целью написания данной работы, где основные задачи состоят в анализе этой субкультуры и основных составляющих ее элементов.
1. Понятие и сущность субкультур
1.1 Сущность и особенности субкультур
II. Бергер и Т. Лукман в свое время писали: «В первичной социализации проблема идентификации практически отсутствует. Нет выбора значимых других. Общество предлагает кандидату для социализации уже предопределенную позицию значимых других, которых он должен принять без возможности выбора какого либо другого отношения. Ребенок не интернализирует мир своих значимых других как один из возможных миров. Он интернализирует его как мир, единственно существующий и мыслимый «
В представлении детей социальные институты выглядят частью символической тотальности, которую ученые, поэтому и называют «символическим универсумом». Все в этом мире имеет смысл в отношении к гегемоническому ощущению полученный мир ощущается как единственно возможный мир. Но, как пишут Бергер и Лукман, поскольку этот универсум не столь уж упорядочен, появляющиеся в нем аномалии и противоречия должны быть преодолены (их следует избегать). Одна из функций культуры, согласно М. Дуглас, это перевод категорий универсума в общественно узнаваемые модели: «Культура в смысле общественном стандартизирует ценности общины, опосредует опыт индивидов. Она предлагает, прежде всего основные категории описания мира, позитивную модель, в которой идеи и ценности аккуратно упорядочиваются. И кроме того, она имеет авторитет, благодаря чему каждый посвященный приобретает некое согласие с собой, потому что находится в согласии с другими .»
Девиация имеет в этом смысле «инакомыслящую» природу, поскольку бросает вызов чистоте символического универсума. Девианты выглядят как аутсайдеры, выделяются из общины как некие «левые» или как иммигранты, они описываются именно как аутсайдеры, принимающие участие в чужом символическом универсуме, который существует органично в своей, «другой» по отношению к ним, культуре. Группа девиантов поднимает вопрос о моральной власти в обществе, ведь с этого момента любой символический универсум будет иметь дело с проблемой, чье определение реальности будет «большинством» взято за основу.
Субкультура может придать своей идеологии форму девиантности, которая будет угрожать проявлению согласия в символическом универсуме. Субкультура осознается потенциальными носителями благодаря вызовам символическому универсуму и помогает им идентифицироваться с ней. Рекрут использует ценности и образность субкультуры для изменения своего предшествующего образа. Глейзер называл это дифференциальной идентификацией, то есть идентификацией не по подобию, а идентификацией по различению.
Развитие аналитических подходов к изучению субкультур
Г. Беккер утверждал, что достаточно плодотворный путь рассмотрения девиантности через значение «моральной карьеры»: «Все причины не могут быть учтены в анализе одновременно. Нам нужна модель поведения, в основу которой положен некий факт из ряда причин, модель, которая развивается в порядковой последовательности мы должны действовать шаг за шагом, вслед за изменениями в индивидуальном поведении и его перспективах в порядке все большего нашего понимания этого феномена».
Рассмотрим это положение в более широком теоретическом контексте, а для это различим:
1. Природу девиации, которая включает в себя информацию о путях и способах различения девиантов от не-девиантов; характер взаимоотношений различных субкультур с «большим» обществом; модели взаимодействия внутри субкультуры.
2. Общественные реакции на девианта. Кроме анализа разброса отрицательных мнений о «девиантах», эта позиция должна включать в себя изучение общей реакции общественного мнения на девианта, и в частности реакцию масс-медиа. Принимаются они, отклоняются или подвергаются общественному позору.
3. Природную (естественную) историю девиации, включая социализацию девианта, реакцию значимых других на его субкультурность. Необходимо также учитывать критические точки в карьере девианта, как, например, изменения в само понимании — кризисы самоидентификации.
4. Включенность девианта в социум, мера его социального участия: род занятий, статус, доход, а также влияние этих моментов на то, как он стал девиантом.
Некоторые теоретические рамки (подходы) требуют рассмотрения процесса приобщения, включения индивида в субкультуру («процесс становления членом той или иной субкультуры»), так же, как и отношений, которые субкультура имеет с обществом, всего комплекса социальных и культурных взаимодействий между ними.
Л. Дензин об этом писал следующее: «центральным моментом в понимании поведения между людьми, является уровень и вариативность символов и разделяемых ими символических значений, управляющих взаимодействием индивидов в общих для них ситуациях .»
Для рассмотрения субкультур необходимо исследовать:
1. Природу субкультуры (историческое развитие субкультуры, ее взаимодействие со структурными проблемами более широкой социоэкономической структуры; стиль и образность субкультуры требует некоей герменевтической перспективы, в рамках которой можно исследовать смыслы, которые она может иметь для потенциальных носителей). Какие проблемы «разрешаются» этой субкультурой с точки зрения «новобранцев» — это также очень важно для понимания привлекательности субкультуры для молодежи.
2. Социальные реакции на субкультуру. Воздействие масс-медиа на природу субкультуры. Важно исследовать и влияние значимых других, характер социальных реакций моральных авторитетов: предпринимателей, общественности и официальных защитников морального порядка.
3. Естественная история моральной карьеры членов субкультуры также должна быть реконструирована.
1.2 Молодежная субкультура: понятие и особенности
Молодежь, прежде всего «прикрепляется» к сообществу через его ценности, затем посредством ответственности за поддержание зависимости от этого сообщества, и, наконец, благодаря финансовым обязательствам, которые означают, что ситуацией уже нужно владеть самостоятельно. Этот же аргумент может быть использован по отношению к коллективной девиации в форме субкультуры. В сложных обществах всякому хочется знать, как другие несубкультурные элементы, в своей другой, «акторской», жизни управляются с встающими перед ними проблемами.
4. Социальная организация субкультуры. В ней различается два уровня: а. Субкультурное отношение к социальной структуре и то, какое воздействие это тношение имеет на социальное взаимодействие внутри субкультуры;
б. Ценности, нормы, символы, модели и образы поведения, характерные для данной субкультуры, рассматривать которые необходимо в фокусе ее собственной организации.
5. Живучесть субкультуры и причины ее «конца». Субкультура не есть нечто неизменное. Необходимо исследовать как грани ее изменений, так и ее динамичные формы.
Одна из первых проблем заключается в том, как различные формы субкультур могут сосуществовать одновременно? Ведь плюрализм культуры вовсе не означает того, что различные социальные группы имеют равное влияние на политическую власть или равные возможности во «вливании», переносе своих культурных моделей на общество.
С.Коен пишет: «Можно выделить три уровня в анализе субкультур: один исторический, в котором упор делается на выявлении специфических классовых позиций. Другой — подсистемный, акцент в котором делается на изменения, переходящие от одного субкультурного компонента к другому. Третий — анализ реальной „жизни“ субкультуры, ее реальности, которая осуществляется теми, кто ее поддерживает» .
При этом принято считать, что изучать субкультуры нужно в четырех основных сферах:
1. Респектабельная молодежь. Естественно, что молодежная мятежность достаточно относительна, немало молодых людей проходит по жизни без какого-либо включения в ту или иную тинэйджерскую культуру. Они могут быть вовлечены в поток молодежной моды, но при этом совершенно не обязательно, чтобы они поддерживали те жизненные стили, которые стоят за этой модой. Эта группа молодежи, с точки зрения девиантных субкультур, выглядит негативной референтной группой, оценивается членами субкультуры как «конформистская» или «просто» молодежь «нормальная молодежь».
2. Делинквентная молодежь. Важно то, что тинэйджеры во многом отражают и воспроизводят классовые культуры своих родителей, и что их классовая принадлежность наполняет все сферы их жизненного мира. Делинквентные субкультуры чаще всего исследовались как некий переход, путь к взрослому качеству «рабочего класса», прежде всего с точки зрения влияния этого перехода на молодых мужчин-подростков. Мужчины действительно оказываются чаще вовлеченными в нелегальные виды дятельности, такие, как кража, насилие или вандализм, в то время как девочки преимущественно ассоциируются с сексуальными отклонениями, с их использованием содержателями нелегальной протекции.
Список литературы
- Бєлавіна Т. І. Деякі аспекти становлення молодіжної політичної субкультури в Україні // Проблеми політичної психології та її роль у становленні громадянина Української держави. К., 2001. Вип. 3. — С.156 — 160.
- Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1996. 591 с.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1996. 280с.
- Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов// Социологические исследования. 1999. — № 1. С.130 136.
- Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вест. Российского гуманитарного научного фонда. 1997. — № 1. С. 134 143.
- Пушкар В.В. Субкультурні особливості сприймання музичних творів: Автореф. дис. … канд. психол. наук. 19.00.01.К., 1998. 18 с.
- Савельєв Ю.Б. Взаємодія субкультур як фактор соціокультурного розвитку : Автореф. дис. … канд. філос. наук. 09.00.03. К., 1997. 26 с.
- Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры (преемственность и конфликт поколений): Автореф. дис. … канд. социальных наук. 22.00.06. Минск, 1994. 19 с.
- Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие. — Ленинград, 1989. 83 с.
- Степин В. С. Культура // Вопросы философии. — 1999. — № 8. — С.61 — 71.
- Субкультурные объединения молодежи: критический анализ: Репринты докладов Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». — АН СССР, Ин-т философии, 1987. 99 с.
- Шилова А. Н. Социология отклоняющегося поведения// Социологические исследования. 1994. № 8. С. 68 72.