Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Варны и касты Древней Индии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме углубления общественного разделения труда, вызвавшего к жизни появление первых каст, в Индии существовали и другие причины их возникновения. Интеграционные политические процессы, начавшиеся при династии Маурьсв и направленные на создание крупных централизованных империй, охватывавших бблыиую часть полуострова Индостан, дали толчок к появлению каст на этнической основе. Завоеватели… Читать ещё >

Варны и касты Древней Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ещё в начале первого тысячелетия до н. э. в индоарийских поселениях выделилась родовая и племенная верхушка, в руках которой оказались сосредоточенными материальные ресурсы и власть. Обедневшие сородичи, а также чужаки, нс связанные отношениями родства с общинниками, были вынуждены заниматься обслуживающим трудом и выполнять производственные обязанности.

К середине первого тысячелетия до н. э. — времени формирования государственных образований в Северной Индии — углублявшаяся имущественная и социальная дифференциация привела к возникновению четырёх сословий, или вари: брахм&нов, кшатриев, вайшиев и шудр. Брахманы — это члены жреческих родов;

кшатрии — военная знать; вайшии — полноправные общинники: крестьяне, ремесленники, торговцы; шудры — лишённые земли бедняки, неполноправные члены общин, чужаки, занятые обслуживающим трудом.

Каждой варне соответствовала своя дхарма — закон образа жизни, нарушить или изменить который было нельзя, нс вызвав изменений законов мироздания.

Дхарма наследственных жрецов-брахманов состояла в исполнении жреческих обязанностей, осуществлении жертвоприношений, обучении Ведам. Жертвоприношение представлялось индийцам движущей силой мироздания, потому что жертва, помещённая на алтарь, превращалась в дым; дым, поднявшийся к небесам, становился дождём; дождь, пролившийся на землю, порождал хлеб; зерно, брошенное в огонь алтаря жрецом, вновь «запускало» механизмы движения во Вселенной. Таким образом, брахманы находились в самом центре мироздания. Слова священных гимнов, магических формул, жертвенных ритуалов, известные только им, полагали индийцы, обеспечивают космическое движение, гарантируют продолжение жизни на земле и во Вселенной, гармонизируют связи божественного с человеческим миром. Ритуально-магические действия брахманов подчиняют себе волю богов, побуждают их к действиям во благо людей.

Вторую после брахманов замкнутую наследственную группу представляли кшатрии, дхарму которых составляли военное дело и управление. Родоплеменные вожди и окружавшая их знать руководствовались мотивом славы и видели своей конечной целью «завоевание Вселенной», что для них являлось залогом райского блаженства.

Дхарма вайшиев — владельцев общинных земель, ремесленных мастерских, торговых лавок и участников общинного самоуправления — заключалась в организации и осуществлении производственных и предпринимательских видов деятельности.

11редставители трёх первых варн имели право на участие в ведийском культе и на чтение ведийских текстов. Они получали это право, потому что считались «дважды рождёнными». Дело в том, что они ещё в детстве проходили обряд посвящения в свою варну, который был равносилен второму рождению. Их плечи украшал особый «священный» шнур, повязанный учителем-гуру, который свидетельствовал о прохождении обряда инициации.

Таинство «второю рождения» не проходили шудры-слуги. Их дхарма состояла в «услужении дважды рождённым со смирением».

Варны были замкнутыми общественными группами. Статус варны передавался по наследству, переход из одной варны в другую категорически запрещался, варны были эндогамными образованиями, так как, по индийским законам, в брак могли вступать только представители одной и той же варны. Сословный характер варн проявлялся в том, что их представители имели передаваемые по наследству права и обязанности, закреплённые в юридических нормах государства[1].

При анализе варнового строя прежде всего следует обратить внимание на два существенных момента, два противопоставления: брахманов — остальному индийскому обществу; шудр — «дважды рождённым».

Ни в одном государстве Древнего мира жрецы нс занимали столь привилегированного положения, как брахманы в Индии. Они были освобождены от всяческих повинностей, налогов; их нельзя было подвергнуть смертной казни, телесным наказаниям, рабству за долги; их никто не мог притеснять и оскорблять. В противном случае, полагали индийцы, наказание понесёт весь индийский народ, так как боги не примут жертву, а это чревато губительными для всего человечества последствиями. Кроме того, унижать брахмана было небезопасно, потому что он в гневе мог сжечь весь мир.

Знания брахманов передавались в их среде из поколения в поколение, и притом в устной форме, чтобы «священные» тексты нс попали в руки непосвящённого и нс подверглись осквернению.

Высшее среди других варн положение брахманов красноречиво подчёркивается в «Законах Ману». «Знайте, — говорится в них, — что десятилетний брахман и столетний кшатрий относятся один к другому как отец и сын, но из них двоих брахман есть отец». Таким образом, по своему статусу брахманы были выше царей, принадлежавших ко второй варнс кшатриев. Это являлось причиной многих социальнополитических потрясений в Древней Индии.

Уголовное право оценивазо жизнь брахманов несравненно выше других сословий, поэтому даже в случае убийства царя родственники погибшего могли претендовать только на одну четвёрту ю часть суммы, установленной за убийство жреца.

Брахманы принимали участие в управлении государством. Ученый брахман мог заменить царя в должности верховного судьи, а коллегии из четырёх брахманов были подотчётны все гражданские и уголовные преступления.

Учёный брахман был окружён мальчиками-учениками, которые до наступления юности жили в его доме, прислуживали своему учителю-гуру и заучивали с его слов «священные» тексты Вед. гигантские, но объёму.

В противоположность могущественным, высокочтимым индийским жрецам шудры принадлежали к низшей, четвёртой варнс. Они были отстранены от участия в религиозной жизни полноправных индоариев: им запрещалось читать и слушать Веды, участвовать в жертвоприношениях и поминках. Их отчуждённость от «дважды рождённых» проявлялась и в том, что даже низшие должности в административном аппарате управления были им недоступны. Шудры не могли приобрести землю в собственность, так как всё нажитое ими принадлежало их хозяевам. Уделом шудр было смиренное выполнение возложенных на них обязанностей по дому или участие в так называемых «грязных профессиях», связанных с уборкой мусора и нечистот.

Варновый строй считался одним из важнейших божественных установлений, поэтому он освящался религией. По представлениям древних индийцев, оформившимся к середине первого тысячелетия до н. э. и сохранившимся в современном индуизме, принадлежность к варнс определяется кармой человека, то есть совокупностью добродетельных и греховных поступков, совершённых им в предшествовавшей земной жизни. После смерти человека душа, обладающая вечностью, переселяется в другое тело, принимает другой вид в соответствии с кармой (деяниями, заслугами). Реинкарнация (так называется процесс переселения души) служит способом возна- |раждения человека, обладавшего высокой нравственностью, или, наоборот, средством наказания за преступления, несоблюдение религиозных норм, аморальное поведение. Не случайно поэтому души одних людей возрождаются среди высших варн и даже богов, а души других переселяются в низшие варны и даже в тела животных. Изменить установленный порядок вещей невозможно: закон наказания за греховность и вознаграждения за добродетельное поведение отменить не под силу ни одному из живых существ.

Учение о карме оказало решающее влияние на развитие цивилизации в Древней Индии. Гам никогда нс было социальных конфликтов, потому что во всех своих проблемах, несчастьях и бедах представители низших слоёв общества обвиняли только себя. Они не считали возможным переложить вину за своё угнетённое, униженное положение на представителей политической или идеологической элиты, потому что были искренне убеждены в том, что их низкий социальный статус, гнёт и оскорбления являются лишь следствием непоправимых ошибок, вольно или невольно допущенных в предшествовавшей жизни. Поэтому, оплакивая свою скорбную судьбу, они могли обвинить во всех своих злоключениях только самих себя, нс справившихся с искушениями и подвергшихся влиянию порочною образа жизни.

Положительный смысл учения о карме проявился в формировании особой этики индийцев. Они бережно относились к окружавшему их миру живой природы, боялись причинить ему вред, невольно погубить обитавшие в нём существа. Религиозное сознание заставляло индийцев окружать представителей живого мира пиететом и любовью, потому что за телесной оболочкой животного могла обитать грешная душа, жестоко наказанная за свои проступки перерождением из человека в животное.

Каждая варна имела цветовую символику: брахманов ассоциировали с белым цветом (символом нравственной чистоты), кшатриев — с красным (цветом крови), вайшиев — с жёлтым, шудр — с чёрным1. Это нашло отражение в индийском изобразительном икусствс, где все объекты и предметы, связанные с идеями «божественного», «священного», имели белую окраску.

К началу нашей эры, когда в Индии стали происходить значительные политические пертурбации, не оставившие без изменений и другие сферы жизни общества, варновый строй начал заменяться кастовым. Первые касты возникли внутри тех варн, представители которых были связаны с хозяйственной жизнью, то есть внутри вайшиев и шудр. Появление каст было вызвано общественным разделением труда, поэтому представителей каст, которые, как и варны, имели замкнутый, эндогамный характер, связывало единство профессии, передаваемой по наследству.

Касты возникали в условиях уже существовавшего общественного неравенства, поэтому равноправия между ними быть нс могло, и общественное положение представителей различных каст не было одинаковым.

Привилегированные позиции в кастовом строе заняли представители варны вайшиев, занимавшиеся земледелием, скотоводством, производством предметов роскоши, торговлей. Касты, связанные с непрестижными в Индии видами ремесленною производства (кузнечным, гончарным, ткацким), а также с обслуживанием земледельческого труда (пастухи, сторожа), оказались оттеснёнными в варну шудр. Некоторые касты занимали столь низкое общественное положение, что считались ниже шудр, то есть были вневарновыми. Гаковым, к примеру, было положение чандалов, которые занимались уборкой трупов и нечистот. Вневарновые жили за пределами сельских общин, на окраинах городов, встреча с ними, любое их прикосновение воспринимались как осквернение, оскорбление.

' Шудры, по преданию, происходили из ног первочеловека Пуруши, измазанных в грязи, в то время как брахманы — из его уст, кшатрии — рук, вайшии — бёдер.

Кроме углубления общественного разделения труда, вызвавшего к жизни появление первых каст, в Индии существовали и другие причины их возникновения. Интеграционные политические процессы, начавшиеся при династии Маурьсв и направленные на создание крупных централизованных империй, охватывавших бблыиую часть полуострова Индостан, дали толчок к появлению каст на этнической основе. Завоеватели, оседавшие в Северной Индии с начала первого тысячелетия н. э., также причисляли себя к новым кастам. Все новые этнические группы вели борьбу за вхождение в систему каст и занятие более высоких, престижных позиций в кастовой иерархии, так как те, кто оставались вне каст, оказывались вне общества, вне закона и могли претендовать только на рабский статус.

Постепенно кастовое деление проникло в варны кшатриев и брахманов. Так, среди жрецов появились касты, присвоившие себе монополию на комментарии одной из четырёх книг Вед. Имущественные различия, наметившиеся среди брахманов, заставили некоторые семьи заняться профессиями, не связанными с отправлением культа: лекарским делом, актёрским мастерством.

Так постепенно, в связи с изменившимися реалиями, варновый строй был заменён кастовым, сохраняющимся и поныне в современной Индии.

Касты разделили общество Древней Индии на сотни обособленных, замкнутых, эндогамных корпораций, каждая из которых заняла строго определённое место в гигантской иерархической системе социального неравенства. Кастовые привилегии и кастовые различия прочно утвердились в общественном сознании как нечто незыблемое, освящённое вековыми традициями. Касты, как когда-то варны, обладали для каждого индийца гораздо большей ценностью, значимостью, важностью, чем государство и лица, представлявшие собой государственную власть. Касты, как и варны, были системой социально-идеологического принуждения громадного большинства трудящегося населения Индии. Как и варны, они гарантировали господствовавшим слоям общества сохранение прав и привилегий, что в условиях этнической пестроты, частых распадов государственных образований было эффективным средством сохранения общественного неравенства.

И всё же кастовый порядок обладал немалыми достоинствами. Касты являлись корпорациями — структурами с чёткой внутренней организацией. Они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, ритуалы и обряды, обычаи, кухню, одежду. Администрация касты стояла на елраже интересов своих членов: помогала найти работу, получить установленную нормой плату, то есть выполняла функции социального вспомоществования. Кроме того, управленческие структуры касты следили за соблюдением регламентированного образа жизни, например, за правильностью проведения свадебных и похоронных обрядов, насаждали в подрастающем поколении элементы повседневной культуры, применимые в данной общественной группе.

Следовательно, законы, правила, обычаи, культивировавшиеся и контролировавшиеся администрацией касты, превращали её в маленькое государство, которое не испытывало потребности в существовании крупного государства и его администрации: власти касты с успехом выполняли политико-административные задачи и защищали права своих членов.

Сила варнового, а затем и кастового строя, таким образом, стала одной из главных причин слабости государственности в Древней Индии.

Религиозные системы, возникшие на почве Древней Индии, и особенно буддизм, формировали интровертов — людей с созерцательным складом ума, погружёнпых во внутренние ощущения и переживания, ищущих собственный путь к спасению и не испытывавших потребностей в культовой практике, объединявшей единоверцев. Это обстоятельство также нужно учитывать при рассуждениях о причинах слабости государственных образований, создававшихся на полуострове Индостан.

  • [1] О правовом статусе представителей индийских варн мы узнаем из трактатов"Артхашастра", «Дхармашастра» и «Законов М&ну». Они сохранились до наших дней, таккак, в отличие от источников первой половины первого тысячелетия до н. э., которые оставлялись на пальмовых листьях и берёзовой коре, были высечены на камне.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой