Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Измена и ее влияние на благополучие супружеских отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенную роль здесь играет нежность. Такие контакты строятся на взаимном предоставлении тонких переживаний, в которых, помимо всего прочего, важно открытие нового человека. Для мужчины речь идет прежде всего об «открытии тела» партнерши, для женщины, по-видимому, — об открытии реакции своего тела на нового партнера. Эротико-сексуальные приключения бывают краткими, необязательными и оставляют… Читать ещё >

Измена и ее влияние на благополучие супружеских отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение понятия «измена». В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «измена» определяется как «нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь». Понятие «верность» в этом же словаре рассматривается как «стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга».

Н. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента1 считают, что супружескую неверность (измену, адюльтер, прелюбодеяние) можно рассматривать как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Измена, по мнению авторов, может носить как эпизодический, так и систематический характер.

А. Липпиус под супружеской изменой понимает добровольную связь с внебрачным партнером, в которую один из супругов вступает тайно. Автор также выделяет обязательные признаки измены: секс с другим партнером; встречи должны быть тайными; запрет на это со стороны брачного партнера; наличие эмоциональной связи необязательно[1][2].

В зарубежной психологии измена чаще всего понимается как вступление двух людей во внебрачные взаимоотношения, которые предполагают половую близость и обоюдное переживание глубокой любви. По мнению У. Харли, отношения, которые включают в себя секс (обычно очень страстный) и самую истинную любовь, угрожают основам брака в связи с тем, что люди, вступившие во внебрачную связь, ощущают подлинную близость и удовлетворяют в своих новых отношениях по меньшей мере одну из супружеских потребностей, которая должна удовлетворяться брачным партнером.

Важно отметить, что некоторые психологи (И. Н. Хмарук, А. Липпиус, В. М. Целуйко и другие) считают, что супружеской изменой можно считать такие деструктивные формы отношения супругов, как секс втроем, групповой секс, свингерство.

Таким образом, измена — это один из видов супружеской деструкции, нарушение нормального, здорового функционирования супружеской системы, являющаяся, как правило, признаком супружеской дисгармонии.

Распространенность супружеской измены среди мужчин и женщин в современной России. Точные данные об этом явлении привести чрезвычайно сложно, но некоторое представление о нем можно составить по результатам исследования Ю. А. Васиной (Соколовой), проведенного в 2010—2011 гг. иод руководством авторов настоящего учебника в трех возрастных группах. Так, в группе женщин 20—30 лет 6,7% респондентов когда-либо имели внебрачные связи, а подавляющее большинство — 93,3% — всегда были верны своим мужьям. Кроме того, у 56,7% женщин никогда не возникало желания изменить супругу, а 83,3% не пошли бы на внебрачную связь, несмотря на уверенность в том, что муж об этом не узнает. Среди мужчин 20—30 лет женам изменяли 13,3%, а 53,3% респондентов никогда не испытывали желание быть с другой женщиной.

В группе женщин 30—40 лет мужьям изменяли 26,7% респондентов; 36,7% женщин этой возрастной группы испытывали желание и имели возможность вступить во внебрачные связи. Среди мужчин в возрасте 30—40 лет женам изменяли 46,6% опрошенных. Выявлено 76,6% мужей, у которых когда-либо возникало желание вступить во внебрачную связь.

В группе женщин в возрасте 40—50 лет, 40% признали факт измены мужьям, столько же допускают измену, если бы были уверены, что об этом никто не узнает. 30% женщин остались бы верны своим мужьям несмотря ни на что. Среди мужчин в возрасте 40—50 лет женам изменяли 60%, при этом 23,3% из них делают это достаточно часто. 63,4% мужчин когда-либо в своей жизни испытывали желание вступить во внебрачный контакт[3].

Типология супружеской измены. В отечественной и зарубежной психологии семьи представлено множество видов и типологий измены.

Так, М. Plzak и В. Muldworf выделяют следующие виды супружеской измены:

1) случайный внебрачный контакт, представляющий собой единичный случай, мало связанный с конкретным лицом. Он может быть следствием сексуальной потребности, обусловленной вынужденной половой абстиненцией (разлука или болезнь одного из супругов), проявлением потребности доказать себе свою сексуальную дееспособность или результатом реализации случайной возможности. Случайный контакт не является следствием чувственных отношений и не ведет к ним; это чисто сексуальный факт. Выделены следующие крайние варианты случайных внебрачных контактов:

единичный внебрачный контакт, имевший место совершенно случайно, при стечении определенных обстоятельств (встреча друзей детства, секс во время командировки или отдыха на курорте, совместное употребление спиртных напитков, которое привело к потере контроля над своим поведением в результате алкогольного опьянения и др.);

частые внебрачные контакты у индивидуума промискуитетного типа, который легко меняет половых партнеров, не имея с ними эротической связи;

2) эротико-сексуальные приключения — внебрачные сексуальные эпизоды, в которых особую роль играют сексуальная искушенность, жажда новых сексуальных экспериментов и стремление к разнообразию.

Помимо полового желания, как отмечают авторы, в эротико-сексуальных приключениях очень важна эротическая привлекательность партнера.

Существенную роль здесь играет нежность. Такие контакты строятся на взаимном предоставлении тонких переживаний, в которых, помимо всего прочего, важно открытие нового человека. Для мужчины речь идет прежде всего об «открытии тела» партнерши, для женщины, по-видимому, — об открытии реакции своего тела на нового партнера. Эротико-сексуальные приключения бывают краткими, необязательными и оставляют воспоминания о некоем эпизоде и собственном удовольствии. Они не представляют опасности для супружеского союза (к которому сохраняется уважение) каждого из партнеров, скорее, являются его дополнением.

Внебрачные половые контакты, единичные или повторяющиеся, и эротико-сексуальные приключения иногда обозначают как «ситуационные кратковременные измены». От них следует отличать продолжительную измену, обозначаемую как «внебрачная связь»;

3) внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и возникновением эмоциональной связи. Большое значение имеют личностные качества и эмоциональность обоих партнеров. Внебрачная связь может иметь характер длительных, преимущественно половых либо любовных отношений. «Приспосабливаясь» к законному браку, такая связь неизбежно ведет к проблемам так называемой двойной жизни[4].

Причины супружеской измены. Супружеские измены обычно связаны с многообразными причинами психологического, социально-бытового, нейрофизиологического, эмоционального, интеллектуального и морального порядка. В каждом отдельно взятом случае подобные причины носят субъективный характер, определяемый как различными обстоятельствами, так и личностными особенностями партнеров.

В России первой попыткой выяснения причин супружеских измен стало исследование 3. А. Гуревича и Ф. И. Гроссера, проведенного в 20-х гг. XX в. По данным этого исследования, мужчины причинами своих внебрачных связей назвали: разлуку с женой (38%), увлечение (25%) и неудовлетворенность семейной жизнью (14%). Женщины среди причин своих измен отметили: разлуку с мужем (38%), неудовлетворенность семейной жизнью (21%) и неудовлетворенность половыми отношениями с мужем (17%) .

Известный социолог С. И. Голод, описывая причины супружеских измен, отмечал, что в 60-х гг. XX столетия подавляющее число мужчин мотивировали свои внебрачные сексуальные контакты случайностью (67,6%) и сексуальной неотзывчивостью жены (21,6%). Автор отмечает, что между названными побуждениями, по сути, нет разницы, речь идет о реализации потребности в релаксации. Любовь к другой женщине в качестве мотива своих супружеских измен назвали 8,1% мужчин.

К концу 80-х гг. XX в. шкала мотивов супружеской измены стала не только разнообразнее, но и несколько качественно иной. Значимо снизился удельный вес случайных контактов (43,8%), и, напротив, возросло количество ссылок на любовь и эротику (14,6%). К примеру, у определенной части зрелых (в нравственно-эстетическом смысле) мужчин эмоциональные (эротические) ценности стали доминировать над собственно телесными. Кроме этого, появились такие причины супружеской измены, как уход от одиночества (31,2%), физическая (24,0%) и эмоциональная (1,8%) неудовлетворенность супругой.

У женщин за 20-летний период исследования коренных изменений в структуре мотивов внебрачных связей не обнаружено. Например, хотя в 1980;х гг. «новая» любовь и называлась в качестве основания супружеской измены чаще (29,1%), чем прежде (1960;е гг. — 22,2%), однако колебания оказались статистически незначимы. Ссылки на физическую неудовлетворенность мужем остались на прежнем уровне (1960;е гг. — 28,8%; 1980;е гг. — 29,4%). Заметно уменьшилось у женщин число случайных связей (1960;е гг. — 41,7%; 1980;е гг. — 30%).

В числе первых социально-психологических исследований причин супружеской измены является работа А. Н. Волковой. К причинам супружеской измены автор относит следующие.

  • 1. Новая любовь — как правило, такая причина измен характерна для браков, в которых изначально любовь была незначительной или вовсе отсутствовала: рассудочные, рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, традиции, страхе одиночества или иных побуждениях.
  • 2. Возмездие — супружеские измены, основанные на желании отомстить за неверность супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.
  • 3. Поруганная любовь — измена в браках с невзаимным чувством. Один из супругов страдает от неприятия его любви, безответности чувства. Это побуждает утолить его в другом партнерстве, где взаимность возможна. Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его чувство, сострадая безответно любящему его человеку.
  • 4. Поиск новых любовных переживаний — этот тип измен характерен для супругов со значительным стажем совместной жизни, когда чувства уже «поблекли», а также в семьях с гедонистической моралью, когда от жизни берется все возможное. Такой вариант измен может наблюдаться под влиянием зарубежных образцов «красивой жизни» как подражание сексуальной свободе.
  • 5. Восполнение — при этом типе измен человек компенсирует недостаток любовных отношений, который возникает из-за длительных разлук, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.
  • 6. Тотальный распад семьи — в данном случае измена представляет собой фактически создание новой семьи, когда прежняя по тем или иным причинам воспринимается нежизнеспособной.
  • 7. Случайная связь — как правило, не характеризуется регулярностью, бывает спровоцирована определенными обстоятельствами (опьянение, удобный случай, настойчивость партнера и пр.)1.

Другой взгляд на причины супружеских измен находим у А. Липниуса[5][6]. Автор выделяет следующие причины:

  • 1) физическая неудовлетворенность семейных партнеров вследствие разницы их сексуальных темпераментов. Эта причина супружеских измен, по мнению А. Липпиуса, наиболее распространена;
  • 2) случайное стечение обстоятельств;
  • 3) общая усталость от брака, который построен на стереотипных отношениях;
  • 4) супружеская измена из чувства уважения к внебрачному партнеру, восхищения им;
  • 5) внебрачный секс как уступка в деловых отношениях. Такое часто происходит между людьми, работающими в одном учреждении и находящимися в положении подчиненности;
  • 6) поиск вечного идеала. Мужчина вне семьи ищет то, что не получает в доме. Женщина тоже ищет в любовнике свой идеал;
  • 7) секс в дружеских отношениях. Друзья противоположного пола, часто и длительно общаясь, начинают переходить границы, изначально установленные при контактах между людьми: они перестают стесняться друг друга, начинают обмениваться семейными секретами, неприличными анекдотами, шуточками;
  • 8) секс-благодарность, например, за оказанную услугу, помощь в сложной жизненной ситуации и т. п.;
  • 9) месть за измену или плохое отношение брачного партнера;
  • 10) эмоциональное отчуждение супругов;
  • 11) внебрачный секс как способ заработать деньги;
  • 12) любовь к внебрачному партнеру.

H. И. Олиферович, Т. А. Зинкевич-Куземкина и Т. Ф. Велента[7] предлагают рассматривать причины супружеской измены на грех уровнях функционирования семейной системы: индивидуальном, микрои макросистемном.

I. Индивидуальные особенности партнеров по браку:

  • — нарушение полоролевой идентичности партнера по браку, вынуждающее доказывать свою мужественность (женственность), вступая в как можно большее количество сексуальных связей;
  • — патохарактерологические личностные особенности супругов (например, страх быть поглощенным у брачного партнера с шизоидной организацией, побуждающий вступать во внебрачные связи, регулируя таким образом психологическую дистанцию в супружеской подсистеме).
  • 2. Микросистемные факторы:
    • — нарушение супружеских отношений;
    • — супружеская несовместимость (прежде всего сексуальная);
    • — отсутствие эмоциональной близости между супругами;
    • — охлаждение чувств в браке;
    • — месть одного партнера другому за причиненные страдания;
    • — отсутствие взаимных чувств в браке (попытка любящего, но отвергнутого партнера компенсировать недостаток любви в браке);
    • — разочарование супругов друг в друге;

сексуальная абстиненция партнера по браку, связанная с болезнью супруга, его длительным отсутствием и т. д.

  • 3. Макросистемпые факторы:
    • — актуализация семейных сценариев;
    • — трансгенерационные послания (например, женщина, всю жизнь хранящая верность мужу и вытесняющая сексуальные желания в отношении других мужчин, может различными способами поддерживать измены или поведение промискуитетного типа у своей дочери).

Выделяются также факторы, сопутствующие супружеской измене: неадекватная мотивация брака; обыденность брака; химические зависимости одного из партнеров; большая разница в возрасте у супругов; низкий материальный достаток семьи; отсутствие совместного досуга; большое количество свободного времени у одного из партнеров.

В зарубежной психологии интерес представляет исследование, проведенное чешским социологом, специалистом по проблемам семьи и брака К. Витеком1 (1988), который выделил причины супружеской измены в зависимости от особенностей взаимоотношения в супружеской паре:

  • 1) супруги по разным причинам не подходят друг другу (различия в темпераменте и сексуальной активности, несоответствие представлений, взглядов, потребностей, т. е. несходство личностей);
  • 2) личностная недисциплинированность, нравственная распущенность, грубость, эгоизм, стремление к переменам, неудовлетворенность, вызванная неумением справиться с будничностью отношений;
  • 3) временная невозможность интимных контактов с супругом из-за болезни или длительной разлуки, если партнер лишен самодисциплины;
  • 4) чувства супругов недостаточно сильны — в связи с этим «опасной» становится каждая встреча с лицом противоположного пола, которое не связано прочными семейными узами или придерживается свободных взглядов на сексуальные взаимоотношения.

Кроме этого, ученый выделяет обстоятельства, способствующие супружеской измене: знакомство с человеком, с которым устанавливается взаимопонимание, недостающее в браке; совместная деятельность, общие интересы мужчины и женщины; наличие большого количества свободного времени; алкоголь; случай; возникшее непреодолимое влечение; ориентация на поиск другого партнера.

В конечном счете К. Витек отмечает, что причин неверности чаще всего несколько. Обычно обращают внимание на очевидную причину: алкоголизм, грубость и т. п. Однако, по мнению автора, чаще всего речь идет о скрытом антагонизме, вызванном теми или иными несовпадениями в характерах людей.

Кроме причин измены, в зарубежной психологии выделены типологии личностей, имеющих склонность к внебрачным связям. В частности, В. Muldworf1 (1973) предлагает рассматривать следующие тины:[8][9]

Мужчины:

  • 1. Донжуан: незрелая личность, которая прежде всего хочет нравиться и от измен испытывает нарциссическое удовлетворение.
  • 2. Распутник, или «ловец женщин»: это мужчины промискуитетного типа, внебрачная половая активность которых вытекает либо из потребности в переменах, разнообразии, либо из представлений, что мужественность доказывается большим числом сексуальных побед.
  • 3. Вечно неудовлетворенный', постоянно ищет любви, но ни с одной женщиной не имеет постоянных эмоциональных связей.

Женщины:

  • 1. Соблазнительница', хочет любить и иметь поклонников, для чего использует и секс, однако ее действительное стремление к половым связям, как правило, невелико.
  • 2. Любительница приключений', ищет кратковременных сексуальных эпизодов с возможно меньшим вовлечением чувств, причем дома это хорошая жена и мать. Любит мужа, но сексуально не находит с ним общего языка. Партнера по приключению выбирает сама; стремится к сексуальным переживаниям, которых ей не хватает в семейной жизни.
  • 3. Беззащитная: неспособна к отказу, в том числе по той причине, что половая страсть мужчины сразу же вызывает в ней ответное чувство. Имеет низкий порог половой возбудимости, сама не проявляет инициативы, удовлетворение находит, покорно отдавая себя во власть партнера; не может оказать сопротивление, так как он «сильнее».
  • 4. Неудовлетворенная: не может найти удовлетворения ни в чем — ни в муже, ни в работе, ни в друзьях. Сомневается в правильности выбора партнера, даже когда имеет с ним достаточно длительную связь. Легко влюбляется в другого, которого обычно переоценивает. В любовных связях часто испытывает чувство вины и быстро становится несносной[4].

Влияние супружеской измены на брак. Существует две точки зрения на проблему влияния супружеской измены на брак. Одни психологи отмечают, что супружеская измена угрожает целостности семьи: затрагивает ее важные основы — супружеские чувства; разрушает бытовые, экономические, досуговые и иные отношения; сопровождается переживанием ревности, привносящей в семейную драму глубокие аффекты, разрушительные сами по себе. Последствия измены оказывают влияние на всю семью в целом, несмотря на то что возникает она в супружеской диаде. Могут нарушаться не только супружеские, но и детско-родительские взаимоотношения, что проявляется в возникновении различных структурных нарушений семьи, таких как межпоколенные коалиции, перевернутая иерархия, ролевые инверсии. Другие ученые полагают, что супружеская измена может приносить некоторую пользу брачному союзу, позволяет поддержать умирающие супружеские взаимоотношения, «оздоравливает» их. По Sedlacek (1980), скрываемая случайная супружеская измена, эротические приключения или хорошо законспирированные внебрачные связи, которые хорошо продуманы и протекают спокойно, не должны никак повредить браку и в конечном счете могут даже способствовать его «облегчению» и зрелости. Однако сохранить в тайне внебрачную связь иногда бывает очень трудно, а раскрытие измены часто приводит к осложнениям1.

Проблема прощения в супружеских отношениях. В отечественной психологии семьи тема прощения, как и в целом в психологической науке, разработана недостаточно.

Л. Б. Шнейдер отмечает, что для психологии семейных отношений решение этой проблемы очень важно. Прощая, человек принимает решение:

  • • отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика;
  • • поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика2.

В зарубежной психологии изучению данной проблемы уделяется большее внимание. Так, R. Enright {1991) разработал теоретическую модель прощения как частное приложение к явлению милосердия, исходя из посылки об отсутствии исчерпывающей определенности в трактовке справедливости у разных людей и наличии у них существенных различий3. В табл. 3.2 приведены стадии справедливости и прощения, выделенные R. Enright. Многие положения, особенно в описании стадий прощения, могут быть применимы и в супружеских отношениях.

Таблица 3.2

Стадии развития справедливости и прощения.

Последовательность стадий.

Стадии справедливости.

Стадии прощения.

Стадия 1.

Ориентация на наказание и подчинение. «Я считаю, что справедливость должна устанавливаться авторитетами, которые могут прибегнуть к наказанию».

Мстительное прощение.

«Я прощу своего обидчика, если отомщу ему в равной степени».

Стадия 2.

Относительная справедливость. «У меня есть чувство взаимности к вам. Но исходя из собственного понимания справедливости считаю, что, если вы помогаете мне, тогда и я буду помогать вам».

Возмещающее, или компенсирующее, прощение. «Если я верну потерянное, то прощу. Если мне будет стыдно за то, что не могу простить, я прощу, чтобы стыд не мучил меня».

Стадия 3.

Справедливость хорошего мальчика/девочки. «Я считаю, что групповое согласие (консенсус) должно определять, что правильно, а что неправильно. Я стану делать то, что будет одобрено другим».

Ожидающее прощение. «Я могу простить, если другие будут оказывать на меня давление. Легче простить, когда другие люди ожидают этого».

  • 1 Подробнее см.: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.
  • 2 Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.
  • 3 Подробнее см.: Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Ми.: АСАР, 2005.

Окончание табл. 3.2

Последовательность стадий.

Стадии справедливости.

Стадии прощения.

Стадия 4.

Справедливость закона и порядка. «Социальные законы выступают в качестве моих критериев справедливости. Я поддерживаю законы для того, чтобы существовало упорядоченное общество».

Ожидаемая законность прощения. «Я прощаю, если моя религия требует этого». Это нс прощение, подобное второй стадии: «Я прощаю, чтобы стыд нс мучил меня».

Стадия 5.

Ориентация на социальный контракт. «Я проявляю интерес к тому, что создает общество, но понимаю, что существуют и несправедливые законы. Таким образом, я осознаю, что для изменения системы надо действовать».

Прощение как социальная гармония. «Я прощаю, когда это помогает установлению гармонии взаимоотношений с обществом». В данном случае прощение является одним из путей контроля общества; это путь сохранения мирных отношений.

Стадия 6.

Ориентация на универсальные этические принципы. «Мое чувство справедливости основывается на сохранении индивидуальных прав всех людей. Скорее мое сознание, а не законы определяют то, что я буду предпринимать в случае возникновения сомнений».

Прощение как любовь. «Я прощаю без всяких условий, так как это способствует истинному чувству любви. Это тип отношений открывает возможность примирения и закрывает двери для мщения». В этом случае прощение не зависит от социального контекста, как на пятой стадии. Прощающий не контролирует других, прощая, он отпускает их на волю.

Источник: Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию.

В целом модель, предложенная R. Enright, описывает моральное развитие человека. Она в большей степени соотносится с представлениями сегодняшнего дня и позволяет найти объяснения более широкому классу ситуаций, в том числе и сложностям, которые возникают в супружеских отношениях. Это не только измена, но и частые супружеские ссоры, конфликты и т. п.

R. Enright описал и стадии продвижения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включаться в процесс прощения на любой из них, причем необязательно проходить их все. Можно также неоднократно повторить некоторые стадии (табл. 3.3).

При кратком рассмотрении этого процесса расчет делается на то, что в фазе открытия индивид должен проявить открытость, так как его задача — быть честным перед собой. Главная задача обиженного — осознать, что он обиделся и его обида имеет последствия. Обиженный человек осознает психологические защиты (отрицание, подавление чувств), которыми он пользовался, чтобы оградить себя от боли, причиненной обидой. По боль часто выходит наружу, что ведет к появлению гнева и злости.

Также происходит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации[11].

Таблица 33

Стадии продвижения к прощению

Фаза открытия.

Фаза принятия решения.

Фаза действий.

Фаза результата.

Осмысление психологической защиты, признаков факта, что обида имеет место.

Признание наличия гнева с целью избавления от него. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам. Осознание затрат эмоциональной энергии на протяжении обиды. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (постоянные мысли о ней).

Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.

Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от обиды не работают. Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор. Готовность простить обидчика.

Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуации в целом с помощью примеривания на себя различных ролей («влезть в его шкуру»).

Эмпатия по отношению к обидчику.

Осознание собственного сочувствия к обидчику «Поглощение» боли.

Нахождение личностного смысла для себя и других в прощении. Понимание собственной потребности в прощении со стороны других и в прошлом. Понимание того факта, что человек не изолирован от других; многие были в похожих ситуациях. Понимание того, что пережитая обида может изменить жизнь. Осознание уменьшения негативных чувств и роста позитивных чувств в отношении обидчика.

Источник: Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.

На фазе принятия решения идет восстановительная работа, вновь проживаются тягостные события, преодолеваются тяжелые чувства или состояния и начинается процесс принятия решения о готовности простить обидчика. Как правило, это долгий и трудный путь.

На фазе действий происходит реформация — процесс рассмотрения обидчика в определенном контексте, с учетом его предыстории, возможности того, что он находится под каким-то давлением. Это делается не для извинения или оправдания его, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания ситуации. Такая реформация приводит к эмпатии, а также к осознанию собственного сочувствия к обидчику.

В фазе результата экзистенциальная рефлексия может привести «жертву» к пониманию того, что и сама обида, и продвижение в сторону примирения имеют глубоко позитивное значение. Пережив обиду, человек может найти новые цели в жизни, осознать несовершенство свое и других. Как только прощающий почувствует некоторое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.

Таким образом, прощение — это сложный процессу требующий сил и энергии и дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии и избавляет от тяжких мук обиды, нередко проносимых через всю жизнь[11].

Прощать или не прощать обиду, нанесенную неверным партнером, — самостоятельное решение каждого человека. Однако даже если супружеская пара расстается по причине измены, обида и боль, которые многим людям чрезвычайно сложно нести по жизни, могут остаться надолго. Поэтому прощение — необходимо.

Наша консультативная практика показала, что проблема прощения чрезвычайно актуальна для наших клиентов. Несмотря на негативные эмоциональные состояния, сопровождаемые переживанием измены партнера, большая часть обманутых супругов готова простить его, чаще всего руководствуясь соображениями о сохранении семьи ради детей.

  • [1] Олиферович И. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006.
  • [2] Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна. М.: КСП+, 2001.
  • [3] Соколова Ю. Л. Влияние внебрачных связей родителей на обесценивание супружескойверности подрастающим поколением // Семья как фактор формирования нравственных ценностей подрастающего поколения: матер. Междунар. иауч.-практ. конф. (20 апреля 2012 г.).Таганрог: Изд-ль А. II. Ступин, 2012. С. 223—226.
  • [4] Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.
  • [5] Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности // Вопр. психологии.
  • [6] Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна.
  • [7] Олиферович //. Я., Зинкевич-Куземкина Т. Л., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов.
  • [8] Витек К. Проблемы супружеского благополучия; иер. с чсш. М.: Прогресс, 1988.
  • [9] Подробнее см.: Кратохвил С. Психотерапия семейио-сексуальиых дисгармоний. М. :Медицина, 1991.
  • [10] Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.
  • [11] Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.
  • [12] Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой