Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Измерение качества и конкурентоспособности продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разнообразные физические, химические и другие свойства продукции, представленные в определенной совокупности и дающие возможность удовлетворить определенные потребности покупателя сконцентрированы в потребительной стоимости. Покупателя продукции привлекают не все свойства товара, а лишь те из них, которые обеспечивают удовлетворение его потребностей, например, долговечность, надежность… Читать ещё >

Измерение качества и конкурентоспособности продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разнообразные физические, химические и другие свойства продукции, представленные в определенной совокупности и дающие возможность удовлетворить определенные потребности покупателя сконцентрированы в потребительной стоимости. Покупателя продукции привлекают не все свойства товара, а лишь те из них, которые обеспечивают удовлетворение его потребностей, например, долговечность, надежность, эргономичность автомобиля. Тем не менее конечные характеристики, определяющие привлекательность автомобиля, зависят от сотни и тысяч свойств, заложенных в каждой детали автомобиля, поэтому понятия качества продукции потребителя и производителя взаимосвязаны. В условиях рыночных отношений производитель стремится производить продукцию, соответствующую требованиям потребителя, осуществляя контроль за уровнем качества путем его измерения и сравнения с аналогами на различных этапах изготовления продукции.

Способами измерения и количественной оценкой качества продукции занимается специальная наука — квалиметрия.

Суть измерения качества состоит в следующем:

  • • выбираются ряд наиболее важных показателей характеризующих качество продукции (например, средняя продолжительность горения электрической лампы и ее мощность);
  • • выбирается эталон качества;
  • • достигнутое качество сопоставляется с эталоном.

В качестве эталона может быть отечественный или зарубежный образец, т. е. продукция высокого уровня качества, пользующаяся спросом у покупателей.

Для сводной или обобщенной оценки качества Госстандартом России рекомендовано использовать среднюю геометрическую величину произведения индивидуальных характеристик качества. Оценка качества производится в результате сравнения средних геометрических величин и самой продукции и эталона.

Пример

Средняя продолжительность работы электронагревательного прибора определенной мощности, изготовленного на предприятии, 4000.

ч. Допустим, эталонный срок службы — 4500 ч. Тогда оценка качества (коэффициент качества): 4000: 4500 ~ 0,89. Качество не соответствует эталону.

Качество может быть оценено по нескольким параметрам. Применительно к электронагревательному прибору наряду с характеристикой долговечности учитывают коэффициент полезного действия.

Пусть в приведенном примере коэффициент полезного действия имеет эталонное значение 50, а фактический коэффициент равен 48. Коэффициент качества по второму параметру — 0,9. Для сводной или обобщенной оценки качества Госстандартом России рекомендовано использовать среднюю геометрическую: ^0,89×0,90 «0,895. Это говорит о несоответствии качества эталону. Таким образом, качество может соответствовать эталону, быть ниже или выше эталона.

Для оценки степени удовлетворенности товаром и сравнения его с товарами-конкурентами рассчитываются коэффициенты конкурентоспособности.

Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец — это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно производить по формуле:

Измерение качества и конкурентоспособности продукции.

где gj — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; П, — величина i-ro параметра для анализируемой продукции; П — величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; п — количество анализируемых параметров.

Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину г-го параметра для изделия, принятого за образец.

Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае используются методы оценки в баллах.

Описанный выше дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных и интегральных показателей. Например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

Измерение качества и конкурентоспособности продукции.

где Ттп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; g, — единичный показатель конкурентоспособности по г-му техническому параметру; а, — весомость г-ro параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; п — число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

Измерение качества и конкурентоспособности продукции.

где 3, 30 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:

Измерение качества и конкурентоспособности продукции.

где Г — срок службы; i — год по порядку; С, — затраты на эксплуатацию продукции по элементу затрат.

Способность товара конкурировать в определенных условиях рынка можно выразить через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности.

Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для расчета. Тем не менее при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.

Показатель конкурентоспособности важен при проектировании требуемых свойств изделия, сравнении потенциальных возможностей производства продукции, установлении цены, а также при решении других проблем.

Для оценки степени конкурентоспособности продукции следует выбирать те характеристики продукции, которые в наибольшей степени отражают предпочтения покупателей. Рассмотрим один из эффективных методов экспертной оценки, позволяющей определить комплексный показатель потребительского качества продукции — коэффициент конкурентоспособности — по следующей формуле:

Измерение качества и конкурентоспособности продукции.

где i = 1, …, п — число параметров продукции, участвующих в оценке; j = 1, …, п — виды продукции; ос, — коэффициент важности (значимости, предпочтительности) для покупателя i-ro параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; П, — конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции; П — желаемое значение i-ro параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя.

Pi равно +1, если увеличение параметра П| ( приводит к повышению конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т. д.).

Р, равно -1, если увеличение параметра П^- приводит к снижению конкурентоспособности продукции (габарит, цена и др.).

Поскольку сумма удельных весов каждого из рассматриваемых параметров не может превышать 1, или 100% в общем объеме, то.

Измерение качества и конкурентоспособности продукции.

Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для сравнения. Тем не менее при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, скорость и др. Показатель конкурентоспособности важен для проектирования требуемых свойств изделия, установления цены, сравнения продукции, а в целом — при оценке конкурентоспособности фирмы.

Происходящий в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации процесса обеспечения качества. Все эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение стандартов на системы качества на предприятии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой