Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы государства (формы правления)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституции, закрепляющие президентскую власть, включают весьма противоречивые принципы и положения. С одной стороны, подобные системы рассчитаны на создание сильной, стабильной исполнительной власти, в достаточной степени обеспечивающей законность и базирующейся на плебисците, чтобы выдержать напор самых различных группировок и интересов, представляемых законодателями. В концепции демократии, т… Читать ещё >

Формы государства (формы правления) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Способ организации государственной власти в каждой стране имеет свои особенности, что может проявляться в существовании различных органов власти, неодинаковом понимании функций одних и тех же государственных органов, несовпадении принципов их взаимосвязи и т. п. Причины различий в структуре государства следует искать в исторических условиях развития страны, особенностях ее культуры, экономики и социально-политической жизни.

В настоящее время в зависимости от того, каков порядок формирования высших органов государства и характер складывающихся между ними отношений, принято выделять две основные формы государства, или формы правления:

  • 1) монархию, где высшие позиции в управлении страной занимает государь, получающий свой титул по наследству;
  • 2) республику, где властные полномочия принадлежат выборным органам.

Монархий в современном мире достаточно много. Они составляют примерно шестую часть государств мира. Среди них — Великобритания, Испания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Япония, Таиланд. Монархии, в свою очередь, подразделяются:

  • — на абсолютные, где вся власть концентрируется в руках монарха. Эта государственная форма была присуща феодальным обществам и в настоящее время в том или ином виде сохранилась лишь в государствах Ближнего Востока (Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия);
  • — дуалистические, где существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом, т. е. в стране существует парламент, без участия которого не могут приниматься законы, но правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. Как правило, власть монарха в таких странах в силу традиций более авторитетна, чем власть парламента. К такому типу государств можно отнести Иорданию;
  • — конституционные, или парламентарные, где статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти: законодательные полномочия осуществляет парламент, а функции исполнительной власти — правительство. Монарх юридически остается главой государства, но реально он не принимает участия в управлении страной. Правительство в конституционной монархии ответственно только перед парламентом. Такая форма государства сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии и некоторых других странах.

Республики разделяются также на три вида:

1) президентские, где президент одновременно является главой государства и возглавляет правительство. Как правило, он избирается всеми гражданами независимо от парламента. В президентской республике президент, назначенные им министры не несут политической ответственности перед парламентом и не могут быть отправлены им в отставку. В свою очередь, президент не имеет права роспуска парламента. Такое достаточно жесткое разделение законодательной и исполнительной власти может усугубляться и разделением по партийному принципу, потому что правительство формируется партией, победившей на президентских, а не на парламентских выборах. Президентская республика сложилась в США, Бразилии, Мексике;

Парадоксы президентской системы власти.

«Конституции, закрепляющие президентскую власть, включают весьма противоречивые принципы и положения. С одной стороны, подобные системы рассчитаны на создание сильной, стабильной исполнительной власти, в достаточной степени обеспечивающей законность и базирующейся на плебисците, чтобы выдержать напор самых различных группировок и интересов, представляемых законодателями. В концепции демократии, т. е. власти „народа“, как ее понимал Руссо, от лица которого предположительно и выступает президент, эти интересы не имеют никакой законной основы; по понятиям англоамериканцев, демократия, естественно, подразумевает столкновение — иногда даже очень значительное — самых разных интересов. При этом конфликт между вовлеченными сторонами зачастую выходит за рамки локальных столкновений. С другой стороны, в конституциях, утверждающих президентское правление, тоже отражены опасения персонализации власти: страшные воспоминания о королях и каудильо так просто нс проходят. Основное конституционное положение, исключающее возможность произвола власти, — это запрещение переизбрания, а также необходимость согласительных и консультационных мероприятий при назначении президента, механизм импичмента, выборность судебных органов и институты типа чилийской „контралории“. Более того, вмешательство вооруженных сил в качестве „poder moderator“{ может быть весьма полезно как инструмент для обуздания слишком зарвавшихся глав исполнительной власти. В опыте президентского правления и латиноамериканских стран налицо противоречия между конституционными положениями и политической практикой»[1][2].

  • 2) парламентарные, где исполнительная власть концентрируется в руках премьер-министра и возглавляемого им правительства, ответственного перед парламентом. Президент в таких странах избирается либо парламентом, либо с его активным участием и пользуется ограниченными полномочиями. Главной особенностью парламентарной республики является то, что пост премьер-министра занимает лидер партии, получившей большинство на парламентских выборах, или кандидат, предложенный блоком партий, располагающих большинством голосов в законодательном органе. Такая форма государства существует в Германии, Италии, Австрии, Индии, Португалии;
  • 3) смешанные, или полупрезидентские, где существует правительство, ответственное одновременно и перед парламентом, и перед президентом. Иными словами, порядок назначения премьер-министра или правительства в целом является согласительной процедурой между парламентом и президентом, избранным независимо от парламента. При этом и глава государства, и парламент обладают правом отправить правительство в отставку. К полупрезидентским республикам можно отнести, например, Францию и Россию.
  • [1] Poder moderator — власть посредника (йен.).
  • [2] Линц X. Опасности президентства URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/lin opasn. php (дата обращения 13.03.2014).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой