Как уже говорилось во второй главе, процесс можно описать с использованием элементов естественного языка, подлежащего, сказуемого, объекта. Так что задача анализа — выбрать эти элементы предложения из доступной информации 13, с. 841.
Аналогичные вопросы об элементах предложения («Кто или что?») имеются в форме представленных на табл. 4.1 основных вопросов.
Таблица 4.1
Элементы предложения.
Взгляд со стороны существительного. | Взгляд со стороны глагола. | Взгляд со стороны дополнения. |
Кто действует? | Что делает субъект? | Что обрабатывает субъект? |
Ниже мы опишем процесс при субъектно-ориентированном анализе согласно этим вопросам.
Идентификация субъектов
Исходная и основная точка субъектно-ориентированного анализа — субъект с вопросом «кто действует?». Субъекты в процессе — абстрактные действующие лица, они выполняют определенные роли. Таким образом, субъект не зависит от конкретных людей. Основные вопросы:
- — кто (на самом деле: какая роль) принимает активное участие в процессе?
- — кто принимает в процессе пассивное (например, «сток» информации) участие?
- — кто должен с кем общаться?
- — каких частей организации это касается?
Результат: имена идентифицированных субъектов определяются вместе с кратким описанием. Имя субъекта должно быть общепризнанным в организации и однозначным именем роли. Если оно встречается более одного раза или имеются различные варианты, то следует установить соглашение об именах.
Пример: субъект «место поездки» имеет несколько значений, поездка может быть внутри страны или за границу, что должно привести к разным бюджетам и процедурам отчетности.
Все действующие лица избавятся от страха перед моделированием, если они научатся оперировать полнотой предложения во время информационного обмена для установления новой культуры коммуникации.