Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Консерватизм. 
Политология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из первых идеологов консерватизма был английский парламентарий и публицист Э. Берк (1729−1797). Он оспаривал теорию общественного договора и народного суверенитета. Всякий общественный порядок, утверждал Берк, возникает в результате постоянного исторического развития и базируется на обычаях, традициях и предрассудках. Сила государства и закона — в сохранении этого порядка. Отсюда… Читать ещё >

Консерватизм. Политология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Консерватизм возник как антитеза либерализму, как реакция на идеи Просвещения и завоевания английской, американской и французской революций. Название происходит от латинского термина conserve, что означает «сохранять».

Одним из первых идеологов консерватизма был английский парламентарий и публицист Э. Берк (1729−1797). Он оспаривал теорию общественного договора и народного суверенитета. Всякий общественный порядок, утверждал Берк, возникает в результате постоянного исторического развития и базируется на обычаях, традициях и предрассудках. Сила государства и закона — в сохранении этого порядка. Отсюда отрицательное отношение Берка и всех консерваторов к революциям. В своем труде «Размышления о французской революции» Берк все теоретические представления либералов о свободе, власти и законе называет абстрактными, оторванными от жизни и ведущими к анархии, а затем и к тирании. В действительности человек не может быть свободен от общества. Кроме того, природные различия людей делают невозможным никакое равенство, ни политическое, ни правовое. Следовательно, попытка обеспечить политическое равенствб и гражданские права — тоже фикция. Природа, а затем и человеческое общество и государство создаются и развиваются по воле Бога и в результате действия естественных законов. Значит, они не могут и не должны перестраиваться людьми. Развитие общества Берк видит в покорном следовании ходу истории.

Во Франции большую известность получило учение Ж. де Местра (1753−1821), бывшего политическим деятелем, дипломатом различных европейских монархий. Революцию де Местр воспринимал как кару божью за попытки человека все видоизменить и уничтожить религию. Революции, по утверждению де Местра, всегда производят большее зло, чем-то, что хотят исправить. Как и Берк, де Местр критиковал «умозрительные» законы, создаваемые для человека вообще. Но абстрактного человека не существует. Поэтому и законы следует выводить из конкретных условий существования общества (географическая среда, политические отношения, национальные качества, религия и т. д.). Отсюда следует, что подлинную конституцию можно создать в ходе длительного исторического развития, а не единым актом теоретиков. Конституция не может быть неизменной, ибо меняются потребности людей в свободе и правах. Де Местр делает вывод, что Франции следует вернуться к своей старинной конституции, восстановить былую роль религии, власть короля, отказаться от просвещения и образования — тогда она вновь станет украшением Европы.

Очень похожие идеи высказывает другой французский идеолог консерватизма де Бональд (1754−1840). Он также ссылался на Бога и естественное монархическое устройство общества, основным элементом которого является семья. Он выступал против разделения единой королевской власти. Тогда государство и религия будут теми необходимыми уздами, которые сдерживают человеческие страсти.

Учение де Бональда противостоит индивидуалистическому подходу либералов и выражает волю общества, а не отдельной личности, хотя и признает главной целью общества охрану личности и частной собственности.

Философия консерватизма противостоит либеральной теории в том, что она отрицает теорию естественных прав и общественного договора и опирается в своем подходе на теорию естественно-исторического развития. В соответствии с этой теорией цивилизованное общество, законы и государство возникают постепенно в ходе накопления традиций, знаний и опыта с учетом конкретной исторической среды. Причем право устанавливается не из человеческого разума, а закреплением и провозглашением в качестве законов норм человеческого общения, не противоречащих божественным установлениям. Важнейшим общественным институтом является семья, ибо именно в ней сохраняются и передаются традиции, религия и нормы поведения. В отличие от либералов консерваторы первичным считают не индивида, а общество как хранителя традиций. Они также признают необходимость обеспечения безопасности и частной собственности. Но в связи с этим, считают они, тем более повышается роль общества, церкви, государства и его институтов: суда, армии, полиции. Характерной особенностью консерватизма является отрицание какой бы то ни было революции (социальной, религиозной, нравственной) и даже глубоких общественных реформ. Консерваторы считают в принципе невозможными какие-либо социальные изменения по заранее намеченному плану на том основании, что они сталкивают общество с пути естественного развития.

Таким образом, консерватизм базируется на таких принципах, как традиционализм, антирационализм, антииндивидуализм.

Консервативная идеология содержит следующие ценности[1]:

  • 1) религиозные и духовные цели политической деятельности:
  • 2) культ нравственности;
  • 3) авторитет школы, семьи и церкви;
  • 4) культ традиций;
  • 5) культ национальной культуры;
  • 6) патриотизм;
  • 7) приоритет интересов государства перед интересами индивида;
  • 8) сильное иерархическое государство;
  • 9) конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод;
  • 10) прагматизм;
  • И) здравый смысл;
  • 12) постепенность и осторожность перемен.

Антиценности консерватизма:

  • 1) атеизм;
  • 2) материалистическая ориентация политики;
  • 3) моральный релятивизм;
  • 4) культ рассудка;
  • 5) антитрадиционализм;
  • 6) универсализм;
  • 7) космополитизм;
  • 8) приоритет интересов индивида перед интересами государства;
  • 9) приверженность теоретическим моделям;
  • 10) революция.

Философию современного консерватизма (неоконсерватизма) можно выразить положениями, приведенными политологом В. Росситетом: «Существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; безнадежно несовершенна я природа человека, у которого под покровом цивилизованного человека всегда скрывается не-разумение и греховность; естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона; важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка; ненадежность прогресса; признание того, что традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество; необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков; подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированности политической власти…»[2]

Как видим, неоконсерватизму сохраняя приверженность традиционным ценностям, тем не менее воспринял от либерализма идею общественного развития, исторической и социальной активности человека, демократизации общественной жизни. В то же время он выступает против социалистических идей государственного регулирования экономики и национализации промышленности.

Несмотря на приверженность общественным идеалам, неоконсерватизм выступает против коллективизма. От либеральной философии консерватизм отличает примат общественных ценностей над индивидуальными, а от социалистической — защита индивидуальной собственности. Идеал человека в консервативной философии — это индивид, достигающий своих целей на благо всего общества.

Современный консерватизм не стремится повернуть общество назад. Не стоит отождествлять консерваторов с реакционерами. Они не настаивают на возвращении к монархии или теократии, Они выступают за естественное движение общества с учетом развития цивилизации. Так, один из ведущих теоретиков неоконсерватизма в Германии Г. Рормозер считает основным недостатком современного общества ослабление моральных устоев, снижение действенности экономических регуляторов. Для преодоления этих негативных факторов неоконсерваторы предлагают модель «социального рыночного хозяйства», заключающуюся в усилении действия рыночных механизмов, уменьшении роли государства в экономике (при усилении ее в политике), сплочении нации на основе общественной (а не индивидуалистической) морали. Усиливающаяся роль государства должна проявляться в активной внешней политике, в самоутверждении нации в мире. Для неоконсерваторов характерен поиск врага на мировой арене в целях «сплочения народа», усиление роли государства в жизни общества, превалирование общих интересов наций над частными, индивидуальными, возвращение к традиционным ценностям (семья, религия, национальные традиции, уважение старших).

В политической практике идеи неоконсерватизма лежат в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тэтчер, Дж. Мейджора (Великобритания), Ф. И. Штрауса и Г. Коля (Германия). Они оказали существенное влияние на развитие ведущих держав мира в 80−90-е гг. XX в.

  • [1] См.: Гусев В. А. Консервативные ценности // Соцнс. 1994. № И. С. 130−137.
  • [2] Цит. по: Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 140.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой