Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отличия режима А. Гитлера от режима И. В. Сталина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) имела центральное руководство, территориальные органы и первичные организации. Гитлер был общепризнанным вождем партии, управлявшим ее делами через партийную канцелярию и назначенных им лично высших партийных функционеров. В центральное руководство НСДАП входили официальный преемник фюрера Г. Геринг, рейхсфюрер СС Г. Гиммлер, рейхсляйтеры… Читать ещё >

Отличия режима А. Гитлера от режима И. В. Сталина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если И. В. Сталин всегда подчеркивал, что он — марксист и ученик В. И. Ленина, то А. Гитлер категорически утверждал, что является единственным творцом идеологии германского национал-социализма. Он не отрицал влияния на формирование своих взглядов иангерманских идей И. Фихте, Г. Гегеля, А. Бегтихера (Лагарда), Ф. Бернгарди, расистских идей Ж. Габино, X. Чемберлена, антисемитских взглядов Е. Дюринга, В. Марра, Р. Майера, геополитических идей К. Хаусхофера, Ф. Ратцеля, идеи «сверхчеловека» Ф. Ницше и др. Но Гитлер относился ко всему этому гак же, как В. И. Ленин, к трем источникам марксизма. Единственное исключение Гитлер сделал для композитора Р. Вагнера, создавшего, по его утверждению, «идею национал-социализма в музыке».

* * *.

Сердцевиной идеологии нацизма является расовая теория. Ее основное содержание состоит в следующем. Расы различаются качеством крови. Этим качеством определяются антропологические, интеллектуальные особенности, склонности и стремления их представителей. Содержание истории человечества — борьба рас за существование. Расы делятся Гитлером на три группы. Арийские расы — первая группа, творцы прогресса и двигатели всемирной культуры. Им непримиримо противостоит еврейская раса «разрушителей культуры» и созидателей «антикультуры». Третью группу составляют «неполноценные», «пассивные» расы — потребители, «унтермепшен» («недочеловеки»), неспособные к самостоятельному творчеству. У арийцев способности к созиданию культуры у евреев — к разрушению культуры и созиданию «антикультуры» и пассивность «недочеловеков» заложены в них биологически. Развитие способностей к творчеству возможно только для арийцев.

Невозможно воспитанием исправить или «улучшить» евреев, а также «недочеловеков». Напротив, еврейская «антикультура» легко подчиняет своему влиянию «недочеловеков», превращая их в опасную для арийского мира разрушительную силу. Эта «антикультура» способна губительно действовать и на арийцев, извращая их природные склонности. Особенно возрастает опасность перерождения (вырождения) арийцев в случае нарушения биологической «расовой чистоты». Поэтому браки и сексуальные связи арийцев с евреями или «недочеловеками» — величайшее преступление.

Согласно идеологии нацизма исторически инициатива антагонистической борьбы арийцев и евреев исходила от евреев, стремившихся заменить «настоящую» культуру своей «антикультурой». Первым образцом «антикультуры» стал иудаизм, сплотивший еврейство идеей «избранного народа», призванного повелевать «гоями» — всеми прочими народами. Второй образец — агрессивное «государство Израиля», стремившееся к завоеванию и подчинению возможно более широкой сферы. При этом евреи совершили геноцид живших в Палестине «арийцев» — филистимлян. «Арийцы» Древнего Рима разгромили «государство Израиля» и, преобразовав его в зависимое Иудейское царство, включили в состав Римской империи. Но прекратить «еврейскую агрессию» не удалось. Еврей Саул (апостол Павел) изобрел христианство — ересь, извратившую учение «арийца Иисуса Христа» «лживой проповедью равенства всех людей перед провидением». Эта ересь была адресована именно «гоям», так как сами евреи сохранили преданность иудаизму. Забросив «ядовитые семена», Саул рассчитывал деморализовать римских «арийцев», исповедовавших язычество (к язычеству Гитлер относился весьма благосклонно), а также побудить их к сексуальным связям с «недочеловеками», ведущим через «загрязнение крови» к физическому и моральному вырождению «творческого народа». Спустя некоторое время евреи подняли восстание в Иудее, пытаясь избавиться от власти Рима, но были разгромлены. Иудейское царство было упразднено. Все евреи были выселены из Палестины и рассеяны по огромной империи. Но такое «решение еврейского вопроса» не решило проблему борьбы рас за существование. Христианство уже дало обильные всходы и, разлагая римское общество, в конце-концов привело к гибели «арийскую» Римскую империю. На ее развалинах молодые германские народы тоже могли деградировать и погибнуть, так как они отказались от своего исконного язычества и приняли новую веру. Однако «голос крови» побудил их соединить христианство с антисемитизмом. Это до известной степени нейтрализовало вредоносность еврейской ереси.

Параллельно с распространением раннего христианства «еврейская агрессия» осуществлялась и другими путями. Еще до гибели Римской империи рассеянные по ней евреи сделали ставку на достижение экономического господства. А после крушения Древнего Рима «еврейский паразитический капитал» распространился по всей Европе и остальному миру.

Чтобы пробиться к политической власти, еврейство выступило с идеями либерализма и демократии. Наряду с этим в XIX в. появилась новая еврейская ересь — марксизм. Цель его — полностью заменить культуру «антикультурой» для абсолютного господства еврейства. Еврейский капитал, либералы, буржуазные демократы и марксисты действовали рука об руку. Первый использовал свое влияние и развязал губительную мировую войну. Против немцев объединились в разрушительном натиске славяне и азиаты России, «разложившаяся французская нация». Удалось также натравить на немцев других арийцев — англосаксов. Германия в 1918 г. была близка к победе, но тыл ее был ненадежен. Либералы и марксисты нанесли ей предательский удар «ножом в спину». И, подобно непобедимому Зигфриду[1], Германия была повержена. Результат — унижение и «цепи Версаля», «раковая опухоль» Веймарской демократии, угроза гибели немцев как народа. За год до поражения Германии в России верх над славянскими и азиатскими «недочеловеками» одержал «еврейский большевизм» и угрожал распространением своего господства всему миру.

У арийцев нет иного выхода, как силой воспрепятствовать козням мирового еврейства, уничтожить или изолировать евреев[2]. Иначе еврейство раздавит арийцев, используя как орудие покорные ему «неполноценные» расы.

Для победы немцы должны добиться гегемонии среди других арийцев (австрийцев, люксембуржцев, которые, по существу, тоже немцы), а также среди англосаксов, голландцев, скандинавов, финнов, эстонцев, итальянцев[3], греков, арийских элементов, рассеянных среди «неполноценных рас»[4], и выступить в тесном союзе с японцами — «арийцами Азии»[5]. В ходе и после «окончательного решения еврейского вопроса» должно быть установлено арийское господство над «неполноценными расами»: славянами, азиатами (кроме японцев) и африканцами. Уделом «недочеловеков» должны стать тяжелые виды физического труда, примитивные условия жизни и покорность. Для удобства управления «неполноценными расами» будут приняты меры по сокращению их численности: физическое уничтожение сопротивляющихся и «бесполезных»; обеспечение продовольствием и медицинской помощью только тех, кто используется в интересах процветания арийского мира; распространение эпидемий; принудительная стерилизация, бесплатная раздача контрацептивов; продажа по низким ценам алкоголя и табака[6].

Таким образом, идеологии гитлеризма присущи расизм и национализм в крайне жестких формах. Это программа обеспечения благосостояния так называемых арийцев[7] за счет беспощадного угнетения, эксплуатации и истребления остальных народов.

* * *.

Для Гитлера эксплуатация человека человеком — естественный закон. Отношение Гитлера к частной собственности в пределах арийской общности подчеркнуто положительное. Успех в увеличении богатства — доказательство расовой чистоты. В перспективе намечалось всех немцев сделать частными собственниками.

В Германии исторически сложился отлаженный механизм государственного управления. Централизм органично сочетался с автономностью учреждений власти и каждого чиновника в отдельности. Чиновники дисциплинированно и подробно информировали вышестоящие инстанции о своей работе, в пределах своей компетенции принимали решения и действовали самостоятельно. Гитлер принял существовавший порядок. Тяготясь регулярным личным контролем над управлением, он поручил его своим заместителям. Сам фюрер занимался тем, что считал в данный момент наиболее важным либо просто интересным для себя. В другие вопросы он вникал тогда, когда различные ведомства не могли прийти к согласованному решению и нуждались в верховном арбитраже, или в случае доноса о непорядках.

Гитлер сохранил все государственные учреждения Веймарской республики. Даже конституция не была официально отменена, хотя полностью игнорировалась. Рейхстаг, состоявший после выборов в ноябре 1933 г. из одних нацистов, утратил законодательные функции, но время от времени собирался для одобрения политики фюрера. Госаппарат вычистили от «неарийцев» и оппозиционеров. Но большинство чиновников осталось на прежних должностях. Некоторые получили повышение. Нацисты увеличили аппарат управления в центре и на местах.

Нацистские реорганизации сделали аппарат государственного управления весьма громоздким. Функции многих учреждений пересекались или дублировались. Конкуренция и интриги стали обычным делом не только в межведомственной борьбе, но и внутри ведомств. Сложилась обстановка своеобразной «авторитарной анархии». Это усложняло решение многих проблем. Зато фюрер имел возможность контролировать положение, не занимаясь повседневной рутинной работой, раздражавшей его. Начальники, конкурирующие со своими соперниками или интригующие против них, неизбежно были вынуждены обращаться к нему.

За время существования Третьего рейха персональный состав высшего чиновничества и верховного командования вермахта значительно изменился. Однако репрессии против бывших руководителей применялись редко. Утратившие доверие фюрера люди обычно переводились на менее ответственную работу или уходили в отставку (переводились в резерв).

Национал-социалистическая[8] немецкая рабочая партия (НСДАП) имела центральное руководство, территориальные органы и первичные организации. Гитлер был общепризнанным вождем партии, управлявшим ее делами через партийную канцелярию и назначенных им лично высших партийных функционеров. В центральное руководство НСДАП входили официальный преемник фюрера Г. Геринг, рейхсфюрер СС Г. Гиммлер, рейхсляйтеры (имперские руководители). Следующим звеном в партийной иерархии были гауляйтеры — назначенные самим Гитлером руководители партийных областей — гау, которые делились на округа — крейс, возглавлявшиеся крейсляйтерами. Кандидатуры крейсляйтеров предлагались гауляйтерами и утверждались Гитлером. Крейсляйтеры назначали целленляйтеров — руководителей территориальных партийных ячеек и ортсгруппенляйтеров — руководителей местных групп, объединявших несколько ячеек. Низовыми партийными руководителями были блокляйтеры. Они назначались руководителями партийных ячеек и были обязаны руководить жителями вверенного им городского квартана, поселка, деревни независимо от того, являются те членами партии или нет. Кроме организационной работы, блокляйтеры должны были разъяснять народу политику фюрера, приказы других партийных руководителей, надзирать за настроениями, высказываниями и действиями всех, кто проживай на вверенных им территориях.

Принцип вождизма — фюрер-принцип, принятый НСДАП, категорически отрицал демократию. Все нацистские собрания, включая съезды партии в Нюрнберге, созывались не для коллективной выработки решений, а для получения указаний высшего руководства и демонстрации партийного единства. Партийный руководитель отвечал за свои действия только перед вышестоящими инстанциями.

Выборы и делегирование в НСДАП не практиковались. Каждый нацист, которому личные средства позволяли добраться до Нюрнберга, имел право участвовать в мероприятиях партийных съездов: собраниях, митингах, парадах, факельных шествиях, спортивных и других праздниках. Секретные решения принимались узким кругом лиц, избранных руководством, и сообщались только непосредственным исполнителям.

Нацисты не имели партийных организаций на предприятиях и в учреждениях. По соглашению Гитлера с генералитетом соблюдался принцип беспартийности вермахта. Призванный на службу в вермахт нацист приостанавливал партийное членство. Напротив, элитные части войск СС (партийная гвардия) состояли исключительно из членов НСДАП.

Для вступления в НСДАП требовались только «расовая чистота», политическая лояльность и отсутствие «порочащих связей». Вступление в СС, СА, работа в РСХА, министерстве пропаганды означали автоматическое принятие партийного членства.

Книга Гитлера «Майн кампф» («Моя борьба») и прочая нацистская идеологическая литература издавались большими тиражами, широко рекламировались. Однако проверка «политической грамотности» проводилась лишь в элитных учебных заведениях НСДАП и в пропагандистских учреждениях. Для большинства членов партии было достаточно признания формулы «Наша идеология — Адольф Гитлер».

* * *.

Очевидное несходство режимов Сталина и Гитлера обусловлено прежде всего их принципиально различной идеологической ориентацией. Некоторые отличия вытекают из исторических, национальных, корпоративных традиций двух разных стран. В значительной степени на отличия режимов влияли личные особенности Сталина и Гитлера.

И. В. Сталин был убежден в научности своего мировоззрения, был чужд сентиментальности и мистицизма. Он — холодный, расчетливый, терпеливый прагматик, тщательно обдумывающий каждый шаг. Поэтому Сталин понимал необходимость совещаний, анализа и обобщения обширной информации перед принятием важных решений. Он внутренне собран, сдержан, внимателен. Сталин подозрителен, скрытен, поэтому склонен к личному контролю над всеми сферами государства и общества. Его работоспособность и методичность в организации контроля постоянно на высоком уровне. Он беспощаден к врагам и оппозиционерам. Сталин способен уничтожить любого соратника, если сомневается в его надежности.

А. Гитлер — мистик, убежденный в том, что он избран Провидением для спасения немецкого народа, всех арийцев и мировой культуры. Он полагается на собственную интуицию, «внутренний голос», озарение. Он импульсивен, по натуре азартный игрок. Периоды бурной деятельности у Гитлера чередуются с периодами пассивного созерцания. Его вера в себя, доходящая до безрассудного упрямства, соседствуете частыми приступами неуверенности. В своем ближайшем окружении Гитлер был доверчив, лоялен, относился с устойчивой симпатией к Г. Герингу, А. Шпееру, Г. Гудериану и др. Только после мучительных колебаний он пожертвовал Э. Рэмом и Г. Штрассером. Гитлер был потрясен несанкционированным перелетом Р. Гесса в Англию, обнаружением еврейских предков у Р. Гейдриха, изменой адмирала В. Канариса.

Наряду с отличиями режимам Сталина и Гитлера присущи общие черты, к определению и анализу которых мы переходим.

  • [1] Зигфрид — герой германского эпоса «Песнь о Нибелунгах».
  • [2] В 1940 г. Гитлер ненадолго увлекся идеей выселения европейских евреев нао. Мадагаскар.
  • [3] Гитлер презирал итальянцев, но потомков «арийского» Древнего Рима ноидейным и политическим соображениям причислял к «арийскому» миру. Крометого, он искренне считал, что Б. Муссолини — великий человек.
  • [4] 11апример, среди славян Гитлер считал арийцами казаков — «прямых потомков остготов». Также, но его представлениям, в северной части России сохранилисьпрямые потомки варягов (норманнов).
  • [5] Японцы превратились в «арийцев Азии» по политическим соображениям, когда Япония стала союзницей Германии.
  • [6] Сам Гитлер не курил, был трезвенником и вегетарианцем.
  • [7] * Ученые считают настоящими арийцами некоторые народы Северной Индии, Ирана, а также цыган. По мнению Гитлера, все они — «недочеловеки».
  • [8] В отечественной историографии, особенно советского периода, НСДАПнередко называют «национал-социалистской» партией. Однако слова «социалист-ский», в отличие от слова «социалистический», в немецком языке нет.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой