Социализация.
Социология
Процесс социализации выступает в качестве важнейшего феномена общественной жизни, наряду с производством материальных благ. Социализация производит членов общества, без которых его существование невозможно. Благодаря социализации воспроизводится, сохраняется и развивается культура; индивиды становятся полноценными и полноправными членами общества. Они живут и действуют соответственно принятым… Читать ещё >
Социализация. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие и признаки социализации
В предыдущей главе речь шла о личности, в этой — о процессе и этапах ее становления и развития.
Как уже было сказано ранее, каждый человек рождается только индивидом, кандидатом в личность, потенциальной личностью. Чтобы стать ею, он должен проделать долгий и многоступенчатый путь социального восхождения. Этот путь социологи и психологи называют социализацией, а культурологи — инкультурацией или культурализацией.
Итак, что же такое социализация? При многообразии определений, практически все исследователи акцентируют внимание на том, что социализация — непрерывный процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (норм, ценностей, образцов поведения, статусов, ролей, установок, обычаев, верований), необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
Хотя термин «социализация» появился лишь в 30-е годы XX века, сама проблема социализации активно обсуждалась уже в конце XIX века. Её исследовали такие ученые, как 3. Фрейд, Э. Дюркгейм, Г. Тард, Ф. Гиддингс, Дж. Мид. Разумеется, не обошли её стороной К. Маркс, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон и другие мыслители.
Вопрос о социальном становлении личности вызвал в научном сообществе множество проблем.
Главными из них были как минимум три.
- 1. Личность — это генетически наследуемое или социально приобретаемое свойство индивида.
- 2. Если социальное, то какие этапы (ступени) имеют место в ходе становления личности, каковы особенности и механизмы этого процесса?
- 3. Какие факторы (институты, субъекты) оказывают решающее влияние на процесс социализации?
Вторая и третья проблемы в сущности дополняют друг друга. Рассмотрим детальнее некоторые из обозначенных вопросов.
Итак, по поводу генетичности или социальности личности. Ещё в XIX веке представители так называемой расовоантропологической школы и школы «евгеники» (Гобино, Чемберлен, Ляпуж, Гальтон Пирсон, Кейкрафт, Кидд) стремились доказать, что личностные свойства являются врожденными, зависят от географической среды, расовой принадлежности, одаренности родителей и передаются по наследству. По их логике следовало, что африканец, азиат — это люди второго или третьего сорта, которые никогда не смогут подняться до уровня европейца, потому что они таковы по своей природе. Они, дескать, никак не могут усвоить даже готовое, что у них якобы дологическое мышление [см. напр. 3, с. 35−55].
Однако некоторые ученые резко выступили против подобной постановки вопроса. Внимательно изучая разные народы, французский антрополог К. Леви-Стросс стремился доказать обратное, а именно, что личность продукт социальной среды, т. е. социализации.
Благодаря его усилиям из Африки, Азии во Францию были привезены более 200 детей, которые стали учиться в одинаковых условиях с европейцами. Результат социализации оказался ошеломляющим. Эти дети фактически ничем не уступали европейцам и по окончании университета сделали успешную карьеру.
Чуть позже, в 60−70 гг. XX века, дабы опровергнуть идею о максимальной роли генетической наследственности, американские ученые провели исключительно важный эксперимент. У выдающихся ученых — лауреатов Нобелевской премии было взято мужское семя и им оплодотворено более 300 женщин. Никто из родившихся детей не оказался гением или хотя бы сверхталантливым. Иначе говоря, ни один гений не передался по наследству. Тем самым, снова был опровергнут тезис о решающей роли генетического наследства, подтверждена идея приоритета социального начала в личности.
Конечно, ученые не спешили полностью отрицать роль генетического фактора, он, конечно, даёт о себе знать, но не в абсолютном смысле, а во влиянии преимущественно на биологическую и психологическую структуру человека, на его физическое здоровье, психику. Английско-американский исследователь Р. Кеттел, как мы отмечали ранее, считает, что в личности 2/3 социального и 1/3.
генетического материала. Важнейшим подтверждением главной роли в становлении личности процесса социализации являются так называемые «феральные люди», т. е. индивиды, выпавшие из социальной среды («Маугли»).
У фсральных людей, которых обнаруживали в животных стаях, отсутствует логическое мышление, связная речь, личностные чувства. Их действия адекватны действиям животных — хорошо развит инстинкт. Они могут передвигаться на четырех конечностях, обнюхивают пищу, облизывают зубы и вообще собственное тело. «Маугли» не моются, боятся огня, грома, техники, не боятся темноты, не умеют улыбаться, смеяться, радоваться, дружить, печалиться. Человеческие гены у этих детей, конечно же, имеются, но сами по себе не срабатывают. Эти гены, образно говоря, надо «вытаскивать наружу», и сделать подобное могут только социализированные люди. Но даже и в этом случае, когда феральные дети или взрослые «Маугли» попадали в нормальное человеческое сообщество, то чего-то путного они не достигали. Только овладевали некоторыми элементарными навыками, выучивали до 30 слов, боялись почти всего, не умели дружить, выражать различные человеческие чувства.
Важно иметь в виду, что социализация — это не эпизоды и не фрагменты человеческого общения, а процесс постоянного активнейшего взаимодействия.
Социализация предполагает наличие:
- • объекта социализирующего воздействия (отдельных индивидов и групп людей);
- • субъектов (агентов) процесса социализации (родителей, учителей, тренеров и других индивидов);
- • регулярного и планомерного воздействия субъектов социализации на её объекты. Хотя имеет место и стихийное воздействие;
- • институтов, специально ориентированных на социализирующую деятельность (семьи, дошкольных и школьных учреждений, вузов, армии и др.);
- • ресурсов с помощью которых агенты оказывают влияние на социализирующихся (уроков, спортивных занятий, бесед, литературы, СМИ, кино, финансовых средств, техники и т. п.);
- • определённых этапов, на которых решаются специфические задачи социализации (первичный, вторичный и т. п.), и механизмов, при помощи которых осуществляется социализация (имитации, адаптации, аккомодации) и др.
- • общественных, групповых идеалов и ценностей, на которые ориентируются социализирующиеся и агенты социализации, и к которым все они должны стремиться;
- • контроля за процессом социализации со стороны общества и государства.
Процесс социализации выступает в качестве важнейшего феномена общественной жизни, наряду с производством материальных благ. Социализация производит членов общества, без которых его существование невозможно. Благодаря социализации воспроизводится, сохраняется и развивается культура; индивиды становятся полноценными и полноправными членами общества. Они живут и действуют соответственно принятым нормам и правилам, поддерживают общественное согласие, ощущают себя членами единого целого, называемого обществом.