Основные тенденции помощи и поддержки в новейший период истории
Технология социальной работы в России на новом историческом этапе начинает формироваться в ситуации изменения политических идеологем и экономических ориентиров. В 1990;е гг. для России были характерны явления ранее нетипичные: безработица, маргинализация населения, снижение уровня потребления, бедность и нищенство — и все это на фоне спада производства, ослабления государственного контроля над… Читать ещё >
Основные тенденции помощи и поддержки в новейший период истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Модернизация в парадигме социального государства развивается по вектору от социального государства европейского типа к «государству социального благоденствия» атлантического, американского типа. Как и в начале XVIII в., модернизация осуществляется с ориентацией на западный опыт. Двигателем модернизации выступает современность, однако трансформация осуществляется на основе не христианской, а советской ментальности, для которой характерна толерантность в подмене понятий, принципов, ценностей. Так, принцип всеобщего равенства в процессе модернизации подменяется принципом потребительской удовлетворенности, позволяющей власти манипулировать общественным сознанием, проводить модернизацию «сверху», без учета геополитических, национальных и общественных интересов большинства населения.
Гражданское общество, которое не могло оформиться в условиях социалистической парадигмы при доминировании партийно-бюрократической идеологии, в современной парадигме модернизации также не присутствует. В концепте модернизации социального государства, провозглашенного в качестве вектора развития, гражданское общество является важнейшим инструментом государственного контроля. Однако его отсутствие в современных условиях позволяет правящим элитам при неразвитой законодательной системе осуществлять перераспределение доходов, общественной и государственной собственности в интересах ограниченного круга социальных слоев. Нынешняя власть, как эго бывало и в прошлом, использует систему социальной защиты не как институт выравнивания доходов, представляя интересы наименее защищенных слоев населения в условиях свободного рынка, а как инструмент решения своих политических задач. Система социальной защиты направлена на поддержку демографического большинства — пенсионеров и престарелых, т. е. основных «государственных выборщиков».
Технология социальной работы в России на новом историческом этапе начинает формироваться в ситуации изменения политических идеологем и экономических ориентиров. В 1990;е гг. для России были характерны явления ранее нетипичные: безработица, маргинализация населения, снижение уровня потребления, бедность и нищенство — и все это на фоне спада производства, ослабления государственного контроля над важнейшими сферами жизнедеятельности, а также ведения вооруженного конфликта на Кавказе. В подобных условиях осуществляется поиск моделей помощи и поддержки, чтобы не только реагировать на структурные изменения формирующегося рынка, но и стабилизировать систему общественных отношений.
Модернизация системы социального обеспечения советского образца претерпевала коренные изменения, в которых ориентирами развития служили модели социальной защиты, реализованные в развитых европейских странах и США. Структурные элементы именно этих систем находят отражение в современной модели социальной защиты населения, практики социальной работы в России (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Элементы и идеологемы помощи, используемые в российской практике помощи и системе образования
Кате- горни помощи | Модель помощи | ||
США | Германия | Великобритания | |
Идеологем, а и практика помощи. | Восстановление и сохранение человеческих ресурсов, индивидуальных ценностей, демократии, свободы. | Государство несет обязательства перед своими гражданами за предоставление минимума услуг, обеспечение обязательного минимального прожиточного уровня. | Государство реализует удовлетворение потребностей человека в социальной защите через рынок услуг, который представлен государствен и ы м и негосударственным сектором. |
Окончание табл. 2.4
Кате- горни помощи | Модель помощи | ||
США | Германия | Великобритания | |
Идеологема и практика помощи. | В законодательстве прописана «трудная жизненная ситуация», которая является основанием для оказания помощи различным группам населения. | Большая роль принадлежит негосударственным и общественным организациям, которые оказывают благотворительную помощь различным слоям населения. | |
Российская модель. | Отдельные элементы практики индивидуальной работы со случаем и работы с группой. «Американская триада». (инд и видуальная работа со случаем; социальная работа с группой; работа в микросоциуме) используется как профессиональная модель обучения социальных работников. | «Трудная жизненная ситуация» прописана в российском законодательстве, где она выступает в качестве принципа действия. | Положение об «адресной системе социального обслуживания» закреплено законом. |
Первоначально учреждения социальной защиты демонстрировали тенденцию к росту по количественным показателям, однако постепенно в этом процессе наметились противоречия: рост численности учреждений и количество предоставляемых ими услуг были непропорциональны экономическим затратам. Например, за последнее десятилетие прошлого века численность учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилась в 1,5 раза, а количество проживающих в них — только в 1,01 раза (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Динамика количества учреждений социальной защиты
Учреждения / проживающие | ||||
Число учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов | ||||
Количество мест (тыс. чел.). | ||||
Количество проживающих (тыс. чел.). | ||||
Число учреждений для детей инвалидов | ||||
Количество мест (тыс. чел.). | ||||
Количество проживающих (тыс. чел.). |
Если рассматривать те же учреждения с точки зрения соотношения их количества к числу предоставляемых нуждающимся мест, то можно отметить, что в 2008 г. учреждений данного профиля насчитывалось 1530, в них проживало 245 тыс. человек. По сравнению с начальным периодом отмечается рост количества учреждений в 2,1, а потребителей — в 1,1 раза. Такая тенденция складывается на фоне уменьшения численности учреждений социальной защиты данного профиля (с 2007 по 2008 г. с 1542 до 1530 соответственно) и существования очереди нуждающихся в услугах данных учреждений (18,3 тыс. человек по состоянию на 1 января 2009 г.).
В период с 2001 по 2010 г. российское социальное государство активно строится на капиталистических основаниях. Происходит перераспределение не только недр и собственности, но и социальной ответственности между центральными и региональными правящими элитами. Система социальной защиты становится не государственным, а региональным инструментом социальной политики. Ответственность за социальные проблемы федеральный центр перекладывает на плечи местных правящих элит, которые по своему усмотрению «трактуют» социальные гарантии, закрепленные в Конституции РФ. Подобный подход приводит к деформации социальных отношений, что не может не отразиться на положении в социальной сфере (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Размер ежемесячного пособия на ребенка в 2008 г. в субъектах Российской Федерации.
Субъекты РФ/ Федеральные округа | Базовый размер пособия на ребенка | |
Максимальный | Минимальный | |
Центральный федеральный округ. | Московская область (от 1 до 2 тыс. руб.). | Курская область (70 руб.). |
Северо-Западный федеральный округ. | СанктПетербург. (от 450 руб. до 3235 руб.). | Псковская область (70 руб.). |
Остальные федеральные округа. | От 70 руб. до 300 руб. |
В поисках дополнительных ресурсов правящие региональные элиты идут не только на сокращение пособий социально уязвимым группам населения, но и в отсутствие альтернативных негосударственных институтов, предоставляющих социальные услуги, вводят тарифы на предоставление платных услуг социально незащищенным гражданам. Тем самым финансовые проблемы перекладываются на институт семьи, который в условиях экономических трансформаций является проблемной областью социальной защиты.
Так, правительством Москвы принято постановление от 12 октября 2010 г. № 919-ПП «О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы». Приказом Департамента социальной защиты населения от 15 марта 2011 г. № 875 утверждены тарифы на платные социальные услуги (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Тарифы на социальное обслуживание.
Вид услуг | Тариф |
Помощь в написании писем. | 30 мин — 97 руб. |
Доставка книг и покупка газет и журналов. | 20 мин — 97 руб. |
Психологическая помощь. | 30 мин — 97 руб. |
Содействие в госпитализации. | Свыше трех часов — 579 руб. |
В ситуации, когда федеральный центр устранился от решения социальных проблем, правящие региональные элиты ищут финансовые резервы не только за счет сокращения пособий различным категориям нуждающихся, но и за счет урезания «социальных» статей регионального бюджета. Такая политика приводит к тому, что престижность социальных профессий катастрофически падает. Это отражается на структуре занятости населения Российской Федерации в данных сегментах трудовой деятельности.
Так, в соответствии с выборочными исследованиями в 2008 г. потребность организаций в работниках в сфере здравоохранения и социальных услуг составила 174,7 тыс. человек, в образовании — 80,5 тыс. человек. Статистику, свидетельствующую о низкой престижности профессий социальной сферы, дополняют данные Министерства образования и науки РФ. На 8857 учреждений, в которых находятся 8 343 177 детей, зарегистрировано 744 социальных педагога. В аналогичных учреждениях во Франции работает 177 100 специализированных воспитателей.
В рассматриваемый период гражданское общество не могло серьезно влиять на ценностное отношение к социальным профессиям, таким как социальная работа и социальная педагогика. Уровень нравственного состояния российского общества по многим показателям отстает как от мировых тенденций, так и от лучших отечественных благотворительных традиций. Такое состояние дел не случайно относит Российскую Федерацию в конец мировых рейтингов нс только по уровню образования, медицинских и социальных услуг, но и по уровню благотворительности.
Согласно исследованиям британского благотворительного фонда CAF (Charities Aid Foundation), из 153 обследованных стран мира Российская Федерация в 2010 г. занимала 138-е место, но уровню развития благотворительности по следующим показателям (в процентах):
- • благотворительные пожертвования — 6;
- • волонтерская работа — 20;
- • помощь нуждающимся — 29.
С меньшим, чем у России, рейтингом идут такие страны, как Пакистан, Румыния, Руанда, Бангладеш. У Австралии, лидера рейтинга, следующие показатели (в процентах):
- • благотворительные пожертвования — 70;
- • волонтерская работа — 38;
- • помощь нуждающимся — 64.