Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Человек в системе общественных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование и содержание нашей личности определяется характером и содержанием нашей жизнедеятельности, в процессе которой и происходит социализация — усвоение личностью конкретного социального опыта, способствующего формированию и развитию сознания. Социальная культура накладывает отпечаток на весь наш внутренний мир, мышление и поведение, взгляды и интересы. Этот путь формирования и развития… Читать ещё >

Человек в системе общественных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общество и личность. Содержание личности

Формирование личности

Жизнь иногда ставит жестокие, но очень убедительные эксперименты. Широко известны истории детей, похищенных в раннем младенчестве дикими животными и долгое время проведших в их окружении. Итог развития таких детей один — полноценными людьми, несмотря на интенсивные попытки их «очеловечивания», они так и не становились. Аналогична судьба детей, которых по каким-то причинам растили в полном одиночестве, вне контакта с человеческим окружением. И наоборот, довольно многочисленны примеры, когда инвалиды, с детства ограниченные в возможности нормально видеть, слышать, передвигаться, становились полноценными членами общества.

Такие примеры доказывают, что человек может стать полноценной личностью только будучи включенным в отношения и сотрудничество с себе подобными. Человек — существо социальное. Детеныш животного рождается вполне подготовленным к существованию в этом мире. Родившийся же человек — самое беспомощное существо. Без поддержки других он не проживет и несколько часов. Но благодаря поддержке, прежде всего родителей, благодаря общей и профессиональной подготовке он становится фактически самым могущественным существом на Земле, которому доступно преобразование окружающего мира и даже освоение космического пространства.

Личность — общественное существо, освоившее социальный опыт и способное к самостоятельному поведению.

Так же, как тело человека формируется в лоне другого (матери), так и сознание человека пробуждается, формируется и развивается, окутанное чужим сознанием, в реальных отношениях с другими людьми. Особую роль в этом процессе играют родители, в действиях, словах, отношении которых впервые обосабливается и оформляется личность ребенка, расцениваются его действия и поступки. Впервые осмысленно ребенок начинает видеть мир и себя как бы глазами родителей и даже говорить о себе начинает именно в их интонациях: «моя ручка», «моя головка», «мне хочется баиньки» и т. д.

Современная психология придает все большее значение первым неделям жизни ребенка и даже внутриутробному развитию, когда сознание ребенка еще не сформировалось, но он уже воспринимает доброжелательность или неприязнь к нему этого мира, в первую очередь родителей и особенно — матери. С человеческим сознанием буквально повторяется ситуация Чеширского кота из известной сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», где сначала появлялась улыбка кота, а потом и сам кот. Так и человек — сначала воспринимает отношение к нему окружающих и только потом воспринимает само это окружение. Это с детства извне формирующее человека отношение к нему на протяжении всей жизни создает внутреннее «духовное тело» личности. Именно «другие» являются творцами человеческой души, сознания.

Формирование и содержание нашей личности определяется характером и содержанием нашей жизнедеятельности, в процессе которой и происходит социализация — усвоение личностью конкретного социального опыта, способствующего формированию и развитию сознания. Социальная культура накладывает отпечаток на весь наш внутренний мир, мышление и поведение, взгляды и интересы. Этот путь формирования и развития личности — путь ее социализации — выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский называл процессом «вращивания» социального в индивидуальную психику. Усвоенные индивидом программы социокультурной деятельности становятся основой осмысления действительности. При этом особую роль играют те программы поведения, с которыми мы сталкиваемся на самых ранних этапах своей жизни и которые осваиваем еще в бессознательном возрасте. Все другие нормы и образцы поведения накладываются на эти усвоенные в самом раннем детстве программы как на уже подготовленный фундамент, а мерой развития личности служит совокупность освоенного индивидом социального опыта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой