Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Приспособительный характер когнитивных структур. 
Познание, приспособленность, выживание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе биологической эволюции имеет место феномен адаптации. Структуры живых организмов, оказывается, соответствуют структурам окружающей их среды, подогнаны к ней. В ходе естественного отбора выживают наиболее приспособленные организмы, лучшим образом подогнанные к окружающему их миру. Адаптация — это ответ эволюции на специфические условия окружающей среды, различные виды организмов отвечают… Читать ещё >

Приспособительный характер когнитивных структур. Познание, приспособленность, выживание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ходе биологической эволюции имеет место феномен адаптации. Структуры живых организмов, оказывается, соответствуют структурам окружающей их среды, подогнаны к ней. В ходе естественного отбора выживают наиболее приспособленные организмы, лучшим образом подогнанные к окружающему их миру. Адаптация — это ответ эволюции на специфические условия окружающей среды, различные виды организмов отвечают на похожие факторы давления со стороны окружающей среды похожими адаптационными реакциями. В теории эволюции, которая дополняется ныне и некоторыми идеями из общей теории систем[1], утверждается, что живые системы активно ищут «лучший мир», лучшие условия жизни.

Порядок природы не является, как утверждается философами-идеалистами, продуктом человеческого мышления и воображения. С точки зрения эволюционной эпистемологии, само человеческое познание — результат порядка в природе. Когнитивные структуры подогнаны к внешнему миру, выработаны в результате адаптации к нему. Наши формы восприятия, по словам Руперта Ридля, есть простые приспособления к структуре мира.

Реальный мир и человеческое познание взаимно согласуются. Как достигается такое согласование? Эволюционная эпистемология дает на него, как показывает Г. Фолльмер, эволюционный ответ. Наш когнитивный аппарат — результат биологической эволюции. Субъективные структуры познания подходят к миру, поскольку они сформировались в ходе эволюции путем приспособления к этому реальному миру. Они совпадают (частично) со структурами реального мира, потому что только такое совпадение сделало возможным выживание.

Например, наше ухо пригодно, прежде всего, для слушания в воздухе и поэтому уже не похоже на ухо рыбы, которое приспособлено к воде. Оно позволяет выравнивать давление и покрывает широкую область частоты и интенсивности. Его нижний порог чувствительности по отношению к интенсивности звука определяется безынформационным шумом броуновского молекулярного движения и потока крови.

Приспособительный характер познавательных структур означает, что существует:

  • 1) (частичная) адекватность или корректность когнитивных структур как продуктов эволюции;
  • 2) ценность познания для выживания. Аппарат познания является адекватным для выживания;
  • 3) увеличение информации об окружающем мире увеличивает адаптивные возможности организма, повышает его приспособительный эффект.

Эволюционная эпистемология выдвигает свой аргумент в защиту классической корреспондентной теории истины, идущей от Платона и Аристотеля. Согласно этой теории, истина есть соответствие знания действительности. А почему знание соответствует действительности? Эволюционная эпистемология говорит, что только накопление опыта, соответствующего действительности, только возникновение внутренних репрезентаций, адекватно схватывающих структуры внешнего мира сделало возможным выживание живого существа и его вклад в общее течение эволюции.

Вукетич утверждает, что «все живые системы являются реалистами». Они «верят», также как и мы, люди, что существует некий род реальности — реальность внешнего мира. Эта «вера» имеет ценность для выживания. Если живое существо не ориентировано на внешний мир и не осуществляет подгонку к нему, то просто не выживет. Мы, люди, также оснащены — по эволюционным основаниям — «реалистичным восприятием», «реалистичным вычислением» внешнего мира. Лишь сила воображения, мировоззренческих убеждений, религиозная вера может отрывать нас от реальности.

Таким образом, эволюционная эпистемология выступает за реализм, но не наивный реализм, а гипотетический реализм.

  • [1] Riedl R. Mit dem Kopf durch die Wand. Die Biologischen Grenzen des Denkens. Stuttgart: Klett-Cotta, 1994; Wuketits R M. Evolution, Erkenntnis, Ethik: Folgerungen aus dermodernen Biologie. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1984.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой