Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диалектическая идея соотносительности в культуре человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суть опыта Л. С. Выготского состоит не в дифференциации людей по категориям или по признаку культурности — некультурности, образованности — необразованности, а прежде всего в том, чтобы показать: культурное развитие человека состоит в изменении характера восприятия и мышления, — от абсолютного к соотносительному. Точно также развивается и научное мышление: в истории науки происходит постепенный… Читать ещё >

Диалектическая идея соотносительности в культуре человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наука определяет меру развития личности человека нормативами численными, устанавливаемыми в специальных исследованиях, а культура и мораль — общественно-историческими нормами поведения. Имея это в виду, тем не менее и в социально-антропологических, и в психологических исследованиях личности, небесполезно наблюдение, каким образом, с точки зрения морали, человек реализует свои замыслы. Хорошо организованное наблюдение, не ущемляя достоинства человека и не нарушая неприкосновенности его внутреннего мира, приводит к достаточно четким результатам, позволяющим, буквально, рассчитать меру, определить качество личностного развития человека, имея в виду его соотносительный характер.

В частности, Л. С. Выготский предлагает идею следующего опыта: испытуемым предлагается однократным взвешиванием двух различных по объему тел определить, которое из них тяжелее. На самом деле массы этих двух тел являются одинаковыми. Но испытуемые, находясь под влиянием культуральной иллюзии, утверждают, что тело меньшего объема весит больше, поскольку неосознанные ожидания меньшего веса тел с меньшим объемом не оправдываются.

Идея опыта состоит в том, что иллюзия связи веса и объема тел (иллюзия, фактически соответствующая физическому понятию плотности) является по своему происхождению именно культуральной и поэтому возникающей только у тех лиц, которые имеют определенный социокультурный опыт, приобретаемый в процессах обучения и межличностного взаимодействия в так называемом цивилизационном пространстве современного человечества.

Действительно, в этом опыте самое существенное то, что мышление и восприятие современного культурного человека является соотносительным, отвлеченным, символическим, — а не ситуативным и не абсолютным, не непосредственным, как это наблюдается, например, у людей специально не обучавшихся и постоянно находящихся в естественных условиях земной природы.

Конечно, и в среде современных образованных людей имеются исключения из этого правила: так, примерно 15% этих людей всетаки могут преодолеть влияние рассмотренной иллюзии. Вероятно, то же можно предполагать и для людей необразованных, т. е. прежде всего, — детей дошкольного возраста.

Суть опыта Л. С. Выготского состоит не в дифференциации людей по категориям или по признаку культурности — некультурности, образованности — необразованности, а прежде всего в том, чтобы показать: культурное развитие человека состоит в изменении характера восприятия и мышления, — от абсолютного к соотносительному. Точно также развивается и научное мышление: в истории науки происходит постепенный переход от описательного, абсолютного понимания изучаемых явлений к соотносительному их пониманию.

При этом нужно иметь в виду, что и для отдельного современного человека, и для современной науки отвлеченное мышление обладает не только достоинством, позволяющим глубже проникать в сущность явлений, но и недостатком, продолжающим это достоинство: легко возникает отрыв от действительности, возникают иллюзии обыденного и вместе с тем именно абстрактного понимания мира.

Поэтому современный человек должен владеть технологией восхождения от абстрактного к конкретному видению изучаемого предмета. Это умение особенно существенно в становлении культуры профессионального мышления современного специалиста, который должен быть способен творчески применять на практике усвоенные им теоретические истины, т. е. иметь своеобразное чувство меры абстрактного и конкретного, меры свободного и соответственного в реальной исследовательской ситуации.

Практическое применение идеи соотносительности (или представления о мере личностного развития как отношения свободы и ответственности) выражается в том, что согласно, например, мнению У. Джеймса (81), самоуважение личности определяется отношением ее успешности к ее же притязаниям, чем и выражается психологическая концепция позитивизма и утилитаризма, концепция воинствующего мещанства (см. рис. 4.5).

Негативная форма соотносительного определения поведения человека по У. Джеймсу.

Рис. 4.5. Негативная форма соотносительного определения поведения человека по У. Джеймсу.

С другой стороны, по мнению Л. С. Выготского, зона ближайшего развития личности определяется отношением того, что ребенок может выполнить с помощью взрослых к тому, что он может выполнить самостоятельно. По сути, это отношение возможного, потенциального, к актуальному; отношение, в терминологии У. Джеймса, «притязаний» к «успеху». То есть Л. С. Выготский считает, что именно при гуманистическом, конструктивном подходе в оценке развития личности прежде всего существенна мотивация человека, его намерения, его «притязания»: притязать, притязать и притязать и нести такую же огромную ответственность, — так можно продолжить идеи этого Моцарта человекознания.

Последние в конце концов могут быть реализованы, — по крайней мере, если не конкретным индивидом, то общественно-историческим Человеком, лишь бы эти человеческие намерения были высоконравственными, гуманными. Л. С. Выготский как бы открывает пространство для мечты человека, еще раз убеждая нас в оптимистической направленности его научного таланта, в его устремленности к лучшему будущему человечества (см. схему 4.6).

Схема 4.6. Конструктивная форма соотносительного определения поведения человека, по Л. С. Выготскому Во всяком случае, не входя глубоко в существо различий философско-психологических концепций Л. С. Выготского и У. Джеймса, важно отметить, что обе эти концепции имеют в своих основах общую логику, общую идею соотносительности, но у первого форма этой идеи — негативная, в отличие от конструктивного ее понимания Л. С. Выготским.

Схема 4.6. Конструктивная форма соотносительного определения поведения человека, по Л. С. Выготскому Во всяком случае, не входя глубоко в существо различий философско-психологических концепций Л. С. Выготского и У. Джеймса, важно отметить, что обе эти концепции имеют в своих основах общую логику, общую идею соотносительности, но у первого форма этой идеи — негативная, в отличие от конструктивного ее понимания Л. С. Выготским.

Действительно, фундаментальное обоснование гуманитарных наук, в том числе гуманитарной психологии как науки, сопоставимой в своем развитии с другими науками, в особенности с науками естественными, достигшими наибольших успехов не только в плане применения теоретических знаний на практике, но и в плане систематизации этих теоретических знаний, — такое обоснование невозможно без перехода к соотносительным, координирующим понятиям и к соотносительным же методам их конкретизации в сфере эксперимента.

Любые математические формулы закономерностей личностного развития, которыми пока еще так не богаты, например, антропология личности и психология, — это формулы соотносительные, формулы некоторых функциональных зависимостей, (см. формулу 1 и приложение 5: методическое руководство) В приложении 5 приводятся примеры расчетов, сопровождающих переход с некоторых произвольных шкал на шкалу универсальную, что необходимо, в частности, при построении единого «профиля» социальной и личностной активности (не деятельности, следует подчеркнуть) обследуемого лица с помощью самых различных методик, применяемых различными гуманитарными науками, совмещение результатов которых основывается на идее соотносительности степеней выраженности того или другого проявления активности.

Формула 7. Формула приведения величин результатов различных методик к значениям универсальной шкалы Диалектическая идея соотносительности в культуре человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой