1. Как соотносятся между собой понятия «адаптация», «социальная адаптация», «трудовая адаптация», «трудовая адаптация в организации»?
2. Какие элементы организационной культуры связаны с процессом адаптации новых сотрудников? Насколько действенны эти элементы? Могут ли они препятствовать вхождению нового человека в коллектив?
3. Какие аспекты адаптации наиболее актуальны для руководителей и рядовых работников, представителей профессий «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ»?[1]
4. Охарактеризуйте наставничество как метод адаптации новых работников. В каких организационных условиях (организациях) наиболее применим этот метод?
5. Рассмотрите японский метод адаптации новых сотрудников, заключающийся в их быстрой ротации между отделами фирмы. В каких организациях за пределами Японии целесообразно использовать этот метод?
6. В каких ситуациях неформальная социально-психологическая адаптация помогает профессиональной адаптации, а в каких мешает ей?
7. В главе указаны недостатки оценки эффективности адаптации через удовлетворенность персонала. В какой степени эти недостатки нивелируются оценкой адаптации через эффективность деятельности и интегральной системой оценки адаптации?
8. Если человек часто меняет места работы, вырабатывается ли у него способность к адаптации? Обоснуйте свой ответ.
[1] См.: Климов Е. Л. Психология профессионального самоопределения: учеб, пособиедля студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2004.