Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические выборы и их важнейшие функции и принципы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы — это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления… Читать ещё >

Политические выборы и их важнейшие функции и принципы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы — это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

  • — артикуляция интересов различных социальных групп;
  • — мирное разрешение конфликта между политическими авторами, претендующими на власть;
  • — легитимация структур власти;
  • — рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;
  • — политическая социализация и мобилизация граждан.

Выборы позволяют обнаруживать возникающие в обществе новые проблемы, ошибки управления и своевременно на них реагировать. Направляя неизбежно возникающие в обществе настроения недовольства в организованное русло, предоставляя гражданам возможность легально апеллировать к власти, выборы способствуют снижению уровня социальной напряженности. В итоге выборы придают политической системе и обществу в целом больше устойчивости и стабильности, препятствуют накоплению ошибок управления и социальных потрясений. В то же время, обеспечивая ротацию элит, выборы препятствуют их вырождению, сообщают политической системе дополнительный инновационный потенциал, необходимый для политического развития и обеспечивают необходимый обществу динамизм. В итоге выборы являются одним из важных политических механизмов и предпосылок устойчивого развития общества.

Чтобы этот механизм был эффективным, институт выборов должен удовлетворять определенным условиям. Принципиальные требования к нему были сформулированы во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 21-й статье этом документе записано: «Ка'ждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». И далее: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступившем в силу в 1976 году, эти требования были уточнены. Его 25-я статья гласит, что каждый гражданин должен без необоснованных ограничений иметь право и возможность «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей»; «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Однако достигнуть эффективности исполнения этих международных актов непросто. Выборные процедуры современной представительной демократии способны давать преимущество в политическом управлении только на определенном этапе развития общества, когда экономические условия и уровень политического сознания населения делают возможной достаточно высокую степень корреляции между его действительным интересом и политическими настроениями основных слоев населения. Не случайно путь от авторитарной феодальной политической власти шел в направлении медленного, постепенного расширения поля сначала сословного, затем цензового и только затем уже народного представительства. Принципиально важно также, чтобы характер избирательной системы, т. е. порядок формирования выборных органов власти, отвечал особенностям политической культуры конкретного общества, принятой в нем традиции отношений между народом и властью.

Исторически сложились две основные концепции взаимоотношений между народом и властью. Первая из них, восходящая к идее Ж.-Ж.Руссо о тождественности интересов правителей и управляемых, отрицает представительство интересов, ибо «волю народа нельзя представлять». Этой концепции соответствует так называемый императивный мандат, обладатель которого подотчетен своим избирателям и может быть ими отозван. Идея императивного мандата была одним из основополагающих принципов марксистского представления о социалистической демократии и нашла воплощение в Советах народных депутатов.

Вторая концепция, суть которой была сформулирована Э. Берком, предполагает, что парламентарий по своему интеллектуальному уровню и компетенции должен превосходить своего избирателя и выражать интересы всей страны, а не только своего избирательного округа. Соответствующий мандат называют свободным, поскольку отвечать перед всеми значит не нести ответственности ни перед кем.

Концепция императивного мандата была апробирована не только в СССР, но и в некоторых странах Западной Европы, однако не утвердилась нигде. А в Конституции Франции даже особо подчеркнуто: «Любой императивный мандат является недействительным». При всей своей привлекательности чрезмерно жесткая политическая обратная связь способна снижать эффективность политического управления. В России мандат депутатов Г осударственной Думы является свободным.

В каждой стране избирательная система формируется на основе соответствующего законодательства, в котором отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации, а также источниками финансирования.

Так, например, исходя из особенностей национальных избирательных прав, выборы бывают прямые и ступенчатые. При прямых выборах избиратель отдает свой голос непосредственно претенденту на тот или иной мандат, при ступенчатых — делегирует это право представителям. В США, например, конгрессмены избираются прямым голосованием, президента же избирает коллегия из 538 выборщиков. В Германии прямым голосованием избираются только нижняя палата парламента — Бундестаг, избирающий, в свою очередь, федерального канцлера, и земельные парламенты, формирующие земельные правительства. Президента здесь избирает Федеральное собрание, в которое входят все 656 членов Бундестага и 656 представителей земельных парламентов, верхняя же палата парламента (бундесрат) формируется земельными правительствами и избирает Федеральный конституционный суд.

Во Франции прямым голосованием избирается нижняя палата парламента (Национальное собрание) и президент, верхняя же палате (сенат) формируется через местные корпорации. В России прямым голосованием избираются нижняя палата парламента.

(Государственная Дума) и Президент, верхняя палата (Совет Федерации) формируется органами субъектов федерации.

Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер.

  • 1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.
  • 2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования.
  • 3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти.
  • 4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов.
  • 5. Равные права избирателей.

Это означает:

  • — равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле ''один человек — один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;
  • — от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности избирательных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый «вес» .
  • 6. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов; частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель — ограничение лоббизма в отношении победивших политических партий (кандидатов) со стороны субсидирующих групп. Государство берет на себя финансирование либо всех зарегистрированных кандидатов, либо тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки.
  • 7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования), выражая тем самым свое отношение к политическим процессам (абсентизм).

Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралия, Бельгия, Греция, Италия) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается лишение свободы.

Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение — Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинках.

9. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении. общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой