Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Органы государственного управления как инструменты экономической дипломатии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) разрабатывает общую стратегию внешней политики РФ и предоставляет соответствующие предложения президенту. МИД осуществляет реализацию внешнеполитического курса РФ в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом. В рамках своих функций министерство занимается обеспечением дипломатических… Читать ещё >

Органы государственного управления как инструменты экономической дипломатии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В число участников экономической дипломатии входят органы государственной власти. В зависимости от целей, функций и задач участие того или иного органа может происходит активно или менее активно, но вовлечены в эту деятельность практически все (рис. 11.4). Следует отметить, что в результате постоянных реформ меняются структура, функции и права законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, которые формализуют внешнеэкономические отношения страны и осуществляют внешнеэкономическую политику в области ВЭД.[1][2]

Puc. 7 7.4. Участники экономической дипломатии.

Puc. 7 7.4. Участники экономической дипломатии.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием (парламент РФ), который состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. К ведению этих органов относятся принятие и внесение на рассмотрение законов, обязательных к исполнению на всей территории Российской Федерации, а также назначения на должность руководителя правительства, ЦБ РФ и решение других вопросов, в том числе в области ВЭД.

Исполнительная власть разрабатывает и осуществляет внешнеэкономическую политику государства, принимает различные меры по повышению эффективности ВЭД, в своей деятельности строго руководствуется указами президента и федеральными законами и контролирует их исполнение всеми участниками ВЭД.

Президент в своей деятельности по управлению ВЭД работает в тесном контакте с правительством, в принятии опирается решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспортный совет и другие советы и комиссии при президенте, а также консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений по ним. Президент осуществляет руководство государственной внешнеэкономической политикой РФ.

Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной внешнеэкономической политики и принимает меры по ее реализации; разрабатывает и представляет на утверждение Федеральному Собранию федеральную программу развития ВЭД; обеспечивает непосредственную реализацию задач государственной внешнеэкономической политики по защите экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских участников ВЭД; принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами; вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами.

Именно высшие органы власти и управления определяют границы самостоятельности, функции региональных органов, характер их взаимоотношений с другими уровнями управления.

Президент руководит деятельностью пяти федеральных министерств и пяти самостоятельных федеральных служб исполнительной власти. В состав министерств, осуществляющих работу в области ВЭД, входят Министерство иностранных дел, Министерство экономического развития, Министерство внутренних дел с Федеральной миграционной службой и Министерство обороны с Федеральной службой по военнотехническому сотрудничеству.

Основную роль в осуществлении экономической дипломатии играют Министерство иностранных дел и Министерство экономического развития.

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) разрабатывает общую стратегию внешней политики РФ и предоставляет соответствующие предложения президенту. МИД осуществляет реализацию внешнеполитического курса РФ в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом. В рамках своих функций министерство занимается обеспечением дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями, осуществляет координацию международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии России в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ. МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, ее представительства при международных организациях, территориальные органы — представительства МИД России на территории Российской Федерации.

Входящее в состав МИД Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками СНГ, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

Россотрудничество выполняет различные функции в сфере ВЭД: разрабатывает и реализует программы помощи государствам — участникам СНГ, оказывает содействие МИД в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации в части, касающейся координации в установленном порядке программ в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Также Россотрудничество координирует и контролирует реализацию решений межгосударственных многосторонних и двусторонних интеграционных объединений с участием РФ, созданных в рамках СНГ, содействует развитию общественных, деловых и научных связей между РФ и государствами — участниками СНГ, другими иностранными государствами и осуществляет содействие в поддержке и развитии международных контактов субъектов Российской Федерации в научно-технической, культурной, экономической областях, сфере образования, а также взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в осуществлении государственной политики, направленной на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), являясь центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляет единую государственную экономическую политику.

Главная задача Минэкономразвития России в области ВЭД — координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

Минэкономразвития обеспечивает организацию и проведение единой общегосударственной политики в области контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. В пределах своей компетенции оно обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ участниками ВЭД вне зависимости от форм собственности (предприятиями, организациями, министерствами, ведомствами), осуществляющими валютные, экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции.

Министерство осуществляет следующие функции:

  • • разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей, в том числе с участниками СНГ, по осуществлению совместных проектов и программ;
  • • формирует совместно с другими министерствами и ведомствами основные направления инвестиционной политики, в том числе по привлечению и регулированию иностранных инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республиканского бюджета РФ;
  • • подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению международных договоров по вопросам экономических связей, в том числе с государствами СНГ; осуществляет совместно с МИД координацию действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в области международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами; разрабатывает и реализует меры по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику;
  • • вырабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по механизму регулирования ВЭД, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных законодательством случаях и определяет квоты экспортных поставок стратегических видов продукции;
  • • участвует в разработке направлений использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, формировании платежного баланса; организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов; формирует товарное пополнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии; вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин.

Федеральная служба государственной статистики, находящаяся в ведении Минэкономразвития, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Агентство также имеет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций акционерных обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации федерального имущества. Кроме того, агентство взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами осуществляет функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. От имени Российской Федерации агентство распоряжается правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета. Осуществляет функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности и управления особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Проводит в установленном порядке отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа, регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны. Выдает заключения о разрешении или об отказе в заключении соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, а также об изменении или об отказе в изменении условий соглашения, о передаче заявки на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в экспертный совет по технико-внедренческим зонам или об отказе в рассмотрении указанной заявки.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, находящаяся в ведении Минобороны России, осуществляет функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Данная служба занимается обеспечением совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества, определяемых президентом РФ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главное звено в денежно-кредитной системе и экономике страны. Он монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, организует банковский надзор, систему расчетов и осуществляет некоторые другие функции. Участвует в организации и функционировании финансовой системы государства, обслуживает государственный долг. Тем самым Банк России решает не только проблемы денежно-кредитной системы, но и проблемы государственной финансовой политики в стране.

Центральный банк РФ занимается формированием на межведомственном уровне единой системы реализации правительственной политики во внешнеэкономической сфере.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и названным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются:

  • • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Свои расходы он покрывает за счет собственных доходов, получение прибыли не является его основной целью.

Банк выполняет многие функции. К функциям, непосредственно касающимся ВЭД, на наш взгляд, можно отнести следующие:

  • • разрабатывает совместно с Правительством Российской Федерации и осуществляет единую денежно-кредитную политику;
  • • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует количественное денежное обращение;
  • • устанавливает правила расчетов и проведения банковских операций;
  • • осуществляет управление золотовалютными резервами и регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитным организациям в соответствии с федеральным законом;
  • • выполняет надзор за деятельностью кредитных организаций, банковских групп;
  • • совершает самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими лицами, организует и проводит валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, Банк России является кредитором и последней инстанцией для кредитных организаций, создает свою систему рефинансирования.

Центральный банк определяет и публикует официальный курс рубля по отношению к денежным единицам других государств, а также официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. Он вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РФ и за границей, которые соответствуют законодательству России и приняты в международной банковской практике.

Практически во всех министерствах и ведомствах есть подразделения, которые занимаются внешнеэкономическими связями и включены в экономическую дипломатию. Это, в частности, Департамент внешнеэкономических связей в Министерстве промышленности и торговли, Министерстве здравоохранения и социального развития (включая Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), Министерстве образования и науки (включая Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по науке и инновациям), Министерстве природных ресурсов и экологии (включает Федеральную службу по надзору в сфере природопользования), Министерстве связи и массовых коммуникаций (включая Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям), Министерстве сельского хозяйства (включая Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по рыболовству), Министерстве спорта, туризма и молодежной политики (включая Федеральное агентство по туризму), Министерстве транспорта (включая Федеральную службу по надзору в сфере транспорта), Министерстве финансов (включая Федеральную налоговую службу, Федеральную службу страхового надзора), Министерстве энергетики.

Кроме того, можно выделить федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. Они также участвуют во внешнеэкономических связях.

Федеральная таможенная служба (ФТС) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агентства валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:

  • • обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;
  • • соблюдает законодательство, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
  • • применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • • существляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
  • • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру ВЭД;
  • • содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
  • • обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело, осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
  • • выполняет другие функции в организации таможенного дела в Российской Федерации;
  • • осуществляет операции во внешнеэкономической деятельности.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет разработку и принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий рекламы. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

Федеральная служба по тарифам осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Принимает нормативные акты по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России). Осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, рассматривает факты нарушения законодательства РФ о товарных биржах и принимает соответствующие решения в соответствии с законодательством РФ. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

Федеральное космическое агентство осуществляет функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетнокосмической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур.

Данное агентство взаимодействует с организациями других государств, а также с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключает в установленном порядке соответствующие международные договоры, вносит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами предложения о предоставлении российским организациям — разработчикам и производителям продукции военного назначения, права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест пересечения государственной границы РФ.

Судебная власть. Большинство споров по выполнению тех или иных обязательств по внешнеэкономическим договорам, контрактам, сделкам между организациями или физическими лицами, находящимися в разных странах, в России решается в Высшем арбитражном суде Российской Федерации или арбитражных судах различных уровней, если в вышеперечисленных документах указывается, что споры по выполнению обязательств рассматриваются в определенном арбитражном суде РФ. Кроме арбитражных судов, споры в области ВЭД на территории Российской Федерации могут решаться Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. МКАС — это ведущий в России независимый, постоянно действующий арбитражный (третейский) суд по разрешению коммерческих споров международного характера, преемник Внешнеторговой арбитражной комиссии, образованной при Всесоюзной торговой палате в 1932 г. МКАС входит в число наиболее крупных и авторитетных арбитражных центров мира, признанных как отечественными, так и зарубежными предпринимателями.

С 1999 г. МКАС является членом Международной федерации коммерческих арбитражных институтов.

Правовой статус МКАС определен Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5338−1 «О международном коммерческом арбитраже» и Положением о МКАС (приложение 1 к указанному закону). В основу закона положен типовой закон, принятый в 1985 г. Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренный ГА ООН для возможного использования государствами в своем национальном законодательстве.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает Регламент МКАС, порядок исчисления арбитражного сбора, других расходов суда, оказывает иное содействие его деятельности.

Таким образом, значительное число органов государственной власти вовлечены во внешнеэкономические связи и образуют необходимую инфраструктуру для участников ВЭД. Российским органам государственной власти сегодня приходится решать неизмеримо возросшие по количеству и масштабам экономические задачи.

Экономика России становится все более открытой для иностранных партнеров и постепенно интегрируется в систему мирохозяйственных связей. Россия поддерживает принципы либерализации международной торговли, стремится интенсивно и с выгодой для себя участвовать в международных обменах товарами, услугами и технологиями, старается занять достойное место в международном разделении труда.

В выступлении на расширенном совещании в МИД с участием послов Российской Федерации 12 июля 2016 г. президент России В. В. Путин сказал: «Дипломатическое сопровождение национального бизнеса обязано, наконец, приобрести системный и долговременный характер». Следуя этой установке МИД старается способствовать дальнейшему расширению торгово-экономического сотрудничества нашей страны с зарубежными государствами и его диверсификации.

Особые компетенции в сфере ВЭД имеют субъекты Российской Федерации, которые заключили договоры о разграничении полномочий в области международных и экономических связей. Федерация передает им следующие полномочия:

  • • участие в осуществлении внешнеэкономических связей;
  • • заключение соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными единицами иностранных государств, министерствами и ведомствами;
  • • формирование валютного фонда субъектов Российской Федерации;
  • • предоставление иностранным банкам по коммерческим кредитам гарантий правительств субъектов Российской Федерации.

К компетенции субъектов Российской Федерации среди прочих относятся: содействие коммерческой деятельности организаций и предприятий в зарубежных странах; предоставление гарантий и дополнительных льгот участникам ВЭД за счет бюджетов субъектов РФ; деятельность по созданию свободных экономических зон на их территории на основании решений, принимаемых в соответствии с действующим законодательством России.

К кругу совместного ведения договоров о разграничении полномочий, как правило, относят:

  • • регулирование расчетно-платежных отношений по внешнеторговым сделкам;
  • • вопросы, связанные с развитием торгово-экономических отношений с иностранными государствами;
  • • международные торгово-экономические и валютно-финансовые операции, непосредственно затрагивающие интересы субъекта РФ;
  • • тарифное регулирование ВЭД в отношении товаров и услуг, производимых исключительно на территории субъекта Российской Федерации;
  • • открытие на территории субъекта Российской Федерации иностранных коммерческих представительств.

Однако, как показала практика, заключения подобных соглашений о разграничении полномочий, попытки разрешить таким образом противоречия, возникающие в процессе осуществления субъектами Российской Федерации связей с иностранными государствами, не имели успеха. Более предпочтительно выглядит схема, установленная в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в которой за субъектом Российской Федерации закреплено право самостоятельно, в пределах своей компетенции, заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных государств, административно-территориальными единицами этих государств.

  • [1] URL: http://apec-center.ru/aT3c-2015 (дата обращения: 01.10.2017).
  • [2] Новиков Д. Неравнобедренный треугольник //Валдайские записки. 2015. 7 июля. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/neravnobedrennyi-treugolnik-17 499 (дата обращения: 01.10.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой