Актуальность и значимость проблемы.
Важную роль в политическом развитии общества играет его политическая культура. Она представляет собой составную часть общей культуры общества, непосредственно связанной с политикой.
Политическая культура включает в себя основные политикомировоззренческие ценности и характер представлений людей о власти, их политические ориентации, направленность и стиль поведения и участия в политике, а также накопленный политический опыт. Традиционно в структуру политическую культуру включаются «политические потребности и интересы, знания о политике, убеждения, ориентации, ценностные суждения, оценки политических явлений, политическое сознание, характер мышления, признанные в обществе политические нормы, символы, традиции, образцы поведения, навыки и способы 1 политической деятельности, умения и опыт .
Передача политических ориентаций, установок, убеждений, опыта, образцов поведения осуществляется через политическую культуру. Она выступает способом воспроизводства политических характеристик социального субъекта. Политическая культура — это системное духовно-практическое качество социального субъекта, формирующееся посредством воспроизводства поколениями людей своих устойчивых политических характеристик.
От характера ценностей и уровня развития политической культуры, во-многом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественно.
1 Политология на российском фоне /П.И.Симуш. — М.: «Луч», 1995. — С. 143. политической жизни. Политическая культура оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества, существенно влияет на избирательные процессы и итоги выборов.
Политическая культура тесно связана с участием людей в политике. Степень активности и направленность политического поведения и деятельности людей во-многом зависят от характера их представлений о политике и накопленного ими политического опыта. В свою очередь политическое бытие, результаты политической практики воздействуют на развитие и соответствующие изменения политической культуры общества и его индивидов. Известный индийский исследователь П. Шаран отмечал, что «политическая культура — это набор подходов, чувств и представлений, придающих упорядоченность и значение политическому процессу и обеспечивающих основополагающие, исходные предположения и правила, которые определяют поведение в политической системе. Она включает как политические идеалы, так и ориентирующие нормы политического устройства2.
Весьма актуален вопрос об исследовании современной политической и электоральной культуры современного российского общества. Это связано с рядом следующих факторов:
Во-первых, политическая культура общества является относительно новой категорией политической науки и в целом изучена пока недостаточно;
— Во-вторых, современная политическая и электоральная культура российского общества в своих основных чертах сформировалась сравнительно недавно (конец XX — начало XXI века), в силу чего перед.
2 Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х частях. Ч. II. / Пер. с англ. — М.: Российская академия управления, 1992, — С. 153. политической наукой стоит задача углубленного анализа этого нового феномена;
— В-третьих, парламентские (1999 г.) и президентские (2000 г.) выборы в Российской Федерации показали возросшее значение воздействия политико-культурных факторов на политическое развитие общества, что вызывает необходимость дальнейшего изучения характера и особенностей электоральной культуры россиян и ее роли в судьбоносных или важных политических событиях;
— В-четвертых, изучение современной политической и электоральной культуры россиян предполагает выявление не только ее общероссийских, но и региональных особенностей, что может иметь важное теоретическое и прикладное значение;
— В пятых, исследование ценностных установок, лежащих в основе политико-культурной традиции России и исследование изменений в ценностных приоритетах россиян в связи с особенностями развития российского общества на рубеже третьего тысячелетия, позволит уточнить политическое прогнозирование электоральных процессов.
Состояние научной разработанности проблемы.
Традиция изучения влияния культуры на политику и их взаимосвязи давно существует в политической науке и нисходит к трудам Конфуция, Платона, Аристотеля, Ш.-JI. Монтескье, Токвилля, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, H.A. Ильина, А. Тойнби и многих других известных представителей политической философии и теории.
С введением американскими учеными (Г. Алмондом, С. Вербой, J1. Паем и др.) в начале 50-х годов XX в. в широкий научный оборот категории «политическая культура», исследования в этом направлении стали проводиться постоянно. Общие проблемы политической культуры рассматриваются в трудах многих известных западных политологов.
Среди них: Г. Алмонд, Р. Арон, М. Бринт, С. Верба, Е. Вятр, М. Дюверже, Д. Истон, Г. Лассуэл, Д. Лестер, Д. Каванах, А. Милбрет, Л. Пай, В. Розенбаум, Р. Такер, Л. Халман, С. Хантингтон, Д. Хелд, П. Шаран, Р.-Ж. Шварценберг, В. Шляппентох, Р. Эстер и другие исследователи .
Вопросы политической культуры России также рассматриваются в политологических трудах западных исследователей. Характерной чертой большинства работ западных исследователей (3. Бжезинского, Дж. Лестера, В. Шляппентоха, Р. Такера и др.) по этой проблематике является то, что они обычно пытаются оценивать российскую политическую и электоральную культуру, ориентируясь на образцы западной политико-культурной традиции, игнорируя цивилизационную специфику России. Такой подход ведет к недооценке политико-культурного созидательного потенциала россиян.
Различные аспекты политической культуры и политического участия рассматриваются в трудах ряда российских исследователей. Среди них необходимо выделить работы Т. А. Алексиной, М. Г. Анохина, Г. К. Ашина, А. Г. Белова, Ф. М. Бурлацкого, П. К. Гречко, В. В. Ильина, Ю. В. Ирхина, A.B. Кортунова, B.C. Комаровского, Н. Д. Косухина, А. П. Кочеткова, М. П. Мчедлова, Е. В. Морозовой, A.A. Нуруллаева, A.C. Панарина, Ю.С.
3 The Civic Culture Revisited // Almond G., Verba S.- Boston, Toronto, 1980; Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines // Easton D. — Newbury Park, Sage, 1991; Political Culture and Political Development // Pye L. — Princeton, 1965; Aron R. Democratic et totalitarisme. — P., 1965; Brint M. A Genealogy of Political Culture. — Boulder, Colorado, USA, 1991; Ester P., Halman L., Rukavishnikov V.O. From Cold War to Cold Peace? A Comparative Empirical Study Of Russian And Western Political Cultures. Tilburg: Tilburg University Press, 1997; Huntington S. The Clash of Civilization? I I Foreign Affairs, summer, 1993; Lasswell G. The Analysis of Political Behavior. — L., 1947; Lester J. Feudalism’s Revenge: The Inverse Dialectics of Time in Russia // Contemporary Politics. 1998, Vol.4, № 2. McQuail D., Milbrath L., Coel M. Political Participation. Chicago. — 1977; Rosenbaum W. A Political Culture. — N.Y., 1975; Sharan P. Theory of Comparative Politics. — New Delhi, 1984; Schwartzenberg R.-J. Sociologie Politique, 4-eme ed. — P., 1988; Shlapentokh V. Early Feudalism — The Best Parallel for Contemporary Russia // Europe-Asia Studies. Formerly Soviet Studies. 1996, Vol. 48. — № 3.
Пивоварова, А. И. Подберезкина, О. В. Рукавишникова, А. И. Соловьева, A.M. Ушкова, .Е. Б. Шестопал, Г. В. Шешуковой, В. А. Щегорцева и др 4.
Несмотря на наличие научной литературы по общим проблемам развития политической культуры, специальных работ по комплексному анализу современной политической и электоральной культуре России пока практически нет, недостаточно разработана и методология содания таких работ. Данная диссертация представляет одну из первых попыток комплексного исследования политической и электоральной культуры российского и общества.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ сущностных черт и особенностей политической и электоральной культуры современного российского общества.
Исходя из этой установки были определены следующие задачи: — проанализировать содержание понятия «политическая культура России», рассмотреть основные научные трактовки этого понятия;
4 Запад-Россия: Культурная традиция и модели поведения / А. Б. Богатуров, А. В. Кортунов. — М.: Московский научн. обществ, фонд, 1998; Новая Россия: Становление правовой и политической культуры / А. Д. Богатуров, А. В. Кортунов. — М., 1998; Обновление политической системы России / М. Г. Анохин, В. С. Комаровский, Ю. И. Матвиенко. — М., 1996; Политическая культура: теория и национальные модели / К. С. Гаджиев. — М.: Интерпракс, 1994; Российская политология / П. И. Симуш. — М.: РАГС, 1995; Российская цивилизация / М. К. Горшков, Э. Г. Филимонов, Е. С. Элбакян. -М.: РНИСиНП, 1998; Алексина Т. А. Философские проблемы культуры. — М.: РУДН, 1991; Галаганова С. Г., Ушков A.M., Фролова М. А. Сравнительная политология: ЗападВосток — Россия. — М.: МГТУ, 1994; Косухин Н. Д. Современные идеологические системы. — М., 1999; Морозова Е. В. Региональная политическая культура. — Краснодар, 1998; Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе. — М., 1995; Пивоваров Ю. С. Политическая культура. — М., 1996; Подберезкин А. К, Макаров В. В. Стратегия для будущего президента России: Русский Путь. — М.: РАУ-Университет, 2000; Рукавишников В. О., Халман Л, Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. — М.: «Совпадение», 1998; Сергеева Е. Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. — М.: Юрид. лит-ра, 1996; Соловьев А. И. Политическая культура и модернизация российского общества. — М.: МГУ, 1992; Шестопал Е. Б. Личность и политика. — М.: Мысль, 1988; Щегорцов В. А. Политическая культура: модели и реальность. — М., 1992 и др.
— раскрыть сущность основных теоретико-методологических подходов к анализу политической культуры России, показать их достоинства и проблемные стороны;
— выявить характерные особенности и ценностные доминанты российской политической культуры, показать их трансформацию в современный период;
— раскрыть характерные черты и особенности российской электоральной политической культуры.
Объектомисследования является цивилизационный, социокультурный и политический генезис российского общества.
Предметом исследования является политическая и электоральная культура современной России.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы диалектики, системного, сравнительного и комплексного анализа, а также нормативный, социологический, культурологический и другие общие методы политологии, труды российских, западноевропейских и американских ученых, исследующих роль политической культуры и участия в политике в развитии российского общества.
Эмпирическую базу исследования составили документы и материалы органов государственной власти Российской Федерации, материалы избирательных комиссий, программные документы основных политических партий и движений России, труды и заявления российских политических лидеров, исследования российских и зарубежных ученых 5.
5 См.: Выборы в Шестую Государственную Думу: Итоги и выводы. — М., 1996; Российские политические партии и общественные объединения на выборах в Государственную Думу-95 / В. А. Логинов. — М.: «Юридическая литература», 1996; Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов / М. Н. Грачев. — М., 2000; От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным / Н. Геворкян и др. — М., 2000; Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям //" Известия", 25 февраля 2000 и др.
В диссертации широко использованы и обобщены результаты социологических исследований по парламентским и президентским выборам в России, другие социологические материалы, опросы общественного мнения, российская периодическая печать, материалы «Интернета» 6.
Научная новизна.
Новизна диссертационного исследования заключается в комплексном анализе политической и электоральной культуры России. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:
— в диссертационном исследовании уточнена общеметодсмогическая трактовка понятия «политическая культура России» через сравнительный, социокультурный и цивилизационный подходы;
— раскрыты характерные особенности и ценностные доминанты российской политической культуры, показана их трансформация в современный период;
— на основе комплексного подхода показано общее и особенное в развитии и генезисе политической культуры России, специфика региональной российской политической культуры;
— исследованы основные черты современной электоральной российской культуры на примере последних по времени парламентских (1999 г.) и президентских (2000 г.) выборов в Российской Федерации.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Политическая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества, выступает в качестве важного системообразующего.
6 Использовались основные российские политологические сайты «Интернета»: NNS.RUGOV.RU, IZBIRCOM.RU, POLIT.RU, персональные сайты политических лидеров России и др. фактора политической жизни общества, его политической системы. При изучении политической культуры общества используются сравнительный, социокультурный и цивилизационный подходы. На наш взгляд необходимо комплексное использование всех этих трех базовых подходов, при особом учете социально-классовых и цивилизационных характеристик рассматриваемых обществ. Мы полагаем, что по своим характеристикам, Россия относится к своеобразной цивилизационной общности. В силу этого ее политическая культура имеет существенные отличия. В диссертации проанализировано и выделено пятнадцать основных цивилизационных характеристик политической культуры россиян.
2. Изучение политической культуры России предполагает особое внимание к анализу ее цивилизационных и социокультурных основ. Некритическое заимствование ценностей западных политических культур и их прямое, неадаптированное применение в российских условиях, может привести и приводит к дестабилизации политического развития.
3. Современная российская политическая культура может быть охарактеризована как смешанная, сложносоставная: в качестве основных, она включает авторитарно-этатистскую, «подданическо-партисипаторную» политическую субкультуру и демократическую, гражданскую политическую субкультуру, а также иные, менее значимые субкультурые. Она носит переходный и фрагментарный характер, отличается наличием множества различных политических субкультур (прежде всего национальных — в субъектах Российской Федерации), плюрализмом взглядов, важной ролью державнических и лево-центристских ориентаций российских граждан и как следствие, соответствующих политических организаций.
Для политической культуры Российской Федерации характерны: менталитет державности, патриотизма, коллективизма и православияполитическая заинтересованность большинства граждан, их сложившиеся политические ориентацииактивное участие граждан в судьбоносных выборах при слабом повседневном участии в политике, недоверии к властям, разочаровании в результатах реформ 90-х годов, особый интерес к партии власти и комформность по отношении к ней на выборах и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Наши выводы по этому вопросу подтверждают решения Второго съезда движения «Единство» (27 мая 2000 г.), на котором выступил Президент В. В. Путин. Этот съезд принял решение о преобразовании движения в политическую партию с индивидуальным членством. А также, что очень важно, было принято решение о вхождении в «Единство», на индивидуальной основе, членов таких партий и движений (а по сути всех этих организаций), как НДР (В.Черномырдин), ПРЕСС (С.Шахрай), Русской социалистической партии (В.Брынцалов), «Всей России», Социалистического профсоюза и др.
Существенно, что многие политологические центры в целом правильно ориентировали избирателей на будущую победу В. В. Путина. Это привнесло элемент стабильности в парламентскую и президентскую избирательные кампании. С другой стороны, — помогло на выборах В. В. Путину и «Единству» .
Можно сказать, что большинство органов СМИ и политологических консультантов играло на стороне будущего Президента Российской.
40 См.: «Независмиая газета», 1999, 22 декабря.
Федерации и делалось это профессионально, в целом в рамках избирательных законов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Политическая культура выступает в виде неотъемлемой части общей культуры человечества, связанной с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве политического бытия человека, всей политической жизни общества, характере и направленности политической деятельности и поведения людей, их ценностных ориентаций и взглядов на политику. Результат и мера политической культуры — соответствующий ей «политический человек», качество политической жизни данного общества. Политико-культурное измерение политических явлений и процессов дает возможность их комплексной характеристики, раскрытия роли человека, как участника и творца политики.
Построение общей модели политической культуры может осуществляться путем выявления качественных параметров, характеризующих ценностные харакеристики политической жизни общества, деятельность и поведение субъектов политики. При этом целесообразно учитывать следующее:
— цивилизационные, социокультурные и социально-классовые основы, матрицы и доминанты политической культуры общества;
— сущность базовых ценностей политической культуры обществахарактер, как официальной политической культуры, опосредуемой правящим политическим режимом, так и оппозиционной;
— наличие политико-субкультурных образований, сформированных на разных социальных и этнических основах;
— характер и степень участия людей в политике.
2. Политическая культура выступает в качестве важного системообразующего фактора политической жизни общества, его политической системы. Изучение политической культуры обществ на цивилизационной основе, расширяет наши возможности исследования ее базовых, матричных характеристик, позволяет творчески использовать потенциал различных политических культур в интересах тех или иных обществ, содействует процессам их общего развития и взаимообогащения. Анализ политической культуры по ее цивилизационным матрицам, с одной стороны, и по степени ее демократичности, с другой, дают возможность составить целостное представление об этом феномене и его роли в политике.
3. При изучении политической культуры общества используются сравнительный, социокультурный и цивилизационный подходы. На наш взгляд необходимо комплексное использование всех этих трех базовых подходов, при особом учете социально-классовых и цивилизационных характеристик рассматриваемых обществ. Мы полагаем, что по своим характеристикам Россия относится к цивилизационной общности. В силу этого ее политическая культура имеет соответствующие цивилизационные основы и характеристики.
4. Некритическое заимствование западных ценностей и их прямое, неадаптированное применение в российских условиях, может привести к дестабилизации политического развития.
5. Современная российская политическая культура может быть охарактеризована как сложносоставная, включающая две основные субкультуры: авторитарно-этатистскую («подданическо-партисипаторную») и демократически ориентированную политическую культуру. А также более мелкие субкультуры. Российская политическая культура носит фрагментарный характер, отличается наличием множества политических субкультур (в том числе и национальных — в субъектах Российской Федерации), плюрализмом взглядов, важной ролью лево-центристских ориентаций российских граждан и как следствие, соответствующих политических организаций. Для нее характерны: менталитет державности, патриотизма, коллективизма и православияполитическая заинтересованность большинства граждан, их сложившиеся политические ориентацииактивное участие граждан в судьбоносных выборах при слабом повседневном участии в политике, недоверии к властям, разочаровании в результатах реформ 90-х годов, комформность по отношению к любой, очередной «партии власти» .
6. Политическая культура России может быть, определена и как фрагментарная, обладающая следующими признаками: наличием широкого спектра политических ценностей и взглядов, полюсов с различающимися, иногда — противоположными ценностными ориентациямипротивостоянием и расколом между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электоратасерьезными различиями в политических приоритетах и ориентациях макрорегионов и всех субъектов Российской Федерациипротиворечием между элитарной и массовой культуройвысокой местной и региональной лояльностью избирателей.
7. Целесообразно отметить наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из культурно-цивилизационных приоритетов и особенностей развития Российской Федерации:
— Особое значение государственности, роли государства, как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.
— Важная роль общины и традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. Для многих граждан России характерны как продержавнический, так и коллективистский стили поведения и ориентаций в политической жизни.
— Это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего в современном обществе распространилось острое восприятие проблем справедливости и порядка, а также сформировался синдром социальной незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.
— Особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентаций.
— Вследствии известных исторических условий развития России в XX веке левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.
— В различных республиках и краях Росссийской Федерации, макрорегионах наблюдаются те или иные приоритеты в политических ориентациях.
— Для России характерны различные политические субкультуры и прежде всего, как для многонациональной страны — этно-национальные субкультурыактивизируется национальное самосознание.
Повышается роль региональных политических культур. Регионализм значительно обогащает возможности актуализации региональных политических культур. Они, в свою очередь, являясь воплощением политического опыта регионов, атрибутом континуальности регионального политического процесса, играют определяющую роль в формировании региональной политической идентичности и функционировании механизмов региональной мобилизации.
— Высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.
— Возрастает политическая роль бюрократии, олигархических образований, распространены патернализм и клиентилизм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привилегий. Характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых, слабый уровень правовой культуры.
— Существующий уровень политической и правовой культуры элит, их политический менталитет позволяет им достигать политического консенсуса на определенные периоды времени, что содействует упрочению политической стабильности в обществе. Ради этого элиты могут идти на создание различных политических конфигураций. Особенно ярко это проявилось в ходе Второго съезда движения 'Единство" (май 2000 г.), когда целая группа политических партий и общественно-политических движений правоцентристского толка (НДР, ПРЕСС и др.) по сути приняли решение о самороспуске и вхождении своих бывших членов в партию «Единство» на принципе индивидуального членства.
8. Политическая культура современного российского электората представляет собой смешанный тип: а) есть элементы политической культуры активистского типа (которые дали о себе знать во время выборов в Государственную Думу) с ее рациональным началом в решении обществом и индивидом проблемы выбораб) значительно влияние патриархальной политической культуры, для которой свойственен поиск лидера, обладающего качествами «отца нации» (период выборов Президента России) и которую во многом эксплуатировали информационные технологии, формирующие в общественном мнении имидж политического лидерствав) часть голосующих по традиции избирателей находится под влиянием политической культуры авторитарного типа. Эклектичность политической культуры не стала препятствием для закрепления тенденции на отказ от радикальных методов изменений в общественной и социально-экономической сферах.
Эволюция российской политической культуры не завершена: а) в обществе существует определенное недоверие к власти, пока за исключением структур, непосредственно связанных со Вторым Президентом России — В. В. Путиным, избранным 52% голосов избирателейб) налицо неуверенность в отлаженности механизма выявления общественного мненияв) пока только определяются стимулы для налаживания политической жизни в диалоговом режимег) вместе с тем нет и очевидных стимулов для решения назревших общественных проблем через гражданский конфликт.
Происходящая и закрепляемая общественно-политической практикой институализация демократических выборов всех уровней, т. е. утверждение в области права и на уровне общественного сознания базовых условий проведения выборов — обязательности, неотменяемости, порядка проведения, механизма реализации, ритуала, — с одной стороны, оказывает решающее воздействие на формирование гражданской политической культуры, а с другой — становится важным фактором легитимации модернизируемой российской государственности. Для поступательной модернизации российской государственности и устойчивого развития российского социума крайне желательно утвердить наметившееся становление такой политической культуры электората, которая — в своих основных проявлениях — исключает политические крайности, отказывается от биполярного видения общественно-политической жизни, т. е. в сущности сбалансирована и уравновешена.
9. Перспективы формирования демократической культуры в России определяются возможностью преодолеть факторы воспроизводства авторитарно-патриархальной политической культуры, создать условия для ее постепенного отмирания. Авторитарная культура коренится в традиционном экономическом укладе российской действительности, в котором отсутствует сколько-нибудь развитая свобода производителя и потребителя. Экономическая свобода нуждается в свободе политической и с необходимостью порождает ее. Уровень экономической демократии определяется отношениями собственности, возможностью владения, пользования и распоряжения средствами труда и его результатами. Сегодня требуются осмотрительность в движении к рынку, использование имеющихся ресурсов, непременный учет уровня и характера экономической и политической культуры населения, не приемлющей резких изменений, осуществление преобразований в национальных интересах России и большинства ее населения.
Ориентация на демократические идеалы и принципы не должна означать отказа от традиционных ценностей российской культуры. Необходим поворот от культуры «спекулятивного капитатизма» к культуре «реального национального производства», от культуры «процветания олигархических семей» к культуре «процветания всего общества», от культуры конфронтации и надуманного деления общества на «демократов» и «красно-коричневых» к культуре политического диалога, соборности, в рамках построения правового и социального государства, к культуре повышения роли государства (державы) и его ответственности перед обществом, понимания и формирования понимания гражданского общества (возможно с учетом православной традиции), как совокупности людей, связанных общими ценностями и базирующимися на них отношениях кооперации, сотрудничества и солидарности.