Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-политическая мысль Античности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ученик Платона Аристотель (384—322до н.э.), развивая идеи учителя, выделил кроме государства такие общности, как семья и селение, но государство по значимости поставил над ними. Важнейшими его функциями считал удержание в повиновении рабов, недопущение роста власти отдельной личности, борьбу с чрезмерным богатством. Социальное неравенство считал неизбежным, но возлагал свои надежды на средний… Читать ещё >

Социально-политическая мысль Античности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Античная социально-политическая мысль во многом была мифологизирована. Но социально-политические концепции Гераклита, Демокрита, Геродота, Сократа, Платона, Аристотеля отличались рациональностью и глубиной.

Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном (427—347до н. э) в работах «Государство», «Законы» и др. Платон создал первую концепцию идеального государства, в которой еще не разделял государство и общество. Главным принципом идеального государства, на его взгляд, была справедливость. В государстве Платона существует несколько социальных слоев: мудрецы, которые управляют, воины, заботящиеся о безопасности, крестьяне и ремесленники, призвание которых — трудиться. В государстве воплощены всеобщие интересы, их приоритет перед интересами личности очевиден. Не государство существует ради человека, а человек ради государства. Только такое государство воспитывает у граждан главные добродетели: мужество, доблесть, мудрость, благочестие. Такое положение дел Платон считал справедливым. Впервые были высказаны идеи о необходимости возведения государственного здания на идеях гуманизма, свободы, господстве права и закона. В то же время Платон был уверен в том, что там, где закон не имеет силы, в государстве царят произвол и насилие. Это позволило ему назвать несовершенные формы реального государства. К ним относятся тимократия — власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей; олигархия — власть узкой группы богатых правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством; демократия — власть всех, не имеющая должной системы управления. На смену демократии, опьяненной чрезмерной свободой, с необходимостью приходит наихудший вид государственного устройства — тирания, при которой власть одного правителя сопровождается беззаконием, насилием и произволом. Так свобода оборачивается рабством. Укрепление закона — обязательное условие спасения и процветания государства.

Ученик Платона Аристотель (384—322до н.э.), развивая идеи учителя, выделил кроме государства такие общности, как семья и селение, но государство по значимости поставил над ними. Важнейшими его функциями считал удержание в повиновении рабов, недопущение роста власти отдельной личности, борьбу с чрезмерным богатством. Социальное неравенство считал неизбежным, но возлагал свои надежды на средний социальный слой. Анализируя понятие «гражданин», Аристотель приходит к выводу, что гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских прав. Самых бедных он относил к «гражданам второй категории», а самых богатых подозревал в нечестности. Как и его учитель, Аристотель не считал рабов гражданами государства.

Наряду с государством Аристотель выделял и общество: это объединенные общими целями люди. Человек, по мнению Аристотеля, — существо более общественное, чем пчелы и стадные животные. Эти идеи, заложившие основу теории правового государства, также развивались в работах «величайшего мыслителя древности» Аристотеля, стоявшего на позициях защиты прав ийдивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной любви к самому себе» и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие формы (семью, селения). Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что там, где отсутствует власть закона, нет места и государству. Закон должен властвовать над всем, но насильственное подчинение людей закону противоречит самой идее права. Закон должен ограничивать эгоистические интересы богатых, защищать бедных. И даже различия между «правильными» и «неправильными» формами государственного устройства определяются тем, основаны ли они на законе или на корысти правителя. Правильные виды государственного устройства, по Аристотелю, — монархия, аристократия, полития; неправильные — тирания, олигархия, демократия. Монархия — правление одного, стремящегося к общему благу; тирания — правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Аристократия — правление немногих, лучших людей, осуществляемое в интересах всех граждан; олигархия — правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития (республика) — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе; демократия — правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства. По классификации Аристотеля, существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию— власть толпы. Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власть. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы. В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель в правильных видах государственного устройства усматривает проявление надлежащей добродетели, в неправильных — ее отсутствие.

Идеи разумного устройства государства, права, свободы прослеживаются и в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона (106—43 до н.э.). Что такое государство? Чьим достоянием оно является? — спрашивал Цицерон. И отвечал: достоянием народа, понимаемым не как случайное или стихийное соединение людей, собранных вместе волею случая, а как союз людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство, пояснял Цицерон, — это не правители, а общий правопорядок. В основе же права должны лежать разумность и.справедливость. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. Высшим законом, полагал мыслитель, должно быть благо народа. Будучи сторонником идеи естественного права, Цицерон был уверен, что права и свободы не даруются и не устанавливаются ничьей субъективной волей, а принадлежат человеку по факту его рождения. Важным для формирования основ теории правового государства явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане. Он считал, что лучше быть страдающим лицом в правом деле, чем торжествовать в неправом. Правители должны помнить: что посеешь — то и пожнешь. Помня о переменчивости политических настроений, он советовал: мудрому надлежит сдерживать порывы приязни.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их положения в обществе, нашли отражение в трудах древнеримского философа Сенеки (5 до н.э. — 65 н.э.). Он был воспитателем будущего императора Нерона и тем не менее выступал в защиту «говорящих орудий» — рабов. Все люди, согласно учению Сенеки, равны между собой в том смысле, что они одинаково находятся во власти судьбы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой