Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Греческая эпопея. О литературе и искусстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эпопея должна иметь моральную цель. В ней заключено действие, басня, следовательно, и нечто моральное. Поэт не выбирает вначале моральной истины, которой бы поэма его была доказательством. Он находит историческое происшествие великой важности, интересное, великий характер, великое действие, хочет их изобразить и нравиться другим в своих изображениях. Вот цель его, мораль с нею связана непременно… Читать ещё >

Греческая эпопея. О литературе и искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Много писано об эпической поэзии, но правил настоящих и общих мало. Гений должен быть главным правилом и путеводителем.

Поэзия есть первое искусство, которым люди начали заниматься; эпопея есть первый род поэзии, который был трактован. Священные гимны Орфея и поэмы Гомера доказывают то, что говорит Аристотель, что поэзия сначала посвящена была славе богов и героев. Эпопея была вместе героическою и священною. Она есть повествование в стихах с правдоподобием занимательного и героического происшествия. Правдоподобного потому, что поэт должен сохранить если не историческое, то по крайней мере моральное вероятие, держаться в границах возможного; героического потому, что эпопея была и есть посвящена предметам высоким, и важным; занимательным потому, что эпопея должна трогать и привязывать душу, как трагедия.

1. Единство действия необходимо в эпопее: человеку натурально желать заниматься одним определенным предметом, идти к предназначенной цели. Эпопея не есть история. Поэт творит, составляет нечто целое, которое можно обнять вдруг, без затруднения, одним взглядом.

Все предметы не могут быть равно приличны для эпопеи. Шутливая поэма есть пародия настоящей эпопеи, которая должна быть величественна и возвышенна. Между ними такое же различие, какое и между их предметами.

  • 2. Продолжение эпического действия должно быть таково, чтобы ум мог без затруднения обнять его. Единство действия требует необходимо и пределов. Поэт должен поместить начало свое и конец в таком расстоянии, на котором бы читатель не мог утомиться или охладеть.
  • 3. Эпопея должна быть написана в стихах, которые сами по себе составляют одно из главнейших ее достоинств и без которых она непременно будет степенью ниже. Трудности, которые надобно побеждать, ужасают одну посредственность и придают новые силы гению.
  • 4. Чудесное должно входить в состав эпической поэмы. Только в таком случае оно исключается, когда сюжет его не приемлет. Наша религия, так же как и язычество, может быть источником чудесного. Чудесное само по себе противно здравой философии. Но поэт не есть простой философ, он говорит воображению. Человек любит чудесность, удовольствия воображения суть первые для него удовольствия; в нем есть неисчерпаемый источник чувствительности, которая не довольствуется тем, что есть, стремится к тому, что может быть, хочет все оживить, говорит со всем, от всего требует ответа и открывает нам новый порядок вещей; сия-то чувствительность делает привлекательными изображения древних, которые все оживлены своею фантазиею. Их религия сама была поэзиею. Наша меньше дозволяет разнообразных фикций. Поэт пользуется ими, поражает, увлекает воображение; это его цель, мы должны наслаждаться его творениями. Боги Гомера имеют все человеческие слабости, тем они лучше для поэзии, которая представила их ощутительным для глаз образом. Поэт польстил человеческому самолюбию, сравнив его с божеством и чрез то соединял драматический интерес с богами, которых одарил страстями человека.
  • 5. Эпопея должна иметь моральную цель. В ней заключено действие, басня, следовательно, и нечто моральное. Поэт не выбирает вначале моральной истины, которой бы поэма его была доказательством. Он находит историческое происшествие великой важности, интересное, великий характер, великое действие, хочет их изобразить и нравиться другим в своих изображениях. Вот цель его, мораль с нею связана непременно. Все древние поэты почитались учителями морали и поэзии священной, потому что соединена была со всеми церемониями религии.

Гомер сам по себе мало известен. Он жил триста лет по разорении Трои. Девяносто городов спорили о имени его отечества. Смирна или остров Хио почитаются, по всей вероятности, его родиною. Об нем много написано басен (189 стр. «Лицея»).

Платон почитает вымыслы Гомеровы способными дать самое ложное и недостойное понятие о божестве, что справедливо в философии, которая ищет истины, и несправедливо в поэзии, которой цель прельщать и веселить воображение.

Хотели оправдать Гомеровых богов аллегориею. Аллегория известна в самой отдаленной древности, и некоторые Гомеровы вымыслы имеют в самом деле аллегорический смысл, но все они не аллегория; боги его суть те боги, которым верили в его время. Должности философа и поэта неодинаковы. Первый исправляет понятия, второй изображает привлекательнейшим образом то, что есть. Гомер не мог составить другой мифологии; он воспользовался тою, которую нашел.

В его время телесная сила почиталась первым достоинством, и он дал своим героям, которых не пощадили, также необычайную телесную силу. Тогда не стыдно было признавать себя слабее в силах и уступить. Нынче, когда одинакие оружия сравняли людей, бесчестно признаваться бессильным. В «Илиаде» все зависит от богов: и сила, и успехи, и мудрость. И сие самое участие богов не уменьшает достоинства героев, но еще их возвеличивает, ибо сближает их с божествами, которых покровительства они удостоены.

Характеры Гомера выдержаны и разнообразны. Каждый имеет свой отличительный образ. Ахилл есть в сем роде совершеннейшее произведение духа.

Гомер изобразил нравы своего времени, простые, близкие к натуре, привлекательные в поэзии и в морали. Натура есть модель поэзии. Поэт должен ее списывать и представлять во всей ее неукрашенности. Тем привлекательнее будут его изображения.

Главный недостаток Гомера состоит в том, что почти половина «Илиады» занята изображением сражений, но самый этот недостаток служит доказательством великого, богатого, изобретательного гения. Некоторые места в нем слабы; иные речи неуместны и слишком длинны, некоторые описания слишком подробны; многие сравнения однообразны, продолжительны и неверны.

Красоты Гомера состоят в расположении и в слоге. Он сделал героя своего блестящим и благородным в том самом, что порочно в его характере. В поэтическом лице, которое должно возбуждать интерес, моральные недостатки должны прикрываться силою страсти и некоторым величием, которое производит минутное над нами очарование. В этом самом он имеет преимущество над философом, он пленяет нас и выводит из заблуждения; он делает нас сообщниками преступлений и потом их судьями: тем действительнее его уроки.

В «Одиссее» не находим величия «Илиады».

Гомер много путешествовал и много имел познаний. Он, конечно, в своей старости хотел заняться сочинением такой поэмы, в которой бы могли поместиться его различные наблюдения и предания, им собранные.

Басни «Илиады» возвышают воображение, но басни «Одиссеи» его отвращают. Ход ее медлителен. Поэма переходит от приключения к приключению без всякого плана. Он хотел заставить Улисса драться с Иром, представить героя своего в унижении — и представил в низости; он хотел употребить контраст — и уронил достоинство эпопеи. Сия поэма возбуждает любопытство картинами нравов древности, изображениями простоты, гостеприимства, но «Илиада» есть венец Гомера, она возвела его на степень величайшего поэта древности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой