Общая характеристика подходов к диагностике готовности к школьному обучению
Современный подход к диагностике психологической готовности к школе можно обозначить как комплексный, интегрирующий различные критериальные уровни психического развития ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Речь идет о тех параметрах психического развития, которые наиболее существенно влияют на успешность обучения и адаптации ребенка в первом классе школы и включают… Читать ещё >
Общая характеристика подходов к диагностике готовности к школьному обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом с целью определения степени школьной зрелости ребенка[1]. Данные тесты ориентированы на оценку интеллектуальных возможностей детей и выявляют уровень развития мышления, памяти, восприятия и других высших психических функций (тест первичной успеваемости для определения готовности ребенка к школе А. Керна, ориентировочный тест школьной зрелости Керна — Йирасека).
Кроме того, в зарубежной психодиагностике готовности к школьному обучению активно применяются тесты достижений и способностей как тесты на «вводные навыки», т. е. знания, умения, способности, мотивацию — все то, что необходимо ребенку для успешного начала обучения в школе. К примеру — американский национальный тест готовности к школе (Metropolitan Readiness Test) и шкалы детских способностей Маккарти (McCarthy Scales of Children’s Abilities). С позиций данного диагностического подхода степень готовности к обучению в школе не связана с возрастом ребенка, а определяется тем, как его обучали до школы и какими знаниями, умениями и навыками он овладел к моменту поступления в первый класс.
Отечественная психология, напротив, ориентирована на ведущую роль обучения по отношению к развитию. С точки зрения Л. С. Выготского, обучение опирается не на созревшие, а на созревающие процессы, вся область которых охватывается зоной ближайшего развития ребенка, поэтому функциональная зрелость психики не рассматривается как необходимая предпосылка к обучению[2].
Отсюда основными диагностическими критериями готовности к школе являются обучаемость, а также сформированностъ психологических предпосылок овладения учебной деятельностью как способность ребенка к целенаправленной деятельности при введении системы ограничений-правил (методики «Графический диктант», «Узор», «Рисование по точкам» и «Мотивационная готовность» — см. Практикум).
Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Современный подход к диагностике психологической готовности к школе можно обозначить как комплексный, интегрирующий различные критериальные уровни психического развития ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Речь идет о тех параметрах психического развития, которые наиболее существенно влияют на успешность обучения и адаптации ребенка в первом классе школы и включают все составляющие мотивационной, интеллектуальной и волевой готовности к школьному обучению:
- — учебную мотивацию и отношение к ситуации «ребенок — взрослый — задача»;
- — внутреннюю позицию и отношение ребенка к школе;
- — дифференцированность самооценки;
- — общую коммуникативную компетентность;
- — качественные особенности и операционалыюсть мышления;
- — произвольность психических процессов и поведения, механизмы его регуляции.
Своевременная психологическая диагностика готовности к школе позволит составить прогноз относительно адаптации ребенка к новым социальным условиям, предупредить возможные трудности и проблемы, связанные со сменой возрастного периода, а также разработать рекомендации для педагогов и родителей, выполняя которые можно избежать осложнений в обучении и развитии ребенка.