Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности индивидуальной формы психокоррекционной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возраст — «категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии рассматриваются понятия возраста хронологического и возраста психологического». Возраст хронологический — «выражает длительность существования индивида с момента его рождения». Возраст психологический — «в отличие от возраста хронологического, это понятие обозначает определенную… Читать ещё >

Особенности индивидуальной формы психокоррекционной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологическая коррекция, как мы выяснили выше, представляет собой деятельность специалиста, направленную на «исправление» тех особенностей психического развития клиента, которые не соответствуют принятой норме.

По Г. С. Абрамовой, индивидуальная психологическая коррекция — обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека. В основе индивидуального подхода лежат некоторые принципы индивидуальной психологии Адлера, предвосхитившей, по своей сути, многие положения гуманистической психологии и экзистенциализма.

К основным понятиям, применяемым в рамках индивидуальной психокоррекции, относят следующие: «человек», «личность», «личностное развитие», «индивид», «возраст», «возрастной кризис», «стресс», «фрустрация».

Человек — «существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности»[1].

Личность — «феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием»[2].

Личностное развитие — «процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества»[3].

Индивид (индивидуум) — «отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами»[4]. С данным понятием тесно связано понятие «индивидуальность», понимаемая как «человек, характеризуемый со стороны социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость»[5].

Возраст — «категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии рассматриваются понятия возраста хронологического и возраста психологического»[6]. Возраст хронологический — «выражает длительность существования индивида с момента его рождения»[7]. Возраст психологический — «в отличие от возраста хронологического, это понятие обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (детство)»[8].

Возрастной кризис — «особые, относительно непродолжительные — до года — периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития»[9].

Стресс — «термин для обозначения обширного крута состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры»[10].

Фрустрация — «психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели»[11].

Основная цель психокоррекции — активизация ресурсов и приведение личности в состояние, соответствующее норме, которая определяется исходя из возрастных и культуральных особенностей клиента, а также его субъективной реальности. В качестве основного инструмента психокоррекционного воздействия выступает психолог, а сам коррекционный процесс протекает в паре «психолог — клиент». Все разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям их отношения к сложившейся ситуации:

  • 1) изменение ситуации;
  • 2) изменение себя для изменения ситуации;
  • 3) выход из ситуации;
  • 4) нахождение новых способов жизни в данной ситуации.

Конечные задачи психокоррекции состоят в достижении желаемых изменений в трех основных сферах:

  • • когнитивной;
  • • эмоциональной;
  • • поведенческой.

С учетом специфики индивидуальной психокоррекции можно сформулировать конкретные задачи в каждой из трех сфер.

Когнитивная сфера (ведущая в индивидуальной психокоррекции, биографически-ориентированная):

  • • осознание мотивов своего поведения, отношений, реакций;
  • • осознание эмоциональных и поведенческих стереотипов;
  • • осознание связи между психогенными факторами и соматическими расстройствами;
  • • осознание своей ответственности и роли в возникновении конфликтов и психотравмирующих ситуаций;
  • • осознание причин переживаний и способов реагирования, условий формирования своей системы отношений.

Эмоциональная сфера («живые» эмоции и их «отражение» через осознание):

  • • эмоциональная поддержка специалистом клиента;
  • • осознание и вербализация чувств клиентом;
  • • формирование более искреннего отношения к себе;
  • • модифицирование способа переживаний, эмоциональных реагирований.

Поведенческая сфера:

  • • корректировка неадекватных реакций клиента;
  • • овладение новыми способами поведения.

Индивидуальная психокоррекция рассматривается как альтернатива групповой и семейной коррекциям и может проводиться только при соблюдении ряда условий.

Условия проведения индивидуальной психокоррекции:

  • • добровольное согласие клиента на получение психологической помощи;
  • • доверие клиента специалисту;
  • • активность клиента в процессе исследования проблемы, формирования и реализации коррекционной программы.

Показаниями к индивидуальной психокоррекции являются:

  • • желание клиента;
  • • характер проблемы клиента (проблема личного, а не межличностного характера);
  • • отказ клиента от работы в группе или невозможность его присутствия в группе по каким-либо причинам (физическое состояние, болезнь);
  • • высокий уровень тревожности у клиента;
  • • высокий уровень заторможенности;
  • • острое состояние горя.

Противопоказания для индивидуальной коррекции:

  • • выраженная возбудимость;
  • • недостаточный уровень интеллектуального развития;
  • • низкие моральные нормы.

Эффективность индивидуальной психокоррекции определяется:

  • 1) личностными качествами психолога (социальный статус, обаяние, интеллектуальное развитие, воля, характерологические особенности);
  • 2) сложившимися отношениями между психологом и клиентом (доверие, авторитарность специалиста, зависимость клиента от специалиста);
  • 3) адекватностью выбранной позиции психологом по отношению к клиенту (позиции психолога — это ролевые стратегии, принимаемые психологом во взаимодействии с клиентом; данный выбор осуществляется психологом в зависимости от специфики ситуации и индивидуальных особенностей клиента; так выделяют авторитарные — партнерские и директивные — недирективные позиции);
  • 4) способами конструирования сообщений специалистом (уровень аргументированности, логика, апелляция к чувствам).

При индивидуальной психокоррекции выбор техник осуществляется в зависимости от предпочтений специалиста, специфики личности клиента и его проблемы.

Основными методами вербального воздействия в рамках индивидуальной психокоррекции являются убеждение, персуазия и внушение (более подробно этот вопрос рассмотрен в параграфе 3.3. учебного пособия для студентов вузов «Виды психологической помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование», автор Колесникова Г. И., издательство «Феникс», 2007 г.).

Убеждение — метод воздействия на сознание клиента через обращение к его собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно цели воздействия. Убеждение лежит в основе рациональной психотерапии. В. М. Бехтерев (1911) считал полезным сочетание убеждения и внушения, особенно для клиентов со слаборазвитой критикой. Невозможно отделить от убеждения суггестивный элемент, связанный с авторитетом личности специалиста и влияющий на результативность консультационного процесса в целом. Убеждение является составной частью любого вида психологической помощи независимо от того, осознается оно специалистом или нет.

Переубеждение (персуазия) — процесс изменения, трансформации ранее сформулированного убеждения. Переубеждение при оказании психологической помощи предполагает целенаправленное, последовательное формирование убеждений, изменяющих представление клиента о сути проблемы и способах ее разрешения.

Внушение — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу клиента. Осуществляется при помощи специально организованной информации таким образом, чтобы ее восприятие происходило без критической оценки и логической переработки объекта воздействия и оказывало влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Основным средством внушения является речь консультанта. Невербальные факторы (жесты, мимика, действия) обычно являются дополняющими. Внушение применяется при различных состояниях клиента: бодрствующем, состоянии естественного сна, при гипнотическом сне. В психокоррекционной практике внушение, в той или иной мере, присутствует в каждой встрече специалиста с клиентом.

Возможные результаты коррекционной работы:

  • • усиление внимания клиента к собственным потребностям, переживаниям, мыслям;
  • • повышение самооценки и чувства значимости;
  • • «разрешение себе быть» (приобретение или развитие самопонимания, самопринятия);
  • • развитие стремления к самосовершенствованию;
  • • изменение отношение к себе и миру;
  • • повышение адаптивного уровня.

Основные стадии индивидуальной психокоррекции:

  • 1) заключение контракта;
  • 2) исследование проблемы клиента;
  • 3) поиск способов решения проблемы;
  • 4) формирование психокоррекционной программы;
  • 5) реализация программы;
  • 6) оценка эффективности.

Рассмотрим последовательно каждую из стадий.

  • 1.

    Заключение

    контракта. Данная стадия включает в себя предоставление клиенту специалистом информации: о целях коррекции; уровне своей квалификации; оплате; приблизительной продолжительности психокоррекции; целесообразности психокоррекции в данном конкретном случае; о существующем риске временного ухудшения в процессе психокоррекции; об условиях соблюдения конфиденциальности.

  • 2. Исследование проблемы клиента происходит в результате применения специалистом следующих методов: беседа, интервью, наблюдение, психологические тесты. На всем протяжении сессии специалист должен осуществлять по отношению к клиенту психологическую поддержку, которая является важным элементом всего процесса психологической помощи и заключается в выражении специалистом эмпатии клиенту на вербальном и невербальном уровнях.
  • 3. При осуществлении поиска способов решения проблемы необходимо выделить цепочку событий (структуру), которые привели к возникновению данной проблемы: 1) чувства, переживания — 2) цели, потребности — 3) поступки — 4) реакции других.
  • 4. В процессе формирования психокоррекционной программы необходимо прояснить для клиента степень его ответственности как при формировании, так и при осуществлении психокоррекционной программы, а также определить ресурсы клиента. Определение ресурсов клиента возможно при помощи таких методов, как диалог и слушание. Таким образом, в основе воздействия на клиента лежат теоретические представления о норме осуществляемых действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов и целеполагания в том или ином конкретно-возрастном периоде. А коррекционная программа составляется на основе сопоставления диагностической информации с теоретическими данными о закономерностях индивидуального и возрастного развития и осуществляется с ориентацией на резервы клиента.
  • 5. Реализация программы происходит в соответствии с заключенным контрактом. На данной стадии уточняется план реализации решений и осуществляется последовательное его выполнение. В случае необходимости вносятся изменения и дополнения.
  • 6. Оценка эффективности осуществляется на основе сопоставления реально достигнутых целей с теми, которые намечены в программе.

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение понятию «индивидуальная психокоррекция».
  • 2. Что является показанием и противопоказанием для индивидуальной психокоррекции? На основе какого критерия сделано данное деление?
  • 3. Перечислите основные цели психокоррекции в процессе индивидуальной работы с клиентом.
  • 4. Покажите взаимосвязь этапов индивидуальной психокоррекционной работы.
  • 5. Дайте характеристику основным методам работы психолога при индивидуальной работе с клиентом.
  • 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. — М., 1995.
  • 2. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунин Г. Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. — М., 2000.
  • 3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2000.
  • 4. Волков В. Г., Караваева Е. В., Цветкова Н. Н. Психология пациента / Монография. — Томск: СГМУ.
  • 5. Кеттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб., 2001.
  • [1] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 757.
  • [2] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 256.
  • [3] Там же. — С. 262.
  • [4] Там же. — С. 190.
  • [5] Там же. — С. 191.
  • [6] Там же. — С. 77.
  • [7] Там же. — С. 80.
  • [8] Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред. Б. Д. Карвасарского. —СПб., 1998. — С. 79.
  • [9] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 248.
  • [10] Там же. — С. 653.
  • [11] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 734.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой