Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Как определяет характер истории П. Рикер?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея нарративного (от лат. narratio — рассказ, повествование) характера исторического дискурса обрела свой завершенный вид в концепции французского герменевта Поля Рикера (р. 1913). В работе «Время и рассказ» (1985) Рикер описал нарративный дискурс в целом как раздвоившийся на историографию и художественную литературу*. Характер самой истории он определил как исключительно повествовательный, что… Читать ещё >

Как определяет характер истории П. Рикер? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как он описывает направленный характер исторического дискурса?

Идея нарративного (от лат. narratio — рассказ, повествование) характера исторического дискурса обрела свой завершенный вид в концепции французского герменевта Поля Рикера (р. 1913). В работе «Время и рассказ» (1985) Рикер описал нарративный дискурс в целом как раздвоившийся на историографию и художественную литературу*. Характер самой истории он определил как исключительно повествовательный, что не означает сознательного нарративизма историков. Напротив, историография (особенно французская) стремится порвать с когнитивными операциями нарративного понимания. Но любая история, даже наиболее удаленная от повествовательной формы, сохраняет свою связь с нарративным пониманием, будучи производной от него, так как ей всегда присуще конструирование исторического времени.

Как соотносятся классическая и современная интерпретации философии истории?

Рассмотрение проблемного поля современной философии истории с включением в нее проблемы нарративного характера исторического дискурса является актуальным направлением современной западной философии истории. Рассматривая исторические теории как интерпретации, выражающие точку зрения историка на объективный ряд событий, исследователи настаивают на том, что история доступна человеку только в заданном культурной традицией форме рассказа о ней.[1]

Тем самым классические и современные интерпретации философии истории взаимодополняют друг друга, способствуя дальнейшему постижению смысла ее величества Истории.

Когда начинается психоистория как наука историографического направления и каковы ее основные этапы развития?[2]

Психоистория заявила о себе как наука об исторических мотивациях. Первым применил термин «психоистория» американский ученый Эрик Г. Эриксон. Начало психоистории как науки историографического направления связывают с публикацией его исследования «Молодой Лютер: психоанализ и история» (1958). Этой же теме (психоанализ и история) были посвящены и такие работы Э. Эриксона, как «Правда Ганди» (1969); «История жизни и исторический момент» (1975). Автор книг использовал психоанализ для понимания роли отдельных людей и событий в истории, а детский опыт считал решающим в развитии индивидуума. В психобиографических исследованиях о М. Лютере и М. Ганди Эриксон пришел к выводу, что одним из главных мотивов, которые приводят к героическому поведению, является стремление сыновей превзойти своих отцов, компенсировать свои неудачи на общественном поприще. Весьма популярной стала его концепция о восьми кризисах идентичности, которые проходит в своем взрослении каждый индивид. Концепция основывается на утверждении врожденной идентичности со средой, свойственной ребенку.

В декабре 1957 г. президент Американской теоретической ассоциации (АНА) Вильям Л. Лангер поместил в периодической печати [3] послание научной общественности «Следующая задача», которое призвало к использованию принципов психоанализа для объяснения исторического процесса.

С августа 1966 г. начались встречи-дискуссии 14 психологов и историков, которые известный американский теоретик Р. Лифтон разделил на два периода и каждому периоду дал название[4]:

  • 1966;1970 гг. — «Великая иллюзия единства»;
  • 1970;1975 гг. — «Работа, игра и борьба».

В 1975 г. была создана Международная психоисторическая ассоциация (IPA) и Институт психоистории.

Каковы сферы исследования психоистории?

Можно выделить три главные сферы исследовательских интересов психоисториков:

  • • история детства;
  • • психобиографии;
  • • психоистория групп.

В чем суть теории психосоциальной идентичности Э. Г. Эриксона?

Основатели психоистории ставили перед собой цель создания науки об эволюции отношений между родителями и детьми, определяли эти отношения как основную движущую силу истории. Популярными стали работы Эриксона и особенно его теория о психосоциальной идентичности — главной цели становления личности. Известна его формула: психосоциальная идентичность = биопсихологические задатки + ранний детский опыт + широкие социально-исторические и идеологические веяния.

Эриксон выделил восемь стадий развития человека, которые являются универсальными и внеисторическими: младенчество — раннее детство — игровой возраст — ранняя зрелость — зрелость — поздняя зрелость — старость. Причем каждая стадия начинается и заканчивается кризисом идентичности, связанным с теми требованиями, которые общество предъявляет к личности[5].

В основу психогенетической теории истории положен тезис: мы редко сознаем, в какой степени повторяем свое прошлое, пронося образцы эмоциональных реакций и поведения с детства через всю жизнь.

Какие положения Л. де Моса стали классическими для психоисториков, изучающих историю отношений родителей к своим детям?

Известный современный психоисторик Л. де Мое, проанализировав сотни исторических источников, пришел к выводу, что эволюция человечества проходит по линии улучшения отношения родителей к своим детям, наблюдается сокращение психической дистанции между ними. В 1973 г. Мос выделил пять основных положений, которые впоследствии стали классическими[6].

  • 1. Эволюция взаимоотношений родителей и детей является независимым источником исторических изменений. Причина этой эволюции — в способности успешных поколений родителей опускаться (регрессировать) до психического возраста своих детей и понимать их тревоги и нужды, поощрять и освобождать их от недостатков собственного детства.
  • 2. «Пресс поколений», влекущий психические изменения, имеет значение и для социально-экономических трансформаций жизни общества.
  • 3. История детства представляет собой серию медленных шагов постепенного сближения родителей и детей.
  • 4. Ход истории подтверждает гипотезу о том, что с течением времени способы воспитания детей совершенствуются.
  • 5. Психическая структура всегда передается из поколения в поколение именно через детство.

Специфика детского опыта порождает определенные структурные черты общества.

Какие модели воспитания выделяет Л. де Мос на основе истории детства?

Рассматривая историю детства на Западе, Л. де Мос выделил шесть моделей воспитания, сменяющих одна другую на протяжении веков:

  • детоубийственный способ (от античности до IV в н. э.), характеризующийся наличием чистого насилия над детьми, выживанием сильнейших;
  • отстраненный способ (IV—XIII), когда начали признавать наличие души у детей;
  • двойственный способ (XJV-XVII), который характеризуется, с одной стороны, распространением культа девы Марии и смягчением образа матери в искусстве, с другой — сохранением популярного воспитания палкой;
  • навязывающий способ (XVIII), свидетельствующий о большом сдвиге в отношениях родителей и детей в сторону их духовного сближения, однако осуществляющийся посредством жесткого контроля поведения детей, их мыслей и чувств со стороны родителей;
  • общественный способ (XIX — середина XX в.), когда приходит понимание воспитания как внушения и навязывание родительской воли постепенно сменяется процессом обучения детей, их подготовкой к успешной интеграции в общество;
  • помогающий способ (начиная с середины XX в.), предполагающий осознание обществом того, что сами дети лучше знают, в чем они нуждаются на каждой жизненной стадии; участие родителей в жизни своих детей путем проявления внимания, заботы и оказания помощи самоидентификации.

Каким образом психоисторический процесс воспитания детей связан с развитием человеческого общества?

Движение от одной модели воспитания к другой психоисторики связывают с развитием человеческого общества. Любой регресс в процессе воспитания детей влечет за собой регресс в социальной области.

С точки зрения психоисториков, история представляет собой медленное движение по пути использования детей до потребности отдать детям лучшее, что есть у взрослого, через постепенное развитие эмпатических отношений (понимающих, умеющих слушать «третьим ухом», регрессировать на уровень своего ребенка). В этом процессе основная роль, особенно в древнем мире и средние века, играла мать, а отец как родитель включился в воспитание детей лишь в Новое время. Носителем и инициатором изменений в практике детского воспитания считаются дочери («дочь, подающая надежды» — Л. де Мос). В определенный исторический момент молодая мать решается на изменение того или иного метода воспитания, существовавшего испокон веков (например, отказ от практики пеленания). Наступает переломный момент — смена модели воспитания.

  • [1] Рикер, II. Интрига и исторический рассказ / П. Рикер II Время и рассказ: в 2 т. М.; СПб., 1998. Т. 1. С. 109.
  • [2] 2 При подготовке темы автор использовал работы белорусских философов и историков. См.: Современная мировая историческая наука. М., 1996; Методология истории. Минск, 1996; Шустова, О. М. Психоистория: школа и методы / О. М. Шустова. Минск, 1997; Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы / под общ. ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. Минск, 2002, и др.
  • [3] Lander, W. Next Assignment / W. Lander // American Historical Review.1957. L XIII. № 2. P. 283−304.
  • [4] Explorations in Psychohistory: The Weelflect Papers / Ed. by R.J. Littonwith E. Olson. N.Y., 1975. P. 13.
  • [5] См.: Анцыферова, Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона / Л. И. Анцыферова / Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 132.
  • [6] См.: De Massr, L. The Evolution of Childhood. The Yistory *"f Childhood /L. dc Massr. Northvale, New Jersey, 1995. P. 3.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой