Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межличностная коммуникация. 
Основы теории коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под любое из этих определений подпадает множество речевых жанров и речевых ситуаций — это может быть краткий обмен репликами на улице, когда вы спрашиваете дорогу у незнакомого человека, диалог в магазине, где вы пополняете счет мобильного телефона, разговор с приятелем о планах на вечер. Во всех этих случаях участников общения объединяет общее пространство и момент времени. Один задает вопрос… Читать ещё >

Межличностная коммуникация. Основы теории коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют разные основания, по которым можно определять межличностную коммуникацию. В результате возникают и разные определения.

  • Элементное определение исходит из того, что источником и получателем сообщения является конкретное лицо (небольшая группа лиц), при этом общение протекает «здесь и сейчас» и имеется возможность непосредственной обратной связи. Такое определение соответствует прототипической модели коммуникативной ситуации.
  • Реляционное определение описывает межличностную коммуникацию как взаимодействие между двумя людьми, находящимися в четко определенных отношениях друг с другом.
  • Динамическое определение представляет коммуникацию в виде континуального процесса перехода от относительно обезличенного до сугубо личностного общения.

Под любое из этих определений подпадает множество речевых жанров и речевых ситуаций — это может быть краткий обмен репликами на улице, когда вы спрашиваете дорогу у незнакомого человека, диалог в магазине, где вы пополняете счет мобильного телефона, разговор с приятелем о планах на вечер. Во всех этих случаях участников общения объединяет общее пространство и момент времени. Один задает вопрос, другой на него отвечает, и это может происходить поочередно при сохраняющейся возможности переспросить, уточнить и т. д. В то же время контексты общения во всех этих случаях неуловимо, но существенным образом различаются. Соответственно различается и качество отношения, соединяющего партнеров по коммуникации.

В первых двух случаях имеет место ориентация на сообщение, преобладание информационной составляющей, в последнем — ориентация на участников коммуникации, преобладание интеракционной составляющей. Когда мы обращаемся к незнакомому человеку на улице с вопросом типа: Не подскажете, сколько сейчас времени?, нас в первую очередь интересует содержательный аспект взаимодействия, быстрота и точность ответа, и почти не волнует то, что мы ничего не знаем о человеке, которому задаем вопрос (мы обратим на это внимание только в случае, если ответ будет дан в неожиданной, нешаблонной форме). Так же и в магазине, пополняя счет телефона, мы обмениваемся с продавцом речевыми ходами, образующими смежные пары реплик, в соответствии с определенным сценарием поведения, и при этом совершенно неважно, кто перед нами — пожилой или молодой человек, любит ли он джаз или рок, нравится ли ему наша куртка или нет. Продавец выполняет свою ролевую функцию, мы, покупатели, свою — в определенных институциональных рамках. Обе стороны заинтересованы в эффективности общения, но поддержание скольконибудь глубоких отношений с партнером, выстраивание модели сознания адресата в этом случае не важно.

В отличие от такого рода диадных (парных) взаимодействий третье — динамическое — определение межличностной коммуникации во главу угла ставит не сам по себе информационный обмен, а развитие и поддержание отношений с другой личностью, партнером или партнерами по интеракции.

Межличностная коммуникация может быть как обращена на адресата, так и нацелена на самораскрытие говорящего. Например, одна подруга рассказывает другой, как она решала ту или иную проблему. В одном случае ею может двигать желание помочь, передать полезный опыт, в другом — желание получить от собеседницы эмоциональную поддержку своей позиции в виде встречного совета. Как правило, имеет место и то и другое одновременно. Для успеха такой коммуникации, наряду с наличием общих знаний о мире, принципиально важно понимание интересов и коммуникативных запросов друг друга. К этому стоит добавить, что межличностная коммуникация предполагает эволюцию отношений, она становится таковой по мере того, как участники взаимодействия получают знания друг о друге. Межличностной коммуникацию делает не столько сообщение фактов, сколько выражение отношения к ним и получение обратной связи от адресата о принятии или непринятии тех или иных оценок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой