Особенности управления запасами в сетевой розничной компании
Автоматизированный заказ, как правило, формирует менеджер торговой точки, учитывая различные, в основном интуитивные факторы, включая визуальный осмотр полок и подсобок магазина (фактически проводя «поверхностную» инвентаризацию). Выявление для каждого товара в каждом магазине периодов отсутствия товара на полках; информирование об этом менеджеров для принятия управленческих решений… Читать ещё >
Особенности управления запасами в сетевой розничной компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление закупочной деятельностью, управление запасами и ценообразование в сетевой розничной компании являются важнейшими бизнес-процессами. Оптимальное решение этих взаимосвязанных задач вносит существенный вклад в финансовые результаты работы ритейлера.
Розничная торговля имеет значимую специфику, что существенно сказывается на методах оптимизации запасов, закупки и ценообразования.
К таким особенностям, розничной торговли можно отнести:
- • недостоверность данных в информационной системе об остатках товаров на объектах;
- • высокую оборачиваемость товаров и, как следствие, бо? льшую частоту заказов;
- • потребность менеджеров в анализе большого объема информации с целью качественного управления закупками и оптимального ценообразования; и др.
Недостоверность данных об остатках товаров в магазинах обусловлена:
- • пересортицей в различных технологических процессах продвижения товаров;
- • воровством со стороны персонала и покупателей;
- • некачественным ведением документооборота по товародвижению;
- • некачественным проведением инвентаризации;
- • некачественным оформлением списания и учета утряски, усушки, а также процессов производства полуфабрикатов; и др.
Высокая частота заказов связана с наличием широкого спектра категорий товаров с коротким сроком годности, с потребностью в минимизации площадей подсобных помещений в условиях высокой оборачиваемости товаров, а также с широтой ассортимента.
Потребность менеджеров в анализе большого объема информации обусловлена:
- • значительной номенклатурой товарного ассортимента;
- • трудностью контроля наличия товара в ассортименте;
- • трудностями в прогнозировании объемов продаж;
- • трудностями в расчете количества заказываемого товара;
- • трудностью оценки эластичности спроса; и др.
Выше уже говорилось о различных видах формирования заказа, рассмотрим их более подробно.
Автоматизированный заказ, как правило, формирует менеджер торговой точки, учитывая различные, в основном интуитивные факторы, включая визуальный осмотр полок и подсобок магазина (фактически проводя «поверхностную» инвентаризацию).
Автоматический заказ обычно формирует «централизованный» закупщик с помощью данных в информационной системе по определенным алгоритмам, основанным на оценке продаж за аналогичный период и с учетом необходимого «страхового» запаса за вычетом текущих остатков.
К недостаткам автоматизированного заказа можно отнести:
- • субъективизм и отсутствие достаточной аналитической информации для оценки требуемых запасов;
- • децентрализацию функции пополнения запасов и, как следствие, увеличение издержек на содержание аппарата управления логистикой; и др.
Недостатками часто используемых автоматических методов определения объемов закупки являются следующие:
- • используемые алгоритмы опираются на остатки, содержащиеся в информационной системе;
- • обычно применяется так называемый «наивный прогноз», основанный на средних продажах товаров за предыдущий или аналогичный репрезентативный период;
- • как правило, при оценке средних объемов продаж не выявляются и, соответственно, не учитываются интервалы отсутствия товара в ассортименте;
- • в заказе не учитывается возможное изменение розничной цены; и др.
Таким образом, существенно возрастает роль совершенствования методов оптимизации управления запасами, всей закупочной деятельностью и их взаимосвязи с политикой ценообразования.
Для решения данных задач оптимизации мы предлагаем технологию так называемого " интеллектуального заказа" , предполагающую:
- • выявление для каждого товара в каждом магазине периодов отсутствия товара на полках; информирование об этом менеджеров для принятия управленческих решений организационного характера;
- • прогнозирование продаж (спроса) каждого товара в каждом магазине на период, для которого осуществляется заказ;
- • улучшение прогноза продаж путем коррекции, учитывающей периоды отсутствия товара на полках;
- • выявление зависимости прогноза продаж от розничной цены (фактически оценка эластичности спроса);
- • формирование предложений менеджеров по изменению розничной цены для максимизации маржинальной прибыли от продажи данного товара в конкретном магазине или сети в целом;
- • коррекция прогноза продаж с учетом намерения изменить розничную цену на товар после поставки;
- • формирование потребности магазина с учетом минимизации функции риска недозаказа (перезаказа);
- • формирование консолидированного заказа поставщику с учетом запасов на распределительных центрах компании.
Для формирования «интеллектуального заказа» в аналитической системе должны быть решены следующие задачи:
- • прогнозирование продаж товаров, а также улучшение точности прогноза при учете дополнительных факторов, включая розничную цену;
- • регистрация фактов отсутствия товаров на полках по динамике интенсивности продаж товаров;
- • коррекция прогноза спроса с учетом времени отсутствия товаров на полках.
Для решения этих задач необходимо использовать исторические данные учетной системы.
Стоит отдельно рассмотреть оптимизацию логистических бизнес-процессов в розничных сетях сегмента DIY (от англ. Do It Yourself — сделай сам). Остановимся вначале на специфике объекта управления, под которым мы будем понимать сетевую розничную компанию в сегменте DIY.
К особенностям розничной торговли товарами для дома можно отнести:
- • наличие товаров, продажа которых осуществляется по образцам (второй контур продаж в магазинах самообслуживания);
- • наличие товаров с существенно отличающимся сроком оборачиваемости (товары длительного спроса и категории быстро оборачиваемых товаров — FMCG — fast moving consumer goods);
- • необходимость организации специального отпуска оплаченных за наличный расчет товаров, в том числе и доставку; и др.
К особенностям продвижения товаров категории длительного спроса и габаритных товаров можно отнести:
- • обеспечение оплаты товаров по образцам в торговом зале за наличный расчет на любой кассе, наряду с товарами категории FMCG в одном чеке;
- • организация отпуска оплаченных товаров со склада данного магазина, центрального склада или склада другого магазина;
- • организация доставки товара адресату в случае отказа от самовывоза;
- • организация заказа на поставку с указанием срока поставки и частичной оплатой заказа за наличный расчет; и др.
К особенностям продвижения товаров категории FMCG можно отнести:
- • «классический» отпуск товаров, аналогичный отпуску в супермаркете, плюс мерный товар;
- • высокую оборачиваемость товаров и, как следствие, высокую частоту заказов;
- • наличие недостоверных данных в информационной системе об остатках товаров на объектах; и др.
В зависимости от формата и позиционирования доля этих категорий в компаниях может существенно отличаться.
Очевидно, что наличие таких разных категорий товаров усложняет задачу снижения логистических издержек. Наличие двух контуров продаж в торговом зале требует более сложного взаимодействия кассовых систем и систем управления логистикой.
К трудностям управления логистикой в сегменте DIY можно также отнести:
- • изменчивость предпочтений (короткий жизненный цикл товара);
- • изменчивость ассортимента продукции (мода и новые технологии);
- • сезонные колебания;
- • наличие товаров с разной интенсивностью продаж (товары массового потребления и длительного пользования);
- • широкий ассортимент товаров;
- • наличие разнообразных контуров продаж (самообслуживание и продажи по образцам);
- • учет местоположения товара в торговом зале и на складе; и др.
В этих условиях закупочная деятельность, оптимизация запасов и ценообразование являются трудными бизнес-процессами, но качественное их исполнение приносит сетевой компании успех.
Для анализа продаж и прогнозирования спроса в состав ИТ-решений должны входить аналитические компоненты, обеспечивающие обработку больших объемов информации и построенные с использованием OLAP технологий и (или) специализированных решений, ориентированных на «быстрые» статистические вычисления.