Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экзистенциализм о бытии человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экзистенциализм отказывается от логического анализа бытия «вообще», ибо па бытие нельзя взглянуть «со стороны». Людям знакомо лишь их собственное бытие, и значение имеет только индивидуальное существование, свободный выбор людьми своей сущности и мироотношения, а также наше личное приближение к небытию. Человек заброшен в мир, подвластен судьбе, от него не зависит время его рождения и смерти… Читать ещё >

Экзистенциализм о бытии человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экзистенциализм отказывается от логического анализа бытия «вообще», ибо па бытие нельзя взглянуть «со стороны». Людям знакомо лишь их собственное бытие, и значение имеет только индивидуальное существование, свободный выбор людьми своей сущности и мироотношения, а также наше личное приближение к небытию. Человек заброшен в мир, подвластен судьбе, от него не зависит время его рождения и смерти.

Хайдеггер остро поставил вопрос о смысле бытия, полагая его неким сверхкачеством. Бытие открыто только человеку, поэтому о бытии «вообще» можно судить по человеческому бытию. Только человеческое бытие способно вопрошать о себе и бытии в целом. Мысль есть «мышление бытия». Бытие невозможно созерцать или рационально постигать, на что надеялись платоники. Ему нужно внимать, а точнее, надо в него вслушиваться. Для этой цели более всего годится язык поэзии. «Язык — дом бытия», и он помнит истину бытия. Не люди говорят языком, а «язык говорит» людям. Идея Хайдеггера о прислушивании к языку возвращает нас к философскому мироотношению досократиков, способствует преодолению дихотомии субъекта и объекта, духа и материи.

Конечность и временность, по мнению Хайдеггера, — основа нашей экзистенции. Поэтому чистое бытие также не вечно и имеет временной характер. Истинное (потустороннее) бытие противоположно неподлинному бытию, существованию. Сущее — эго существующее-как-присутствующее, оно раскрывается в свободе как своей сути. Катастрофы в новейшей истории обнажили неустойчивость и хрупкость человеческого бытия. Наиболее полно экзистенция предстает перед нами через такое первичное базисное переживание, как страх перед смертью. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх, и Сартр говорит: «Человек есть его страх».

Преследуемый страхом смерти, индивид ищет прибежища в обществе. Растворяясь в социуме, он утешает себя мыслью, что все люди смертны. Но подлинная жизнь — не в обществе, а внутри человека. Общество —это всеобщая безличная сила; она подавляет и разрушает индивидуальность, отнимает у человека его бытие, навязывает трафаретные вкусы и взгляды. Социальное и индивидуальное разорваны. Истина жизни — в одиноком существовании, и каждый умирает в одиночку.

Онтическая структура человеческого существования раскрывается через понятие реальной возможности: мы выбираем определенную возможность и проектируем себя на ее основе. Сначала человек существует — приходит в этот мир. Потом он кем-то становится: свободно выбирает свою сущность, появляется как личность, отвечает за свой выбор. И в этом смысле существование предшествует сущности. При стандартном образе жизни индивидное бытие неподлинно. Вырваться из неподлинного бытия и оценить свою экзистенцию, по Ясперсу, можно в пограничных ситуациях страдания, борьбы, смерти.

Человек — это свобода сознания творить через целеполагание себя и других людей. Со свободой связана ответственность человека, а без свободы нет ответственности. По Ясперсу и Хайдеггеру, человек всегда осуществляется в будущем, и с этой его незавершенностью постоянно сопряжено состояние надежды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой