Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие современной мировоззренческой парадигмы, идущее в русле антропоцентризма, очередной раз актуализирует вопрос: кто «я»? Интерес к этому вопросу обусловлен на сегодня изначальными знаниями, характерными буддийской философии. В связи с этим, Н. Л. Жуковская отмечает, что в бурятском буддизме обновленческое движение «приняло такой размах, что о нем можно говорить не только как об идейном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие бодхичитты в сотериологическом и философском контексте буддизма
    • 1. 1. Понятие бодхичитты в сотериологическом и философском контексте
  • Абхидхармы
    • 1. 2. Понятие бодхичитты в сотериологическом и философском контексте
  • Праджняпарамиты
    • 1. 3. Понятие абсолютной и относительной бодхичитты
  • Глава 2. Учение о бодхичитте в сотериологической и философской традиции тибетского буддизма
    • 2. 1. Этические аспекты учения о бодхичитте в сотериологическом контексте тибетского буддизма
    • 2. 2. Медитативные аспекты учения о бодхичитте в сотериологическом контексте тибетского буддизма
    • 2. 3. Философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме

Сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Учение о бодхичитте является важнейшей философско-мировоззренческой доктриной буддизма Махаяны, основополагающим принципом его сотериологии. Наиболее глубокую разработку учение о бодхичитте получило в тибетском буддизме, где наблюдается его тесная связь с теоретическими принципами философии буддизма, и с практическими аспектами религиозного спасения. Учение о бодхичитте составляет основное содержание этической концепции тибетского буддизма и направлено на совершенствование личности на пути его просветления, характеризуя главную суть содержания медитации, составляющей необходимый компонент буддийской сотериологии.

В теоретическом плане учение о бодхичитте во многом восполняет и раскрывает сущностные характеристики таких ключевых понятий буддизма, как бодхи, дхарма, читта, шунъя, праджня. В практическом отношении оно определяет образ жизни верующего тибетца. Исключительная значимость учения о бодхичитте такова, что сегодня ни одна теоретическая и практическая концепция тибетского буддизма связана с понятием бодхичитты.

Между тем, до сих пор само учение и его понятие бодхичитта исследовано в научной литературе недостаточно, без чего нельзя в полной мере понять сущностные характеристики буддийской философии и сотериологии, особенно в тибетском буддизме. Особый интерес к учению о бодхичитте обусловлен ее сотериологической направленностью. Сотериология является одним из доминантных учений в буддизме, ее принципы, составляющие содержание четырех благородных истин, изложенных в первой проповеди Будды, восходят к самой ранней истории буддизма.

В тибетском буддизме сотериология является доминантой нравственной деятельности его последователей: стремление человека к спасению рассматривается как своеобразный образ жизни, норма поведения каждого отдельного человека и как следствие всего общества. С одной стороны, следование пути нравственного совершенствования формирует человека как личность, дает возможность контролировать свои желания и достичь конечной цели, с другой стороны, обеспечивает общественный порядок, поэтому исследование учения о бодхичитте как важнейшей составной тибетского буддизма представляет собой не только научную, но и социальную значимость. Таким образом, анализ сотериологических и философских аспектов учения о бодхичитте позволит более содержательно понять сущность и особенности тибетского буддизма.

Степень научной разработанности. Учение о бодхичитте в научной литературе представлено работами, раскрывающими лишь отдельные ее аспекты, связанные с абхидхармической и праджняпарамитской философией. Исследование Абхидхармы представлено работами Ф. И. Щербатского, О. О. Розенберга, Б. В. Семичова, М. Г. Брянского, Е. П. Островского, В. И. Рудого, А. К. Хабдаевой. Большую значимость для понимания бодхичитты работы этих исследователей имеют в связи с тем, что в них дается подробный анализ понятия читта, представляющего собой вторую часть понятия бодхичитта, а также понятия виджняна, раскрывающего философскую суть учения о бодхичитте.

Исследованию Праджняпарамиты посвящены работы Б. Д. Дандарона, JI. Мялля, JI.E. Янгутова, Н. В. Абаева, И. М. Кутасовой, С. П. Нестеркина, С. Ю. Лепехова, В. П. Васильева, A.M. Донца, Е. А. Торчинова, Е. Ж. Баяртуевой, А. И. Бадмацыренова и др. В числе западных исследователей данной буддийской концепции следует упомянуть имена Р. Робинсона, Д. С. Руегга, Э. Ламмота, Т. Мурти, Э. Конзе.

Несомненный интерес для нашего исследования представляет работа Б. Д. Дандарона «Мысли буддиста"1, в которой излагаются концепции буддизма,.

1 Дандарон Б. Д. Мысли буддиста. — Большой Камень, 1970. лежащие в основе теории шуньи, прадэюни, татхаты, а также обстоятельно рассматривается понятие бодхичитта.

Непосредственно бодхичитте посвящены работы И. С. Урбанаевой, среди которых, прежде всего, следует указать ее переводы, предисловия и комментарии к произведениям Шантидевы «Вос1Ысагуауа1ага: Вступление в практику Бодхисаттв"2, Геше Джампа Тинлея «Бодхичитта и шесть парамит"3 и др. В первой работе И. С. Урбанаева подробно рассмотрела метод Шантидевы, предлагаемый им для преобразования обычного ума в ум Бодхисаттвы, базирующийся на онтологии Пустоты, в традициях школы Мадхьямика Прасангика. В работе Намкха Пела «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца"4 рассматривается семичленная практика и учение о бодхичитте. С. П. Нестеркин составил перевод книги Еше Лодой Ринпоче «Комментарий к тексту Дхармаракшиты Боевая Чакра"5, в которой также исследуется понятие бодхичитта. Западноевропейские источники по бодхичитте на сегодняшний день отсутствуют.

Значительный вклад в исследование учения о бодхичитте внес Шантидева, описавший в сочинении «Драгоценный Венец Нагарджуны и Вступление на путь Бодхисаттв» метод достижения бодхичитты. Также известен труд одного из наставников Далай-ламы Куну-ламы Тензин Гьялцена под названием «Трактат о просветленном сознании», в котором наряду с изложением устных наставлений о бодхичитте использованы тексты «Лам-рим-ченмо», «Путь Бодхисаттвы» Шантидевы, «Светоч на Пути Пробуждения» Атиши.

Стремление на путь бодхичитты рассматривается в книге Его.

2 Шантидева. Bodhicaryavatara: Вступление в практику Бодхисаттв (byang chub sems dpa’i spyodpa la 'jug pa zhes bya ba bzhugs so) / Пер., предисл. и коммент. И. С. Урбанаевой — Улан-Удэ, 2007.

3 Геше Джампа Тинлей. Бодхичитта и шесть парамит / Отв. ред. и сост. И. С. Урбанаева. — Улан-Удэ, 2000. 4.

Намкха Пел. Лоджонг «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца / Пер. с тиб., предисл. и коммент. И. С. Урбанаевой. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. — 192 с.

Еше Лодой Ринпоче. Комментарий к тексту Дхармаракшиты «Боевая Чакра». Махаянское преобразование мышления / Еше Лодой РинпочеПер. С. П. Нестеркина. — Улан-Удэ: Нютаг, 1999.

Святейшества Далай-ламы XIV «Мир тибетского буддизма"6. В другой его работе «Комментарий на «37 практик бодхисаттвы» рассматривается поэма известного тибетского монаха, йогина и мыслителя Нгульчу Гьялсэ Тогме Сангпо (1295−1369), описывающая различные аспекты духовной практики буддизма Махаяны, которая, входя в свод писаний традиции JIo Чжонг, также может быть истолкована в контексте традиции поэтапного пути ламрим. Итак, несмотря на определенный уровень изученности понятия бодхичитты в российском востоковедении, сотериологические и философские аспекты учения о бодхичитте нуждаются в более содержательном исследовании.

Объект исследования — учение о бодхичитте.

Предмет исследования — философское и сотериологическое содержание учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

Целью диссертационной работы является анализ учения о бодхичитте в тибетском буддизме, в философском и сотериологическом аспектах.

Задачи исследования:

— выявить сотериологическое и философское содержание понятия бодхичитты в контексте праджняпарамитских и абхидхармических концепций;

— исследовать концепцию абсолютной и относительной бодхичитты в философском и сотерилогическом контексте;

— исследовать этические аспекты учения о бодхичитте тибетского буддизма;

— выявить медитативные аспекты учения о бодхичитте тибетского буддизма;

— дать анализ философским аспектам учения о бодхичитте в тибетском буддизме.

6 Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. — СПб.: Нартанг,.

1996.-226 с.

7 Его Святейшество Далай-лама XIV, Тензин Гьяцо. Комментарий на «37 практик бодхисатвы» / Пер. с англ. и тиб., примеч. A.A. Нариньяни. — М.: Открытый Мир, 2006. — 240 с.

Источниковедческую базу исследования составило произведение Гьялсэ Тогме Сангпо «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения сознания, состоящее из семи пунктов» (rgyal sras togs med bzang po dpa! gyis mzad pa 'i blo sbyong don bdiin ma 'i snyan brgyud kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so), переведенное нами с тибетского языка на русский.

В ходе исследования совершена поездка в тибетский монастырь Джудо в Северной Индии, городе Дхарамсала, где были собраны полевые материалы, которые использовались в данной диссертационной работе, в частности интервью с монахами монастыря Джудо.

Теоретико-методологическая база. При анализе понятия бодхичитта исследование конкретного текстологического и исторического материала опиралось на общенаучный принцип системности, метод сравнительно-исторического анализа и др. При работе над диссертацией использовались источниковедческие методы исследования, философско-культурный и компаративистский подходы. Используемые подходы к анализируемому материалу в значительной мере определялись методом философской реконструкции взглядов Гьялсэ Тогме Сангпо на проблему преображения мышления. Предпринята попытка дискурсивного анализа построений мыслителя, основанных на сочетании знания рационального и полученного, благодаря мистической интуиции, потребовавшей обращения к буддийской феноменологии сознания.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— выявлено сотериологическое и философское содержание учения о бодхичиттеустановлено, что понятие бодхичитта тесно привязано к категориям Абхидхармы — читте и виджняне, а также к категориям Праджняпарамиты — праджне и шуньепоказано единство Абхидхармических и Праджняпарамитских принципов в понимании бодхичитты;

— исследована концепция относительной и абсолютной бодхичиттывыявлены ее теоретические истоки, восходящие к теории двух истинустановлено, что относительная бодхичитта отражает суть религиозных принципов тибетского буддизма, а абсолютная бодхичитта — суть теоретических принципов;

— проанализировано этическое содержание учения о бодхичитте, установлено, что оно органически вплетено в сотериологическое содержание буддизма и характеризует относительную бодхичитту;

— выявлено, что медитативные аспекты учения о бодхичитте в тибетском буддизме тесно привязаны к этическим принципам, а также органически вплетены в сотериологическое содержание буддизма и характеризуют относительную бодхичитту;

— определено, что философское содержание учения о бодхичитте выражено в представлениях о пустоте и праджне и характеризует абсолютную бодхичитту;

— переведен, проанализирован и введен в научный оборот, текст Гьялсэ Тогме Сангпо под названием «Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления, состоящей из семи пунктов» {rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa 7 blo sbyong don bdun ma 7 snyan brgyud kyi tsig mams bkral ba bzhugs so).

Основные положения, выносимые на защиту.

1 .Понятие бодхичитты отражает единство сотериологических и философских принципов буддизма, которые выражены в Абхидхармических и Праджняпарамитских построениях.

2. Понятие бодхичитта тесно связано с категориями Абхидхармы — читта и еиджняна, выражающими их философскую суть, а также с категориями Праджняпарамиты — праджня, пустотатак как праджня и бодхичитта являются наиболее значимыми понятиями в буддийской философии, то именно они являются основополагающими принципами для сотериологической теории.

3. Сотериологическое содержание понятия бодхичитта раскрывается в учении об относительной бодхичитте, главную суть которой составляют этические и медитативные аспектыфилософское содержание раскрывается в абсолютной истине, отражением которой является понятие праджни.

4. Понятие бодхичитта получило наиболее глубокую разработку в тибетском буддизме, где оно раскрывается в трех аспектах: этическом (триишкша 'мораль'), практическом (самадхи 'медитация') и теоретическом (праджня 'мудрость').

5. Этические и практические аспекты учения о бодхичитте отражают относительную бодхичитту, теоретический аспект отражает абсолютную бодхичитту, которые в свою очередь восходят к теории двух истин: парамартха-сатъя и самврити-сатъя — являющихся основой пути спасения в буддизме.

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования состоит в том, что его результаты восполняют наше представление о бодхичитте и могут быть использованы для исследования философии тибетского буддизма. Выполненные переводы вносят вклад в разработку методологии и методики перевода тибетских текстов.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использовать содержащиеся в работе положения и выводы при составлении обобщающих трудов по истории и философии буддизма, в разработке курсов лекций по специальностям «религиоведение», «всеобщая история», «культурология». Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов и средних учебных заведений при чтении курсов лекций, в подготовке методических пособий, спецкурсов и семинаров.

Апробация результатов исследования. Данные исследования апробированы в рамках работы в международных научно-практических конференций «Батуевские чтения-3: История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 2007), «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2009). Результаты исследования опубликованы в шести научных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка (114 наименование). К работе представлено приложение 16 с.

Заключение

.

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада исследует натурфилософские, онтологические, методологические, эстетические, правовые проблемы. В исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа мышления и жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этическими нормами, практическими наставлениями старшим и младшим по возрасту людям. Западная философия обращается к человеку не через его психическое бытие или этические нормы, а предлагает ему общие принципы бытия и познания. Именно практический подход к проблеме человека показывает, что человек не может быть лишь объектом рационального анализа, а главным образом той сущностью, занимающей промежуточное звено между миром идеального и материального. И в зависимости от интенции мышления чаша весов может перевесить в ту или иную сторону, обусловливая собой мировоззрение человека.

Развитие современной мировоззренческой парадигмы, идущее в русле антропоцентризма, очередной раз актуализирует вопрос: кто «я»? Интерес к этому вопросу обусловлен на сегодня изначальными знаниями, характерными буддийской философии. В связи с этим, Н. Л. Жуковская отмечает, что в бурятском буддизме обновленческое движение «приняло такой размах, что о нем можно говорить не только как об идейном течении внутри ламства, пытающегося ценой некоторой модернизации спасти устои церкви, но как о социальной и культурной платформе группы передовой для своего времени интеллигенции, пытающейся путем ряда реформ (церковной, общеобразовательной, административной) возродить дух нации, освободить ее от пут мракобесия и язычества, которыми оброс первоначальный буддизм, очистить, обновить его (отсюда — обновленчество), восстановить первоначальное философское учение Будды, установить точки соприкосновения буддизма и современной европейской науки и тем самым перевести буддизм, отказавшись от термина «ламаизм», из ранга религии в явление культуры, «убежище национального духа"124.

Самоценность изучения духовного наследия Будды вырисовывается на фоне узко предметного восприятия мира, характерного для ментальности современных людей. В буддизме важно проникновение на сущностном уровне в сферу инобытия, ибо идеальное составляющее в человеке всегда больше, чем его индивидуальное воплощение при этом различные теоретические раскладки, присущие буддийской философии, находят свое подтверждение на практике (например, феномен Итигилова).

Именно в этой части на передний план выходит сознание как высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, как способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и которое определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми на уровне его социальной обусловленности только посредством общения с другими людьми, навыками предметной вовлеченности в деятельности. Однако, имея в виду феноменальную природу самого сознания, в метафизической философии активно преодолевается идея того, что человеческое сознание и творчество лишь детерминированы самим социумом.

Уникальность сознания заключается в том, что оно постоянно продуцирует грани проявления бытия, расширяя мир от состояния его.

124 См.: Жуковская Н. Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты // Священный Байкал. — 1994. возможного или потенциального до состояния актуального и ноуменального. Это означает, что любого порядка построение умственных конструкций, имеющих отношение к идеальному допущению вообще (мир фантазий), всегда имеют отношение к самой действительности или реальности. Человек не может воспроизвести что-либо, не имеющее отношения к действительности или наличествующему миру. Вот почему имеет место быть потенциальное или возможное как бытие.

Человеческому разуму свойственно упорядочивать предметный мир вокруг себя для ориентации в пространстве, наделяя его для удобства значением и смыслом. Здесь собственно срабатывает стереотипное мышление, которое необходимо расценивать как слепок материи, которой свойственно самоорганизовываться. В данном же контексте обретает свою актуальность буддийская интерпретация действительности как продукта лишь омраченного сознания.

Так называемое «чистое» ни чем не обусловленное сознание проецируется на принцип пустотности, выходящей за рамки явленного или предметного мира. На уровне «чистого сознания» человек обладает потенциальной возможностью выхода в сферу инобытия, прерывая мир сансары. Для постижения же данного уровня сознания необходимо суметь родить в себе «бодхичитту», что предполагает состояние сострадания ко всему живому и вообще определенный нравственный образ жизни. Отсюда обретает свою значимость знание и главным образом соблюдение основ этических норм и правил в образе жизни.

Таким образом, во всех иных сценариях развития действительности вряд ли удастся преодолеть фатализм, характерный для нисходящего бытия. И в этом смысле вышеизложенное видение проблемы сознания вносит определенный вклад в общее русло теоретических и практических разработок, при этом, реинтерпретация учения о пустоте так же соответствует вектору развития различных духовных практик. Как свидетельствуют материалы исследования, духовный опыт буддистов может быть верифицирован сложными математическими расчетами, лабораторными и теоретическими исследованиями.

Своеобразие буддистского толкования природы бытия заключается в том, что он не выступает против материи как вещественной основы мироздания, а рассматривает ее как внешнюю проекцию сознания человека. По справедливому замечанию П. В. Алексеева, А. В. Панина, «материя как понятие — это, прежде всего, результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок».

Косность сознания заключается в том, что человек уверовал в бездуховность, он видит и воспринимает на чувственном уровне ровно столько, сколько он знает. И, соответственно, не видит и не воспринимает то, что он не знает. Именно в этом значении утверждается, что знаниеядро сознания. Такое состояние сознания в буддизме называется «омраченное сознание». Лишь медитативное умозрение позволяет выйти за рамки обусловленности сознания человека. И, как показывает исследование, сама наука во многом подтверждает достоверность учения о пустоте.

За грань чувственного мира уводит только мысль человека, способного рассуждать категориями возможности, вероятности, потенциальности и др. Именно данные категории с философской точки зрения не исключают идею многомерности понятия сознание. Таким образом, «сознание» остается самым загадочным понятием в мировоззрении конкретного человека.

В контексте вышеизложенного, особый интерес вызывает в целом духовный мир человека, его этическая сторона, которую также следует воспринимать как субстанциональную единицу бытия. Данную работу отличает от других наставлений то, что в так называемой практике «семи пунктов» подробно рассмотрены понятия «относительной бодхичитты» и «абсолютной бодхичитты», помогающие наиболее целостно воспринять основополагающие знания данного учения. В целом работа написана в русле традиций тибетской философской мысли, которые с новой силой актуализируются в свете общеизвестного факта — феномена нетленности тела XII Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигилова. С другой стороны, работа представляет собой попытку разрешения экзистенциональной проблематики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. В старом Китае / В. М. Алексеев.- М.: Вост. лит., 1958.-312 с.
  2. П.В. Философия: Учебник / П. В. Алексеев, A.B. Панин. -3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
  3. М. Забытая цивилизация в долине Инда / М. Альбедиль. СПб. :Наука, 1991- 176 с.
  4. JI.B. Мировоззрение человечества как целостности: этапы эволюции / JT.B. Анжиганова // Восток-Запад: диалог культур: тез. докл. Междунар. науч.- практ. конф., 20−26 июня 1996 г. Улан-Удэ, 1996. -С. 17−19.
  5. Д.В. Философские решения глобальных проблем в традиции тибетской Тантры / Д. В. Аюшеева // Шестая буддологическая конференция: тез. докл. СПб., 1999. —С. 5−10.
  6. В.А. Проблемы бытия и судьбы цивилизации: учеб. пособие / В. А. Балханов. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004. — 65 с.
  7. В.А. Синергетика: общая характеристика, сущность и основные понятия / В. А. Балханов, В. В. Халзагарова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. — 92 с.
  8. Д. Черная вера, или шаманство у монголов / Д. Банзаров // Избранные произведения. Улан-Удэ, 1997. — С. 29−56.
  9. В.А. Китайская классическая «Книга перемен» / В. А. Барьядаева // Конфуций и конфуцианство: материалы науч. конф. Улан-Удэ, 2005.- С. .
  10. H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы / H.A. Бердяев. Париж: YMCA-Press, 1969. — 270 с.
  11. Бредовые идеи Владимира Леонова // На грани невозможного. -2002. № 4. Режим доступа: http://anomalia.kulichki.ru/tcxt4/166htm.
  12. М.Г. Знания, ведущие к просветлению в буддизме / М. Г. Брянский // Философия, социология и современность. — Улан-Удэ, 2002. -С.
  13. А.Ч. Бхагавад-Гита как она есть. Калькутта: Бхактиведанта бук траст Сор., 1984. — 832 с.
  14. А.Ч. Бхагавад-Гита как она есть: Полн. изд. с подл, санскрит, текстами, рус. транслитерацией, дослов. и лит. пер. и подроб. коммент. / Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. -М.: Дварака, 1992. 832 с.
  15. Л.С. История религий Востока: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный дом «Университет», 1998. -432 с.
  16. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. — 804 с. — (Социол. мысль Запада).
  17. Н. Кибернетика, или Управление и связь в живом и машине / Н. Винер. — М.: Сов. радио, 1968. 328 с.
  18. Е.Е. Принцип работы мозга и процесс познания в науке и искусстве. Ч. 1: Физиологические теории / Е. Е. Витяев. — Новосибирск: НГУ, 1995.-61 с.
  19. Восток: Афро-азиатские острова: история и современность. — М. 1992.-№ 3.
  20. .П. Вечное в русской философии / Б. П. Вышеславцев // Русские философы. — М., 1993. —С.
  21. Т.П. Синергетика и Восток / Т. П. Григорьева // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 90−102.
  22. Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: пер. с англ. / Л. Р. Грэхэм. М.: Политиздат, 1991. — 480 с.
  23. И.Ф. Найди ключ к самому себе / И. Ф. Губернаторов // Тайна жизни. — 2006. — № 11. —С.
  24. JI.H. Этнические процессы: два подхода к изучению / Л. Н. Гумилев, К. П. Иванов // Социс. 1992. -№ 1. -С. 50−55.
  25. Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 496 с.
  26. Л.Н. Этногенез и этносфера / Л. Н. Гумилев // Природа. -1970.-№ 1.-С. 46−55.
  27. П.С. Этот зыбкий, фантомный мир (Общекультурный смысл размышлений Кастанеды) / П. С. Гуревич // Философские науки. — 1991.-№ 10.-С. 140−149.
  28. Далай-лама XIV. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. СПб.: Нартанг, 1996. — 226 с.
  29. .Д. Мысли буддиста / Б. Д. Дандарон. Владивосток: Восток России, 1970. — 180 с.
  30. Джалса Тогмед Занбо. Комментарии к словам из устной передачи по практике преображения мышления состоящая из семи пунктов (rgyal sras togs med bzang po dpal gyis mzad pa’i blo sbyong don bdun ma’i snyan brgyud kyi tsig rnams bkral ba bzhugs so).
  31. Джампа Тинлей, Геше. Лоджонг / Геше Джампа Тинлей. -Екатеринбург, 2008. 316 с.
  32. О. Бодхисаттва как идеал экологического отношения к миру / О. Доржигушаева // Легшед. 1998. — № 3. —С.
  33. А. В. Бурятии живьем замуровывают людей в скалах / А. Доржиев// Номер один. — 2001. -13−19 сент. —№ .—С.
  34. Т.Я. Концепции современного естествознания / Т. Я. Дубнищева. Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2000. — 832 с.
  35. А.П. Парапсихология и современное естествознание / А. П. Дубров, В. Н. Пушкин. М.: Совмест. сов.-амер. предприятие «Соваминко», 1989. — 279 с.
  36. В.Е. Чертеж антропокосмоса / В. Е. Еремеев. М.: АСМ, 1993.-381 с.
  37. E.E. Философия: учебник для вузов / Е. Е. Ермакова. — М.: Academia: Высш. шк., 1999. -270 с.
  38. Еше Лодой Ринпоче. Комментарий к тексту Дхармаракшиты «Боевая Чакра». Махаянское преобразование мышления / Еше Лодой Ринпоче- Пер. С. П. Нестеркина. Улан-Удэ: Нютаг, 1999. —С.
  39. Э.Б. Пространственно-временные отношения в буддизме в контексте энергоинформационной парадигмы / Э. Б. Жамбаев, Б. Ц. Жамбаев. Улан-Удэ, 2005. — С. 20−38.
  40. Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты / Н. Л. Жуковская // Буддийский мир. -1994.-С. 6−16.
  41. Н.Л. Тибетский словарь буддизма / Н. Л. Жуковская. Тибет. Ру. Режим доступа:
  42. .Ч. Гимн преодолевшему сансару / Б. Ч. Загуменова // Легшед. 1998. -№. -С.
  43. В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В. А. Канке. —3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. — 344 с.
  44. Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока / Ф. Капра. — СПб.: ТОО «ОРИС» 1994.-302 с.
  45. К. Сила безмолвия / К. Кастанеда. М.: КОР, 1999. — 301 с.
  46. К. Сказки о силе / К. Кастанеда. — М.: София, 2003. -396 с.
  47. С. Силу тяжести скоро отменят / С. Кашницкий // Московский комсомолец. 2001. — 25 окт.
  48. Р.В. Культура древних майя / Р. В. Кинжалов. Л.: Наука, 1971.-364 с.
  49. Ю.В. Иероглифические рукописи майя / Ю. В. Кнорозов. —JI.: Наука, 1975. -272 с.
  50. Н.И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. М.: Наука, 1986. -910 с.
  51. A.B. Метафизика Я: Восток Запад / A.B. Кузьмин, А. Г. Кислов // Восток-Запад: диалог культур: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., 20−26 июня 1996 г. — Улан-Удэ, 1996. — Ч. 1. — С. 12−14.
  52. Кьянце Джамьян. Наставления по практике Ло Чжонг с разъяснениями практики белой тары//М:б, 1996. С. 126.
  53. В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 18. —С.
  54. В. Бредовые идеи Владимира Леонова / В. Леонов // На грани невозможного. —2002. — № 4.
  55. С.Ю. «Пустое сознание» в буддизме и неоконфуцианстве / С. Ю. Лепехов // Конфуций и конфуцианство: материалы науч. конф. 25 марта 2005 г. Улан-Удэ, 2005. —С.
  56. А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. -М., 1991.-525 с.
  57. В.В. Китайские импровизации Паунда / В. В. Малявин // Восток Запад: Исследования. Переводы. Публикации. — М., 1982. — С. 246−277.
  58. М.К. Как я понимаю философию: сб. статей / М. К. Мамардашвили. -М.: Прогресс: Культура, 1992. 414 с.
  59. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1987−1988. — Т. 1. — 1987. — 671 е.- Т. 2. — 1988.-719 с.
  60. В.А. Религиозная мифология / В. А. Михайлов. Улан-Удэ: Соел, 1996.- 111 с.
  61. З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы / З. П. Морохоева. Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. изд. фирма, 1994. — 199 с.
  62. Мур А. Космос Хокинга / А. Мур // Поиск. 2007. — 2 февр.
  63. В.В. Спонтанность сознания / В. В. Налимов. М., 1989. -287 с.
  64. Намкха Пел. Лоджонг «Лучи Солнца»: Тренировка ума, подобная лучам солнца / Пер. с тиб., предисл. и коммент. И. С. Урбанаевой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. — 192 с.
  65. С.П. Образование в буддийских монастырях / С. П. Нестеркин // Буряты. М., 2004. — С. 423.
  66. К.А. Наука. Технология: проблемы современного общества / К. А. Никифоров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 84 с.
  67. И.Б. Кибернетика: философские и социологические проблемы / И. Б. Новиков. — М.: Госполитиздат, 1963. 208 с.
  68. Пел, Намкха. Лочжонг «Лучи Солнца»: тренировка ума, подобная лучам солнца. Bio sbyong nyi ma’i od zer bzhugs so / Намкха Пел- Пер. с тиб., предисл. и коммент. И. С. Урбанаевой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006.-192 с.
  69. К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. — М.: Прогресс, 1983.-605 с.
  70. И. Введение в термодинамику необратимых процессов / И. Пригожин- Пер. с англ. В. В. Михайлова. — М., 1960. 127 с.
  71. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках / И. Пригожин. М.: Наука, 1985. — 327 с.
  72. И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс- Пер. с англ. Ю. А. Данилова. — М.: Прогресс, 1986.-431 с.
  73. . История западной философии / Б. Рассел. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 814 с.
  74. . Мистицизм и логика / Б. Рассел // Почему я не христианин? М., 1987. — С. 37−60.
  75. О.О. Труды по буддизму / О. О. Розенберг. М.: Наука, 1991.-294 с.
  76. И. Пленники пещер / И. Савченкова // Номер один. -2001.- 13−19 сент.
  77. А.П. Этнология / А. П. Садохин. —М.: Гардарики, 2002. -254 с.
  78. И.И. Афоризмы Конфуция / И. И. Семененко. — М.:. Изд-во МГУ, 1987. 299 с.
  79. . Канада: если дом в себе разделится. / Б. Ситников // Федерация. 1992. — № 10.
  80. Словарь античности: Пер. с нем. М.: Эллис Лак- Прогресс, 1993.-704 с.
  81. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  82. Ч. Состояние сознания / Ч. Тарт- Пер. с англ. В. Н. Поруса // Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992.-С.
  83. Тейяр де Шарден. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. — М.: Наука, 1987.-239 с.
  84. Тибетский буддизм: теория и практика / Под. ред. Н. В. Абаева. -Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1995. 251 с.
  85. В. Введение в буддологию: курс лекций / В. Торчинов.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общ-во, 2000. 304 с.
  86. Е.А. Даосизм: поиск бессмертия и свободы / Е. А. Торчинова // Реверс. СПб., 1992. — С. 224−235.
  87. Т. Пространство. Время. Знание / Т. Тулку // Режим flocTyna: http://tispkn.narod.ru/
  88. И. С. Эзотерические смыслы учения о Тэнгэри и боо мургэл / И. С. Урбанаева // Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. Улан-Удэ, 1997. — С. 3−47.
  89. И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии: философия истории / И. С. Урбанаева. —Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.-288 с.
  90. Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Избр. филос. произв. — М., 1955. Т. 2. —С.
  91. В.Г. Философия / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. М., 2004. -С.
  92. Философия / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A.B. Разина.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Акад. Проект: Трикста, 2004. — 685 с.
  93. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  94. Философский энциклопедический словарь. 2 изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 814 с.
  95. М.Н. Собрание сочинений в 3-х т. / М. Н. Хангалов. -Улан-Удэ, 1958−1960. 1958. -Т. 1. -551 е.- 1959. — Т. 2. — 443 е.- 1960. -Т. 3.-421 с.
  96. С. От большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени / С. Хокинг. М.: Мир, 1990. — 166 с.
  97. Д. Живое и мертвое в индийской философии / Д. Чаттопадхьяя. -М.: Прогресс, 1981. 416 с.
  98. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1995. 526 с.
  99. Черные дыры тушите свет! // На грани невозможного. —2001. — № 22 (275).
  100. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения / Чже Цонкапа. СПб.: Нартанг, 1997. — Т. 3: Этап духовного развития высшей личности. — 341 с.
  101. Чокьи Нима Ринпоче. Путеводитель по жизни и смерти/ Чокьи Нима Ринпоче. СПб.: Ясный свет, 1995. — 204 с.
  102. Шантидева. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара) / Пер. с англ. СПб.: Фонд «Карма Йеше Палдрон», Уддияна, 2000. — 232 с.
  103. М. Космос и история / М. Элиаде. М.: Прогресс, 1987. -311 с.
  104. Эспинель Суарес А. Особенности философской мысли инков / А. Эспинель Суарес // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 132−144.
  105. Л.Е. Единство тождество и гармония в философии китайского буддизма / Л. Е. Янгутов. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1995. — 222 с.
  106. Л.Е. Конфуцианство в эпоху Вэй (221−262) и Цзинь (265420) / Л. Е. Янгутов // Конфуций и конфуцианство: Материалы науч. конф. Улан-Удэ, 2005. -С.
  107. Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае / Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. — 272 с.
  108. Dalai Lama. Gesang der inneren Erfahrung. Die Staffen auf dem Pfad zur Erleuchtung. Hamburg: Dharma-Ed, 1998. -351 p.
  109. Gold P. Navaho and Tibetan Sacred Wisdom. The Circle of the Spirit.- Rochester, UK: Inner Trad. Int., 1994. 334 p.
  110. Prigogine I. From become to the being. — San Francisco, 1989.
Заполнить форму текущей работой