Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История криминологии. 
Криминология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ перечисленных событий опрокидывает теологическую концепцию о причинности преступлений, поскольку истинными преступниками в них были не те, кого обвиняли в связи с дьяволом, колдовстве, ереси, инакомыслии, а правоверные католики. Вероотступники и иноверцы оказались жертвами кровавого и беспощадного католицизма, жаждущего расширения своих владений и подчинения себе народов другой веры… Читать ещё >

История криминологии. Криминология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление криминологии в древних цивилизациях

Если рассматривать криминологию как одну из наук о выживании и безопасности человечества в специфической криминальной сфере его жизни и деятельности, а уголовное право с его социологией как соответствующую реализацию некоторых положений этой науки путем применения уголовного наказания к преступникам, то первые взгляды на генезис преступности и борьбу с ней мы находим еще в Библии и дошедших до нас древних уголовных законах.

Следует признать, что религии вообще, и мировые религии в особенности, оказали существенное влияние на формирование нравственных и правовых способов защиты от общественно опасных деяний. Последние обычно назывались грехом, грехопадением, отсюда — религиозные формы удержания грешников в рамках религиозной морали. Во Второй книге Моисеевой (Исход, гл. 20) Ветхого Завета Библии есть десять заповедей, в числе которых следующие: «13 Не убивай. 14 Не прелюбодействуй. 15 Не кради. 16 Не произноси ложного свидетельства. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»[1]. Все эти заповеди находят то или иное отражение во всех современных уголовно-правовых и криминологических системах мира.

В дошедших до нас древних законах (Кодекс Хаммурапи Древнего Вавилона 1792−1750 гг. до н.э.; Законы Ману Древней Индии II—I вв. до н.э.; Законы XII таблиц Древнего Рима 451−449 гг. до н.э.)[2] реализован главным образом уголовно-правовой аспект борьбы с преступлениями, причем в самой жестокой и социально несправедливой форме. Но в некоторых древних законах (например, в Законах XII таблиц) есть элементы причинности и предупреждения преступлений, которые связываются с видом и тяжестью выносимого наказания.

Религиозные заповеди и древние законы были отражением реальной жизни и способствовали выживанию древнего человека в жестокой борьбе за существование. Их можно условно рассматривать в качестве первоисточников и уголовного права, и опирающейся на него более поздней и цивилизованной науки — криминологии.

Наука начинается с появления и осознания человеческим обществом сути ее проблем. А суть криминологии проявилась за много столетий до определения ее предмета, подтверждение чему мы и находим в священных книгах многих религий. Эго имеет большое значение.

Исходя из общеисторической периодизации и с учетом сказанного выше в развитии криминологии можно условно выделить пять периодов:

  • древней цивилизации (последние столетия до н.э. и начало н.э., которые в истории именуются эпохой поздней древности);
  • античный (охватывает около тысячелетия переходного времени);
  • средневековый (500−1600 гг. н.э.);
  • Нового времени (1600−1900 гг. н.э.);
  • Новейшего времени (с 1900 г. до наших дней).

В каждом историческом периоде могло быть несколько содержательных течений. Во времена древней цивилизации господствовало теологическое течение. Основная мысль теологического взгляда на генезис преступности связана с проблемой криминологической причинности. Преступник — это безбожник, слуга дьявола, носитель темного, зла. Это означает, что причина преступного поведения — в самом грешном и преступном субъекте. И несмотря на существенную разобщенность и автономность древних религий, они в этом схожи. Такой подход закономерно приводил практически к однозначному выводу: борьба с преступностью — это жестокие наказания и уничтожение преступников, если они не раскаются.

Яркая иллюстрация реализации теологической причинности преступности — восемь захватнических крестовых походов (1096−1270 гг.) под знаменем освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти не верующих в Христа мусульман. В период инквизиции в Европе массово и открыто уничтожались люди, которые по представлению католической церкви могли нести в себе религиозную преступную причинность.

Анализ перечисленных событий опрокидывает теологическую концепцию о причинности преступлений, поскольку истинными преступниками в них были не те, кого обвиняли в связи с дьяволом, колдовстве, ереси, инакомыслии, а правоверные католики. Вероотступники и иноверцы оказались жертвами кровавого и беспощадного католицизма, жаждущего расширения своих владений и подчинения себе народов другой веры. Насилие продолжается до сих пор. Насильственно-варварское насаждение «своей религии» (демократии по-американски) в одной из древнейших стран мира (Ираке — Вавилонии) мало чем отличается от кровавых крестовых походов и по действиям, и по мотивации.

Вместе с тем теологический взгляд на генезис преступности намного глубже и шире. Не следует забывать о роли религии в формировании нравственно-правовых и первичных криминологических воззрений. Ф. М. Достоевский писал об этом в романе «Братья Карамазовы». Достоевский абсолютизирует влияние Священного Писания на поведение современников. Христианские заповеди не панацея, но при определенных условиях их влияние намного эффективнее формальной правовой пропаганды. Это справедливо и для других религий. Избирательный подход к теологической концепции в криминологии, когда религиозное влияние изучается лишь в плане возможного удержания верующих от совершения преступлений, не следует отрицать и отбрасывать вместе с лженаучной дьявольской причинностью греховных преступлений. Религия и право являются системами социальной регуляции поведения личности или группы в обществе. В ходе исторической эволюции они взаимообогащались.

Следующий теологический аспект, который требует обращения к религии в криминологии, — это религиозно-сектантская мотивация преступлений[3]. В мире насчитывается огромное количество сект, религиозных групп и общин, которые откололись от господствующих церквей и нередко носят криминальный характер.

Таким образом, история криминологии и уголовного права начинается еще в древности, с религиозных постулатов, и теологический подход имеет право на существование. Однако объяснение происхождения преступности дьяволиадой научно не обосновано. В то же время теологический подход помогает понять роль религии в предупреждении преступлений и в объяснении религиозно мотивированной преступности.

  • [1] Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические / в рус. пер. с парал. местами. [Б. г., б. м.]. С. 79.
  • [2] Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Л., 1977. С. 5−24.
  • [3] Старков О. В., Башкатов Л. Д. Криминотеология: религиозная преступность. СПб., 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой