Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ограничение и запрещение монополистической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо хозяйствующих субъектов монополистические действия совершают и органы государственной власти разных уровней. К ним относятся принятие актов и другие действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, направленные… Читать ещё >

Ограничение и запрещение монополистической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Антиподом конкуренции является монополия. Под монополистической деятельностью понимаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Систематическим осуществлением монополистической деятельности является осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном законом порядке более двух раз в течение трех лет (п. 10, 11 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Виды монополистической деятельности могут быть определены в зависимости от субъектного состава ее участников. В этом случае следует выделить монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, а также государственных органов и органов местного самоуправления.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть односторонней и коллективной. Под термином «доминирующее положение» признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 Закона).

Критерии одностороннего доминирования по закону таковы: если у хозяйствующего субъекта доля на рынке превышает 35%, но меньше 50%, то антимонопольный орган должен доказать, что этот субъект доминирует. Если у хозяйствующего субъекта доля больше 50%, он признается доминирующим, если не докажет обратного.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в Реестр. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный. В случае, когда занесенный в Реестр хозяйствующий субъект начинает злоупотреблять своим доминирующим положением, это признается правонарушением, и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства.

Злоупотребления могут проявляться в виде:

  • — установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • — изъятие товаров из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
  • — навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • — экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
  • — экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок товара;
  • — экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
  • — установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
  • — создание дискриминационных условий;
  • — создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • — нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Правда, такие действия в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия. Как видим, приведенные виды злоупотребления доминирующим положением выявить подчас бывает очень сложно. Поэтому следует остановиться детальнее на отдельных из них.

Так, в практике антимонопольных органов встречаются наиболее часто навязывание контрагенту невыгодных условий договора. К данному виду нарушений относятся действия по необоснованному требованию выполнения каких-либо работ, навязывание особого порядка оплаты товаров с включением штрафов, скидок, надбавок и др. Создание дискриминационных условий ставит контрагента в неравное положение по отношению к другим участникам сделок. Как правило, это выражается в применении специальных (эксклюзивных) скидок для отдельных контрагентов, различных бонусов и вознаграждений. Сетевые торговые организации, наряду с этим, часто навязывают принудительный ассортимент товаров.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%. Так, в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ предусматривается ограничение приобретения аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов, доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» коллективное доминирование определяется как совокупная доля не более чем трех крупнейших поставщиков на товарном рынке превышает 50% или доля не более чем пяти крупнейших поставщиков — превышает 70%, при этом доля каждого должна быть не меньше 8% (п. 3 ст. 5). Помимо высокой совокупной рыночной доли, для того чтобы компании признавались «коллективно доминирующими», необходимо наличие ряда других важных условий — доли должны быть стабильными на протяжении длительного времени, вход на рынок для новых поставщиков должен быть затруднен, информация о ценах должна быть доступна ограниченному кругу лиц и т. д.

Коллективное доминирование проявляется в виде соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В правоприменительной практике соглашения между конкурентами называются горизонтальными соглашениями, а согласованные действия — вертикальными соглашениями. Участники этих соглашений не конкурируют между собой. В ст. 8 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривается отличие согласованных действий от действий по соглашению. Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются их действия па товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: во-первых, результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; во-вторых, действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами могут быть: изменение регулируемых тарифов; изменение цен на сырье, используемое для производства товаров; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Как видим, совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям (п. 2 ст. 8 Закона). По мнению специалистов, и то и другое понятие необходимо антимонопольному органу для борьбы с таким явлением, как молчаливый сговор. В теории и практике сговор о ценах делится на два типа — явный сговор и молчаливый. Явный сговор — это когда существует договоренность о ценах между поставщиками, хотя, естественно, никакие официальные бумаги участниками сговора не подписываются. Вторая форма сговора, очень неприятная для экономической политики, — так называемый молчаливый сговор, когда вообще нет никаких договоренностей, но каждый из конкурентов устанавливает высокую цену на товар до тех пор, пока конкуренты назначают столь высокую цену. Если участники рынка поступают таким образом, то высокая цена может поддерживаться довольно долго, даже без использования каких-либо договоренностей. Поэтому молчаливый сговор — это, конечно, главный «кошмар» антимонопольного законодательства во всех странах1.

Статьей И Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если они приводят или могут привести:

  • — к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • — повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • — разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • — экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);
  • — навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или нс относящихся к предмету договора;
  • — экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • — сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
  • — созданию препятствий доступ}' на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • — установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. А также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Статья 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ конкретизирует антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют торговую деятельность или поставляют продовольственные товары в торговые сети. Им запрещается:

  • 1) создавать дискриминационные условия, в том числе:
    • а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
    • б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
  • 2) навязывать контрагенту условия:
    • а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
    • б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
    • в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
    • г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;
    • д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
    • е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
    • ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
    • з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
    • и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
    • к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных п. «а"—"и»;
  • 3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Вообще картель — сговор крупных игроков на рынке против потребителей и других компаний, ведущий к безосновательному обогащению, — считается самым опасным явлением в российской экономике. У нас каждая пятая отрасль может считаться высоко рискованной с точки зрения вероятности создания картелей. Это объясняется одинаковым уровнем технологии, средним показателем издержек производства и структуры затрат, низкой наукоемкостыо продукции. В настоящее время действуют региональные монополии в пищевой промышленности, жилищно-коммунальном секторе, агропромышленном секторе и розничной торговле, торговле нефтепродуктами, производстве строительных материалов и др.

Монополистический раздел рынка может иметь разрушительные последствия для экономики. Так, наметилась тенденция опережающего роста цен товаропроизводителей, находящихся в сговоре, по сравнению с темпами роста потребительских цен.

Во всех развитых странах мира картельные сговоры строго караются — многомиллионными штрафами и лишением свободы до 10 лет. В Европе и США подобная практика действует уже 30 лет, и за это время раскрыто более 100 картелей, занимавшихся, по сути дела, мошенничеством. Только за последнее время оштрафованы такие компании, как «Майкрософт» на 1,5 млн долл., «Самсунг» — на 300 млн евро. Аналогичные меры стали с мая 2007 г. приниматься и у нас. Единственная возможность избежать столь сурового наказания — самому сознаться в «злодеянии», представить антимонопольному органу все доказательства об этом и «сдать подельников»1.

Помимо хозяйствующих субъектов монополистические действия совершают и органы государственной власти разных уровней. К ним относятся принятие актов и другие действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, направленные на ограничение конкуренции. Они также могут быть индивидуальными и коллективными. По данным ФАС России, государственные органы исполнительной власти, местного самоуправления чаще всего (в 46% нарушений) нарушали антимонопольное законодательство1. А нередко чиновники совмещали свои функции с функциями хозяйствующих субъектов.

На практике чаще всего ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов осуществляется путем дачи указаний им о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей; создания дискриминационных условий деятельности для отдельных субъектов; путем установления запрета продажи товаров из одного региона в другой; создания благоприятных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов предоставлением им льгот и преимуществ, ставящих их в более выгодное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара и др.

Должностным лицам запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности торговые предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Все это подпадает под ограничение монополистической деятельности государственных органов.

Статья 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает органам всех уровней государственной власти и местного самоуправления вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты или ограничивать осуществление отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Статьей 16 Закона запрещены соглашения и согласованные действия между государственными органами всех уровней, внебюджетных фондов, ЦБ РФ, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Это может проявляться, в частности: в повышении, снижении или поддержании цен (тарифов); экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар; в разделе товарного рынка по территориальном}' принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйственных субъектов.

Грубым нарушением антимонопольного законодательства является установление запретов на продажу товаров из одного региона в другой. Это действие противоречит требованиям ст. 74 Конституции РФ, не допускающей препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Наиболее подвержен такому воздействию продуктовый рынок, где часто применяются действия по ограничению розничных продаж. Это относится к алкогольной, молочной и хлебной продукции.

В совокупности эти действия недобросовестных чиновников существенным образом ограничивают конкурентные возможности рыночных отношений и в итоге подрывают авторитет власти, негативно влияют на экономическое развитие и социальное благополучие наших граждан.

Чтобы устранить сложившуюся ситуацию излишнего государственного регулирования за коммерческой деятельностью проводится работа в следующих направлениях.

Во-первых, в соответствии с Национальным планом противодействии коррупции органами прокуратуры выявлено более 260 тыс. нарушений закона, принесены десятки тысячи протестов, представлений, направлены в суды многие тысячи заявлений, возбуждены уголовные дела[1]. Наибольшее число правонарушений выявлено в сферах исполнения бюджетного законодательства, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере реализации органами государственной и муниципальной власти разрешительных процедур.

Во-вторых, анализируются функции и полномочия органов власти, проверяются нормативные правовые акты министерств и федеральных служб на содержание в них коррупционных норм и ненужных государственных платных услуг. Так, правительственная комиссия согласилась с выводами рабочей группы ФАС России о том, что около 60 функций Минсельхоза России и его подразделений являются избыточными. Вся их «польза» — в создании бессмысленных препятствий для бизнеса и благодатной почвы для коррупции[2].

В-третьих, вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который запрещает государственным органам регионального и муниципального уровня требовать при предоставлении государственных услуг от заявителя информацию, которая хранится в других органах власти. Такие поправки внесены в 70 нормативных актов. Согласно Закону, центральные органы власти должны работать, но этому принципу уже с октября 2011 г., а в регионах он начнет действовать с июля 2012 г. В рамках Закона будет реализовываться принцип межведомственного обмена — государственная услуга в одном окне. Принцип «одного окна» коснется и данных для постановки на кадастровый учет недвижимости и регистрации прав на нее, регистрация индивидуальных предпринимателей, и даже лицензирование образовательных учреждений подпадает под эту норму.

Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности Федеральный закон «О защите конкуренции» предусматривает также меры недопущения недобросовестной конкуренции.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона).

Примерный перечень недобросовестной конкуренции приведен в гл. 2.1 Закона.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, т. е. распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

  • — качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  • — количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  • — условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

  • 1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
  • 2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
  • 3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
  • 4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

  • 1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;
  • 2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;
  • 3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории РФ.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Предусмотрены и соответствующие меры ответственности. Так, по фактам применения средств недобросовестной конкуренции (ст. 14.33 КоАП) введено наложение штрафа на должностных и юридических лиц. В отношении должностных лиц предусмотрена также мера административной ответственности в виде дисквалификации на срок до трех лет. Штрафные санкции на юридических лиц предусмотрены в размере от 1/100 до 15/100 от суммы выручки реализованной продукции, но не менее 100 тыс. руб. (оборотные штрафы).

По фактам злоупотребления доминирующим положением (ст. 14.31, 14.31.1 КоАП) в части соглашений и согласованных действий между хозяйствующими субъектами, приводящих к ограничению конкуренции, предусмотрено наложение штрафа в том же размере, что и по упомянутой ст. 14.33 КоАП. Данная мера отвечает международным правилам регулирования конкурентных правоотношений.

  • [1] Российская газета. 2010. 12 янв.
  • [2] Российская газета. 2010. 18 февр.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой