Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принцип разделения властей в Японии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главные функции парламента — принятие законов, бюджета, формирование правительства. Палата советников (верхняя) более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий — шесть лет, каждые три года обновляется наполовину, не может быть распущена. Палата представителей (нижняя), наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства. Поэтом}' выборы в нее происходят гораздо… Читать ещё >

Принцип разделения властей в Японии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом является парламент, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Палаты парламента избираются методом параллельного голосования. Это означает, что вакантные места в парламенте делятся на две группы, которые избираются разными методами. Основные различия между палатами — это размеры и методы выборов. Избирателя просят отдать два голоса: первый за определенного кандидата от избирательного округа, второй — за определенную партию. Активное избирательное право принадлежит гражданину Японии с 20 лет.

Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на четыре года. Возрастной ценз — 25 лет. 300 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе от избирательных округов, 180 — по партийным спискам методом пропорционального представительства.

Палата советников состоит из 242 депутатов, избираемых на шесть лег. Возрастной ценз — 30 лет. 146 депутатов избираются по системе единственного непередаваемого голоса, 98 — от общенациональных округов по партийным спискам посредством пропорционального представительства.

Конституция Японии не уточняет число членов каждой палаты, избирательную систему или необходимую квалификацию тех, кто может избираться в парламент, что позволило определять все это через законы. Единственное что четко устанавливает конституция, это то, что избирательные законы не должны быть дискриминационными по расе, вероисповеданию, полу, социальному статусу, семейному происхождению, образованию, имущественному положению или доходам.

Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии:

  • — правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;
  • — право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников — с 30;
  • — кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн йен (баллотирующиеся в палату представителей) или 2 млн йен (баллотирующиеся в палату советников); залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;
  • — избирательная кампания очень короткая — она длится всего две недели;

в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение дольше трех минут;

  • — наиболее распространенная форма агитации — выступление в округе и встречи с избирателями;
  • — как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для совершенно нового кандидата) не приносит ощутимой пользы; на практике выборы в Японии — конкуренция уже сложившихся репутаций;

— распространена семейственность и клановость; около четверти депутатов — дети, жены и иные родственники прежних депутатов.

Главные функции парламента — принятие законов, бюджета, формирование правительства. Палата советников (верхняя) более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий — шесть лет, каждые три года обновляется наполовину, не может быть распущена. Палата представителей (нижняя), наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства. Поэтом}' выборы в нее происходят гораздо чаще, чем один раз в четыре года (реально — один раз в два года).

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство — Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, восемь государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр — ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):

  • — согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;
  • — половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);
  • — назначение на министерский пост нс влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства — только гражданские лица и депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями;
  • — Кабинет министров, как правило, заседает тайно;
  • — решения принимаются только единогласно;
  • — за работу несет ответственность только правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;
  • — при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти, и премьер-министр в 10-дневный срок распускает нижнюю палату парламента; на практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;
  • — Кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более двух лет;
  • — согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, государственные посты нельзя занимать продолжительное время и партии вынуждены постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры — каждый год, премьер-министр — каждые два года;

министры являются представителями парламента в возглавляемых ими министерствах и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях. Это обусловливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя — по политическим и административным вопросам. Заместитель по политическим вопросам, как и министр, является представителем партии в министерстве и уходит в отставку одновременно с министром. Заместитель по административным вопросам — это профессиональный чиновник со специальным образованием, долгие годы работающий в министерстве.

Судебную систему Японии составляют:

  • — 50 окружных судов;
  • — восемь высших судов;
  • — Верховный суд;
  • — суды по семейным делам (в том числе рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);
  • — дисциплинарные суды — рассматривают незначительные гражданские и мелкие уголовные дела.

Особую структуру и функции имеет Верховный суд:

— состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;

работает либо пленарно (кворум составляет девять человек), либо по отделениям (пять человек каждое, кворум — три);

  • — является высшей судебной инстанцией;
  • — осуществляет конституционный контроль;
  • — дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает большое влияние на их работу.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой