Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Судебная реформа. 
История отечественного государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По новому законодательству, утвердившему принцип состязательности в судебном процессе, была создана адвокатура. Адвокаты разделялись на присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные должны были иметь аттестат университета об окончании юридического факультета, стаж работы по судебному ведомству или помощником присяжного поверенного не менее пяти лет или же состоять кандидатом… Читать ещё >

Судебная реформа. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые судебные уставы были введены 20 ноября 1864 г. Создавался суд присяжных. В основу деятельности суда были положены прогрессивные принципы: бессословность судопроизводства; введение гласного и публичного состязательного процесса; независимость судей от администрации, выражавшаяся в том, что судьи утверждались царем, а мировые судьи — Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Решение о виновности выносили присяжные заседатели из числа гражданского населения. Судам предоставлялось право толкования законов, тем самым устранялась прежняя волокита по причине пробелов в законодательстве.

Структура суда упрощалась. Согласно Учреждению судебных установлений создавались местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные палаты (по гражданским и уголовным делам), распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные департаменты (по гражданским и уголовным делам) Сената, также являвшегося высшим органом судебного надзора. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. (Попытку отказаться от последних предприняло Временное правительство в 1917 г., приняв соответствующее постановление, но уже через несколько недель ограничило действие этого документа.).

Мировой суд учреждался для разбора уголовных преступлений и решения малозначительных гражданских дел, если ущерб не превышал 500 руб. Согласно Уложению о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, последним были подсудны дела, за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до одного года, денежные взыскания на сумму не более 300 руб., а также дела по искам за оскорбление и обиду, об установлении прав на владение и т. д. Мировые судьи решали дела единолично, и их деятельность, прежде всего, должна была быть направлена на примирение сторон (отсюда название — мировой), но наряду с этим они обладали и правом вынесения приговора. Решение мирового судьи могло быть обжаловано в более высокой инстанции — съезде мировых судей, состоявшем из всех мировых судей данного округа. Съезды находились при мировом округе (уездном, городском), делившемся на несколько участков; мировые судьи избирались уездными земскими собраниями по списку кандидатов, предварительно утвержденному губернатором, а в столицах — городскими думами. Для кандидатов в мировые судьи был установлен образовательный, имущественный и возрастной ценз. Образовательный ценз был невысок — в пределах среднего образования. Имущественный же ценз был значительным и достигал 15 тыс. руб. недвижимости или 400 десятин земли. Избранный судья утверждался Сенатом. В мировом округе состояли также почетные мировые судьи, которые совместно с мировыми участковыми судьями данного округа образовывали съезд мировых судей, являвшийся апелляционной инстанцией для участковых мировых судей. Председатель избирался из числа мировых судей сроком на три года. На окраинах и в колониальных районах мировые судьи и председатели съездов назначались министром юстиции. Надзор за деятельностью мировой юстиции осуществляло Министерство юстиции совместно с Сенатом.

В окружной суд, чья подсудность распространялась на несколько уездов, входили председатель и члены суда. Для образования окружных судов учреждались судебные округа — особая территориальная единица, не всегда совпадающая с административной — губернией. Всего было образовано 108 округов. Окружной суд являлся судом первой инстанции и рассматривал все уголовные дела, кроме политических и должностных, совершенных представителями высшей администрации. Уголовные дела могли рассматриваться в окружных судах с участием присяжных заседателей; в этом случае дела не подлежали апелляции судебной палаты, а только кассации в Сенат.

Судебная палата образовывалась в округе, объединявшем несколько губерний или областей, и делилась на департаменты, которые состояли из председателя и членов департамента. Судебная палата являлась судом первой инстанции по политическим делам, апелляционной инстанции по отношению к окружным судам, органам надзора за окружными судами и съездами мировых судей. В Сенате для заведования судебной частью имелись в качестве верховного кассационного суда кассационные департаменты по уголовным и гражданским делам. Прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам и осуществлялся под наблюдением министра юстиции, одновременно являвшегося генерал-прокурором.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, являлся кодексом, в который были выделены менее серьезные преступления (проступки), подведомственные мировым судьям.

Устав уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальный кодекс) определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, порядок уголовного судопроизводства. Из компетенции мирового судьи исключались дела духовенства и некоторых других лиц. Определялись стадии уголовного процесса.

Устав гражданского судопроизводства (гражданский процессуальный кодекс) наиболее последовательно воплощал начала состязательности — доказательства в судебном процессе должны были обеспечивать сами стороны.

Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной — судебная палата. Слушание дела происходило в открытом судебном заседании. Радикальным шагом и ярким примером действительных государственных реформ и судебных преобразований явилось введение суда присяжных, который занимал центральное место в реформе.

Суд присяжных заседателей[1] находился при окружном суде. Для формирования суда присяжных была избрана континентальная модель, согласно которой присяжные отвечали па вопрос: «Виновен ли подсудимый?». Данная модель стала определяющей при организации и определении порядка работы суда присяжных, который состоял из 12 человек, назначаемых по жребию. Судебные уставы предъявляли к кандидатурам присяжных заседателей определенные требования: российское подданство, знание русского языка, возраст от 25 до 70 лет и не менее чем двухгодичное пребывание в данном уезде. Комплектование списков присяжных заседателей по закону находилось в руках дворянства, поскольку оно входило в выборные комиссии и играло там главную роль. Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица располагавшие недвижимостью или доходом. Не включались в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. В целом по стране, за исключением столичных судов, состав присяжных был весьма демократичным, значительное место в нем занимало крестьянство. Если в Москве и Петербурге 50% присяжных были из дворян и чиновников, то в судах 20 провинциальных губерний большинство членов суда присяжных были из крестьян (57,4%).

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуроры и советы присяжных поверенных. Министр юстиции получил в 1870 г. право назначать в каждый окружной суд следователя по важнейшим делам и как генерал-прокурор осуществлял надзор за деятельностью прокуратуры. По его представлению прокуроров назначал император. Согласно Положению прокуроры осуществляли надзор за законностью действий государственных учреждений и отдельных лиц, за деятельностью судов и местами лишения свободы. На них была возложена обязанность поддержки государственного обвинения в суде, возбуждения уголовного преследования, наблюдения за расследованием преступлений и за точным соблюдением закона при производстве судебных дел. Кроме общей прокуратуры, существовали специальные: военная и военно-морская. Прокурором могло быть лицо, обладающее высшим образованием, необходимым служебным стажем и особой политической благонадежностью.

По новому законодательству, утвердившему принцип состязательности в судебном процессе, была создана адвокатура. Адвокаты разделялись на присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные должны были иметь аттестат университета об окончании юридического факультета, стаж работы по судебному ведомству или помощником присяжного поверенного не менее пяти лет или же состоять кандидатом на судебные должности также не менее пяти лет. Надзор за деятельностью присяжных поверенных осуществлял избираемый ими совет при судебных палатах. Высший надзор за действиями присяжных поверенных принадлежал судебным палатам и Сенату.

Частные поверенные могли заниматься ходатайствами лишь по делам тех судебных учреждений, от которых получили специальное на то разрешение. По закону часть дел адвокаты были обязаны вести бесплатно. В функции Министерства юстиции входил надзор за деятельностью судов и контроль за личным составом суда и прокуратуры.

Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

Правительство не торопилось с проведением судебной реформы. Через два года после указа было открыто только два судебных округа: в Петербурге и Москве. В целом судебные уставы были распространены только на 44 губернии, по и в них процесс создания новых судов занял более 30 лет.

Новая судебная система имела во многом прогрессивное значение, способствуя развитию в народе гражданского самосознания. Особенно заметную роль сыграли в этом отношении мировые суды, в которые могли обращаться лица из малоимущих слоев.

  • [1] Первые проекты и предложения о необходимости введения суда присяжных в России стали появляться еще в период правления Екатерины II. Об этом подробнее см.: Илюхин А. Б. Суд присяжных по «Основным положениям преобразования судебной части в России» 1862 г. в оценке современников. Рязань, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой