Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы. 
Определение стажа, необходимого для назначения пенсий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В обеспечение выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения. Бухгалтерия исправительного учреждения в трехдневный срок зачисляет па лицевые счета осужденных пенсии, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. В этих целях при поступлении… Читать ещё >

Пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы. Определение стажа, необходимого для назначения пенсий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодательства РФ о налогах и сборах, федеральных законов от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[1], от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также из иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» застрахованными являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Основанием для социального страхования осужденных к лишению свободы был и остается факт их привлечения к труду. В статье 1 названного закона указано, что организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь». Они собирают и представляют сведения о периодах привлечения к труду лиц, осужденных к лишению свободы, в сроки, установленные законодательством РФ. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые закреплены федеральными законами «О трудовых пенсиях», «О страховых пенсиях» и от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Осужденные имеют право на общих основаниях на следующие виды пенсионного обеспечения: по старости, но инвалидности, в случае потери кормильца, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. В связи с этим из заработной платы работающих осужденных согласно ст. 107 УИК РФ производятся обязательные отчисления в ПФР, а также иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые (трудовые) пенсии с 1 января 2015 г. регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 г. — Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Страховые пенсии представляют собой ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения выступает трудовая деятельность. Обязательным условием при определении права на трудовую пенсию является наличие у лица страхового стажа, который представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Следовательно, в страховой стаж на общих основаниях засчитывается время оплачиваемой работы осужденных в период лишения свободы, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Время выполнения осужденными работ, предусмотренных Списками производств, работ, профессий и должностей и показателей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, также засчитывается в специальный льготный стаж.

В соответствии с и. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке засчитываются в страховой стаж для определения права на страховую пенсию. Данное положение, как видим, касается двух очень близких по своему статусу категорий граждан:

  • 1) необоснованно привлеченных к уголовной ответственности;
  • 2) необоснованно репрессированных.

Общим для них является юридический факт необоснованного применения уголовной ответственности или меры наказания с последующей за этим реабилитацией. Само понятие необоснованного применения репрессии предполагает обязательное наличие реабилитации. При отсутствии официального акта реабилитации (документа об индивидуальной реабилитации) нет никаких оснований говорить о необоснованном привлечении к уголовной ответственности или необоснованном применении иной репрессии.

Реабилитацией считается прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления либо за недоказанностью участия лица в совершении преступления.

Под понятие «содержание под стражей» подпадают периоды содержания под стражей во время предварительного следствия. К местам лишения свободы относятся тюрьмы, лагеря, тюремные больницы, иные подобные учреждения. Понятием «ссылка» охватываются меры уголовного и административного наказания.

Находясь в местах лишения свободы или ссылке в результате необоснованного применения к данным гражданам репрессии, они по вине государства лишались своего страхового стажа и тем самым понесли определенный ущерб в части будущих пенсионных прав. Тем более что в эти периоды необоснованно репрессированные лица привлекались к принудительному труду, порой к наиболее тяжелому. При этом за них страховые взносы не уплачивались. В связи с этим п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает зачет в страховой стаж лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, следующих трех периодов:

  • — периода содержания под стражей;
  • — периода отбывания наказания в местах лишения свободы;
  • — периода отбывания наказания в ссылке.

Применительно к периоду лишения свободы данной нормой имеет смысл воспользоваться только за время до 1 сентября 1992 г., поскольку в соответствии с Законом РФ от 12.06.1992 № 2988−1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» с 1 сентября 1992 г. за период работы всех осужденных (т.е. как обоснованно, так и необоснованно осужденных) во время отбывания ими наказания в виде лишения свободы отчисляются страховые взносы в ПФР и, соответственно, эти периоды с указанной даты засчитываются в страховой стаж. С 1 июля 1997 г. названный закон утратил силу, однако с той же даты вступил в силу УИК РФ, ст. 98 которого предусматривает, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Если по каким-либо причинам необоснованно привлеченный к уголовной ответственности гражданин, находясь в исправительном учреждении, не работал, то ему время отбытия наказания будет засчитано в страховой стаж на основании п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях». Необходимо также учитывать, что время необоснованного отбытия наказания может превышать время непосредственной работы в период пребывания в исправительном учреждении. С учетом этого и следует засчитывать соответствующие периоды в страховой стаж.

Может возникнуть вопрос: почему в п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» выделены две категории граждан, а не единая категория — необоснованно репрессированных лиц? Эти категории имеют свои особенности: к первой относятся лица, необоснованно привлеченные к ответственности за уголовные преступления, ко второй — репрессированные по политическим мотивам.

Лишение свободы, согласно ст. 56 и 58 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Определение политических репрессий дано в Законе РФ от 18.10.1991 № 1761−1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Политичесними репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам в виде лишения жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других наделенных судебными функциями органов либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Таким образом, Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» содержит более широкое понятие видов применяемых репрессий, однако в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» засчитываются периоды применения репрессий, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 12 этого закона, потому что именно в эти периоды репрессированный был лишен возможности — по рассмотренным выше причинам — приобрести страховой (трудовой) стаж.

Говоря о репрессированных лицах, нужно иметь в виду и репрессированные народы, хотя в и. 5 ч. 1 сг. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» данная категория напрямую не обозначена. Согласно Закону РСФСР от 26.04.1991 № 1107−1 «О реабилитации репрессированных народов» период пребывания этих лиц в спецпоселениях рассматривается как ссылка. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений. Время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в страховой стаж в календарном порядке независимо от возраста.

Сведения о времени нахождения в местах лишения свободы по общему правилу подтверждаются справкой из управления внутренних дел того субъекта РФ, где реабилитированный гражданин освобожден из мест лишения свободы. Материалы исправительно-трудовых учреждений хранятся в архивах органов внутренних дел. Справка о реабилитации выдается в одном экземпляре. Нотариально заверенная копия этой справки имеет такую же юридическую силу, как и подлинник.

Социальные пенсии, являясь также одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, устанавливаются нетрудоспособным осужденным. Следует пояснить, что социальные пенсии — это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве.

Впервые социальные пенсии вошли в пенсионную систему в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Основная цель введения социальных пенсий — обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Вопрос о назначении и выплате социальных пенсий осужденным к лишению свободы был частично решен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 № 11-П, где было указано на целесообразность приостановления выплаты социальных пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсий[2].

Под термином «нетрудоспособные граждане» ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» понимает граждан, которые, будучи престарелыми или инвалидами, либо потеряв кормильца, нс приобрели право на страховую (трудовую) пенсию. Данная норма корреспондируется с положениями ч. 3 ст. 9 и ч. 11 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которым гражданам, нс имеющим по каким-либо причинам права на страховую (трудовую) пенсию, устанавливается социальная пенсия.

В практической деятельности после вступления в силу норм закона о социальных пенсиях возник вопрос о том, что означает отсутствие права на трудовую пенсию. Такой вопрос достаточно актуален, поскольку для отдельных категорий граждан, в первую очередь инвалидов I группы, в некоторых случаях размеры социальных пенсий оказались выше, чем трудовые.

Такое положение связано прежде всего с тем, что нормы указанных законов рассчитаны на развитую пенсионную систему, когда экономические и правовые условия позволят сформировать достаточную по размеру трудовую пенсию, которая (учитывая, что она может состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной), по определению не может быть меньше социальной пенсии, устанавливаемой в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии (но всегда не больше 100%).

Однако чтобы не ухудшить материальное положение граждан, на первоначальном этапе пенсионной реформы, который по существу является переходным периодом от старой пенсионной системы к новой, Минтруд России издал постановление от 07.05.2002 № 34 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»». Согласно этому разъяснению вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления со стороны этого гражданина, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии.

В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии иод лицами, не имеющими, но каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются:

  • — граждане, которые не отвечают условиям назначения различных видов трудовых (страховых) пенсий;
  • — граждане, которые отвечают условиям назначения различных видов трудовых (страховых) пенсий, однако не обращались в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении трудовой (страховой) пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию;
  • — граждане, которые обращались за назначением трудовой (страховой) пенсии с указанными заявлением и документами, но до дня вынесения решения о ее назначении отозвали это заявление, либо которые после назначения трудовой (страховой) пенсии официально отказались от нее.

Социальные пенсии могут выплачиваться в период работы за одним исключением. В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы. В то же время выплата социальной пенсии в период работы гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), может осуществляться в рамках п. 3 ст. 27 указанного закона.

В соответствии с УИК РФ с 1 июля 1997 г. осужденные к лишению свободы имеют право на получение пенсии по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на их личные счета.

Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в территориальный орган ПФР, соответствующий список и справку на каждого осужденного о его нахождении (пребывании) в исправительном учреждении, а также сведения о вновь прибывших осужденных по установленным формам.

Территориальный орган ПФР проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие требуемые документы для открытия выплаты пенсии. Оформление и представление документов для выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией соответствующего исправительного учреждения, В практической деятельности они руководствуются письмом Главного управления исполнения наказаний МВД России от 06.11.1997 № 18/13−204, определяющим порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях.

Администрация исправительного учреждения в пятидневный срок сообщает территориальному органу ПФР об изменениях списочного состава пенсионеров, информирует о привлечении осужденного лица к оплачиваемому труду и о других обстоятельствах, влияющих на размер пенсии. В случае выбытия пенсионера из исправительного учреждения, администрация в этот же срок представляет соответствующие сведения с указанием причин выбытия, размера и срока, по который ему выплачена пенсия. При этом возврат сумм пенсий в связи с выбытием или смертью пенсионера осуществляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Осужденному лицу, находящемуся на длительном лечении в стационарном учреждении системы здравоохранения, пенсия выплачивается в порядке, установленном для лица, находящегося в соответствующем стационарном учреждении.

В целях осуществления социальной работы в структуре исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России создаются группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Основными задачами указанных групп являются: решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных; выявление лиц, у которых в личном деле отсутствуют трудовая книжка, пенсионное удостоверение и паспорт, а также тех, у кого срок действия паспорта истек, и принятие мер по их получению; подготовка совместно с другими службами документов, необходимых для назначения и выплаты пенсий осужденным.

Учитывая, что исправительное учреждение не является местом жительства осужденных, а многие из них утрачивают регистрацию по месту жительства па территории РФ в связи с помещением в исправительное учреждение на основании судебных решений, у практических работников территориальных органов ПФР возникает вопрос: могут ли пенсионные дела таких лиц, а также иностранных граждан и лиц без гражданства быть поставлены на учет территориальным органом ПФР по месту нахождения исправительного учреждения для организации выплаты пенсии?

Если иностранные граждане и лица без гражданства до помещения в исправительные учреждения на территории РФ являлись получателями российской пенсии, то оснований для прекращения ее выплаты в связи с осуждением данных лиц к лишению свободы не имеется, даже если указанные лица утратили регистрацию по месту жительства на территории РФ.

Данное положение касается также граждан Российской Федерации, которые являются получателями социальной пенсии.

Оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий, а также определяются лица, ответственные за подготовку требуемых документов в службах исправительного учреждения. Основными задачами ответственного представителя является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.

Ответственный представитель исправительного учреждения получает в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки в день освобождения.

При назначении государственной пенсии, кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении.

Оформление пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом[3].

В обеспечение выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения. Бухгалтерия исправительного учреждения в трехдневный срок зачисляет па лицевые счета осужденных пенсии, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. В этих целях при поступлении денежных средств на депозитный счет бухгалтерия исправительного учреждения составляет расчетную ведомость для зачисления средств на лицевой счет, которую подписывает начальник учреждения и главный бухгалтер. Удержания из пенсий производятся бухгалтерией исправительного учреждения с лицевого счета осужденного в установленном законом порядке.

Выплата пенсий, назначенных осужденным к лишению свободы, производится со дня вынесения приговора, но не ранее 1 июля 1997 г., и во всех случаях не ранее дня, с которого назначена пенсия.

Ежегодно, по состоянию на 1 января, администрация исправительного учреждения производит сверку лиц, получающих пенсию в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение по месту нахождения учреждения.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или пребывания по запросу территориального органа ПФР на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета[4].

  • [1] Данный федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целяхопределения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону"О страховых пенсиях" (ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). — Прим. ред.
  • [2] Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 № 11-П «По делу о проверкеконституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года „О государственныхпенсиях в РСФСР“ в связи с жалобами граждан Г. Г. Ардерихина, II. Г. Попкова, Г. А. Бобырева, Н. В. Коцюбки».
  • [3] Признание осужденного инвалидом осуществляется в порядке, предусмотренномПоложением о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением ПравительстваРФ от 13.08.1996 № 965, и в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н.
  • [4] См.: Письмо МВД России от 06.11.1997 № 18/13−204 о порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительныхучреждениях // Пенсия. 1997. № 11.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой