Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бытовой уклад и символика иудаизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период диаспоры, рассеяния, формируются и так называемые еврейские профессии. Это было связано с запретами на ряд занятий, ограничением владения собственностью, особенно землей, а также востребованностью той или иной профессии в конкретных условиях проживания. Так, для Российской империи типичными профессиональными занятиями евреев было мелкое ремесленничество (швейное и сапожное дело, починка… Читать ещё >

Бытовой уклад и символика иудаизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бытовой уклад евреев сформировался под прямым влиянием иудаизма, так что происхождение бытовых форм для традиционного иудейского населения (субботний отдых, субботняя и праздничная кулинария, кошерные кулинарные нормы, в том числе необходимость иметь двойной набор посуды — для мясной и молочной пищи, желательно разные плиты и печи, патриархальная семья), как правило, объяснялось религиозными предписаниями и традициями, весь быт пронизывался религиозным началом.

Вообще в рамках традиционного еврейского быта принципы кашрута соблюдались очень тщательно. В случае ритуального осквернения некоторых предметов (например, кухонной посуды), состоятельные люди просто выбрасывали их.

Это отразилось, например, на планировке и организации жилища (кухня, приспособленная к соблюдению предписаний кашрута). Па косяки дверей помещается мезуза — коробочка с краткой цитатой из Писания.

Постепенно закрепилось представление о том, что повреждение хотя бы одной буквы из этого текста может привлечь нс благословение, а неприятности. Наиболее последовательные верующие распространяли запрет на изготовление любых изображений вообще, включая и чисто светские, бытовые. Однако во многих иудейских семьях имелись портреты наиболее уважаемых раввинов.

Целый ряд праздничных ритуалов (например, Песах и Суккот) предназначались именно для домашнего совершения, поэтому без религиозной интерпретации не могут быть поняты.

Особенности одежды имеют во многом историческое происхождение и зависят от страны проживания и направления иудаизма; это относится и к длинной черной одежде с поясом — лапсердаку, принятому у ашкеназов. Строго обязательным является лишь покрытие головы (шляпа или маленькая ермолка — кипа). Женщинам предписывается строгая закрытая одежда, что в настоящее время встречается редко. Для ортодоксального еврея, не принадлежащего к хасидизму, вполне достаточно ношение светской одежды при покрытой голове, ношение лапсердаков в настоящее время обычно выделяет хасидов. По мере нарастания ассимиляции все большее количество евреев начинало носить светскую одежду, хотя порой даже состоятельные люди, которых ассимиляция касалась особенно интенсивно, сохраняли верность традиционной одежде, надевали ее хотя бы в определенных ситуациях. Кроме того, в ряде стран ношение такой одежды вызывало негативную реакцию окружающих, рассматривалось как отсталость от уровня современной цивилизации, что становилось еще одним стимулом отказа от традиционного костюма. В результате прочно закрепилось только покрытие головы.

Костюм евреев, принадлежащих иным этнорелигиозным ветвям, имеет свои ситорические особенности (халат, головная повязка в виде чалмы и т. д.).

Иудеи-ортодоксы носят бороду и удлиненные на висках волосы (пейсы), иногда избегают стричь бороду, хотя под влиянием ассимиляции эти практики встречаются не повсеместно.

Иудейский календарь сформировал специфические бытовые черты. Так, празднование Пурима сопровождается не только пиршествами, но и специфическим карнавалом (пуримитилем), который подчас превращается не столько в строго религиозное, сколько общекультурное событие. Строгие предписания, запрещающие работу по субботам, сформировали жесткий недельный цикл с соответствующим распределением отдыха, труда и благочестивых занятий.

Специфическая кулинария возникла также благодаря реализации пищевых предписаний в условиях той или иной местной культуры, она имеет как ряд общих принципов (например, недопущение смешения мясного и молочного), так и местные вариации. Некоторые блюда приготовлялись специально к праздничным дням (к субботе выпекалась плетеная хала). Для ашкеназийской традиционной кулинарии характерно обильное использование пряностей, сладкого, фруктов, добавления сахара даже в мясные блюда. Вкусная еда, приготовленная с учетом правил религиозного ритуала, становилась частью праздничной радости. Кроме того, при приготовлении нищи необходимо постоянно следить за кошерностью самих продуктов, обращаться в ряде случаев за консультацией к раввину, а от продуктов, ставших нечистыми, например испортившихся, избавляться. Такие серьезные требования дела^чи ведение домашнего хозяйства сложным и ответственным. В настоящее время кошерные продукты могут продаваться и в специальных магазинах, что упрощает их поиск и делает ненужной специальную экспертизу.

Важным элементом быта были начальные школы для мальчиков: Талмуд-Тора для бедняков и платный хедер для более состоятельных[1].

В период диаспоры, рассеяния, формируются и так называемые еврейские профессии. Это было связано с запретами на ряд занятий, ограничением владения собственностью, особенно землей, а также востребованностью той или иной профессии в конкретных условиях проживания. Так, для Российской империи типичными профессиональными занятиями евреев было мелкое ремесленничество (швейное и сапожное дело, починка часов), торговля. Врачебная профессия считалась в значительной мере входящей в круг «еврейских профессий» еще со Средневековья, причем в разных странах. Не случайно Маймонид был, помимо прочего, и врачом. Это относилось и к аптечному, провизорскому делу. Дальнейшее изменение исторических и культурных реалий привело к исчезновению прежней системы специфических профессий.

Интересно происхождение бытовой музыки, которая у евреев Восточной Европы приняла специфический вид, получивший название «клезмер». С одной стороны, она не дублирует синагогальную музыку, хотя иногда определенные влияния могут существовать, с другой же очень часто привязана к каким-либо бытовым событиям, которые, в свою очередь, несут религиозную окраску (в первую очередь, свадьба, являющаяся и религиозным обрядом, и шумным праздником). Поэтому клезмерская музыка прочно связана с бытом традиционного иудаизма. Музыканты не только превратились в представителей отдельной профессии, но и стали обязательной деталью повседневной жизни еврейской среды. Сформировались небольшие еврейские ансамбли, пользовавшиеся традиционным набором инструментов. Органичное развитие клезмерской музыки было нарушено событиями Катастрофы, но она существует и сейчас, клезмерские фестивали проходят регулярно в разных странах.

Клезмерская музыка, будучи фольклорной, повлияла и на другие виды фольклора, в том числе и в смежно существовавших культурах. Так, определенное влияние клезмера заметно в т.наз. «блатном фольклоре». Некоторые известные представители данного жанра, напр. Аркадий Северный, при исполнении использовали отдельные элементы этнической, клезмерской стилистики.

Для наших соотечественников быт религиозных евреев известен именно в ашкеназийском варианте (он вдохновлял ряд художников: живописцев Ю. М. Пэна (1954—1937), М. Шагала (1887—1985), писателя ШоломАлейхема (1859—1916)). Однако быт евреев Израиля представляет собой во многом особую культуру, нс похожую на культуру диаспоры.

В настоящее время бытовой уклад в значительной мере поменялся, сторонники строгого соблюдения бытовых традиций даже в Израиле предпочитают селиться обособленно, ведя изолированную жизнь. Впрочем, быт нового типа в значительной мере сложился уже в первой половине XX в.

Символика. Иудаизм располагает собственной символикой. Наиболее древним символом является менора (ритуальный семисвечник). Позднее возникает Маген-Давид (шестиконечная звезда «щит Давида»), Можно встретить изображение двух скрижалей (досок) с заповедями, которые поддерживаются двумя львами, но это чаще символика чисто синагогальная.

  • [1] Обиход таких школ отразился в известной песне Oifn pripechek, с рефреном: «Коме-цалеф читается как „О“».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой