Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Языковое сознание как проблема отечественной когнитивистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сожалению, творчество Л. С. Выготского и особенно концепция о мышлении, языке и сознании остается до настоящего времени недостаточно изученной. Наименее изученной остается проблема преемственности в разработке когнитивистской проблематики, более глубоко изучена психологическая проблематика вопросов сознания и мышления в творчестве JI.C. Выготского, которую исследовали В. П. Зинченко, А. А… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Когнитивный подход к исследованию языкового сознания
    • 1. 1. Формирование когнитивной парадигмы
    • 1. 2. Проблема языка и сознания в зарубежных когнитивных теориях
    • 1. 3. Языковое сознание как феномен культуры
  • Выводы
  • Глава II. Языковое сознание как проблема когнитивных культурологических теорий XX века
    • 2. 1. Когнитивный анализ языка в концепции А.А.Потебни
    • 2. 2. Когнитивная теория Выготского — важный этап в отечественной философии культуры
    • 2. 3. Историко-культурологическое значение концепции языкового сознания С.Д.Кацнельсона
  • Выводы
  • Глава III. Когнитивный подход в формирования языкового сознания при обучении иностранному языку
    • 3. 1. Лингвокультурологический аспект в формировании языкового сознания
    • 3. 2. Особенности формирования языкового сознания при обучении иностранному языку
    • 3. 3. Проявление национально-культурной специфики языкового сознания в русском и английском языках

Языковое сознание как проблема отечественной когнитивистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Деятельность сознания — одна из вечных и непреходящих исследовательских проблем, постоянно находящаяся в фокусе пристального внимания как естественных, так и гуманитарных наук. Сознание представляет собой один из самых сложных феноменов для изучения, поскольку единственным «инструментом» для его изучения является оно само, т. е. само сознание, формирование, становление, развитие и исследование которого происходит в единственно возможных условиях существования — в языковой среде вербального общения как продукта определенного уровня развития культуры. Поэтому язык — это тот ключ к решению проблемы, который поможет открыть дверь в сферу неизведанных тайн сознания.

На современном этапе развития науки впервые появилась уникальная возможность обобщить и осмыслить результаты исследований в самых разных областях науки в рамках когнитивных исследований для разработки теоретических основ, формирующих понятие о природе языкового сознания как некоем едином созидательном конструкте и раскрывающих содержательную сущность этого феномена как продукта языковой и мыслительной деятельности. Исследование в когнитивном ракурсе позволяет понять те процессы, которые лежат в основе общественного сознания и те закономерности, которые определяют развитие сознания отдельной личности.

Интеграции когнитивных подходов в междисциплинарной области знания предшествовали научные разработки с когнитивной методологией в области языка и психологии. Эти разработки с полным правом можно назвать «когнитивистикой» как она формировалась на раннем этапе своего развития.

Сразу подчеркнем, что для отечественного языкознания и психологии когнитивная направленность играла исключительно важную роль. Однако эта направленность осталась недостаточно категоризована как в отечественной эпистемологии, так и в теории и философии культуры.

Изучение процесса становления когнитивной парадигмы и ее значение в философии культуры заслуживает особого внимания, т.к. самым важным принципом в изложении разных подходов к культуре является принцип целостности. В исследованиях проблемы языкового сознания с позиций философии культуры именно когнитивный подход обеспечивает целостность в изучении этого феномена как продукта культурного развития общества. Актуальность когнитивного исследования языкового сознания, обусловлена также необходимостью межкультурного общения и интеграцией культур, заставляющей сфокусировать внимание на той роли, которую играет язык. Язык приобретает в сложившейся ситуации конкретное жизненно важное содержание потому, что вместе с внедрением языковых шаблонов в сознание проникают мировоззренческие установки. Поэтому необходимо переосмыслить роль языка и его статуса по отношению к сознанию, самосознанию, мышлению и т. д., определить первоосновы индивидуально-личностных смыслов бытия и деятельности, и выявить необходимые парадигмы, исторически адекватно влияющие на формирование культурной личности с большой буквы.

Особое место данная проблематика занимает в философии культуры, потому что отечественной наукой накоплен большой опыт в исследовании этой проблемы с позиции целостности психофизиологических процессов, лежащих в основе деятельности сознания, речемыслительной и языкотворческой деятельности, объясняющей функционирование языка и сознания как неразделимого единства и основы сознательной деятельности. В этой связи, в первую очередь, необходимо назвать исследования А. А. Потебни, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, С. Д. Кацнельсона. Обращение к накопленному опыту отечественной науки представляется своевременным, прежде всего, потому, что он недостаточно исследован и содержит много ценной информации. Опыт, накопленный отечественными исследователями, представляет большой научный интерес в связи с нахлынувшим потоком зарубежных исследований, часто претендующих на первенство в постановке и исследовании проблем, которые задолго до этого годами разрабатывались Российскими учеными. Российскую научно-исследовательскую школу выгодно отличает от зарубежной наличие серьезной теоретико-методологической базы, имеющей многолетние традиции. В изучении отечественного наследия нуждается учебная, воспитательная, пропагандистская деятельность, заинтересованная в актуализации мировоззренческих, ценностных и методологических ориентаций в обществе, ищущая путей обогащения личностных позиций общечеловеческими ценностями, находящимися в центре внимания отечественной науки.

Степень научной разработанности проблемы. Основы отечественной когнитивной парадигмы были сформированы задолго до зарубежных когнитивных исследований языка и сознания. Среди первых отечественных работ необходимо назвать «Мысль и язык» А. А. Потебни. На формирование философской концепции А. А. Потебни большое влияние оказала «гумбольдтовская философия языка». В. фон Гумбольдт первым ввел термин «языковое сознание», но, к сожалению, нигде не дал четкого определения этому термину.

Однако до конца XX века «языковое сознание» в отечественной лингвистике рассматривалось исключительно как объект лингвистических исследований. В настоящее время лингвисты оставили в стороне призыв Ф. де Соссюра заниматься исключительно языковыми явлениями и обратили внимание на то, что раньше называлось экстралингвистическими факторами. Экстралингвистические факторы, к которым следует отнести особенности культурно-исторического развития и познавательных процессов, были включены в сферу изучения языка. Появились работы Е. И. Горошко, Б. В. Дашеевой, О. Н. Селиверстовой, исследующие национально-культурное своеобразие языкового сознания, а так же коллективный труд ростовских исследователей И. М, Сушкова, Е. И. Крюковой, Е. И. Голубых, посвященный теме языкового сознания и культуре. Связь познавательных процессов с процессом языковой категоризации прослеживает Н. Н. Болдырев. Процесс категоризации он рассматривает как ведущую функцию человеческого сознания, в подтверждение своих выводов Н. Н. Болдырев ссылается на А. А. Потебню, указывавшего на способность основной единицы языка слова к обобщению.

Когнитивный метод А. А. Потебни, в основе которого лежит принцип целостности и многосторонности исследования таких сложных феноменов, каковыми являются культура, сознание, мышление, язык, речь, по мнению Т. И. Вендиной, заложил основы когнитологии как междисциплинарной науки. Анализу его концепции посвящены работы В. В Виноградова, Т. А. Амировой, Ф. М Березина, С. В. Смирнова, А. И. Белодеда, JI.A. Булаховского, С. Д. Кацнельсона, С. Я. Когана, А. И. Колодной, И. П. Плотникова, Т. Райнова, М.Г., Ярошевского и других авторов, в которых анализируется концепция потебнианства, особое внимание уделяется выявлению психологической сущности «внутренней формы слова», характеру соотношения язык — мышление — сознание.

Философские истоки лингвистической концепции А. А. Потебни рассматриваются Ф. Филиным, С. Я. Коганом, Н. И. Безлепкиным, который особое внимание уделяет анализу психологическиого аспекта в концепции А. А. Потебни.

К сожалению, творчество Л. С. Выготского и особенно концепция о мышлении, языке и сознании остается до настоящего времени недостаточно изученной. Наименее изученной остается проблема преемственности в разработке когнитивистской проблематики, более глубоко изучена психологическая проблематика вопросов сознания и мышления в творчестве JI.C. Выготского, которую исследовали В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Г. Чесноков, М. Г. Ярошевский и др. Вместе с тем необходимо отметить, что недостаточно внимания уделяется рассмотрению роли языка в формировании сознания в концепции JI.C. Выготского. Проблема культурно-исторического подхода JI.C. Выготского исследована в работах Т. В. Ахутиной, Л. И. Божович, Б. Г. Мещерякова. Многие отечественные психологи, среди которых Т. В. Ахутина, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев и другие отмечают, что Л. С. Выготский одним из первых понял суть речевых реакций, в основе которых заложены не физические стимулы, а слова, обладающие социально заданным культурой смыслом. Большое внимание работам Л. С. Выготского уделено С. Д, Кацнельсоном, глубоко осмыслившим проблемы языковых категорий в их отношении к мыслительным категориям. Широту общетеоретической проблематики в трудах С. Д. Кацнельсона отмечают В. М. Алпатов, А. В. Бондарко, Т. В. Базжина и др (182- 8−215).

К большому сожалению творчество С. Д. Кацнельсона не получило достаточного освещения и остается мало изученным.

Теоретико-методологические основы исследования.

Диссертационное исследование опирается на ряд теорий, базирующихся на методологическом принципе функционирования языка и сознания как неразделимого единства и основы человеческой деятельности. Среди них следует назвать теорию символических форм Э. Кассирера, согласно которой культура представляет собой специфически человеческий способ приспособления к окружающей среде, а именно создание особой символической вселенной. Бытие человека, согласно Э. Кассиреру может протекать только в символических формах, к которым он относит язык, искусство, миф, религию, науку и т. д.

Большое значение в теоретико-методологическом обеспечении работы имеет культурологическая концепция Ю. М. Лотмана, в которой культура предстает как «внегенетический механизм наследования социального опыта» (110- 395).

Культура — это антиэнтропийный механизм, созданный человеком для «борьбы» с хаосом. Одна из основных функций культуры — структурирование мира через наделение его смыслом, т. е. превращение информации в знание. Это структурирование осуществляется с помощью знаковых систем разного уровня, в том числе с помощью естественного языка. Понимание культуры как семиосферы — сложного, иерархически организованного, динамического, гетерогенного семиотического пространства — позволяет выявить способы взаимодействия когнитивных и языковых процессов в контексте культуры.

Базовым методологическим основанием развития концепции «языкового сознания» в рамках философии культуры является когнитивная теория культуры Е. Я. Режабека. Согласно данной теории, культуру можно рассматривать как особый когнитивный строй, определяющий целостность и единство индивидуального и коллективного опыта, включающего специфику деятельности, культурно-психологических установок и языка.

К теоретико-методологическим основам диссертационного исследования следует также отнести ряд теорий, предложенных в рамках отечественной когнитивной лингвистики, в частности, методологию лингво-когнитивных исследований Е. С. Кубряковой, теорию языковой категоризации Н. Н. Болдырева и др.

Объектом исследования выступает языковое сознание как феномен культуры, рассматриваемый под когнитивным углом зрения.

Предметом исследования являются теории конституирования когнитивных функций в языковом сознании в трудах отечественных авторов XX века (А.А. Потебня, JI.C. Выготский, C. ZL Кацнельсон) и их реализация в обучающем процессе.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования — раскрыть когнитивные концепции языкового сознания в отечественной философии культуры и их значение при процессе обучения иностранному языку.

Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:

— сопоставительный анализ отечественной школы когнитивных исследований языка и сознания и зарубежной когнитивистики;

— изучение «языкового сознания» как социокультурного явления в единстве проявления его универсальных черт и социально-культурных особенностей;

— анализ истоков зарождения отечественной когнитивистики в исследованиях А. А. Потебни;

— определение основных принципов когнитивного исследования языка и сознания в концепции JI.C. Выготского;

— исследование лингвистической концепции С. Д. Кацнельсона;

— выделение общих закономерностей формирования «языкового сознания» личности в соответствии с этапами ее социально-культурного развития;

— выявление некоторых национально — культурных особенностей «языкового сознания» как «смысловой матрицы», влияющей на национально — культурное восприятие и пронизывающей весь пласт языкового сознания от социально-культурного до лексико-грамматического-сравнение культурных смыслов «языкового сознания», для описания семантических планов русского и английского языков.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

— в рамках исследования обосновываются приоритеты отечественной науки в создании когнитивного направления в изучении проблем, связанных с языком, мышлением, сознанием;

— термин «языковое сознание» определяется не как языковая компетентность, а как сложносоставной термин, обозначающий не только языковые феномены, но процесс мыслительной деятельности и его продуктсознание;

— «языковое сознание» представлено как социально-культурный результат формируемого языковыми средствами осознанного мышления, в котором язык и мышление предстают как целостный феномен, оба компонента которого взаимосвязаны и не существуют раздельно;

— становление «языкового сознания» исследуется с точки зрения влияния языка на процесс формирования мышления и создания механизмов социокультурного осмысления когнитивных процессов;

— выявлены стадии развития осмысленного мышления в процессе формирования «языкового сознания» на родном языке на основе концепции J1.C. Выготского об онтогенезе сознанияобучение иностранному языку рассматривается в системе необходимых составляющих для формирования языкового сознания с позиции когнитивистики.

Положения, выносимые на защиту.

1. Российская когнитивная наука складывалась на доинституциональном этапе (мировое сообщество еще не располагало Центрами когнитивной науки при ведущих университетах мира, не существовало специализированных журналов по когнитивным исследованиям), однако российскую научно-исследовательскую школу изучения языкового сознания всегда отличало наличие серьезной теоретико-методологической базы, имеющей многолетние традиции. Отечественная когнитивная наука признавала язык «структурным узлом» разветвленной системы сознания и утверждала, что без опоры на языковые когнитивные средства никакие виды человеческой деятельности не могут осуществляться или входить в горизонт культуры. Особая роль в разработке основ методологического подхода к изучению явлений сознания, известного в настоящее время как когнитология, принадлежит таким отечественным исследователям, как А. А. Потебня, JI.C. Выготский, С. Д. Кацнельсон.

2. Лингвистическая теория А. А. Потебни, базирующаяся на идеи о том, что именно слово способствует формированию сознания, задает теоретико-методологические основания для развития когнитивной теории языкового сознания. Исследования А. А. Потебни славянской мифологии и произведений народного творчества показывают, где и как закладываются онтологические и гносеологические корни и истоки национальной самобытности языка. Именно слово способствует отделению субъекта от окружающей среды и формированию способности к рефлексии.

3. Идеи JI.C. Выготского стали базовой теорией для развития отечественной школы когнитологии. В культурно-исторической теории психики JI.C. Выготский показал невозможность осуществления мыслительных осознанных процессов вне сферы вербального формирования мысли. Именно языку принадлежит конституирующая роль в онтогенетическом формировании мышления по схеме: от мотива через мысль к внутренней речи и от внутренней речи к мысли или внешней речи. Языковое сознание предстает в его концепции как сложная многоуровневая структура, формирующаяся при взаимодействии культурно-социальных и психофизиологических компонентов. Переход от эгоцентрической к внутренней речи — это важнейший этап в становлении когнитивных способностей ребенка. Генетическим основанием развитой когнитивности выступает внутренняя речь, которая развивается путем функционального и структурного обособления от внешней речи. Особенностью внутренней речи является ее совершенно особый синтаксис, в котором преобладает предикативность.

4. Лингвистическая концепция С. Д. Кацнельсона, направленная на анализ и теоретическое осмысление процессов филогенеза языкового сознания, критически пересматривает онтогенетическую теорию Л. С. Выготского. Согласно филогенетическому подходу, фактор объективности и упорядоченности мышления предполагает наличие определенного лингвистического обеспечения вербальных значений и знаний о мире и окружении, которых на синкретической (ранней стадии онтогенеза) не было и быть не могло. Подчеркивая связь языка с мыслительной деятельностью, С. Д. Кацнельсон указывал на трудность проведения грани между языком и мышлением, так как на базе языка осуществляются мыслительные процессы, протекающие в языковых формах. Особого внимания в когнитивной теории языка С. Д. Кацнельсона заслуживает анализ категорий как форм «стратиграфии мира» с выделением «сущностей разных порядков» в познаваемой действительности.

5. Язык является организующим фактором мыслительной речевой деятельности личности, формирующим интеллект и выражающим накопленные знания и опыт и осуществляющим систематизацию, в соответствии с уровнем развития и культуры этой личности. Организующая деятельность языка проявляется в способности анализировать и синтезировать, структурировать и именовать. В условиях, когда отсутствует социокультурная языковая среда, вряд ли можно говорить о формировании языкового сознания. Сформированное языковое сознание на родном языке служит основой для восприятия новых смыслов и контекстов картины мира изучаемого языка. Видение окружающего мира меняется с включением в его контекст новых смыслов, разрушающих привычную в рамках родного языка картину мира. Происходят качественные изменения в языковом сознании. Изменения в сознании предполагают разрушение стереотипов мышления моноцентрического сознания и формирование толерантного отношения к особенностям национальной картины мира, свойственным народу, говорящему на изучаемом языке. Как член общества индивид в процессе социализации усваивает некоторые ментальные осознаваемые и неосознаваемые установки. В этом смысле родной язык — это единственно возможная форма существования осознаваемого, т. е. сознания. Вместе с родным языком усваивается характерная для этого языка «смысловая матрица», которая «накладывается» индивидом на окружающую действительность.

6. Национально-культурное своеобразие «языкового сознания» как особого типа мышления имеет свою национальную специфику в обучении иностранному языку и преподавании этой дисциплины. Следует признать, что «языковое сознание» влияет на национально-культурное восприятие и пронизывает весь пласт языковых приобретений от лексико-грамматического до социально-культурного уровней. В связи с рассмотрением национально-культурной специфики языкового сознания диссертантка в порядке гипотезы выдвигает предположение, что с обширной территорией России исторически оказалась связана свобода в пространственном употреблении порядка слов в грамматическом построении предложений.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.

В диссертации, в ходе изучения развития когнитивных теорий языка в отечественной философии культуры, доказана необходимость признания языковой сущности сознания как надиндивидуальной основы мыслеречевой деятельности, формирующей интеллектуальную сферу сознания. Обоснована необходимость включения нового понимания категории «языкового сознания» как некой целостности, объединяющей в деятельности сознания языковую и интеллектуальную сферу. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке сложившейся лингвокультурологической парадигмы при обучении иностранному языку, так же при разработке основных гуманитарных курсов по философии культуры, специализированных курсов, при решении соответствующих конкретных практических проблем обучения и научно-исследовательских проблем.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в 15 публикациях, в том числе в сборнике научных статей, межвузовском сборнике научных статей, в научно-образовательном журнале ВАК «Гуманитарные и социально-экономические науки» № 7, 2006 г., и выносились на обсуждение на трех межвузовских, трех научных и научно-методических конференциях, пяти Международных конференциях в Ростове, Саранске, Москве.

Объем и структура диссертации определяются предметом исследования. Диссертация структурно расчленяется на введение три главы 9 параграфов, заключение. Диссертация изложена на 166 страницах текста, перечень литературы составляет 295 наименований.

Речь есть могущественное средство анализа и классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности. Познавая с помощью слов, являющихся знаками понятий, конкретную действительность, человек раскрывает в видимом им мире заключенные в нем связи и закономерности" .

Л.С.Выготский. Педология подростка. П.С.С. Т.4. стр. 66−67.

Заключение

.

В предпринятом нами исследовании в методологическом аспекте ставилась задача выбора общих основ, позволяющих объединить накопленные в разных областях науки знания по исследуемой проблеме, а также определение статуса языка в языковом сознании в сравнительно-семантическом аспекте.

Для выполнения этой задачи нами был проанализирован опыт изучения проблемы, представленный как «классиками» когнитивной науки, так и современными исследователями.

Нами были выделены две тенденции в изучении проблемы сознания. Первая тенденция представлена зарубежной когнитивной наукой. Зарубежный когнитивизм оформился в научное направление в 70-х годах XX века. Центральная гипотеза состоит в том, что мышление лучше всего может быть понятно в терминах репрезентационных структур и компьютерных операций по обработке этих структур. Данный подход известен в литературе под различными названиями: «компьютерная метафора», «вычислительный интеллект», «вычислительная теория ума», «репрезентативная теория разума». Общим в этих теориях является то, что зарубежные исследователи описывают сознание в компьютерной терминологии. В основе такого подхода лежит представление о деятельности мозга и всех происходящих процессах как аналогов, соответствующих структурам компьютерных данных и схожих с компьютерными алгоритмами.

К недостаткам первого направления мы относим: механистический подход к сложной деятельности мозга и непонимание преимуществ творческой активности человека в сравнении с запрограммированной деятельностью вычислительных машин. отсутствие единого методологического подхода в исследовании проблемы сознаниянепонимание того, что сознание не имеет своего собственного бытия и приобретает его в знаковой форме системы языканедооценку значения языка в процессе формирования сознания и динамического фактора сознания как непрерывного процесса формирования вербальных представлений, понятий и суждений об окружающем миренепонимание роли общества, социального окружения и всей сферы того, что принято называть «бытие», в формировании сознаниясосредоточенность только на области чувств и невнимание к мышлению и ко всей интеллектуальной деятельности как способу выражения идей, мыслей и их содержательной сторонеотнесение всей сферы чувств к области сознания, переоценку значимости перцепции, которая приводит к недооценке тех концептов, которые изначально формируются на более высоких уровнях когниции и относятся к апперцепцииподмену общественного сознания групповым, которое понимается как некая сумма сознаний индивидов.

Вторая тенденция нашла отражение в исследованиях отечественной науки, преимущество которых заключается в создании общей методологической основы для проведения научных исследований. Отечественная когнитивная наука появилась задолго до возникновения ее зарубежного аналога. У истоков отечественной когнитивистики стояли А. А. Потебня, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Д. Кацнельсон и др.

Изучая развитие ребенка в раннем возрасте Л. С. Выготский доказал, что сознание формируется при непосредственном участии языка. На первых этапах уровень сформированности сознания определяется объемом вокабуляра. Он обосновал положение о том, что слова не просто обозначают мысль, но участвуют в ее формировании. Он вывел важнейший закон психологии понятия: который можно сформулировать следующим образом: с развитием отношений общности независимость понятия от слова и смысла от его выражения растет, проявляется нарастание операций свободных в смысловом и словесном выражении. По мере развития отношений общности независимость понятия от слова и смысла от его выражения растет, появляется нарастание операции свободных в смысловом и словесном выражении. Мера общности означает определенную позицию в определенных отношениях общности к другим значениям, и природа понятия раскрывается в его отношениях к другим понятиям. У каждой структуры обобщения есть своя система отношений общности, потому что обобщения различной структуры находятся в разных отношениях общности между собой и каждой структуре соответствуют свои логические операции мышления. Это означает единство структуры и функции мышления и единство понятия с возможными для него операциями.

Л.С. Выготский отмечает зависимость мышлении от структуры самой мысли. Характер операций, доступных для данного интеллекта определяется построением функционирующей мысли. Само функционирование определяется тем, что функционирует и тем как оно построено.

Выготский Л.С., рассматривая онтогенез сознания пришел к выводу о том, что компоненты сознания на иностранном языке формируются не так как на родном. Многофункциональные аспекты сознания в естественных условиях языковой среды родного языка развиваются одновременно. При обучении иностранным языкам все наоборот, необходимо формировать каждую составляющую языкового сознания отдельно, поэтому нужно выделить отдельные составляющие из единого целого каковым является языковое сознание.

Предпринятое нами исследование — это рассмотрение проблемы с целью выявления статуса языка в языковом сознании.

В методологическом плане в нашем исследовании продолжаются традиции исследования, разработанные отечественной наукой, позволяющие обобщить и осмыслить достижения различных наук, в частности психологии, языкознания, философии и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А. Гносеологические проблемы теории знаков. Автореф.дисс.на соискание ученой степени д-ра филос. наук- Ереван, 1968. 39с.
  2. Р.Г. Значение в языке: философский анализ. — М.: Высшая школа, 1985. 195 с.
  3. А.А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. М., 1981, 208с.
  4. Акулов В.Л.//Природа общественного и индивидуального сознания. Принцип материалистического монизма и проблема сознания: Межвуз.сб.научных трудов-Ив.ГУ .Иваново, 1985, 124с.
  5. Александров И. О, Н.Е.Максимова//Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания. Психологический журнал. 2003, № 6.- С.-55−76.
  6. Т.А., Ольховников Б. А., Рождественский Ю. В. Очерки по истории лингвистики. М, Наука. 1975, 559с.
  7. Н.Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1956, 218с.
  8. А.И. Структура общественного сознания. М.: Высшая школа, 1973, 86с.
  9. Н.Д. Типы языковых значений / Оценка. Событие. Факт. — М.: Наука, 1988,339с.
  10. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966. С. 488.
  11. Т.В. Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественно -научный подходы к интериоризации.Т.В. Ахутина//Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. 2004. — № 3. — С. 41−56.
  12. Ахутина Т. В, Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М.: изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  13. Н.А. Язык мой.Эмоциональный опыт в контексте разных культур//Человек.- 2005.-№ 5.- С.105 111.
  14. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник 84−85. — М.: 1986. — С. 106−107.
  15. Н.И. Философия языка в России: К истории русской лингвофилософии. СПб., 2001. С.130−244
  16. А.И. Грамматическая концепция Потебни в истории отечественного языкознания: Автореф. дисс. д.ф.н. Киев. С 7−15.
  17. Ф.М. Русское языкознание конца XIX начала XX вв. М., 1976. С. 20−27.
  18. О.И. Языковое сознание и вопросы теории мотивации. // Язык и личность. М., 1989. С 122−126.
  19. JI. И. О культурно-исторической концепции JI. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности/JI. И. Бо- жович//Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 108−116.
  20. БондаркоА.В.О понятии «категориальная ситуация» // Концептуальное пространство языка.Сб.ст. Тамбовский ун-т.2005.С 66−67.
  21. Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбовский ун-т. 2000,-123с.
  22. Большой энциклопедический словарь. Под ред. В. Н. Ярцева. Статья «Языкознание». М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  23. А. В. Первые уточнения текстов Л. С. Выготского / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1996. — Т. 17, № 3. — С. 19−25.
  24. Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса. Вопросы психологии. .№.6. 1996.С.25−40.
  25. А. Вежбицкая Понимание культур через посредство ключевых слов. — М., 2001.-С 12−23
  26. А. Вежбицкая. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. -С.33−88, 73−76.
  27. .М. Современная когнитивная психология. М., МГУД982.—ЗЗбс.
  28. Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания. // № 4, 2002. С 42−72.
  29. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение и преподавание русского языка как иностранного. Изд. 2-е, перераб. и дополн. — М.: Русский язык, 1976.- 248с.
  30. Вестник МГУ. Серия 14.Психология. 2003.- № 4.С. — 5 — 15.
  31. Вестник МГУ. Серия 14.Психология. (Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928).- 1991.- N 4. С.- 5−18
  32. Виноградов В. В. История русских лингвистических учений. М: 1978.-376 с.
  33. Вопросы философии. Беседа с И. Т. Касавиным 2003. — № 12.- С.64−71.
  34. Г. Л. Каким он был. //Вопросы психологии.- 1996,№ 5.С.123−134.
  35. Л.С. Мышление и речь. -М.: Лабиринт, 1999. 352с.
  36. Л.С. Собр. соч. в 6 т. -М.: Педагогика, 1984.
  37. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С 3−23
  38. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. С 24−54.
  39. П. Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. —В кн.:Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981, с. 98.
  40. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. / Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1959.
  41. Л. Еще один кризис в психологии: возможная причина шумного успеха идей Л. С. Выготского / Л. Гараи, М. Кечки // Вопросы философии. — 1996.-№ 5. -С. 63−71.
  42. Н. А. Ассоциативная структура значения слова в онтогенезе. Диссертация кандидата филологических наук. Москва, 1990, — 184с.
  43. Гегель. Наука логики. T.I. М.-Л., 1929.
  44. С.И. Онтологическое единство текста и виды внутритекстовой организации. // Труды Московского гос. пед. института им. М. Тореза. Машинный перевод и прикладная лингвистика, вып. 14. М., 1971
  45. . И. JL С. Выготский и А. Р. Лурия: истоки сотворчества / Ж. И. Глозман // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 93−102.
  46. .Н. Основы культуры речи. -М.: Высшая школа, 1988.-С 5−15
  47. О. В. Представления Л. С. Выготского о самосознании и марксизм / О. В. Гордеева // Психологический журнал. — 1996. № 5. — С. 31−42.
  48. О. В. Проблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского / О. В. Гордеева // Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 111−118.
  49. Е. И. Специфика ассоциативного сознания некоторых групп русскоязычного населения Украины // Языковое сознание формирование и функционирование, М.: Институт языкознания РАН, 1998, С. 186−200.
  50. Е.И. Языковое сознание: Ассоциативные парадигмы: Автореф. канд. дис. психол. наук. М., 2001.-553с.
  51. Е.В., Шендельс Е. И. К вопросу о языковых макро- и микрополях // Уровни языка и их взаимодействие: Тезисы научной конференции. М., 1967. С. 57−59.
  52. В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс. 1985.-449 с.
  53. В. фон. Характер языка и характер народа // Язык и философия культуры. М. 1985. С. 344−348
  54. В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.
  55. Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М.: Прогресс, 1993.
  56. В.И. Достоинство культуры. // Вопросы философии. 1987. — № 9.
  57. В.Е., Белолипецкий В. К. Культура и ее место в жизни общества. // Философские науки, № 2, 1974.
  58. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.
  59. В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С.Выготского. //Вопросы психологии 1996. -.№ 5.
  60. .В. Концепт образа мира в языковом сознании русских, бурятов и англичан: Автореф. канд. дис. филол. наук. М., 1999.
  61. Н. В. Формы существования и функционирования языкового сознания в негомогенной культурной среде, Автореф. дис. .докт. филол. наук, Москва, 2000, 60с.65
Заполнить форму текущей работой