Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-политическое мифотворчество в контексте современной российской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из существенных сторон мифотворчества является как раз то, что человек, живущий внутри мифологического сознания, не отличает мифические сюжеты от реальности, вернее, излагает их в формах самой действительности. Как показывает практика, в большинстве случаев, осознанно или неосознанно, мифотворцами становятся ученые, мыслители, видные общественные деятели, которые пытаются те или иные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-политический миф как элемент кризисного развития российского социума
    • 1. 1. Мифологизация духовной культуры в условиях кризисного развития российского общества
    • 1. 2. Социально-политическое мифотворчество как социокультурное явление
    • 1. 3. Типология и содержание современных социально-политических мифов: российская специфика
  • Глава II. Место и роль социально-политического мифотворчества в развитии социокультурной ситуации на Северном Кавказе
    • 2. 1. Этногенное мифотворчество в современном этнокультурном процессе на Северном Кавказе
    • 2. 2. Миф о «кавказской цивилизации» и его роль в развитии духовных процессов в северокавказском регионе
    • 2. 3. Мифологизация национального образования на Северном Кавказе и проблемы гармонизации этнокультурных процессов в регионе

Социально-политическое мифотворчество в контексте современной российской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Общая нестабильная экономическая и политическая ситуация в мире, сложившаяся к концу XX — началу XXI веков, отражается на всех уровнях общественного сознания. В таких условиях активизируется производство и распространение различных мифов, способствующих преодолению на уровне духовно-практического освоения мира нарастающей неопределенности ситуации и воссоздающих иллюзорный образ социальной реальности.

Социокультурные кризисы различного масштаба, как показывает история, во все времена являлись толчком для оживления мифических форм культуры, социально-политического мифотворчества как процесса, порождающего умиротворяющие, уравновешивающие, хотя и иллюзорные (временные) островки человеческого существования в ситуации наступления часто необратимых деструктивных изменений социальной реальности. Подобное состояние социокультурной системы, возникшее в результате глубинных трансформационных процессов, ориентированных на модернизацию, наблюдается на современном этапе в нашей стране.

Актуальность исследования проблемы социально-политического мифотворчества в контексте современной российс кои культуры заключается в том, что на современном этапе общественного развития, как никогда ранее, мифотворчество затронуло все сферы общественной деятельности, но особенно явно оно заявило о себе в науке, политике, экономике.

Сложившуюся ситуацию достаточно точно оценил Н. С. Авдулов, подчеркнув, что «во всем мире наука теряет кредит общественного, исторического доверия, политические философы на потребу заказчикам творят из ничего теории общественных явлений, в согласии с которыми начинают жить миллионы людей.».1.

Так, на современном этапе в процесс мифотворчества оказались вовлеченными (осознанно или не осознанно) дипломированные специалисты, преимущественно гуманитарная интеллигенция, часть из которой превратилась в активных проводников идей тотальной этнизации, а некоторые ее представители, которые недавно пропагандировали интернационализм, перешли на позиции этницизма и этноцентризма. Создаваемые последними этногенные мифические построения не только вводят общественное сознание в заблуждение, но и способствуют ухудшению отношений в сфере межнационального общения.

Сегодня существует большое количество околонаучной литературы в гуманитарной сфере, особенно социально-политической. Это свидетельствует о наличии не только гносеологических факторов мифотворчества, постоянно присутствующих в культуре, но и определенного социального заказа на такие тексты.

Важнейшим компонентом социально-политического мифотворчества является историческое мифотворчество: наиболее активно современные «новаторы» пересматривают древнюю историю своих народов, стремятся обнаружить этнические корни в великих цивилизациях древности. Типичной такая ситуация является и для Северного Кавказа, где в постсоветскую эпоху опубликовано большое количество исторических работ, касающихся прежде всего древнейшей истории северокавказских этносов и их этногенеза.

Актуальность исследования социально-политического мифотворчества и в его контексте исторического мифотворчества возрастает еще и потому, что при разрешении той или иной конфликтной ситуации взоры конфлик.

1 Авдулов Н. С. Наука в системе взаимодействия культур // Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2000. С. 26−27. тующих сторон первым делом обращаются к истории, историческим знаниям, исторической мифологии.

Таким образом, разработка концептуальных положений, связанных с исследованием социально-политического мифотворчества как социокультурного явления, типологии и содержания современных социально-политических мифов, этногенного мифотворчества, роли образования в преодолении мифологического сознания является актуальной как для теоретического осмысления социокультурных и этнополитических процессов, воздействие которых на все сферы общественной жизни российского общества проявляется все более ярко, так и для сферы практической политики.

Степень научной разработанности проблемы.

На протяжении многих веков интерес к исследованию мифа, в том числе социально-политического мифотворчества как социокультурных явлений был весьма устойчивым. Однако, по мнению большинства ученых, настоящий взрыв исследовательского интереса к мифу, в том числе и к социально-политическому мифотворчеству приходится на первые десятилетия XX века.

В первой половине XX века образуются целые школы и направления в изучении фундаментальной роли мифа и социально-политического мифотворчества в жизни общества. Среди них в, изучении данных проблем, видное место заняла социологическая школа с ее основателем Э. Дюркгеймом.1 Его учение о коллективных представлениях стало отправной точкой работ J1. Леви-Брюля, а позднее и К. Леви-Стросса." .

Значительные исследования, представляющие миф и социально-политическое мифотворчество как форму бытия, были проведены в рамках психоаналитического направления, основоположником которого был.

1 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. — М., 1996. У.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1937; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994.

3. Фрейд, 1 последний указал на связь мифа с индивидуальным подсознанием. у.

Среди других представителей этого направления можно выделить К. Юнга, с его учением об архетипах коллективного бессознательногоЭ. Фромма, Э. Ноймана, 3 которые обозначили принадлежность мифа к глубинным психическим структурам современного человека.

Изучение исторических мифов, особенно традиционных, в советский период было приоритетной областью истории, этнографии, лингвистики. Весомый вклад в изучении содержательных и структурных характеристик исторических мифов внесли С. С. Аверинцев, ЯЗ. Голосовкер, П. С. Гуревич, И. М. Дьяконов, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский, В .Я. Пропп, М.И. Стеблин-Каменский, А.А. Тахо-Годи, В. Н. Топоров,.

О.М. Фрейденберг.4.

В последнее десятилетие появились работы отечественных авторов, посвященные советской мифологии, как одному из наиболее ярких явлений в современном социально-политическом мифотворчестве в исследованиях Т. А. Булыгиной Б. Гройса, В. М. Пивоева, В.А. Подороги5 исследуется содержание и функционирование социально-политических мифов советской культуры.

В отличие от советских социально-политических мифов мифы, суще.

1 Фрейд 3. Толкование сновидений. — Спб., 1997.

2 Юнг К. Г. К вопросу о подсознании // К. Г. Юнг. Человек и его символы. — М., 1998.

3 Фромм Э. Душа человека. — М., 1992; Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. -М&bdquo- 1998.

4 Аверинцев С. С. Порядок Космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья. — М., 1996; Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. — М., 1987; Гуревич П. С. Мифология наших дней // Свободная мысль. 1992. № 11- Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. — М., 1990; Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991; Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М., 1992; Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. — М., 1998; Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986; Стеблин-Каменский М. И. Миф. — Л., 1976; Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. — М., 1989; Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифоэпического. -М., 1995; Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М., 1978.

5 Булыгина Т. А. Советская идеология и общественные науки. — М., 1999; Гройс Б. Утопия и обман: Сборник. — М., 1993; Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. — Петрозаводск, 1991; Подорога В. А. Метафизика ландшафта: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв. — М., 1993. ствующие в современном российском обществе, изучены недостаточно хорошо. Весомый вклад в разработку данного направления внесли С.Г. Кара-Мурза, Г. В. Осипов, 1 которые обозначили наиболее известные мифы, функционирующие в современном российском обществе.

Что касается мифологизации современного российского общества, то стоит упомянуть глубокие отечественные исследования, посвященные анализу мифотворчества в условиях современной российской реальности, среди которых особо выделяются работы А. С. Ахиезера, Г. Ф. Гараевой, А. В. Косарева, Т. В. Очневой, B.C. Полосина.

На сегодняшний день достаточно хорошо изучена проблема фабрикования современных политических мифов. Среди исследователей, работающих в данном направлении, можно выделить Р. Барта, К. С. Гаджиева, Э. Кассирера, О. С. Новикову, В. А. Подорогу, М. Элиаде, 3 которые определили специфику современной политической мифологии. Анализом изменений функций языка в создании текстов современных политических мифов занимаются И. И. Кравченко, И. М. Чудинова.4.

В разработку проблем «кавказской цивилизации» значительный вклад внесли А. А. Аникеев, В. Е. Давидович, В. И. Каширин, Э. Т. Майборода,.

1 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М., 2001; Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. — М., 2000.

2 Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. — М., 1991; Гараева Г. Ф. Софийный идеализм как явление ремифологизации // Вестник Армавирского института социального образования (филиал) МГСУ. 2003. № 1. С. 238−248- Косарев А. В. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. — М., 2000; Очнева Т. В. Мифологическое сознание как элемент социального мифа // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. — Волгоград, 1996. С. 137−148- Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. — М., 1999.

3 Барт Р. Мифологии. — М., 1996; Гаджиев К. С. Геополитика Кавказа. — М., 2001; Касси-рер Э. Техника современных политических мифов // Октябрь. 1997. № 7- Новикова О. С. Национальное самосознание как форма превращенная социальных отношений. — М., 1998; Подорога В. А. Метафизика ландшафта: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв. — М., 1993; Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. — Спб., 1998.

4 Кравченко И. И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. 1999. № 1- Чудинова И. М. Политические мифы // Социально — политический журнал. 1996. № 6.

A.Ю. Шадже.1.

Вопросы, связанные с истоками исторического мифотворчества рассматриваются в работах Ю. М. Антоняна, A.M. Кондратова, К. К. Шилика, Н. В. Омельченко, К. Хюбнера, М. Элиаде.2 Примечательно, что среди истоков исторического мифотворчества, которые выделяют выше перечисленные авторы, отсутствует социальный заказ. Этот источник исторического мифотворчества не изучен в философской литературе в достаточной степени.

К числу мало разработанных направлений можно отнести и этногенное мифотворчество. В данном направлении работают такие исследователи как.

B.А. Авксентьев, 3 который подчеркивает исторический фон этнических конфликтов, протекающих на Северном Кавказе, А. Ю. Коркмазов, 4 рассматривающий этнополитические процессы на Северном Кавказе, В. А. Кузнецов, И. М. Чеченов, 5 развенчивающие исторические мифы древней истории Северного Кавказа, созданные современными историками, В. Ш. Нахушев, 6 проанализировавший реалии этнонационального развития в постсоветской России.

Таким образом, несмотря на заметный интерес исследователей к фе.

1 Аникеев А. А. Концепция северокавказской цивилизации как современная парадигма кавказоведения // Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2000; Давидович В. Е. Существует ли кавказская цивилизация? // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2- Каширин В. И. Российская цивилизация на Северном Кавказе: к постановке проблемы. Сборник научных статей. — Ставрополь, 2001; Майборода Э. Т. О существовании цивилизаций различного типа // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2- Шадже А. Ю. Кавказская цивилизация или кавказская культура? // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2.

2 Антонян Ю. М. Миф и вечность. — М., 2001; Кондратов A.M., Шилик К. К. Как рождаются мифы XX века. — JI., 1998; Омельченко Н. В. Первые принципы философской антропологии. — Волгоград, 1997; Хюбнер К. Истина мифа. — М., 1996; Элиаде М. Аспекты мифа. -М.: 2000.

1 Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. — Ставрополь, 2001.

4 Коркамазов А. Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (история и современность). — Ставрополь, 1994. Кузнецов В. А., Чеченов И. М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа). — Пятигорск, 1998.

6 Нахушев В. Ш. Российское Отечество и драма патриотизма многонационального народа. — Ставрополь — Черкесск, 2001. номену мифа, проблемы социально-политического мифотворчества не получили должного разрешения в современной научной литературе. Остаются достаточно неисследованными такие направления как функционирование социально-политического мифотворчества в современной российской культуре, структура, типология, содержание современных социально-политических мифов, вопросы, связанные с этногенным мифотворчеством, анализом мифических построений, не исследован потенциал гуманитарных наук в гармонизации социокультурных процессов в современном российском обществе. Это и вызывает необходимость дальнейшего углубленного анализа социально-политического мифотворчества в контексте современной культуры российского общества.

Объектом исследования диссертант определяет социально-политическое мифотворчество в контексте современной российской культуры.

Предметом диссертационного исследования является функционирование социально-политических мифов в общественном сознании и их роль в развитии социокультурных процессов в Российской Федерации, при этом основной упор делается на изучение ситуации в северокавказском регионе.

Цели и задачи исследования.

Основной целью диссертации является целостный и системный анализ социально-политического мифотворчества, его сущности, места и роли в культуре современного российского общества. Данная цель предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть мифологизацию духовной культуры в условиях кризисного развития Российского общества;

— выявить специфику социально-политического мифотворчества как социокультурного явления;

— разработать типологию и проанализировать содержание современных социально-политических мифов России;

— раскрыть особенности современных исторических мифов, функционирующих в российской культуре;

— выявить значимость этногенного мифотворчества в современном этнокультурном процессе на Северном Кавказе и его роль в развитии духовных процессов в регионе.

— исследовать роль образования в гармонизации социокультурных процессов на Северном Кавказе.

Методология исследования.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования является системный подход, на основе которого формируется основополагающая идея о том, что все явления, события и процессы рассматриваются как взаимодействующие элементы. При анализе механизма функционирования социально-политических мифов в современном общественном сознании и самосознании используется структурно-функциональный анализ, исторический и логический подходы. Характер диссертации обусловил необходимость применения междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать проблему в комплексе. В связи с этим широко применяются научные результаты исследований, полученные в области теории познания, социологии культуры, социальной антропологии, культурологи.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— выявлены истоки социально-политического мифотворчества и доказано, что мифологизация духовной культуры усиливается в условиях кризисного развития обществапроанализировано содержание современных социально-политических мифоввыделены наиболее распространенные мифы, функционирующие в культуре современного российского общества, и показана специфика их функционирования в российском духовном пространстве;

— дано определение исторического мифа и социально-политического мифотворчества и показано, что социально-политическое мифотворчествоэто вид мифотворчества, целью которого является воспроизведение явлений, событий, функционирования социальных институтов и субъектов социально-исторического процесса в форме искаженного отражения объективной действительности ;

— определена роль этногенного мифотворчества в современном этнокультурном процессе на Северном Кавказесформулировано положение о том, что в северокавказском регионе усилилась тенденция перехода от конструктивной роли этногенного мифотворчества к деструктивной, что проявилось в усилении межэтнической напряженности в регионе.

— проведен анализ представлений и концепций о «кавказской цивилизации», доказан их мифологический характерраскрыта роль мифа о «кавказской цивилизации» в развитии духовных процессов на Северном Кавказе;

— уточнена роль образования в гармонизации этнокультурных процессов в северокавказском регионедоказано, что от того, какие идеи и ценности заложены в образовательные программы, зависит формирование толерантных установок в межэтнических отношениях в ученической и молодежной среде.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Мифологизация духовной культуры усиливается в кризисные периоды развития общества. Современные социально-экономические преобразования, имеющие как позитивные, так и негативные последствия, привели к оживлению и появлению различных мифов. На современном этапе люди чувствуют себя бессильными перед разнообразием экономических проблем и массой неконтролируемых событий, и именно мифы в сложившейся ситуации предлагают мировоззрение, где для каждой проблемы есть решение.

2. Социально-политическое мифотворчество является неотъемлемой частью культуры современного российского общества. Современное социально-политическое мифотворчество — это занятие преимущественно научной интеллигенции. Особенностью данного этапа развития российского общества является появление большого количества паранаучных мифов, среди которых особое место занимают исторические мифы. Импульсы мифотворчества вновь и вновь порождаются благодаря активному участию некоторых ученых, политиков, видных общественных деятелей которые порой внедряют в мифы взрывоопасные для стабильного существования общества сюжеты, направленные на формирование этницизма и этноцентризма.

3. Отсутствие научно разработанных теоретических основ социально-экономического реформирования России привело в конечном итоге к тому, что, как и прежде, на смену одним социально-политическим мифам пришли другие. Российская специфика существования столь многочисленных мифов связана с вечным поиском идеала, устремленностью в будущее, ориентацией на авторитет государства, вождя, а на современном этапе — лидера.

4. Этногенное мифотворчество представляет собой один из видов социально-политического и исторического мифотворчества и является неотъемлемой частью культуры в целом и современного этнокультурного процесса на Северном Кавказе в частности. На современном этапе в северокавказском регионе усилилась тенденция перехода от конструктивной роли эт-ногенного мифотворчества, выполнявшего этноконсолидирующую функцию, к деструктивной, разделяющей этнические общности и выполняющей этно-конфликтную функцию. Старые и новые этногенные мифы, касающиеся этнической истории народов Северного Кавказа, стали выступать одним из факторов усиления межэтнической напряженности.

5. Концепция «кавказской цивилизации», с точки зрения нашего анализа, — это современный научный миф, так как выдвигаемые сторонниками этой концепции критерии не подтверждаются историческими фактами и не имеют четкой аргументации, как и вообще на сегодняшний день не существует четких критериев категории «цивилизация». В связи с этим отчетливо проявляется мифотворческий потенциал самой концепции «кавказской цивилизации». Ни Кавказ в целом, ни Северный Кавказ никогда не составляли единой цивилизации, так как этносы данного региона находились на различных этапах исторического, экономического и культурного развития и зачастую вели обособленный друг от друга образ жизни. Тем более не может существовать единой кавказской цивилизации, так как на сегодняшний день наблюдаются процессы государственной дезинтеграции и геополитического соперничества.

6. Одной из особенностей в системе российского образования в настоящее время является стремление правящих элит создать так называемое «национальное образование», дистанцированное от русского. Эта тенденция особенно отчетливо наблюдается в таком регионе как Северный Кавказ. Основная причина внимания ученых, педагогов к этой тенденции в образовании заключается в возможности мифологизации национального образования, так как существует опасность включения мифических конструкций в тексты, используемые в учебном процессе, которые зачастую пропагандируют этни-цизм, этноцентризм и в целом негативно влияют на этнокультурные процессы в северокавказском регионе. В связи с этим важно отметить роль научного социогуманитарного знания в содержании образовательных программ. Именно образование с его ориентацией на научные знания, гуманизм играет ведущую роль в гармонизации этнокультурных процессов на Северном Кавказе.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы культурологами, психологами, конфликтологами, политологами, историками и специалистами других областей обществоведения для дальнейшего углубленного анализа роли и значимости социально-политического мифотворчества в современной культуре российского общества.

Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы при чтении курсов культурологии, истории, культурной антропологии, этнопсихологии, этнической конфликтологии.

Материалы диссертации представляют интерес для средств массовой информации, и других структур влияющих на формирование общественного мнения. Результаты исследования также могут быть использованы и органами государственной власти, общественными организациями при разработке мер и программ, связанных с предупреждением, урегулированием этнических конфликтов на Северном Кавказе и формированием толерантных установок в межэтнических отношениях.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения диссертации представлены в выступлениях на 45-й научно-методической конференции «Университетская наукарегиону» (20−21 апреля 2000 г., Ставрополь) — 46-й научно-методической конференции «XXI век — век образования» (24 апреля 2001 г., Ставрополь) — III Межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука и проблемы региона: из настоящего в будущее» (16−19 мая 2002 г., Кисловодск) — Всероссийской научно-практической Интернет — конференции с международным участием «Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти, гражданского общества» (21−24 мая 2002 г., Ставрополь) — II Краснодарском межрегиональном рабочем семинаре по исторической психологии «Психологические свойства современного исторического знания» (8 февраля 2003 г., Краснодар).

По теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом 2,5 п. л.

Заключение

.

По итогам проведенного исследования, автор диссертации приходит к следующим выводам.

Социально-политическое мифотворчество — это древний и в тоже время современный феномен, который является неотъемлемым элементом куль-туротворческой деятельности человека. Социокультурные кризисы различного масштаба во все времена являлись толчком для оживления мифических форм сознания и социально-политического мифотворчества. Мифологический аспект присущ массовому сознанию во все времена, но особенно мифологизация духовной культуры проявляется в периоды кризисов и нарастания социальных конфликтов.

Более подробно этот тезис можно раскрыть следующим образом:

Во-первых, мифологизация духовной культуры актуализируется в кризисные эпохи, что характерно для современного российского общества. По мнению диссертанта, в условиях отсутствия привычных ориентиров, социальных идеалов, способных обеспечить мировоззренческую целостность человеческого сознания, неуверенности в будущем, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах, создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны политических элит, которые стремятся мобилизовать в своих интересах широкие слои населения. Мифологизация массового сознания осуществляется во всех областях и сферах российского общества, оказывает заметное влияние на характер, результаты и оценку проводимых преобразований. Для появления мифов необходимо соответствующее психологическое состояние общества, наличие напряженной ситуации, когда можно легко поверить в приближающуюся катастрофу. Наличие коллективного массового сознания, является необходимым условием для продуцирования всевозможных мифов, именно через него усваиваются коллективные желания. Мифологический аспект в современном массовом сознании российского общества формируется в условиях не только недостатка, н о и избытка информации о происходящих в обществе процессах.

Во-вторых, социально-политическое мифотворчество представляет собой социокультурное явление и с незапамятных времен сопровождает историю человеческого общества. Говоря о современном социально-политическом мифотворчестве, надо отметить главное, а именно то, что социально-политическое мифотворчество сегодня является занятием преимущественно научной интеллигенции. Мифы создаются коллективно, и в этом смысле каждый человек является в той или иной степени мифотворцем. Тонкая психологическая проблема заключается в том, что никто из сторонников необычных феноменов не согласится с тем, что он занимается мифотворчеством (особенно это касается научной интеллигенции), а будет утверждать, что он занимается научными исследованиями совершенно неведомых, неизвестных современной науке явлений.

Одной из существенных сторон мифотворчества является как раз то, что человек, живущий внутри мифологического сознания, не отличает мифические сюжеты от реальности, вернее, излагает их в формах самой действительности. Как показывает практика, в большинстве случаев, осознанно или неосознанно, мифотворцами становятся ученые, мыслители, видные общественные деятели, которые пытаются те или иные поступки объяснить исторической необходимостью, следованием благородным принципам справедливости и добра. Анализ современного социально-политического мифотворчества дает основание для утверждения о том, что мифологическое сознание не просто присутствует в современных формах культуры, а играет в их порождении, новообразовании далеко не второстепенную роль. В качестве первостепенных истоков социально-политического мифотворчества диссертант выделяет общественные страхи и социальный заказ, которые особенно проявили себя на современном этапе.

В-третьих, отсутствие научно разработанных теоретических основ социально-экономического реформирования России привело в конечном итоге к том)', что, как и прежде, на смену одним социально-политическим мифам пришли другие мифы.

Если предпринять попытку общей типологии современных социально-политических мифов, то можно выделить следующие группы: в зависимости от сферы действия (экономические, политические, социальные, этнические) — от субъекта-носителя (индивидуальные, групповые, массовые) — от масштабов распространения (глобальные, международные, межгосударственные, региональные). На сегодняшний день существует большое количество социально-политических мифов, и в диссертации проанализированы наиболее известные из функционирующих в общественном сознании современного российского общества мифы. Анализ эмпирического материала, то есть мифов, показал, что среди социально-политической мифологии, составляющей основу фундаментальных современных мифов, можно выделить мифы о «золотом веке» в прошлом, о «счастливом будущем», мифы о демократии как средстве решения всех проблем, мифы о том, что все решит рынок, мифы о приватизации, мифы об исключительности той или иной национальной группы.

В-четвертых, одним из наиболее распространенных видов социально-политического мифотворчества является этногенное мифотворчество. Нам представляется необходимым рассмотреть значимость этого явления в таком регионе как Северный Кавказ, так как именно здесь усилилась тенденция перехода от конструктивной роли этногенного мифотворчества, то есть когда оно способствовало объединению северокавказских этносов, формировало позитивные стереотипы, к деструктивной. Старые и новые этногенные мифы, касающиеся этнической истории народов Северного Кавказа, стали выступать одним из факторов усиления межэтнической напряженности.

Этносу как одному из древнейших типов социальной общности присущи мифотворческие импульсы, действием которых создается эффект подмены действительного желаемым. Этническое самосознание формируется под воздействием опыта, унаследованного от предыдущих поколений, включающего негативные и позитивные факторы этнического взаимодействия. Недовольство собственным этническим статусом, негативная оценка социально-экономического положения, поиск причин сложившейся ситуации, функционирование в общественном сознании этногенных мифов, актуализирует историческую память, усиливая негативные эмоции и готовность субъектов этнического взаимодействия к участию в конфликтах, имеющих разрушительные последствия для каждой стороны. Ощущение опасности, неуверенности, тревожности, делает массовое сознание более восприимчивым к различного рода мифам. Рассуждения о том, чей народ более древний, небезопасны для этнокультурных процессов, происходящих на Северном Кавказе, так как в изысканиях такого рода начинает преобладать социально-политическое мифотворчество. Споры обычно завершаются выводами о том, что данный этнос в прошлом имел более обширный ареал проживания, и, следовательно, его историческая территория является больше, чем ныне.

Таким образом, выраженные в этногенном мифотворчестве притязания на владение той или иной территорией являются очень опасными для духовного климата в северокавказском регионе. Сегодня, когда этнические процессы характеризуются нестабильностью, напряженностью, обострением противоречий, приводящих к конфликтам, в том числе и вооруженным, необходимо признать этногенное мифотворчество одним из факторов, способствующих усилению социальной напряженности на Северном Кавказе.

В-пятых, Северный Кавказ ввиду своего геополитического положения и этнической структуры населения занимает особое место в этнических процессах, происходящих в Российской Федерации. Северокавказский регион был и остается местом встречи многих культур и народов. Кроме того, здесь пролегает линия соприкосновения двух мировых религий — христианства и ислама. Все это обуславливает сложность и противоречивость развития этого региона, как в прошлом, так и настоящем.

Особенность этно-гео-политической структуры Северного Кавказа ряд исследователей связывает с существованием северокавказской и даже с единой кавказской цивилизации. Спектр ответов «за» и «против» весьма широк — от признания существования особой кавказской цивилизации, не тождественной ни европейской, ни азиатской, до полного отрицания существования особой цивилизации и даже возможности рассуждать о ней. Данная проблема осложняется тем, что нет единой точки зрения относительно того, где проходят границы Северного Кавказа, а также мифотворческим потенциалом самой концепции «цивилизация».

В современной научной литературе существует большое количество определений категории «цивилизация», но до сих пор не выработано четких критериев и оснований для ее трактовки. Выдвигаемые сторонниками концепции «кавказской цивилизации» критерии очень многообразны. Так существование особой кавказской ментальности, единого кавказского типа личности, условное разделение исследования на «Восток — Запад», «Север — Юг» — не имеют четкой аргументации и не подтверждаются историческими фактами. В связи с этим, по мнению диссертанта, отчетливо проявляется мифотворческий потенциал самой концепции «кавказской цивилизации».

Подтверждением выше сказанному являются события современного этапа. Так в настоящее время заметен процесс не к объединению, а к дистанциониро-ванию народов Северного Кавказа друг от друга, основанный на исторически сложившейся иерархичности и конкуренции этносов данного региона. Вызывает тревогу политическое соперничество между адыгскими и тюркскими народами, которое привело к этническому противостоянию в Карачаево-Черкесии, в которое вовлекаются некоторые другие народы Северного Кавказа. Можно говорить о том, что этнополитическое противостояние усиливается действиями не только политических лидеров, но и некоторых ученых, возрождающих идеи панадыгизма, пантюркизма и пантуранизма, подогревающих адыго-тюркское противостояние, вновь поднимающих абсолютно бесперспективные и опасные вопросы об «более автохтонных» народах Северного Кавказа.

Таким образом, необходимо отметить, что концепция «кавказской цивилизации» — это современный научный миф, который из области научной может перерасти в политическую. Реалии сегодняшних дней, показывают, что Кавказ является регионом повышенной конфликтности (Карабах, осетино-ингушский, грузино-абхазский конфликты). Как единая целостность Северный Кавказ, на наш взгляд, может восприниматься лишь с точки зрения его геополитической значимости.

В-шестых, обострение этнических конфликтов на Юге России в 90-х годах XX века, их переход из латентной в открытую фазу, требует особого подхода в управлении межэтническими процессами в этом регионе. В связи с этим, очень важна роль научного социогуманитарного знания в преодолении тенденций мифологизации национального образования, гармонизации этнокультурной жизни полиэтничного Кавказа.

Опасной тенденцией в системе российского образования в настоящее время является стремление правящих элит создать так называемое «национальное образование» дистанцированное от русского. Со стороны национальных элит наблюдаются попытки отразить в образовательных программах свои интересы, противопоставить свою образовательную систему не только общероссийской, но и мировой.

На Северном Кавказе много вузов, в том числе и в столицах республик. Во многих из них читается курс истории республики, и даже истории того или иного этноса, обычно титульного. Но научную степень достоверности этих курсов мало кто анализирует. Проблема невнимания к ним заключается в опасности построений мифических конструкций, ведущих к формированию этноцентризма. Этногенные мифы, местных авторов, как показывает практика, проникают во многие издания и, следовательно, передаются студентам. А содержащиеся в этих мифах этноцентристские позиции, в условиях современной политической ситуации на Северном Кавказе, могут вылиться в пропаганду этнонационализма со всеми вытекающими отсюда последствиями.

На современном этапе, когда кризисные явления затронули все сферы жизнедеятельности общества, выразились наиболее ярко в этнических конфликтах на Северном Кавказе, по мнению диссертанта, необходимо подчеркнуть важность научного социогуманитарного знания в образовательном процессе, его позитивную роль в гармонизации этнокультурных процессов в регионе. Именно образование с его ориентацией на гуманизм, универсализм, толерантность в общении поможет в дальнейшем сохранить мир в регионе и гармонизировать социокультурные процессы не только на Северном Кавказе, но и на территории России в целом.

Проблема социально-политического мифотворчества в контексте современной российской культуры далека от своего разрешения. Приоритетной областью дальнейшей разработки данной проблемы является исследование структуры современных социально-политических мифов, анализ проблем тендерного мифотворчества, изучение потенциала исторического, конфликтологического, психологического знаний, роли региональных элит в гармонизации этнокультурных процессов в России и на Северном Кавказе в частности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Национальная идея и национализм // Этнополитический вестник. 1995. № 3.
  2. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» М.: «Мысль», 1991.- 169 с.
  3. Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: «Политиздат», 1991.-222 с.
  4. С.С. Порядок Космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья. М.: «Наука», 1996. — 324 с.
  5. А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Кн. изд-во, 1973. — 166 с.
  6. А.В. О долге ученых в гармонизации межэтнических отношений в регионе // Этнические проблемы современности. Сборник статей. Вып. 5. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — 198 с.
  7. А.В. Современные этнокультурные процессы на Северном Кавказе // Проблемы философии культуры. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-96 с.
  8. А.В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира / под ред. Шаповалова В. А. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -159 с.
  9. А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения: учеб. пособие / под ред. Шаповалова В. А. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1993. — 222 с.
  10. А.В., Авкскентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 159 с.
  11. В.А. Теоретические аспекты изучения этнических процессов на Северном Кавказе // Этнические процессы накануне XXI века. Материалы научной конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 194 с.
  12. В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 268 с.
  13. Н.С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: «Политиздат», 1990. С.30−57.
  14. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: «Наука», 1988. — 286 с.
  15. К. Магас город маголонов // Северный Кавказ. 10.09.1994.
  16. Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. JL: «Лениздат», 1990. — 223 с.
  17. А.А., Крикунов В. П., Невская В. П. Северокавказская цивилизация: проблемы типологии // Актуальные проблемы историографии и методологии истории. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. — 298 с.
  18. Ю.М. Миф и вечность. М.: «Логос», 2001. — 464 с.
  19. Ю.Д. Факторы отталкивания и силы притяжения на Кавказе // Этнические процессы на кануне XXI века: Материалы научной конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 194 с.
  20. Е. Мифы потрясенного сознания. М.: «Политиздат», 1979.- 176 с.
  21. X. Истоки тоталитаризма. М.: «ЦентрКом», 1996.672 с.
  22. П.Р., Будаева М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2001. № 2.
  23. А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997. Т. 1. — 804 с. 29. 29 Ахиезер А. С. Как «открыть» закрытое общество? М.: «Магистр», 1997. — 40 с.
  24. А.С. Культурные основы межэтнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. № 4.
  25. М.Д. Картина мира от мифа к науке // Природа. 1987.12.
  26. Р. Осетины // Эхо Кавказа. 1994. № 2.
  27. А.Ш. Адыгская цивилизация: периодизация истории //Вестник КБГУ. Нальчик, 1996, 1997. Вып. 2, 3.
  28. О.А. Религия, магия, миф: современные философские исследования // Вопросы философии. 1999. № 4.
  29. Е.Г. Нациопатия источник конфликтов // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
  30. Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.312 с.
  31. Э.Я. В мире утопии. М.: «Политиздат», 1989. -319 с.
  32. Т.П. Проблема эволюции религиозного символа в философии культуры Э. Кассирера // Бытие культуры: сакральное и светлое. -Екатеринбург, 1994.
  33. Н. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. — 173 с.
  34. Н. Судьба России. М.: «Эксмо-пресс», 1998. — 736 с.
  35. .Ю. Массовое сознание и самосознание группы. М.: «Наука», 1991.-324 с.
  36. А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в 20-х начале 30-х годов XIX в. — Майкоп, 1994.
  37. М.М., Дегоев В. В. Кавказская война. М.: «Росет», 1994.592 с.
  38. В.Э. Общественное сознание и перестройка. М.: «Наука», 1990.-284 с.
  39. Т.А. Советская идеология и общественные науки. М., 1999.- 156 с.
  40. В., Оболонский А. «Потребность иметь врагов и друзей»: Диалог о психологии национальных конфликтов // Дружба народов. 1992. № 7.
  41. Ю.Г. Основополагающие идеи и принципы гуманистической идеологии // Социогуманитарные знания. 2001. № 3.
  42. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1993. — 288 с.
  43. В. Над Пригородным районом безоблачное небо.хотя ингуши и осетины враждуют по-прежнему (Сев. Осетия) // Столица. 1994. № 41.
  44. В. Миф и религия. Спб.: «Брокгауз-Ефрон», 1908.416 с.
  45. М. Психология масс культ героя и культ толпы // Наука и жизнь. 1993. № 10.
  46. .А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5.
  47. И. Правда и ложь о событиях в Пригородном районе //Независимая газета. 12.05.1997 г.
  48. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: «Прогресс», 1988. — 704 с.
  49. К.С. Геополитика Кавказа. М.: «Междунар. отношения», 2001.-463 с.
  50. К.С. Геополитика. М.: «Междунар. отношения», 1997.-384 с.
  51. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. № 4.
  52. Г. Ф. Софийный идеализм как явление ремифологизации // Вестник Армавирского института социального образования (филиал) МГСУ. 2003. № 1. С. 238−248.
  53. Э. Нации и национализм /пер. с англ. И. И. Крупника. -М.: «Прогресс», 1991. 320 с.
  54. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: «Совершенство», 1998. — 608 с.
  55. Я.Э. Логика мифа. М.: «Наука», 1987. — 217 с.
  56. А.А., Семенов Ю. С. Закрытые страницы истории. -М.: «Мысль», 1988. 286 с.
  57. М.К. Общественное мнение: история и современность. -М.: «Политиздат», 1988. 382 с.
  58. А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект // Вопросы психологии. 1993. № 3.
  59. В.Д. Негативные характеристики мышления (социально-философский анализ). Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — 175 с.
  60. А.Ю. Миф, ритуал, культура: критика иррационализма науки и культуры // Религия, атеизм и современная культура. Л., 1989.
  61. . Утопия и обман: Сборник. М.: «Знак», 1993. — 373 с.
  62. .А. Массовое сознание. М.: «Прометей», 1987. 303 с.
  63. Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. -М., 1993.
  64. Л.Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. 1992. № 1.
  65. А .Я. Средневековый мир культура безмолвствующего большинства. М.: «Искусство», 1990. — 395 с.
  66. П.С. Мифология наших дней // Свободная мысль. 1992.11.
  67. П.С. Социальная мифология. М.: «Искусство», 1983.175 с.
  68. П.С., Шокуев К. Б. Философская антропология. Нальчик: «Эльбрус», 1996.-317 с.
  69. В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. М.: «ННН», 1994. — 616 с.
  70. И. Потерянный народ. (О проблеме ингушского народа) // Московские новости. 1992. 26 янв. (№ 4).
  71. О.А., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 240 с.
  72. Д.В. Навязанная этничность // Полис. 1993. № 5.
  73. Н. Черкесы (адыги). Краснодар, 1927.
  74. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: «Арктогея», 1997. — 608 с.
  75. В.М., Ельяшевич М. А., Толкачев Е. А., Томильчик JI.M. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. № 12.
  76. И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: «Наука», 1990. — 246 с.
  77. М.В. О национально-территориальной, национально-государственной и национально-культурной автономии // Социс. 1993. № 14.
  78. И.И. Мифы о мироздании. М.: «Политиздат», 1986.57 с.
  79. Ю. Г. Человек. Социум. История. (Социально-философские проблемы теории исторического процесса). Свердловск: Изд-во УГУ, 1990.- 152 с.
  80. А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. М.: «РОССПЭН», 1998. — 128 с.
  81. Зиссерман A. J1. Двадцать пять лет на Кавказе (1842−1867). -Спб., 1879.
  82. Зуй М. И. Социология мифология — философия (типы сознания) //Социс. 1996. № 2.
  83. В.Н. Межрегиональная напряженность в региональном аспекте // Социс. 1993. № 7.
  84. С.Ю. К вопросу о роли системы образования в процессе гармонизации межэтнических отношений // Этнические проблемы современности. Сборник статей. Вып. 5. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — 198 с.
  85. А. Метафизические корни коммунизма // Вопросы философии 1994. № 12.
  86. .С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания // Вопросы философии. 1985. № 8.
  87. Э. Философия и культура. М.: «Политиздат», 1991.464 с.
  88. Л.Г. Социология культуры. М.: «Логос», 1996. — 280 с.
  89. А.В., Кучиев В. Д. Что записано в истории // Северная Осетия. 29−31.03.1994.
  90. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: «Политиздат», 1974. — 328 с.
  91. В.Г. Социальная и этнополитичсекая ситуация в Южном регионе России. Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 2000. — 28 с.
  92. .А. Осетины (Историко-этнографическое исследование). М.: «Наука», 1971. — 357 с.
  93. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2001.-832 с.
  94. Л. Религиозная сущность большевизма // Звезда. 1994. № 7.
  95. Э. Техника современных политических мифов // Октябрь. 1997. № 7.
  96. К. Русский национальный характер. М.: «Ин-т нац. модели экономики», 1992. — 367 с.
  97. В.И. Российская цивилизация на Северном Кавказе: к постановке проблемы: Сборник научных статей. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.-266 с.
  98. А. Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. — Нальчик, 1980.
  99. Ю.М. Место исламской цивилизации в этноконфес-сиональной структуре России // Общественные науки и современность. 1996. № 2.
  100. Т.И. Миф как феномен социальной реальности. Дис. канд. филос. наук. — М., 1990. — 165 с.
  101. Ш. Козаев П. Из древнейшей истории народов (ассирийцы, нарты, семиты). Спб., 1993.
  102. Н.И. Сознание масс как симптом состояния общества // Философские науки. 1989. № 4.
  103. В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и современные взрывы // Общественные науки и современность. 1996. № 3.
  104. В.А., Криндач А. Д. Тенденция постсоветского развития массового сознания и политическая культура Юга Россия // Полис. 1994. № 6.
  105. A.M., Шилик К. К. Как рождаются мифы XX века. -JL: «Лениздат», 1998. 174 с.
  106. Пб.Коркмазов А. Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (история и современность). Ставрополь: Изд-во Ставропольский университет, 1994. -187 с.
  107. А.Ю. Гуманизм и социальная справедливость в национальных отношениях на Северном Кавказе. Ставрополь: Изд-во МГП «Красногвардейская типография», 1992.-61 с.
  108. А.В. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. М., СПб: «ПЕР СЭ» Университетская книга, 2000. — 304 с.
  109. А.В. Социальный миф: сущность, динамика, тенденции изменения и развития // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) МГСУ. 2003. № 1. С 248−261.
  110. . Двойной стандарт по-североосетински (о причинах осетино-ингушского конфликта)// Независимая газета. 28.06.1997 г.
  111. А. Истоки «новой» социальной структуры // Свободная мысль. 1993. № 9.
  112. И.И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. 1999. № 1.
  113. И.И. Рациональное и иррациональное в политике // Вопросы философии. 1996. № 3.
  114. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Под. ред. Лапина Н. И. -М., 1994.
  115. Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности (на прим. Сев. Осетии) // Социс. 1996. № 9.
  116. В.А. Алания в X—XIII вв.. Орджоникидзе: «Ир», 1971.- 247 с.
  117. В.А., Тотоев Ф. Беспредел в истории // Северная Осетия. 18.04.1992.
  118. В.А., Чеченов И. М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа). Владикавказ: «Кавказская здравница», 2000. — 111 с.
  119. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 6.
  120. В.Н., Суликов И. Р., Ципуюк В. Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1.
  121. .П. Страна на распутье.: (Потери и перспективы перестройки). М.: «Юрид. лит.», 1990. — 175 с.
  122. Г. У. Кавказский суперэтнос // Эхо Кавказа. 1994. № 2.
  123. С. Страх и трепет. М.: «Республика», 1993. — 383 с.
  124. Г. Психология масс. М.: «АСТ», 2000. — 320 с.
  125. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: «Республика», 1994.-384 с.
  126. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: «Просвещение», 1930.-307 с.
  127. М. Критические заметки к современной теории мифа // Вопросы философии. 1973. № 8.
  128. Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир. 1994. № 6.
  129. А.Ф. Миф. Число. Сущность. Сборник. /Сост. А.А. Тахо-Годи. М.: «Мысль», 1994. — 919 с.
  130. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: «Политиздат», 1991.-525 с.
  131. И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992. № 7.
  132. Н.О. Характер русского народа. М.: «Политиздат», 1957.-230 с.
  133. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, изд. группа «Прогресс», 1992. — 272 с.
  134. З.А. Вайнахская мифология // Этнографическое обозрение. 1992. № 3.
  135. К. Диагноз нашего времени. М., 1994. — 174 с.
  136. Н. Воспоминания // Юность. 1998. № 8.
  137. В.И. Современные проблемы в изучении этнической истории Северного Кавказа // Российская археология. 1994.
  138. Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: «Наука», 1989. — 304 с.
  139. Д. Больная Россия. Л.: Изд-во Ленин, ун-та, 1991.-272 с.
  140. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: «Наука», 1990. — 222 с.
  141. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Полис. 1995. № 4.
  142. В.М. Диахрония мифотворчества И Вопросы философии. 1994. № 12.
  143. В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. № 2.
  144. В.В. На грани третьего тысячелетия. М.: «Лабиринт», 1994.-73 с.
  145. Л.И. Мифотворчество обыденного сознания // Философские исследования. 1993. № 1.
  146. Нахушев В.111. Российское Отечество и драма патриотизма многонационального народа. Ставрополь — Черкесск: Изд-во СГУ, 2001. -208 с.
  147. П.И. Об общественном идеале. М.: «Пресса», 1991.-638 с.
  148. О.С. Национальное самосознание как форма превращенная социальных отношений. М.: «Прометей», 1998. — 326 с.
  149. Э. Происхождение и развитие сознания. М.: «Рефл-бук», 1998. — 464 с. 163.0мельченко Н. В. Первые принципы философской антропологии. -Волгоград, 1997.164.0саченко Ю.С., Дмитриева J1.B. Введение в философию мифа. -М.: «Интерпракс», 1994. 176 с.
  150. Г. В. Мифы уходящего времени // Социс. 1992. № 6.
  151. Г. В. Россия: надежды и прогнозы // Социально-политический журнал. 1994. № 3.
  152. Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. СПб: «Европейский дом», 1996.-303 с.
  153. Н.В. Что такое полиэтнизм? (Территориально-этнические притязания в бывшем СССР) // Полис. 1993. № 6.
  154. В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: «Карелия», 1991. — 109 с.
  155. В.М. Функции мифа в культуре // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1993. № 3.
  156. В.А. Метафизика ландшафта: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв. М.: «Наука», 1993. — 317 с.
  157. B.C. Миф. Религия. Государство. М.: «Политиздат», 1999. — 362 с.
  158. С.С., Бушков В. И. Социально-экономическая ситуация в северокавказском регионе. Исследования по прикладной и неотложной этнологии.-М., 1997. № 108.
  159. Г. Выход из транса. М.: «Юрист», 1995. — 575 с.
  160. А.В. Слово и миф. М.: «Политиздат», 1989. 78 с.
  161. В.А. Кавказская война: в 5-ти т. Ставрополь: «Кавказ край», 1994.
  162. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. — 362 с.
  163. О., Закс Г. Психоаналитическое исследование мифов и сказок // Между Эдипом и Осирисом. Становление психоаналитической концепции мифа М., Львов, 1998.
  164. Реформирование России: мифы и реальность (1989−1994). / Сост. Г. В. Осипов и др. М.: «ACADEMIA», 1994. — 384 с.
  165. Р. Л. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе. Дис. канд. социол. наук. — М., 1995. — 165 с.
  166. С.А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX века: почему и как возрождается сознание «закрытого общества»? М.: «Магистр», 1997. — 48 с.
  167. Л.Е. Межнациональные отношения и межнациональные противоречия (региональный аспект) // Социс. 1995. № 4.
  168. Н.В. Природа этнонационального конфликта // Социально-политический журнал, 1995. № 5.
  169. В.Е. Основные менталитеты в современном российском обществе и проблема их совместимости // Человек в условиях кризиса. -СПб., 1994.
  170. И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. М., 1997.
  171. Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.: «Академия наук СССР», 1963.-243 с.
  172. К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. -М.: «РОССПЭН» 168 с.
  173. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: «Политиздат», 1992.-542 с.
  174. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1.
  175. В.И. Конкретные факторы и причины конфликтов // Социально-политический журнал. 1996. № 3.
  176. В.И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности //Социально-политический журнал. 1996. № 2.
  177. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: «Наука», Ленингр. отдел, 1976. — 104 с.
  178. Е.И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развития // Социс. 1998. № 10.
  179. Н. Православие и культура. М., 1992.
  180. Э.Б. Первобытная культура. М.: «Политиздат», 1989.575 с.
  181. Г. Личность и толпа. СПб, 1903.- 178 с.
  182. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.: «Политиздат», 1989.- 230 с.
  183. С.М. Философия мифа. М.: «Община», 1994. — 144 с.
  184. В. Символ и ритуал. М.: «Наука», 1983. — 320 с.
  185. .В. К этнической принадлежности создателей кобанской культуры Центрального Кавказа. От скифов до осетин. Материалы по осе-тиноведению. Вып. 1. -М., 1994.
  186. В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996.3.
  187. А.Д. Постижение истории. М.: «Наука», 1991. — 389 с.
  188. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифоэпического. М.: «Прогресс», 1995. — 624 с.
  189. Н. Ленин жив! Культ Ленина в Совесткой Росии. -Спб.: «Академический проект», 1999. 287 с.
  190. М.Б., Туровская С. В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. 1991. № 10.
  191. А.К. Структура общественного сознания. М.: «Мысль», 1968. — 324 с.
  192. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: «Наука», 1991. — 132 с.
  193. В.М. Доступность, качество, эффективность три цели модернизации образования // Гос. Служба. 2002. № 5.
  194. Философия. Краткий тематический словарь. / Под ред. Ма-тяш Т.П., Яковлева В. П. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 416 с.
  195. В.А. Северная Осетия и Ингушетия, проблемы и возможности решения // Кентавр. 1995. № 3.
  196. С.Л. Реальность и человек. М.: «Республика», 1997.478 с.
  197. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: «Ренессанс» 1992.-289 с.
  198. Фрейд 3. Толкование сновидений. Спб.: «Алетея», 1997. — 661 с.
  199. Э. Душа человека. М.: «Республика», 1992. — 429 с.
  200. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: «Прогресс», 1977. — 488 с.
  201. Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 2.
  202. К. Истина мифа. М.: «Республика», 1996. — 448 с.
  203. В.В. К вопросу о горской цивилизации // Россия в XIX-начале XX веков. Ростов-на-Дону, 1992.
  204. И. Горские евреи // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. 1870.
  205. B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. № 9.
  206. И.М. Новые негативные явления в освещении древней истории Северного Кавказа. XVIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Кисловодск, 1994.
  207. И.М. Пятый пункт апостола Павла. «Земство». Ведомственное приложение к «Российской газете», 11.03.1995. № 50.
  208. И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 1996. № 6.
  209. А.Ю. Политический диалог как средство разрешения этнических конфликтов // Социально-политический журнал. 1996. № 2.
  210. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: «Логос», 1993. — 325 с.
  211. М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. — Волгоград, 1994.-21 с.
  212. В.П. Мифология XX века. М.: «Искусство», 1988.222 с.
  213. П. Н. Психика и мораль в конфликте. О воспитательной силе зла (социально-психологические проблемы межнациональных отношений) // Общественные науки и современность. 1992. № 3.
  214. П. Н. Межнациональные отношения как объект социально-психологического исследования // Человек и политика. 1991. № 10.
  215. В.А. Историческая психология. М.: «Смысл», 1997.505 с.
  216. Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2.
  217. В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. 1995. № 4.
  218. М. Аспекты мифа. М.: «Академический проект», 2000.222 с.
  219. М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. Спб.: «Алетея», 1998. — 249 с.
  220. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.: «Совершенство», 1997.-382 с.
  221. Юнг К. Г. Один современный миф: о вещах, наблюдаемых в небе. М.: «Наука», 1993. — 190 с.
  222. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: «Канон», 1994. — 336 с.
  223. Юнг К.Г. О современных мифах. М.: «Практика», 1994. — 252 с.
  224. А.В., Цапенко И. П. Мифы о науке // Вопросы философии. 1996. № 9.
  225. И. Феномен социального лидера // Свободная мысль. 1994. № 2.
  226. К. Смысл и назначение истории. М.: «Политиздат», 1994. — 528 с.
  227. Brinton D. G. Riligions of primitive peoples. By Daniel G. Brinton. 3d impression New York, London, Putnam, 1899. XIV. 264 p.
  228. E. / An Essay on man / An introduction to Philosophy of human culture. New York, 1955. 230 p
  229. Jevons F. B. An introduction to the history of religion. London, 1908. 4th ed. 443 p.
  230. Lang A. The Making of Religion. London, 1909. 156 p.
  231. Malinowski B. Myth in Primitive Psychology. New York, 1926.128p.
Заполнить форму текущей работой