Объект, предмет и субъект религиоведческой экспертизы
Наиболее оптимальной формой проведения религиоведческой экспертизы является коллегиальное рассмотрение ее текста и выводов, когда результаты экспертного заключения выносятся на общее обсуждение круга ученых, чья компетентность в данном вопросе признана и не вызывает сомнений. Помимо общих религиоведческих познаний эксперт должен обладать специальными знаниями о конкретных религиозных феноменах… Читать ещё >
Объект, предмет и субъект религиоведческой экспертизы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак, религиоведческая экспертиза является изложением в системном и логическом виде с научных (религиоведческих) позиций сведений о той или иной религии или религиозном направлении, предполагающем ответы на конкретные поставленные перед экспертом вопросы.
Объектом религиоведческой экспертизы являются религиозные объединения, в частности, их деятельность, произведенная, приобретенная, импортированная и распространяемая религиозная литература, печатные, аудиои видеоматериалы; учредительные и иные документы; духовные религиозные учебные программы; предметы религиозного назначения; материалы, содержащие сведения осмотра культовых зданий и сооружений, иных объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, помещений, предметов; сведения о содержании богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, т. е. предметы материального мира, в которых различными приемами, средствами и способами реализован замысел религиозного объединения.
Предметом религиоведческой экспертизы являются подлежащие установлению обстоятельства, в соответствии с конкретными вопросами, поставленными перед экспертом.
Субъектом религиоведческой экспертизы является лицо, ее проводящее (эксперт).
Экспертом-религиоведом может выступать лицо или группа лиц, чья научная компетенция удостоверена соответствующими документами и признана научным сообществом. Эксперт должен иметь ученую степень в сфере научного религиоведения и научные труды по религиоведческой тематике, в частности публикации по исследуемой сфере, а также обязательно обладать опытом изучения и анализа деятельности религиозных объединений, умением использовать в работе методологию исследования религиозных феноменов и учитывать международный опыт и, наконец, владеть навыками производства религиоведческой экспертизы, включая процедуру подготовки экспертизы.
Помимо общих религиоведческих познаний эксперт должен обладать специальными знаниями о конкретных религиозных феноменах. Кроме специальных знаний эксперт должен занимать объективную, взвешенную, лишенную тенденциозности позицию в отношении объекта экспертизы.
Экспертом должен быть специалист, который длительное время изучал религиозный феномен методом «включенного наблюдения». Это обеспечивает соблюдение экспертом одновременно трех методологихческих принципов:
- • эмпатического постижения сущности религиозного феномена и содержания предлагаемых им религиозных идей и ценностей, а также их динамического взаимодействия;
- • анализа явлений в системе, при недопущении «вырывания» их из общего контекста;
- • «заключения в скобки» (игнорирования) своих личных религиозных установок, симпатий и антипатий, способности отстраниться от них.
Наиболее оптимальной формой проведения религиоведческой экспертизы является коллегиальное рассмотрение ее текста и выводов, когда результаты экспертного заключения выносятся на общее обсуждение круга ученых, чья компетентность в данном вопросе признана и не вызывает сомнений.