Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнические стереотипы как феномен духовной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устойчивость духовной культуры этносов и ее жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты структуры, определяющие ее единство и целостность. Единство и неповторимость духовной культуры этносов достигается путем выработки единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Идущие в современном мире объективные процессы культурной и иной гомогенизации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 18−74 этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании
    • 1. 1. Методология исследования этнических стереотипов как 18−35 феномена культуры
    • 1. 2. Механизм функционирования этнических стереотипов в 35−53 общественном сознании
    • 1. 3. Влияние этнических стереотипов на формирование 53−74 этнического самосознания
  • Глава 2. Место и роль этнических стереотипов в духовной 75−126 культуре
    • 2. 1. Социокультурные основы формирования этнических 75−93 стереотипов
    • 2. 2. Этнические стереотипы в системе межкультурной 93−109 коммуникации
    • 2. 3. Региональные особенности формирования этнических 109−126 стереотипов (на примере культурного процесса СевероКавказского региона)

Этнические стереотипы как феномен духовной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Культурный фактор в жизни этносов всегда играл важную роль. Выработанная веками этническая специфика нашла свое воплощение в культуре, языке, традициях, сознании и самосознании, психологии и характере этнических общностей. Сопровождая их на всем пути социокультурного развития, этнические стереотипы передавались из поколения в поколение, бережно хранились и культивировались его представителями, став, тем самым, неотъемлемым элементом этнического сознания и самосознания.

Ситуация неопределенности, в которой человечество оказалось на пороге третьего тысячелетия, кризисное состояние духовной культуры, порождаемое синдромом непредсказуемости развития мирового сообщества в целом, ставит проблему существования этнических стереотипов в ряд актуальных. Сближение и выравнивание материальной стороны бытия людей позволяет сделать вывод о перемещении этнических особенностей из сферы материальной в духовную, социально-психологическую, связанную с этническим самосознанием.

Подъем этнического сознания и самосознания, активизация этнических процессов в полиэтнических государствах, всплеск этнического возрождения является ответной реакцией этносов на результат техногенной цивилизации, проявляющейся в стремлении этносов избежать нивелировки и сохранить свою этническую специфику, духовную культуру, накопленную веками. Духовно-практическая сторона бытия этносов, связанная с социальной и культурной сферами, с идеологией, наиболее яркое отражение находит в общественном сознании и самосознании этносов. Аккумулируя в себе все существующие противоречия бытия, этнические стереотипы выступают активной силой в преобразовании духовной стороны общества.

В настоящее время актуальность изучения функционирования и роли этнических стереотипов в духовной культуре полиэтнического общества диктуется необходимостью прогнозирования различных социальных, культурных, политических коллизий, возникающих на межэтнической основе с целью их разрешения. При этом особое внимание следует уделять этническим стереотипам поведения, которые являются наиболее консервативными элементами в жизни этносов. Они отражают не только этническую принадлежность к определенной группе, с их помощью концентрируются самобытные интересы, связанные с сохранением этноса как культурной единой целостности.

Поворот в сторону общечеловеческих ценностей изменил и внутреннюю ограниченность индивида, освободив его этническое самосознание от уравнивания. Этническая специфика, ранее растворенная в идейно-политических установках и концепциях, приобрела для индивида особую значимость. Возросшее этническое сознание и самосознание стимулировало историческую и культурную память этносов, выразившуюся в стремлении к сохранению неповторимой духовной культуры, этнических ценностей, родной истории и языка. И в этих условиях рассмотрение роли этнических стереотипов поведения и мышления как феноменов духовной культуры непосредственно в их этнической специфике представляется важной задачей, имеющей непосредственное общественно-практическое значение. Вместе с тем, ряд аспектов этой проблемы исследован недостаточно, и это в первую очередь:

— анализ влияния этнических стереотипов мышления на формирование этнического самосознания;

— исследование социокультурных основ формирования этнических стереотипов поведения;

— вычленение региональных особенностей формирования этнических стереотипов на примере культурного процесса Северо — Кавказского региона.

Заявленные проблемы предполагают, прежде всего, обращение к философскому аспекту их анализа, на основе которого исследовательская работа может быть продолжена в рамках этнологии, социологии, культурологии и других смежных наук.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании не имеет подробного освещения в философской литературе. Задача исследования этнических стереотипов с позиций философского знания не была даже поставлена, хотя анализ функционирования этнических стереотипов в различных отраслях обществоведческого знания (истории философии, истории, психологии, этнографии) ведется давно и накоплен определенный материал для обобщения. Внимательное исследование заявленной проблемы позволяет с позиций философии концептуально обосновать связь с соответствующими общественными отношениями на фоне развития духовной культуры. Этнические стереотипы могут быть рассмотрены как реально функционирующие в общественном сознании явления, проявляющие сугубо индивидуально у каждого представителя этноса в определенной ситуации и при определенном стечении обстоятельств.

Как известно, характер этнических контактов в значительной мере предопределяется такими компонентами этнического самосознания, как этнические стереотипы. В истории развития философской мысли исследование этнических стереотипов заняло определенную нишу. Тому свидетельствопопытки литературного описания и систематизации знаний о характерах и поведении различных народов (этнокультурных стереотипов), берущих начало от Гомера.1 Знания о народах тщательно систематизировались, они становились базой искусства управления народами. Традиция целенаправленного изучения образа жизни «чужих» народов из политических и экономических соображений была доведена до совершенства в Византии, где внешняя политика строилась, в первую очередь как приграничная, а потому предполагала умелое манипулирование племенами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и «модели» поведения. Византийцы тщательно собирали, записывали, а затем изучали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о «нравах» варваров, об их военных силах, о торговле, об их междоусобицах, об отношениях между ними. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия.2.

Попытки обозначить различия в культуре и традициях, внешнем облике племен и народностей, через определения, сравнения и анализа природы этих различий сделали такие древние мыслители, ученые, как: Страбон, Плутарх, Геродот, Полибий3. Значительно больший интерес к проблеме этнокультурных стереотипов стал проявляться в эпоху Возрождения, которая связана с открытием ранее неизвестных стран, новых морских путей.4.

Эпоха Нового времени была переломным моментом, когда на смену старой этнической замкнутости приходит всесторонняя связь и зависимость этносов друг от друга. Европейские философы подмечали, что этносы отличаются определенными культурными стереотипами, проявляющимися в своеобразном восприятии окружающей действительности, в специфике поведения и особенностях менталитета, пытались найти корни этих явлений.

1 См: Гомер. Илиада Одиссея. — Л., 1972. — С.119−156.

2 См: Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. -С 13. Марцеллин А. Римская история. — Спб. 1994. -С 58−74.

3 См: Геродот. История. — Л., 1972, — С. 190−230- Страбон. География. М., 1964. — С. 167−214- Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. — М. 1994. Т. 2. — С. 48−54, 89- 96.

4 См: Бруно Д. Сто шестьдесят статей против математиков и философов. — Спб., 1949. — С 52.

Ш. Монтескье5, представитель школы географического детерминизма XVIII века, высказывал ряд интересных и оригинальных идей относительно сущности «общего духа» нации, этнокультурных стереотипов поведения, связывал данные явления с образом жизни этносов. Этнокультурные особенности, свойственные различным этносам Европы, пытались описать И. Кант, Д. Юм, К. Гельвеций, Г. В. Ф. Гегель.6 Следует заметить, что образы представителей этносов вышеперечисленные просветители делали, не выезжая за пределы родной страны. Перечисленными философами на основе личных встреч с приезжими иностранцами, и, конечно же, понаслышке, по литературным источникам составлялись характеристики народов, которые были незнакомы авторам.

По мнению диссертанта, в исследованиях этнических стереотипов вплоть до двадцатых годов XX века присутствовал исключительно описательный характер, как в психологической, так и этнографической литературе. Начало исследованиям природы этнических стереотипов положили немецкие ученые Л. Штейнталь и С. Лацарус7 в середине XIX века с позиций теории «народного духа» .

Идею о выделении этнопсихологии как особой отрасли, изучающей поведенческие и мыслительные стереотипы, предложил немецкий социальный психолог Вильгельм Вундт. Основные постулаты были изложены автоо ром в 10 томном издании «Психология народов», вышедшем в течение 19 001 920 гг. По утверждению В. Вундта, психология народов — это наука о душе народа, которая проявляется в языке, мифах, обычаях, стереотипах поведения, стереотипных традициях.

Обоснование условностей, а также терминологической ценности понятия «стереотип» и «этнический стереотип», приведенное в работах У. Липп.

5 См: Монтескье Ш. Избранные произведения. — М., 1955. -С.54−73.

6 См: Кант И. Собр. Соч. в 6 т. М., — 1966. Т.6., -С.565−572- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук В 3 т.т. -М., 1977.-Т.1, — С 275−312.-Юм Д. Сочинения: В 2 тт. -М. 1965;1966. Т.1. — С. 117−143.

7 См: Штейнталь Л., Лацарус С. Мысли о народной психологии. — Спб., 1865. — С. 21−46, 57−94.

8 См: Вундт В. Психология народов В 10 т., — Спб., 1902 -1920. Т.1. — С. 23−29. мана9, Г. Олпорта10, определило использование этих терминов в западной науке, отождествило с этническими предубеждениями и предрассудками.

Проблема функционирования стереотипов поведения и мышления в западной науке рассматривалась с позиций структуралистского, социальнопсихологического, культурологического, конфликтологического подходов. Традиция исследований стереотипов в контексте этнических предрассудков при исследовании проблем расизма определила их трактовку главным образом как негативных, «ложных» образований, возникающих на основе неточностей, алогичных мыслительных процессов предвзятости и недостоверных знаний11, ригидности и этноцентризма12.

В западной науке намечены основные подходы к углубленному и комплексному изучению феномена этнических стереотипов, однако, этнические стереотипы рассматриваются преимущественно в практическом ракурсе, служат средством рационализации враждебности личности на межэтническом уровне и выполняют функции позитивно-ценностной дифференциации собственной этнической группы от иноэтничных. Анализируя влияние стереотипов на межэтнические и межкультурные процессы, западные ученые, в отличие от отечественных, обходят стороной вопросы исторической природы этнических стереотипов. Недостаточно разработан круг проблем, связанных с причинами и сущностью этнических стереотипов.

В отечественной науке советского периода интерес к исследуемой проблеме активизировался в 1960 — 1970 годах в среде ученых — этнографов, социологов и психологов, но проблема до настоящего времени остается сравнительно малоизученной. Достаточно сказать, что в российской научной литературе до сих пор нет специальных исследований, которые были бы посвящены философскому анализу места и роли этнических стереотипов в.

9 См: Lippman W. Public Opinion. — Toronto. 1965. P. 12 — 13.

10 CM: Allport C. W The nature of prejudice. — N.Y., 1958. -P6−7.

11 Cm: Keen S. Faces of the enemy. Reflections on hostile imagination. — .S.F. 1986; P 34−35.

12 Cm: Fisnman J. An Examination of the Process and Function of Social stereotyping. — N.Y. 1956. Vol. 43. P.29−36. духовной культуре. Кроме того, малоизученной остается возможность использования позитивных этнических стереотипов для урегулирования межэтнических отношений, для профилактики предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов.

В отечественной науке проблема этнических стереотипов рассматривалась в рамках общего анализа теоретических проблем. Значительный вклад в разработку социально — психологических и этнографических аспектов этнических стереотипов внесен работами Ю. В. Бромлея, Э. С. Маркаряна, К. С. Сарингуляна, Ю. М. Лотмана, С. А. Арутюнова, А. К. Байбурина, В.Л. Арте-мова, B.C. Агеева, К. С. Гаджиева, Л. М. Дробижевой, И. К. Кона, Г. У. Солда.

1 л товой, М. И. Бобневой, C.B. Чугрова, П. И. Шихирева .

Исследуемая в диссертации проблема находится в предметном поле северокавказского научного сообщества. Анализу этносоциальных и этнокультурных проблем, а также разработке категориального аппарата этнических стереотипов посвящены работы A.B. Авксентьева и В.А. Авксентьева14.

Проблема функционирования этнических стереотипов и их влияния на процесс межэтнической интеграции рассматривается в работе Н. Малико-вой15 Особенности современных этнических процессов и роли, оказываемой.

13 См: Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. — М. 1973. С.153−189, Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. — М.1983. — С. 49−98, Сарингулян К. С. О регулятивных аспектах традиций // Советская этно-графия.1981. № 2. — С 100−110- Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни. (Бытовое поведение как историю — психологическая категория) // Литературное наследие декабристов. — Л., 1985. C 10 — 87- Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. — М.1989 — С. 6−51- Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического поведения // Этнические стереотипы поведения. — Л. 1985. — С. 3−11- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. — М.1990 — С. 81−115- Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. — М., 1990. — С. 56−81- Кон И. К. Психология предрассудков // Новый мир.1966. № 9. С.187−205- Дробижева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография.1991. № 1. С 3−16- Бобнева M.C. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.1978. — С. 44−52- Шихирев П. Н. Современная социальна я психология. — М. 1992 — С. 13−36- Чугров C.B. Стереотипы в общественном сознании японцев. — М.1993. С.32−67.

14 См: Авксентьев A.B. Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Учебное пособие. — Ставрополь. 1993; 222 сАвксентьев A.B., Шаповалов В. А. Этнические проблемы развития современной России: социально — философский аспект анализа. Ставрополь. 1994. — 75 е.- Авксентьев В. А. Этническая конфликтология в 2-х частях. — Ставрополь. 1996; 170 с.

15 См: Маликова Н. Парадоксы межнационального общения. — М.1992, — С. 98−114. этническими стереотипами на указанный процесс, нашли отражение в работах, М. Б. Беджанова, Э. Х. Панеш, A.B. Резаева16.

По проблеме формирования национального самосознания значительный интерес представляют работы по проблеме формирования национального самосознания, А. Б. Багдасаровой, О. Б. Муххаметбердиева, О.С. Новиковой17. Проблемы межэтнической интеграции и особенности современных этнических процессов в России и на Северном Кавказе нашли отражение в работах Н. Г. Айдемирова, В. Х. Болотокова, A.A. Магомедова, А. Ю. Шадже, В. Ш. Нахушева, P.A. Ханаху18.

В настоящее время в обществоведческой науке наблюдается определенный разрыв между анализом этнических стереотипов в общей теории социокультурных процессов в мире и конкретно-прикладными исследованиями по отдельным направлениям. Ощущается дефицит исследований в рамках теории «среднего уровня», проблемы определения места, роли и функций этнических стереотипов в духовной культуре.

Проблема этнических стереотипов как сложное самостоятельное культурное и социально-духовное явление не имеет пока даже нормативного определения, не говоря уже о систематизированной теории. Это обстоятельство диктует необходимость философского анализа следующих проблем:

— исследование механизма функционирования этнических стереотипов в духовной культуре, как в глобальном масштабе, так и применительно к Северо — Кавказскому региону;

16 См: Панеш Э. Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействия и особенности эволюции. — Спб.1996 — С. 34−76- Резаев A.B. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии.

— Спб.1993. С. 9−19- Беджанов М. Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. — Майкоп. 1997.

17 См: Новикова О. С. Национальное самосознание как форма превращенная социальных отношений. М.1998.

— С 41−72- Багдасарова А. Б. Этническое самосознание: сущность, структура, особенности формирования. Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века». — Ставрополь. 1998; С. 36−39- Муххаметбердиев О. Б. Национальное самосознание (социально-философский анализ). М.1992.

18 См: Айдемиров H.A. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам. — Ставрополь. 1992; 119 е.- Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек. — Майкоп.1996; 166 е.- Болотоков В. Х Нация и ее национально — психологический мир. — Нальчик. 1996, — 272 сХанаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы современности (социально-философский анализ). — Майкоп. 1997. — 194 с.

— определение роли этнических стереотипов в современных социальных процессах.

Предмет и объект исследования. Объектом изучения диссертант определяет духовную культуру современного общества и, прежде всего ее аксиологические аспекты.

Предметом диссертационного исследования является проблема функционирования этнических стереотипов поведения и мышления в духовной культуре этносов.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является глубокий целостный анализ сущности этнических стереотипов, их места и роли в духовной культуре. Данная цель предполагает решение следующих задач:

— философский анализ сущности этнических стереотипов, дав собственную интерпретацию этого явления;

— анализ исторически сложившихся этнических стереотипов поведения, выступающих гарантом сохранения духовной культуры этносов;

— показ этнических стереотипов как неотъемлемого элемента общественного сознания и этнического самосознания;

— выявление специфики функционирования этнических стереотипов в современном мире;

— рассмотрение роли позитивных и негативных этнических стереотипов поведения и мышления в процессе межкультурного взаимодействия.

Методология исследования. Теоретической и методологической базой исследования диссертанта является системный подход, на основе которого формируется основополагающая методологическая идея соискателя о целостности и системном характере этнических стереотипов, а также феноменологический и аксиологический подходы. При анализе механизма функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании используется диалектический метод в его классическом пониманииметод исторического и логического подходов.

Избранная тема в значительной степени находится на пересечении ряда наук, является комплексной, поэтому важными методами, принципами при разработке объекта, предмета, целей и задач диссертационного исследования явились методы и принципы, применяемые в философии, социологии, этнологии, культурологии.

Научная новизна исследования диссертации заключается в следующем:

• проведено комплексное исследование функционирования стереотипов в этнической культуре с методологических позиций философии культуры.

• уточнено положение о том, что этнические стереотипы фиксируют в себе как содержательные, так и смысловые противоречия формально — логического характера;

• произведена систематизация различных концепций стереотипов и предложена авторская трактовка феномена этнических стереотипов поведения, в содержательной основе которого лежит комплекс культурных элементов, зафиксированный на уровне этнического самосознания, воспроизводящихся в процессе социализации в моноэтничной среде;

• выявлен методологический аспект проблемы функционирования этнических стереотипов мышления и уточнена сущность данного явления, представляющая совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества;

• проанализирован исторический опыт концентрации этнических стереотипов в социальных ценностях, закрепленных в этническом самосознании и проявляющийся в межличностных и межэтнических контактах этноса и его представителей;

• определена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений, которая заключается в аккумуляции опыта, сложившегося в процессе взаимодействия этносов в различных сферах жизнедеятельности;

• изучены региональные особенности функционирования этнических стереотипов в духовной жизни народов Северного Кавказа и предложена классификация этнических стереотипов по механизму воспроизведения и закрепления их в этническом самосознании.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнические стереотипы представляют собой комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, воспроизводящийся в моноэтничной среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса. Этнические стереотипы закрепляются традициями, становятся для этноса своеобразной идеологией, проводником и обоснованием действия представителей этноса по отношению к различным социальным группам и этносам.

2. По механизму функционирования этнические стереотипы подразделяют на устойчивые и подвижные. Этнические стереотипы первой группы формируются веками, переходят в ранг мифологизированных, не поддающихся культурным изменениям, несмотря на влияние информационной культуры. Этнические стереотипы второй группы формируются в процессе межкультурной коммуникации, этнических столкновений, с помощью средств массовой коммуникации и являются подвижными, изменчивыми.

3.Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании и самосознании обусловлен выполнением следующих функций: сохранение и защита этнической идентичностиэтноинтегрирующаяадаптационнаярегулятивная. Этнические стереотипы выступают культурным барьером для защиты личности и выступают средством ее самоутверждения как в своей этнической среде, так и в иноэтничной. Благодаря этническим стереотипам представители любого этноса могут чувствовать себя безопасно в том положении, которое занимают в социальной стратификации. В современном мире этнические стереотипы включены в идеологическую сферу и являются эффективным инструментом идеологической борьбы.

4.Этнические стереотипы в культуре межэтнического общения имеют программирующий характер, так как имеют возможность предвосхищать возможные варианты поведения представителей этносов в межличностных и межэтнических контактах. Как элемент духовной жизни общества культура межэтнического общения предполагает создание духовных ценностей особого рода в которых закреплены общечеловеческие стереотипы как обязательные условия взаимодействия различных этносов.

5.С помощью этнических стереотипов культура человеческих отношений аккумулирует в себе опыт, сложившийся в процессе взаимодействия этносов в различных сферах жизнедеятельности — материальной, духовной, политической, и тех конкретных формах взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности.

6. Мифологизированное сознание этносов и этнических общностей, проживающих на территории Северного Кавказа, а также общинная структура этих этносов оказывают большое воздействие на индивида, формируя у каждого представителя этноса посредством этнических стереотипов образ принадлежности к своему этносу. Главным фактором, способствующим формированию этнических стереотипов поведения и мышления этносов на территории Северного Кавказа, являются этнические традиции и опыт межличностного общения с представителями других народов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в дальнейшей разработке концептуальных основ относительно молодой отрасли философского знания — философии культуры, а также теоретико-методологических основ этнологии и культурологии. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы историками, психологами, культурологами, социологами для углубленного научного анализа проблемы формирования, функционирования и влияния культурно обусловленных этнических стереотипов.

Материалы исследования могут быть эффективно использованы при чтении курсов социальной философии, культурной антропологии, этнопсихологии, этнической конфликтологии. Выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы органами государственной власти, общественными организациями, как в перспективной, так и повседневной практической работе, в частности, при разработке программ по социальной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев, при организации социологических исследований по проблемам межэтнических конфликтов, при прогнозировании социально значимых реакций на политические инициативы в решении этнических проблем. Материалы диссертации представляют интерес для средств массовой информации и иных структур, влияющих на формирование общественного мнения.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения диссертации представлены в выступлениях на международной конференции «Этнические процессы накануне XXI века» (Ставрополь, 21−22 мая 1998 г.), краевых, межвузовских и университетских научных и научно — практических конференциях.

С отдельными положениями диссертации автор выступила на занятиях методологического семинара аспирантов кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Основное содержание диссертации отражено в десяти работах общим объемом 3,25 п. л.

Основное содержание отражено в следующих публикациях:

1. Гладких C.B. Роль этнических стереотипов в межкультурном общении // Некоторые проблемы этнических процессов на Кавказе. Ставрополь. 1997. С. 36−41 (0,4 п.л.).

2. Гладких C.B. Этнические предубеждения и пути их преодоления // Этнические процессы накануне XXI века. Сборник статей. Ставрополь. 1998. С. 48−51 (0,1 пл.).

3. Гладких C.B. О проблемах этнического стереотипа // Этнические проблемы современности. Сборник статей. Выпуск 3. Ставрополь, 1998. С 41−43 (0,1 п.л.).

4. Гладких C.B. Этнические предубеждения и возможность их преодоления // Северо-Кавказский регион. Информационно — аналитический вестник представительства Президента РФ. 1998, № 3. — С. 39−41 (0,3 п.л.).

5. Гладких C.B. Этнические стереотипы и проблемы межкультурного общения // Проблемы философии культуры. Сборник статей. Ставрополь, 1999. С.42−52 (0,7 п. л.).

6. Гладких C.B. Этнические стереотипы и общественное мнение // Северо-Кавказский регион. Информационноаналитический вестник представительства Президента РФ. 1999. № 1. С.52−54 (0,4 п. л.).

7. Гладких C.B. Функционирование этнических стереотипов в сознании // Этнические проблемы современности. Сборник статей. Выпуск 4. Ставрополь, 1999. С 93−100 (0,4 п. л.).

8. Гладких C.B. Этнические стереотипы и проблемы межкультурного общения// Этнические проблемы современности. Сборник статей. Выпуск 5. Ставрополь, 1999. С. 57−65 (0,35 п.л.).

9. Гладких C.B. Этнические стереотипы в средствах массовой информации // Этнические проблемы современности. Сборник статей. Выпуск 6. Ставрополь, 2000.С. 74−80 (0,4 п.л.).

10. Гладких C.B. Этнические стереотипы в духовной культуре // Актуальные проблемы социогуманитарного познания. Сборник научных трудов кафедры философии Mill У. Выпуск 9. М.: «Прометей». 2001. С. 111−115(0,4 п.л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Устойчивость духовной культуры этносов и ее жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты структуры, определяющие ее единство и целостность. Единство и неповторимость духовной культуры этносов достигается путем выработки единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Идущие в современном мире объективные процессы культурной и иной гомогенизации, сопутствующие им поиски общих ценностных предпосылок как моменты возрастания целостности мира, тенденции к интенсификации всевозможных региональных связей, приобретают глобальный характер, приводят к стремлению людей утвердить разнообразные формы своей этнокультурной идентичности, защитить свой традиционный образ жизни. Именно на интегрирующие и стабилизирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции, в основе которого лежат этнические стереотипы поведения и общения.

Термин «этнический стереотип» впервые был введен в научный оборот американским социологом Уолтером Липпманом в 1922 году в работе «Общественное мнение» при рассмотрении и анализе проблем расизма в Америке. Первым отечественным ученным, впервые обратившим внимание на проблему этнических стереотипов был психолог И. В. Кон, исследовавший проблемы расизма в шестидесятых годах двадцатого века. До настоящего времени не предложено комплексного анализа проблемы функционирования этнических стереотипов в духовной культуре с позиций философского анализа.

В диссертационном исследовании соискатель исследует проблему происхождения этнических стереотипов и показывает, что воспроизведение, закрепление и трансформация стереотипов происходит под влиянием исторически складывающихся культурных особенностей данной этнической общности и длительной истории развития ее взаимоотношений с другими этническими группами, формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе.

В связи с отсутствием в обществоведческой науке единого определения категории «этнический стереотип» диссертантом предложена собственная трактовка этнического стереотипа поведения и уточнена трактовка этнического стереотипа мышления. Итак, этнические стереотипы поведения — это комплекс элементов духовной культуры, зафиксированный на уровне этнического самосознания, передающийся из поколения в поколение в моноэтнической среде в процессе социализации, проявляющийся в повседневной жизни представителей этноса в виде традиций и выступает защитным барьером для сохранения самобытной духовной культуры этноса, а этнические стереотипы мышления — это синтез традиционных, исторически сложившихся этнических представлений и упрощенного, ценностно окрашенного представления о достоинствах и недостатках представителей различных этносов, возникшее в ходе неудачного межэтнического контакта.

Этнические стереотипы поведения с самого раннего детства способствуют закреплению культурных традиций и привычек, присущих моноэтнической среде, в которой представитель данного этноса воспитывается, выступая культурным барьером для защиты личности и как средство ее самоутверждения в своей этнической среде и в иноэтнической среде.

Генезис этнических стереотипов неразрывно связан с формированием этнического самосознания, возникающего в результате длительного общественно — исторического развития этноса. Этнические стереотипы как отражение социально — культурных особенностей этноса и исторически формирующихся межэтнических отношений, являются ярким воплощением общественного мнения на определенном историческом этапе. В диссертации отмечено, что этнические стереотипы, отражающие специфические особенности этнической общности (своей или чужой), как правило, формируются в процессе межэтнических отношений и сами выступают в качестве их индикаторов.

В процессе общественно — исторического развития этническая общность, выступая субъектом определенной деятельности, производит присущую только ей этническую культуру. Структура и элементы, цели и задачи, способы реализации совокупной общественной деятельности реальной этнической группы, осуществляемой в определенных формах общественных отношений, выражаются в свернутой и преобразованной форме в этническом самосознании. Благодаря стереотипам этническое самосознание является специфическим способом мировосприятия, выражающим и демонстрирующим определенное отношение определенной этнической группы к этнокультурной действительности.

Этнические стереотипы являются регуляторами поведения в этнической общности. Они выполняют определенные социальные функции: выступают в качестве средств стабилизации, утвердившихся общественных отношений и способствуют воспроизводству этих отношений в жизни новых поколений. На внутриэтническом и межэтническом уровнях этнические стереотипы становятся нормами поведения и восприятия. Воспроизводство этнокультурных феноменов в этническом самосознании превращает их в основной регулятивный механизм социального поведения этноса, обеспечивая его консолидацию и внутреннюю устойчивость.

Рассмотрение этнических стереотипов как социокультурных и исторически обусловленных форм отношений к этническим группам, позволяет диссертанту отнести их к основным структурам этнического самосознания, реализующимся в межэтнических отношениях.

С точки зрения диссертанта, существует ряд основополагающих характеристик этнических стереотипов, которые способствуют функционированию последних в общественном сознании: во-первых, этнические стереотипы мышления обладают относительной устойчивостьюво-вторых, этнические стереотипы скрупулезно отражают мнение этноса о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростреотипы) — в-третьих, стереотипы обязательно имеют знаковую направленностьв-четвертых, связь этнических стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.

Механизм функционирования этнических стереотипов в общественном сознании зависит от информации, составляющей этнический стереотип. Необходимо различать этнические стереотипы, сформированные в общественном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике данного этноса, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках. Такие этнические стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию, способствующую сохранению самобытности духовной культуры этноса.

Диссертантом исследованы социокультурные основы формирования этнических стереотипов. В работе указано, что социокультурные основы формирования этнических стереотипов порождены условиями развития и жизнедеятельности членов этноса. В их основе находятся, прежде всего, потребности (материальные, экономические), носящие реальный характер. Основой народного обычая является рациональный элемент, предусматривающий непосредственное целесообразное действие. Многие обычаи и традиции неразрывно связаны с религией. Обычаи и традиции, хранящиеся в сознании этноса до настоящего момента можно разбить на несколько групп: семейно-бытовые стереотипы, традиционные жанры и формы духовной культуры, хозяйственно-производственные стереотипы, религиозные и религиозно-бытовые обряды.

Диссертантом выявлена роль этнических стереотипов в формировании межэтнических отношений. Для каждого из членов одной общности этнические стереотипы, опосредуя институционные нормы, выступают регулятором социального поведения. Обремененный многочисленными статусами, одновременно выполняющий целый набор социальных ролей, представитель этноса входит во множество слабо связанных между собою групп, причем каждая роль и каждая группа предъявляют к нему собственные требования, которые зачастую не согласуются, а, напротив, противоречат друг другу. Этнические стереотипы регулируют межэтническое и межгрупповое общение с помощью традиций, обычаев, устойчивых общепризнанных ценностей.

Этнические стереотипы, формируя единую символическую среду, выступают в качестве своеобразного информационного фильтра. В современном полиэтническом обществе человек оказывается невольно втянут в постоянный поток разнообразной и нередко внутренне противоречивой информации. Этнические стереотипы не только упорядочивают и систематизируют ее, «просеивают» с точки зрения культурных общепринятых этнических ценностей и идеалов.

Этнические стереотипы способствуют удовлетворению органично присущей человеку потребности в определенной психологической устойчивости и определенности. Актуализация этнических стереотипов — это защитная реакция психики на унифицированность или нестабильность этнокультурной и этнополитической среды. Смена социальных, и в частности политических детерминант разрушает ценностный мир человека, неизменность же этнических стереотипов, традиционных в противовес социальной инновации, противодействуют развитию социальной фрустрации и аномии. Этнические стереотипы консервативны и в кризисной, конфликтной ситуации человек пытается укрыться в них.

В диссертации определена роль этнических стереотипов в современных этнических процессах. Этнические стереотипы, мобилизуясь в форме этнических конфликтов, этнических движений, становятся инструментом для достижения определенных экономических, политических или иных целей. В условиях социального или межэтнического конфликта посредством обращения к этническим стереотипам, которыми манипулирует элита предопределяют как социальные, так и политические требования. В стадии мобилизации этнических стереотипов необходимо мотивировать ту или иную направленность сознания и поведения, как на групповом, так и на индивидуально — личностном уровне. В этом случае социальная действительность, политические, экономические или иные ценности рассматриваются этнической группой в первую очередь сквозь призму соответствия или несоответствия этническим интересам, сама же акцентуированная этничность выступает в качестве критерия оценки социальных, политических и экономических изменений, как подкрепляющих или, напротив, унижающих этническое достоинство. Гипертрофия воспроизведения как органических, так и ситуативных этнических стереотипов неизбежно приводит к дестабилизации межэтнических отношений.

Тем не менее, если на уровне отдельной личности или отдельной группы этнические стереотипы характеризуются, в первую очередь, своей устойчивостью, то на уровне социума в процессе общественно — исторического развития их следует рассматривать как относительно устойчивые образования. Это определяется зависимостью этнических стереотипов от таких важных компонентов, как потребности и интересы, которые детерминируют и внутренние особенности этноса, и характер складывающихся межэтнических отношений. От срока существования не всегда зависит степень его устойчивости, то есть более древние этнические стереотипы в данный момент могут быть менее устойчивы, чем стереотипы современности. Глобальное ускорение социальных процессов в мире приводит к тому, что временная длительность социально стереотипизированных форм опыта стала значительно короче. Такая особенность этнических стереотипов как устойчивость имеет относительный характер. Практика показывает, что этнические стереотипы, не поддерживаемые социальными условиями, способны к изменениям в относительно короткий временной период.

Духовная культура этносов Северного Кавказа представляют собой разнообразие культурно-бытовых особенностей. Это находит отражение в конкретно-этнической вариативности форм материальной и бытовой культуры, специфических устоях мировоззренческих стереотипов, поведенческих нормах.

Диссертантом исследован механизм образования и функционирования этнических стереотипов в духовной культуре на примере СевероКавказского региона и выделены стереотипы, сложившиеся в силу конкретного исторического опыта взаимодействия с другими этносами — конфессионального плана, относительно экономического положения, принадлежности к языку. В работе рассмотрены стереотипы поведения и мышления, раскрыты и проанализированы причины, способствующие нагнетанию межэтнической напряженности.

Взаимодействие этносов, проживающих на территории Северного Кавказа, обладающих разными этнокультурными традициями, уже само по себе объективно несет в себе заряд, который в случае возникновения межэтнической конфликтности выступает в качестве усугубляющего обстоятельства.

Главным фактором возникновению этнических стереотипов поведения и мышления этносов Северо-Кавказского региона, являются этнические традиции и опыт многовекового межличностного общения с представителями различных этносов. Такие этнические стереотипы едины для этноса в целом, и не подвержены изменениям достаточно длительный промежуток времени. Этнические стереотипы мышления и поведения, функционирующие в этническом самосознании этносов Северного Кавказа, не могут оставаться неизменными образами. Под влиянием государственной идеологической доктрины, пропаганды средств массовой информации, а самое главное — из знаний, полученных в образовательных учреждениях, можно постепенно изменять природу этнических стереотипов, переводя их из негативной плоскости в позитивную.

Основная идея диссертационной работы заключается в исследовании феномена функционирования этнических стереотипов в духовной культуре с позиций философского анализа, раскрытии сущности этнических стереотипов мышления и поведения, их роли и влияния на процесс межкультурной коммуникации.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы обществоведами для дальнейшего углубленного научного анализа проблемы формирования, функционирования и влияния культурно обусловленных этнических стереотипов, при чтении курсов социальной философии, культурной антропологии, этнопсихологии, этнической конфликтологии.

Основные положения исследования могут быть использованы органами государственной власти, общественными организациями как в перспективной, так и повседневной практической работе. В частности, при разработке программ по социальной адаптации мигрантов и вынужденных переселенцев, при организации социологических исследований и мониторингов межэтнических конфликтов, при прогнозировании социально значимых реакций на политические инициативы в решении межэтнических проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991. — 159 с.
  2. Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент: Университетское издательство. 1985. — 98 с.
  3. A.B. Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Учебное пособие.- Ставрополь: СГПИ. 1993.- 222 с.
  4. A.B., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь справочник. — Ставрополь: СГПИ. 1994.- 100 с.
  5. В.А. Этническая конфликтология в 2-х частях.- Ставрополь: СГУ, 1996.- 170 с.
  6. A.B., Шаповалов В. А. Этнические проблемы развития современной России: социально философский аспект анализа. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1994. — 88 с.
  7. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.- М.: МГУ, 1990. 239 с.
  8. H.A. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1992. — 119 с.
  9. Л.Д., Кройтореску Л. И. В королевстве, где говорят по -английски. Обычаи, традиции, праздники.- Кишинев: Наука, 1989. 201 с.
  10. Американский характер. Очерки культуры США // Сост. О.Э. Туга-нова. -М.: Наука, 1995.-319 с.
  11. Н.Г. Статьи о японском менталитете. М.: Прогресс, 1993, — 156 с.
  12. Г. Н. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997.376 с.
  13. О.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.- 155 с.
  14. В.И. Символ, наука, культура. М.: Луч, 1995. С. 100.
  15. С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность // Этнографическое обозрение. 1992. — N 3. — С. 15−23.
  16. В.Л. Правда о неправде. Минск: Университетское, 1985. -252 с.
  17. С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.-112 с.
  18. С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. 1981. -N 2. — С. 98 -99.
  19. С.А., Крупник И. И. Национальный феномен // Человек. -1990.-N 6.-С. 7−15.
  20. С.М. Нация и ее психический склад. Краснодар: Куб-ГУ, 1966.-271 с.
  21. Ю.В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни СССР. М.: Мысль, 1987. — 303 с.
  22. A.C. Культурные основы межэтнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994.- N 4.- С. 115−125.
  23. И.А., Коростенов А. Г. Человек в многонациональном обществе // Этнографическое обозрение. 1993. -N 6. — С. 146−147.
  24. А.Б. Этническое самосознание: сущность, структура, особенности формирования. Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь: СГУ, 1998. — С. 36−39.
  25. Э.А. Национальные проблемы в современных условиях // Национальные проблемы в современных условиях. М.: Ин-т марксизма -ленинизма при ЦК КПСС. 1988. — С. 51−69.
  26. А.Г. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционных форм // Советская этнография. 1985. — N 2. — С. 36−46.
  27. А.К. Некоторые вопросы этнографического поведения // Этнические стереотипы поведения. Ленинград: Пресса, 1985. — 218 с.
  28. А.К. Ритуал в традиционной культуре. Спб.: Логос, 1993.-224 с.
  29. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.-267 с.
  30. Э.А. Проблема философии культуры: опыт историко-материалистического анализа. М.: Наука, 1984. — 247 с.
  31. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.- 158 с.
  32. .К. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Логос, 1983.- 180 с.
  33. М.Б. Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп: Адыгея, 1997 — 270 с.
  34. Э. Общая лингвистика. М.: Наука, 1974.- 329 с.
  35. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
  36. П. Спокойные и безрассудные (о жизни и быте кубинцев) // Вокруг света. 1990. — N 2. — С. 2 — 6.
  37. A.A. Психология личности и общения. М.: АПН, 1983.271 с.
  38. Болотоков В. Х Нация и ее национально психологический мир. -Нальчик: Логос, 1996.-272 с.
  39. Ю.А. Роскошь человеческого общения. М.: RISS, 1998.184 с.
  40. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. — 60 с.
  41. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  42. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.-283 с.
  43. Ю.В. Этносоциальные проблемы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. -334 с.
  44. Ю.В., Козлов В. И. Этносы и этнические процессы как предмет исследования // Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1989-С. 5−29.
  45. Ю.В., По дольный Р.Г. Человечество это народы.- М.: Наука, 1990.-425 с.
  46. Д. Сто шестьдесят статей против математиков и философов. Спб: Политиздат, 1949. — 468 е.
  47. Т.Ю., Дмитриев O.A. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. М.: Мысль, 1996. — 254 с.
  48. Л.Г. О перспективах сохранения целостной этнокультурной матрицы этносов России в условиях «догоняющей модернизации» //Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования, 1994, N 6. С. 33−40.
  49. К. Национальный характер в искусстве и действительности // Дружба народов. 1966. -N 7. — С. 254−258.
  50. В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонента этнической культуры // Социально политические исследования. -1993.-N 1.-С. 93−97.
  51. Г. В. Америка меняющаяся и неизменная. М.: Пресса, 1984.-229 с.
  52. Введение в социологию международных отношений // Под ред. Цыганкова П. А. М.: Аско — Пресс, 1991. — 412 с.
  53. Е.А. Кризис британской социальной антропологии. М.: Наука, 1977.- 171 с.
  54. Е.А. Теория культурных контактов и современный расизм // Расы и народы. М.: Политиздат, 1973. — С. 23 — 42.
  55. Взаимоотношение развития национальных языков и национальных культур // Дешериев Ю. Д., Туманян Э. Г. (отв. ред.). М.: Наука, 1980. — 320 с.
  56. Л.В. Развивающийся мир: большие проблемы малых стран. М.: Наука, 1977. — 120 с.
  57. Е.Я., Жарников А. Е. Этнический ренессанс парадокс XX века? // Диалог. — 1990. — N 15. — С. 37−45.
  58. В.Е. Цыгане. (Историко-этнографический очерк) // Вопросы истории. 1969. — И 1. — С. 204−210.
  59. Н.М. Можно ли договориться друг с другом? Психологические проблемы общения // Экономика и организация промышленного производства. 1992.-Ы 12.-С. 135−143.
  60. В., Оболенский А. Потребности иметь врагов и друзей. Диалоги о психологии национальных конфликтов // Дружба народов. 1992. -N7.-0. 171−184.
  61. Вопросы теории и практики национально-этнических отношений. -Ставрополь.: СГПИ, 1984. 112 с.
  62. В. Проблемы психологии народов. М.: Издательство, 1912. — 132 с.
  63. В. Психология народов В 10 т., Спб.: Университет, 19 021 920.
  64. А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1982. 184 с.
  65. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. — 111 с.
  66. .Ж. Чечня: истоки и «сценарий» вооруженного конфликта // Социальные кофликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 10.-М., 1995.-С. 138−142.
  67. Ю. Чечня: причина кризиса //Азия и Африка сегодня. -1995.-N8.-С. 2−6.
  68. Гарднер, Клинтон Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души. М.: Наука, 1993. — 123 с.
  69. З.Т. Формирование культуры межнационального общения // Педагогика. 1994. -N 5. С. 11−13.
  70. Г. Национальные образы мира. Космо- психологос. М.: Прогресс, 1995.-480 с.
  71. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук В 3 т.т. М.: Университетское, 1977. Т. 1. — 432 с.
  72. Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1991.-181 с.
  73. О. Этнокультурная идентичность во всех возможных мирах // Вестник высшей школы. 1991. -N 9. — С. 46−51.
  74. С. Принципы жизни Китая. Спб.: Петрофф и К, 1888.- 114с.
  75. Геродот. История. Ленинград: Университетское, 1972. 412 с.
  76. Д.М. Национальные и межнациональные проблемы на современном этапе. Свердловск: Практика, 1991. — 125 с.
  77. А.Н. Опыт межэтнических отношений //Латинская Америка. 1989. -N 10. — С. 79−85.
  78. П.И. Национальный характер. Днепропетровск: Киев, 1992.- 115 с.
  79. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 448 с.
  80. Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Наука, 1972. — 318 с.
  81. И. История человеческой культуры. СПб.: Петрофф и К, 1896.- 198 с.
  82. А.И., Макарова М. Г. Общественная психология: Философская и социально психологическая характеристика. Л.: Наука, 1979.-315 с.
  83. A.A. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов (очерки конфликтологии). М.: Институт психологии РАН, Федерация мира и согласия, Центр политических и международных исследований, 1993. — 120 с.
  84. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М.: МГУ, 1985. — 98 с.
  85. П.В. Креолизация и межэтническая интеграция в по-лиэтничных странах Карибского региона // Этнографическое обозрение. -1995.-N6.-С. 102−110.
  86. .А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
  87. Л.Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социальные исследования. 1992. — N 2. — С. 50−57.
  88. П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980.-367 с.
  89. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: РГУ, 1979.-220 с.
  90. X., Фрейда Н. Национальный характер и национальный стереотип // Современная зарубежная этнопсихология. М.: Политиздат, 1979.-С. 23−45.
  91. Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971. — 304 с.
  92. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. — 304 с.
  93. А.И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М.: Наука, 1982. С 13.
  94. А.И. Русские между прошлым и будущим //Социально-политический журнал. 1993. — N 4. — С. 11−20.
  95. Д.В. Макрополитика. Заметки о детерминантах национального поведения. // Политические исследования. 1995. — N 5. — С. 34−40.
  96. Л.М. Духовная общность народов СССР: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981.-263 с.
  97. Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. -1991.-Ы 1.-С. 3−16.
  98. М.В. О национально-территориальной, национально-государственной и национально-культурной автономии // Социальные исследования. 1993. -Ы 11. — С. 99−102.
  99. М.В. Родной язык и межэтнические отношения // Социальные исследования. 1995. -Ы 11. — С. 67−70.
  100. В. Регулирование национальных отношений в странах Запада. М.: Прогресс, 1990. 210 с.
  101. Египтяне и их характер // Ковтухович О. В. Вечный Египет. М.: Прогресс, 1989. — с. 23−32.
  102. .С. Социальная культурология. В 2-х частях. М.: Аспект-Пресс, 1994. Ч. 2. — 240 с.
  103. .С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982.-280 с.
  104. H.A. Этнические представления как предмет исследования // Расы и народы. М.: Наука, 1983. — С. 34−52.
  105. Ю.И., Громов H.A. Человеческий фактор и культура. Л.: Наука, 1989.-215 с.
  106. Г. Ф. Проблема насилия в массовом сознании // Социальные конфликты: экспертиза прогнозирования, технологии решения. Вып. 8. — М.:РАН, 1995. — С. 9−33.
  107. Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научные аспекты. Минск: Купава, 1987. — 147 с.
  108. Е. Искусство человеческого общения О китайской духовной традиции. //Азия и Африка сегодня. 1989. — N 10. — С. 19−21.
  109. Зак JT.A. Западная дипломатия и внешнеполитические стереотипы. М.: Политиздат, 1976. — 301 с.
  110. Е.А. В стране, где течет Иравади. М.: Наука, 1980.-218 с.
  111. И. Отец есть отец о жизни и обычаях народов Северной Кореи. // Вокруг света. 1991. — N 9. — С. 15−19.
  112. А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России // Этнополитические исследования. 1995. — N 4. — С. 166−183.
  113. А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социальные исследования. 1996. — N 2. — С. 55−62.
  114. Ф.Г. Историческая память татарского этноса // Международная экономика и международные отношения. 1995. — N 1. -С. 86−92.
  115. A.A. Этнонационализм: основные концепции американского обществоведения // США: Экономика. Политика. Идеология. 1993.-N 8. — С. 3−13.
  116. В. Межнациональные конфликты: социологический аспект // Социально политические исследования. — 1992. — N 4. — С. 15−22.
  117. Ю.В. Поведенческие стереотипы: обряд применения кровников в горных зонах Балкан и на Кавказе. М.: Прогресс, 1989. — С. 139−154.
  118. И. А. Культура общения: опыт философско-методологического анализа. Воронеж: ВГУ, 1989. — 110 с.
  119. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. — 352с.
  120. В.Б. Две грани общественного сознания: этническое и национальное // Международная экономика. Международные отношения. 1993. -N 6. — С. 87−100.
  121. В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. 1990. -N 4. — С. 151 161.
  122. Р.Н. Этнические стереотипы и проблема национальной интеграции в тропической Африке // Народы Азии и Африки. 1984.-N 4. — С. 37−46.
  123. Древнекитайская философия: В 2-х т. М.: Наука, 1972. Т.1.-467 с.
  124. Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1991.-319 с.
  125. М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  126. М.С. Философская теория ценностей. Спб.: Петрополис, 1997. -324 с.
  127. П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире // Политические исследования. 1994. — N 6. -С. 6−15.
  128. И. Собр. Соч. в 6 т. М.: Наука, 1966. Т.6., — 624 с.
  129. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Петрополис, 1997. — 850 с.
  130. Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990. № 2. С. 59−82.
  131. К. О русском национальном характере М.: Аско Пресс, 1994.- 181 с.
  132. И.М. Судьбы индийских племен. М.: Наука, 1982.-179 с.
  133. В.И. Этнорасовые предубеждения и этнологическая наука // Расы и народы. Ежегодник. Вып. 23. М.: Наука, 1993. — С. 105−139.
  134. В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. — N 6. С. 98−108.
  135. В.А., Криндач А. Г. Тенденции постсоветского развития массового сознания и политических систем // Политические исследования. 1994. — N 6. — С. 120−133.
  136. Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 189 с.
  137. Кон И. К проблеме национального характера. // История и психология. -М.: Наука, 1971. С. 122−158.
  138. Кон И. Психология предрассудков // Новый мир. 1966. -N9.-С. 187−205.
  139. Г. Об особенностях стереотипизации // Вестник МГУ, 1968.-С. 58−65.
  140. Конфликтная этничность и этнические конфликты // Отв. ред. Дробижева JI.M. М.: Наука, 1994. — 177 с.
  141. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. — 100 с.
  142. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Экономика, 1993. — 399 с.
  143. Т.Ф. К вопросу о «национальном характере» нации, личности как ее составной части // Социальные вопросы воспитания и образования. Томск: Сиречь, 1979. — С. 152−162.
  144. Г. И. Вечера со скандинавами. М.: Мир, 1970. -229 с.
  145. Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1982.- 191 с.
  146. В.Н. Социальные стереотипы условия и продукт социализации // Ученые зап. Ленингр. ун-та, НИИ комплекс, социал. исслед. — Л.: ЛГУ, 1971. — С. 18−26.
  147. Г. Психология народов и масс. Спб.: Книжная лавка, 1922.-220 с.
  148. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997.365 с.
  149. И.И. Исторические корни югославского конфликта // Вопросы истории. 1995. — N 5. — С. 40−56.
  150. А.П. Идеал. Киев: Феникс, 1991.-300 с.
  151. В.В. Душа неизъяснимая: размышления о русском народе. М.: Пресса, 1989. — 134 с.
  152. И.Е. Духовные факторы возникновения и обострения конфликтных ситуаций // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология решения. Вып. 9. М., 1995. — С. 40−53.
  153. Н. Парадоксы межнационального общения. М.:МГУ, 1992.- 188 с.
  154. А.П. Притчи о горском этикете. Нальчик: КБГУ, 1989.- 120 с.
  155. С.Б., Молодякова Э. В. Праздники в Японии. Обычаи, обряды, социальные функции. М.: Наука, 1990. — 194 с.
  156. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Учпедгиз, 1969.-228 с.
  157. Э.С. Теория культуры и современная наука. -М.: Мысль, 1983.-284 с.
  158. А. Римская история. Спб.: Петрополис, 1994. 374 с.
  159. И. Жернова. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1993. — 639 с.
  160. Н.П. Межнациональные конфликты и политическая стабильность. Саранск: Деловая книга, 1993. — 200 с.
  161. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру // Тезисы I Международного конгресса 11−14 сентября 1996. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. — 116 с.
  162. В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнических конфликтов // Социологические исследования. -1993.-N5.-С. 57−63.
  163. JI. Большая чистка Из истории конфликтов в странах Европы. // Новое время. 1993. — С. 38−41.
  164. Ш. Л. О духе законов // Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М.: Госиздат, 1970. — 354 с.
  165. М.Г., Мустафаев М. В. Вопросы социально -психологического поведения личности: национальные и этноконфессио-нальные аспекты // Известия Северного Кавказского научного центра. 1987.-N2.-С. 95−99.
  166. О.Б. Национальное самосознание (социально философский анализ). — М.: Луч, 1992. — 168. Мушакодзи К. Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление // Политические исследования. — 1991. — N 3. — С. 4−19.
  167. Национальная культура и общение. М.: Наука, 1977.- 96с.
  168. Ш. Национальный характер в структуре национальной психологии // Вопросы философии и социологии. Л.: ЛГУ, 1972. — С. 104— 109.
  169. Национальные отношения и этнические конфликты. М.: Российская академия управления, 1993. — 1120 с.
  170. О.С. Национальное самосознание как форма превращенная социальных отношений. М.: Прометей, 1998. — 200 с.
  171. Новый быт новые обычаи. // Под ред. Авксентьева A.B. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. 1977. -. 128 с.
  172. В.В. Корни дуба: Впечатления и размышления об Англии и англичанах. М.: Мысль, 1980. — 300 с.
  173. А. Что же дальше? (Проблемы национальных отношений) // Молодая гвардия. 1990. -N 3. — С. 269−283.
  174. B.C. Обычай и обряд как формы традиции // Российская археология. 1997. — N 2. — С. 159−164.
  175. Р.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействия и особенности эволюции. Спб.: Жене-ва, 1996. -364 с.
  176. A.A. Конфликт: социокультурное явление и научное понятие // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. -Вып. 1.-М, 1994.-С. 40−52.
  177. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. М.: Наука, 1994.
  178. Понамарев Лев. Французы и русские друг о друге. Историческая эволюция национального образа // Иностранный язык в школе. 1993. -N 2. — С. 18−20.
  179. .Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. — М.: Наука, 1979. — 232 с.
  180. .М. Эволюция элиты и мегасоциальные конфликты // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 9. — М, 1995. — С. 101−108.
  181. A.B. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. Спб.: Феникс, 1993. — 212 с.
  182. Рис Н. Тендерные стереотипы в российском обществе // Этнографическое обозрение. 1994. -N 5. — С. 44−52.
  183. Робер М. А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. Пер. с французского. М.: Прогресс, 1988.-255с.
  184. С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Политиздат, 1980. — 198 с.
  185. С.К. Проблемы этноцентризма: теория и практическая действительность XX века // Расы и народы. Ежегодник. Вып. 23. -М.: Наука, 1993. — С. 59−104.
  186. H.А. Традиция, обычай, обряд // Российская археология. 1997.-N 2. — С. 150−157.
  187. Г. С. Поволжские татары и русские в зеркале симпатий и антипатий. Казань: Фэн. 1993. — 37 с.
  188. Е.П. Образ жизни и исторические формы общения. Казань: КГУ, 1989. — 261 с. 190. 188. Сарингулян К. С. О регулятивных аспектах традиций // Советская этнография. 1981. № 2.- С 100−110.
  189. К.С. Ритуал в системе этнической культуры // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван: Прожект, 1978. — С. 22−36.
  190. Я.М. Проблема болгарского национального самосознания и межэтнические конфликты // Конфликты в условиях системных изменений в странах Восточной Европы. М.: Наука, 1994. -С. 91−105.
  191. И.И. Культура межнационального общения. -Минск: Университетское, 1989. 157 с.
  192. А.Ю. Культ предков и этнические стереотипы поведения бирманев // Советская этнография. 1989. — N 3. — С. 102 109.
  193. К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. — NN 2−5.
  194. JI.B. Культура самосознания. М.: Прогресс, 1994.-367 с.
  195. Сознание и общение // Отв. ред. А. А. Брудный. Фрунзе: Илим, 1968.- 113 с.
  196. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. — 389 с.
  197. Социально-культурный облик советских наций. По результатам социологического исследования. М.: Наука, 1986. — 296 с.
  198. Социология межнациональных отношений. Учебное пособие / Иванов В. Н., Гусейнова Н. С., Кублицкая Е. А. (отв. ред.). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996. — 248 с.
  199. В.И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности // Социально политический журнал. 1996. — N 2. — С. 152−162.
  200. В.В. Угрозы этнической культуре: мнимые и реальные // Вестник РАН. 1993. — Т. 63. — N 12. — С. 1061−1066.
  201. Стереотипы в общественном сознании (Социально-философские аспекты). М.: ИНИОН, 1988. — 41 с.
  202. Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. -М.: Наука, 1987. с.242−250.206. 204. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 249 с.
  203. A.A. Локальность как социокультурный феномен второй половины XX века // Вопросы философии. 1994. № 12. -С. 164−170.
  204. В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. №№ 3−7.
  205. А. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991.467 с.
  206. И.С. Русские и японцы: актуальные проблемы межкультурной коммуникации // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. 1997. № 1.-С. 13−23.
  207. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.-333 с.
  208. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985.-268 с.
  209. Философия и история культуры: национальные аспекты. Улан Уде.: Мысль, 1992. — 198 с.
  210. Франк C. J1. духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-511 с.
  211. P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы современности (социально-философский анализ). Майкоп: Зи-хи, 1997.- 194 с
  212. A.A., Тохманян P.M. Невербальные средства общения в армянской среде // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М.: Прогресс, 1984. С. 57−69.
  213. Т.З. Язык и его образы. М.: Международные отношения. 1977. -267 с.
  214. К.В. Народные традиции и фольклор. Ленинград: Университетское, 1986. -303 е.
  215. C.B. Стереотипы в общественном сознании японцев. М.: Пресса, 1993.-195 с.
  216. С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Международная экономика. Международные отношения. 1993.№ 1. С. 41−53.
  217. А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп: ЛГУ, 1996.-168 с.
  218. С.К. К вопросу о культуре межнационального общения // Философские науки. 1990. № 8. С. 61−63.
  219. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 506 с. 224. Шихирев П. Н. Современная социальна я психология. — М.: Прогресс, 1992. — 304 с.
  220. П.Н. Межнациональные отношения: социально-психологический подход // Национальные процессы в СССР. М.: Наука, 1991.- 482 с.
  221. Г. Г. Сочинения. М.: Правда. 1998. — 601 с.
  222. Л., Лацарус С. Мысли о народной психологии. Спб.: Петрофф и К., 1865. 216 с.
  223. В.А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии // Философские науки. 1960. № 2. С. 47−53.
  224. Этнические проблемы современности. Материалы XLI научной конференции преподавателей и студентов. Ставрополь. СГУ. 1996. -54 с.
  225. Этнография. Учебное пособие // Под ред. Бромлея Ю. В. и Маркова Г. Е. М.: Высшая школа, 1982. — 312 с.
  226. Этносы и этнические процессы: памяти Р. Ф. Итса.- М.: Наука, 1993.-343 с.
  227. Юм Д. Сочинения: В 2 тт. М.: Мысль, 1965. Т. 2. — 498 с.
  228. Юнг К. Г Коллективное бессознательное // Вопросы философии. 1988. -№ 11.-с. 24−32.
  229. Adorno Т. Stereotypes as sociotypes. N.Y. 1969. — 184 p.
  230. Allport C. W The nature of prejudice. N.Y., 1958. — 301 p.
  231. Doise W. Croup and individuals: explanation in social psychology. -Cambridge, 1978. 123 p.
  232. Fisnman J. An Examination of the Process and Function of Social stereotyping. N.Y., 1956. Vol. 43. — P.29- 36.
  233. Keen S Faces of the enemy. Reflections on hostile imagination. S.F. 1986. — 74 p.
  234. Lippman W. Public Opinion. Toronto, 1965. — 195 p.
  235. Tadiuri R. Person perception // Lindzeu I., Aronson E.(end). The Handbook of social psychology. N.Y., 1969. Vol.3.- P.389 — 422.
  236. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, 1981.301 p
  237. Jahoda M. Stereotype./ Dictionary of the Social Sciences. London, 1964.-P. 685−700.
Заполнить форму текущей работой