Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия надежды. Э. Блох, Ю. Мольтманн

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мольтманн стремится ориентировать теологию на жизненную практику человека, экологическую и культурную проблематику. Будущее, проистекающее из свободы Бога, считает Мольтманн, изменит и трансформирует природу самого человека и весь мир. Новое является чудом, продолжающимся творением из ничего. Он называет будущее «новой парадигмой трансценденции». В теологии Мольтманна человек, живущий в надежде… Читать ещё >

Философия надежды. Э. Блох, Ю. Мольтманн (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особое значение для эсхатологической теологии имела «философия надежды» Эрнста Блоха (1885—1977), разрабатывавшего философскую антропологию на почве своего понимания марксизма, соединяя представление о неотчужденном цельном человеке с философским и социологическим анализом существования человека, истории как движения к совершенному будущему, которое входит в настоящее, определяет его и предвосхищается в надежде («Принцип надежды», 1954). Теологическую модификацию учения Блоха представляют работы Юргена Мольтманна (р. 1926), немецкого реформатского богослова, профессора систематической теологии в Тюбингене. В книге «Теология надежды» (1964) он утверждает, что надежда на спасение оказывает сильнейшее влияние на восприятие человеком реальности. С ней связана, по его мнению, историчность человека. Мольтманн подчеркивает политический аспект эсхатологии, освободительную функцию надежды в истории. Поэтому его теология надежды рассматривается и как разновидность политической теологии. Революция, освободительное движение угнетенных слоев общества и народов понимаются им как возможные конкретные манифестации эсхатологической революции. Мольтманн говорил о сходстве между эсхатологической миссией христиан и революционными движениями в истории и указывал на «социализацию человечества» в качестве аспекта христианской надежды на спасение, наряду со справедливостью, гуманизацией человека и миром всего творения. В 1967 г. Мольтманн оценил социализм в качестве несовершенной фазы революционного процесса освобождения человека, а в 1972 г. в работе «Распятый Бог» он назвал социализм «символом освобождения человека из дьявольского круга бедности».

Правильно понять историческую реальность и открыть в надежде путь к преобразованию общества помогает, по мнению Мольтманна, учение о страдании Бога вместе со всем страждущим человечеством. Вопль о свободе несется не только от человечества, это также и собственный вопль Божий. В стенаниях голодных, в мучениях узников, в безмолвном умирании природы стенает, голодает и воздыхает сам Дух Божий. Представляя Бога источником надежды и свободы человека, изображая его становящимся и развивающимся на пути к свободе через страдания, Мольтманн сводит социальную проблематику к богословской: теология освобождения видит… отдельные страдания в мире на фоне всеобъемлющей истории страданий Божиих. Поэтому она рассматривает и частные освобождения в перспективе истории окончательного божественного освобождения. Грех оценивается Мольтманном как отчуждение человека от его богозданной сущности; по мнению профессора, грех выражается в глубоко укорененном изначальном страхе, который делает людей агрессивными. Проистекающий из греха страх является источником всех страданий людей в условиях патриархата, капитализма, тоталитаризма и нигилизма. Освобождение понимается Мольтманном как духовное, нравственное преобразование человека.

Мольтманн стремится ориентировать теологию на жизненную практику человека, экологическую и культурную проблематику. Будущее, проистекающее из свободы Бога, считает Мольтманн, изменит и трансформирует природу самого человека и весь мир. Новое является чудом, продолжающимся творением из ничего. Он называет будущее «новой парадигмой трансценденции». В теологии Мольтманна человек, живущий в надежде христианской веры, предстает как счастливое, играющее существо, которое уже сейчас может в предвосхищении пережить совершенное, освобожденное от отчуждения состояние. Праздник еще не рай, но надежда на спасение, и эта надежда переживается уже сейчас как радость и полнота бытия. Христианская надежда помогает, но Мольтманну, уже в этой земной жизни предвосхитить полноценное человеческое существование в эсхатологическом Царстве Божьем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой