Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модальности социокультурных форм человеческой субъективности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Основные вопросы, касающиеся проблемы модальности выдвигаются в центр внимания специалистов в области гуманитарных исследований. Это вызвано жизненно важной необходимостью усиления многообразия в области духовной жизни, в частности, потребностью дальнейшего изучения процессов коммуникации, характеризующихся модальной направленностью и требующих правильного истолкования философской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ
    • 1. 1. Понятие и виды модальностей социокультурных форм человеческой субъективности
    • 1. 2. Модальности возможного и действительного, случайного и необходимого в бытии и сознании человека
    • 1. 3. Методологическая релевантность анализа модальностей относительного и абсолютного в эстетической форме человеческой субъективности
  • ГЛАВА. Н. СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ С ДОМИНАНТОЙ АБСОЛЮТНОЙ МОДАЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Абсолютная модальность нравственной формы человеческой субъективности
    • 2. 2. Абсолютная модальность религиозной и личностной форм человеческой субъективности
    • 2. 3. Абсолютная модальность научной формы человеческой субъективности

Модальности социокультурных форм человеческой субъективности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основные вопросы, касающиеся проблемы модальности выдвигаются в центр внимания специалистов в области гуманитарных исследований. Это вызвано жизненно важной необходимостью усиления многообразия в области духовной жизни, в частности, потребностью дальнейшего изучения процессов коммуникации, характеризующихся модальной направленностью и требующих правильного истолкования философской сущности модальности. При таком рассмотрении философии культуры, которое избирает своей методологической основой философско-антропологический принцип, осуществляется двоякая рефлексия: с одной стороны, это отражение влияния человека на социокультурную реальность, а с другой стороны, выражение влияния социокультурных форм реальности на человека, на формы его субъективности, его мышление. Данная работа была проделана в основном в рамках первого направления, но она не исключает и второго, поскольку интерес к проблеме личности, выступающей творцом реальности, императивы сохранения личности в массовом обществе, свидетельствуют о значимости фактора человеческой субъективности для понимания корреляционных связей между объективной действительностью и формами субъективной реальности.

Кризис духовности человека приобретает глобальные масштабы. Современный человек все более подвержен онтологическому нигилизму, вере в астрологические прогнозы и силу научного прогресса. Такова, на наш взгляд, современная ситуация в России, требующая, в отличие от культурного релятивизма, осмысления субъективного в духовной культуре в модусе абсолютного. Духовная жизнь требует многообразия применительно к феноменам духовной культуры аналогично процессам диверсификации в жизни экономической и плюрализации жизни политической. Релятивизация культурных ценностей делает актуальным рассмотрение диалектики абсолютных и относительных моментов в развитии ценностей и ее учете в философско-методологическом исследовании форм человеческой субъективности. В качестве основных форм духовной культуры, которые выражают абсолютные ценности, следует относить мораль, религию и науку.

Главные модальности существования современного человека — это возможность и случайность. В нашу жизнь все больше входит понятие «виртуальная реальность». Общество все больше производит не только товары и услуги, но и риски. Случайности и возможности в аспекте синергетического мировоззрения становятся определяющими модальностями человеческого бытия, его направленности на свободу и творчество. Учет модальностей в формах коммуникативного дискурса приобретает особое значение для практики общения между отдельными людьми, нациями и народностями, различными поколениями людей. Необходимость дальнейшего изучения процессов коммуникации, характеризующихся модальной направленностью, важность адекватного истолкования социокультурной сущности модальности в духе коммуникативного дискурса, наконец, возможность по-новому, в рамках когнитивного и культурологического подходов, интерпретировать содержание культурных категорий также обусловливают актуальность данной работы.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Объектом исследования являются социокультурные формы человеческой субъективности.

Предмет исследования — модальности социокультурных форм человеческой субъективности.

Степень разработанности проблемы. Истоки проблемы модальностей человеческой субъективности обнаруживаются уже в глубокой древности, прежде всего в рамках философской и логической традиции. В таких классических трудах Аристотеля как «Метафизика», «Аналитики» уже четко просматриваются идеи модальностей культуры, выраженные преимущественно логическим языком и языком риторики. Различные виды модальных суждений имеются у Теофраста и Евдема Родосского, у комментаторов Аристотеля, а позднее — у средневековых схоластов. В логике и философии Нового времени стало традиционным предложенное И. Кантом подразделение форм мышления на ассерторические суждения — суждения о действительности, суждения проблематические, относящиеся к возможности, аподиктические суждения, связанные с необходимостью, наконец, на достоверные и вероятные суждения. Тотализирующая диалектика Гегеля, по-видимому, недооценивала значение анализа модальностей культуры, что оказало влияние и на марксизм. Идея модальности человеческой субъективности ярко выраженная в идее праксисов у молодого Маркса уступает место все большей вульгаризации соотношения бытия и сознания в духе «основного вопроса философии» в позднем марксизме.1.

В современной литературе возрастает количество работ, посвященных проблематике модальности в лингвистике. Анализом различных аспектов данных категорий занимались такие ученые как Г. Адмони, Ш. Балли, А. В. Бондарко, В. Н. Мещеряков, Е. В. Падучева, Д. А. Парамонов, A.M. Пешковский и другие" .

1 Платон. Государство. Соч. в 3-х т. — М., Мысль. 1971; Платон. Пир. Избранные диалоги (пер. с древнегреческого). — М., 1965; Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч. в 4-х т.- М., Мысль, 1975.

2 Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990; Балли Шарль. Общая лингвистика и вопросы французского языка. — М., 2001; Парамонов Д. А. О грамматическом выражении модальности в современном русском языке // Вестник Омского университета, 2 (1998) — Бондарко А. В. Модальность. Вступительные.

Многих психологов, таких, например, как Е. Е Дергачева, Е. Р. Калитиевская, Д. А. Леонтьев также привлекает категория модальности для разработки более гибкой методологии исследования сложного автономного внутреннего мира личности3.

Гуманитарии Е. Егорова, С. Рагуленко, М. Эпштейн и др. проявляют все больший интерес к понятию модальности4, чтобы выявить возможности дальнейшего развития человека.

Таких теологов как Р. Отто, П. Тиллих, М. Элиаде и др. определенно интересует модальность абсолютного в культуре5.

Как видим, модальность относится к разряду универсальных категорий, нашедших проявление в различных областях науки и, более того, лежащих в основе целых научных подходов. Для осуществляемого нами подхода особое значение имеет методология исследования единства бытия и сознания субъекта в социокультурной реальности, социокультурная автономность сознания, которую развивают такие замечания // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. — Л., 1990; Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. — Л., 1988.

3 См.: Леонтьев Д. А. От симбиоза и адаптации к автономии и трансценденции // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е. И. Яцуты. — Кемерово: ИПК «Графика», 2002. — С. 3−34- Калитиевская Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с гуманистическим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. -С. 231−238- Дергачева Е. Е. Личностная автономия как предмет психологических исследований: 09.00.01. Дисс.. канд. психол. наук. / МГУ. -М.: 2005. — 162 с.

4 См.: Егорова Е. Категория модальности в современных гуманитарных науках // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Четвертых Андреевских чтений. Сборник научных статей. Под редакцией Н. Т. Пахсарьян, Н. А. Литвиненко. — М.: Экон, 2006. 190 е.- Рагуленко С. Миф как модальность восприятия // Дарьял, 5 (2001). См. также электронную версию на сайте журнала: http://www.darial— online.ru/20 015/ragul.shtmlЭпштейн М. Н. Философия возможного. — СПб.: Алетейя, 2001.-334 с.

5 См.: Otto R. Das Heilige. — Gotha: Klotz, 1926; Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. — М., Юрист, 1995. — С. 227−230: Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. — М., 1999; Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994. философы как А. С. Ахиезер, И. В. Ватин, Д. А. Заевский, А. Д. Похилько, О. В. Суворов, Н. И. Яблокова и др.6.

Вместе с тем многие философские аспекты проблемы, заявленной в диссертации, остаются недостаточно изученными. Прежде всего, это проблема взаимоотношения религии и науки как абсолютных модальностей на современном этапе развития и вытекающая из нее проблема диалога религии и науки. Кроме того, следует учесть, что динамика развития современного мира все время привносит что-то новое в содержание рассматриваемых в диссертации проблем, что делает особенно своевременными исследования, посвященные анализу современной социокультурной и антропологической ситуации.

Целью исследования является обоснование существования и выявление сущности такого типа модальностей как модальности социокультурных форм человеческой субъективности.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах: о рассмотреть понятие и виды модальностей применительно к анализу специфики социокультурных форм человеческой субъективностио осмыслить сознание и бытие человека в виде многоуровневой иерархии модальностей, типологизировать эти модальности;

6 См.: Ахиезер А. С. История России: конец или новое начало? / Ахиезер А. С., Клямкин И. М., Яковенко И. Г. — М.: Либеральная миссия, 2006. — 704 е.- Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: (Социокультурная динамика России). — М.: Б.и., 1998. — 594 е.- Ватин И. В. Человеческая субъективность. — Ростов-на-Дону: ИРА, 1984. — С. 45- Заевский Д. А., Похилько А. Д. Автономия религиозного сознания: теория, методология, практика. — Армавир: Изд-во Армавирского государственного педагогического университета, 2004. — 176 с. Похилько А. Д. Социокультурная автономность сознания: экзистенциально-антропологическое измерение. — Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2006. — 248 е.- Суворов О. В. Сознание и абсолют. — М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. — 192 е.- Яблокова Н. И. Социальный субъект: генезис, сущность и факторы становления. — М.: Станкин, 1999. — С. 204. о выявить градации абсолютного и относительного как модальностей эстетической формы культурно-исторического бытия субъектао обосновать доминирование абсолютной модальности в нравственной форме культурыо раскрыть потенции абсолютной модальности личностных смыслов в гуманистической составляющей религиозных ценностейо показать специфику и соотношение абсолютных модальностей научной и религиозной форм человеческой субъективности.

Методологической основой диссертации являются общефилософские методы исследования, прежде всего, диалектический метод и системный подход к изучению культурных явлений. Проблема модальностей форм человеческой субъективности рассматривается в контексте всей системы духовной культуры, охватывающей философию, мораль, религию, науку и искусство в аспекте их духовной автономности. Несомненной эвристической значимостью обладает теория относительной самостоятельности и автономности феноменов духовной культуры.

В работе используются философские выводы из разработки проблемы модальностей в логике и лингвистике. Системный философский анализ субъективности человека осуществляется на основе базовых понятий и концептуальных положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, ученых, теологов, культурологов, социологов. В работе над отдельными разделами диссертации автором были использованы аналитический, герменевтический, компаративный методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: • на основе анализа концепций модальностей делается вывод о существовании особого типа модальностей — синтетических модальностей социокультурных форм человеческой субъективности;

• выявляется сущность модальностей социокультурных форм человеческой субъективности путем построения первичной категориальной модели с использованием понятий возможности и действительности, необходимости и случайности;

• показывается методологическая релевантность исследования диалектического отношения относительного и абсолютного на материале эстетической формы человеческой субъективности;

• осмысливается гуманистическая составляющая нравственной и религиозной модальностей социокультурных форм человеческой субъективности на основе критерия наличия абсолютного в духовных ценностях;

• обосновывается тезис о необходимости религии в качестве компонента духовной природы человека, поскольку она конституирует личность с помощью семантического кода культуры;

• уточняются модальные особенности науки как феномена духовной культуры, и аргументируется утверждение о том, что культурно-антропологический подход позволяет рассмотреть феномены науки и религии в единстве на основе абсолютной модальности, а их противоположность в духовной культуре как относительную модальность.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Аналогично модальностям суждений существуют такие модальности, которые носят синтетический характер, объединяя в себе в онтологическом аспекте социальное, культурное и человеческое измерения социокультурной реальности, а в гносеологическом — обеспечивая единство социологического, культурологического и антропологического выражения дополнительной информации о бытии человека в базовых формах его социокультурной реальности. Модальность социокультурных форм человеческой субъективности интерпретируется как многомерная специфика социокультурных форм активности субъекта, их системное качество. В модальности социокультурных форм человеческой субъективности выражается бытийствующая на своих социальных основаниях автономная природа человека. Автономия человека выражается в автономности форм его субъективности.

2. Типологизация модальностей предполагает выделение модальностей на трех уровнях: на первом — это возможность и действительность, необходимость и случайностьна втором — коррелирующие с первым уровнем эстетическая, нравственная, религиозная, философская и научная модальностии на третьеммаксимально обобщенные и носящие регулятивный характер модальности абсолютного и относительного. Выделение ценностно-смысловых культурных модальностей абсолютного и относительного становится особенно важным в условиях релятивизации духовных ценностей, игроизации и угрозы антропологической катастрофы.

3. Диалектическое единство абсолютного и относительного регулирует осуществление единства социального, культурного и антропологического в социальной истории, в индивидуальной (субъективной) историчности и их взаимосвязи в культурно-историческом процессе. Субъективное модифицирование сознанием бытия выражает как многообразие возможностей самотворчества, так и возможности многообразия и многовариантности реализации человеческой свободы. Наиболее яркое выражение процесс сознательного исторического конструирования социокультурной реальности находит в модальности эстетической формы человеческой субъективности при воспроизводстве универсальности целостного субъекта.

4. Рассмотрение абсолютной модальности в культуре требует обращения к нравственности как ядру культуры, поскольку в эстетической форме человеческой субъективности доминирует относительная модальность. В то же время религия является еще более высокой социокультурной формой автономности человеческой субъективности, чем нравственность. В особенности христианская религия придает абсолютную модальность нравственным ценностям как ядру духовной культуры. В аспекте абсолютной модальности существует взаимная дополнительность таких измерений человеческого бытия как материальное и духовное. Это подтверждается историей западноевропейской культуры, фиксирующей важную роль религии в создании новых укладов экономики, политических форм общественной жизни, нравственной и эстетической культуры, а также классической науки как формы человеческой духовности.

5. Существует необходимость священного (ресакрализации) для сохранения личностного начала в секуляризирующемся мире. Религия как социокультурный институт противоречива, поскольку она содержит социальную тенденцию отчуждения человека в качестве относительной модальности и гуманистическую тенденцию придания абсолютной модальности личностным ценностям. Гуманистическая культурная составляющая религии противостоит как абсолют авторитарной компоненте отчужденной духовности как относительной исторической социальности. Гуманистическая и авторитарная тенденции выступают в истории европейской культуры в форме борьбы противоположных тенденций автономии и теономии, с одной стороны, а с другой стороныаномии и гетерономии. В связи с этим более перспективным по отношению к различным доказательствам выглядит антропологическая аргументация бытия Бога.

6. Наука, как и религия, выступает в виде абсолюта, поскольку утверждает абсолютную истину. Наука и религия — антропологические абсолюты, которые дополняют друг друга в контексте развития культуры, одновременно утверждая свою абсолютную истину. Чистая объективность науки и чистая субъективность религии, доведенные до крайностей, взаимно переходят и взаимно превращаются друг в друга. Науку и религию необходимо представить как феномены духовной культуры, чтобы увидеть моменты их дополнительности. В отличие от узко гносеологического подхода к религии и науке в более широком контексте культурно-антропологический подход позволяет рассмотреть феномены науки и культуры в абсолютной модальности, а их противоположность на основе духовной культуры как относительную.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении проблемы человека, а также в разработке теоретико-методологических основ религиоведения, философской антропологии и философии культуры.

Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут использоваться автором в преподавании курса «Основы православной культуры», а также могут быть положены в основу разрабатываемого автором спецкурса «Анализ форм человеческой субъективности», содержание которого может быть интересно для студентов самых разных специальностей.

Материалы диссертации могут представлять интерес также для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского православно-социального института и была рекомендована к публичной защите по специальности 09.00.13 — религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные выводы научного исследования по теме диссертации изложены в тезисах, сообщениях и докладах на конференциях: международных конференциях «Россия в начале 21 века» (Армавир,.

2006 г.) и «Россия — прошлое, настоящее, будущее" — межрегиональной конференции «Концепт будущего России в XX веке: идеология, политика, практика» (Армавир, 2007 г.), международной конференции «Православие и наука» (Армавир, 2008 г.) — Всего по теме опубликовано 6 работ (в том числе 1 в издании, рекомендованном ВАК).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 397 наименований. Объем теста диссертации — 176 страниц.

ВЫВОДЫ.

1. Нравственное сознание регулируется через человеческую деятельность и исходит из его идеальных мотивов. Исходным пунктом поступков, которые индивидуальны в отличие от личностно нейтрального социального действия, выступают внутренние мотивы. Феноменология нравственной формы человеческой субъективности выводит нас на объективные ценности, которые могут наполняться субъективным индивидуальным смыслом. Идеал чистой совести, которым руководствуется моральное сознание, означает не реальную возможность жить вообще без угрызений совести, а умение оставаться человеком, находя компромисс между требованиями счастья и пользы в социальном измерении, с одной стороны, и ценностью жизни в духовном измерении любви, с другой.

2 Религия как социокультурный институт противоречива, она содержит социальную тенденцию отчуждения человека и гуманистическую тенденцию придания абсолютной модальности нравственным ценностям. Гуманистическая культурная составляющая религии противостоит как абсолют авторитарной компоненте отчужденной духовности как относительной исторической социальности. Гуманистическая и авторитарная тенденции выступают в истории европейской культуры в виде борьбы противоположных тенденций автономии и теономии, с одной стороны, а также аномии и гетерономии — с другой стороны.

3. Религиозное сознание индивида придает культурным смыслам характер абсолютной модальности. Существует необходимость священного для сохранения личностного начала в секуляризирующемся мире. Ресакрализация личностного начала все больше происходит в секулярных формах массовой культуры и сопряжена с интенциями мифологического и магического внутри социокультурных формах духовного.

Выживание и совершенствование личности, ее развитие требует ресакрализации форм человеческой субъективности, дополнения относительной модальности человеческого бытия-сознания (Dasein, по Хайдеггеру) модальностью абсолютной. А. Маслоу раскрывает механизм роста и развития личности в понятии самоактуализации, отмечая, что она требует осознания бесконечности возможностей развития. Суть этих возможностей в том, что они имеют сакральный, т. е. священный характер. Так научное, психологическое исследование проблемы самоактуализации выходит на религиозные идеи.

Для самоактуализации необходима ресакрализация, которая выражает духовную интенциональность в аспекте вечности и устремленности к абсолюту. Ресакрализация основана на способности видеть священное, вечное, символическое, переходить от относительного к абсолютному.

4. Наука, как и религия, выступает в виде абсолюта, поскольку утверждает абсолютную истину. Наука и религия — антропологические абсолюты, которые дополняют друг друга в контексте развития культуры, одновременно утверждая свою абсолютную истину. Чистая объективность науки и чистая субъективность религии, доведенные до крайностей, взаимно переходят и взаимно превращаются друг в друга. Реальность субъекта научного познания обладает синтетической модальностью, т. е. специфической социокультурной целостностью, нередуцируемой к познающему эмпирическому индивиду. Субъектом современной науки являются коллективы ученых, а не исследователи-одиночки. Можно трактовать код специфики форм человеческой субъективности в виде научной модальности, в корреляции с измерением объективности. Проблемная ситуация состоит в том, что необходимость развивать науку, изменять мир не исключает обращенности к человеку, факторам его субъективности. В противном случае останутся непонятными социокультурные последствия научного прогресса. Является ложной в этой связи дилемма интернализма и экстернализма в научном познании. Интернализм абсолютизирует значимость внутренних условий и факторов возникновения и дальнейшего роста научного знания, а экстернализм релятивизирует науку. При • рассмотрении науки в культурно-антропологическом аспекте научное знание рассматривается как форма духовности, выражающая культурные парадигмы. Сознание абстрактного субъекта в науке в такой степени объективно, что диалектически, скачкообразно превращается в чистую субъективность. Чистая субъективность тоже превращается в объективность. Наука возникает из жизненного мира и в него возвращается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема социокультурных модальностей форм человеческой субъективности занимает все более значительное место в системе философских знаний. Это обусловлено тем, что кризис духовности человека вырос до глобальных масштабов. Современный человек в высокой степени подвержен онтологическому нигилизму, культурному релятивизму, что требует осмысления субъективного в духовной культуреи прежде всего в модусе абсолютного. Духовная жизнь немыслима без многообразия феномена духовной культуры, в которой следует выделять основные инварианты и фундаментальные основы. К основным инвариантам духовной культуры, выражающим абсолютные ценности, следует относить мораль, религию и науку.

Анализ исследования проблемы модальностей социокультурных форм человеческой субъективности, осуществленный нами в диссертации, подвел нас к выводу о том, что найдены новые формы модальности человеческой субъективности. Модальность вообще интерпретируется нами как антропологическая специфика сознания. Социокультурная модальность человеческой субъективности — это разновидность бытийствующей на своих социальных основаниях духовности. Модифицировать духовность как выражение субстанциальности субъекта можно по самым разным основаниям, в частности, особенно важно в условиях антропологической катастрофы выделить ценностно-смысловые культурные модальности абсолютного и относительного. На основе анализа концепций модальностей форм человеческой субъективности можно сделать вывод о том, что существует особая форма модальности человеческой субъективности — социокультурная модальность, которая связывает онтологическую и гносеологическую модальности сознания.

Ценности рассмотрены в качестве механизма взаимосвязи человека и общества через личностное начало, связывающее модальности относительного (социального) и абсолютного (антропологического) в культуре. Подход к проблеме человека в модальности возможностей соответствует как классической традиции отстаивания свободы человека, так и современным концепциям автономности сознания, реализующим принцип единства социального, культурного и антропологического. Принцип возможности реализует тенденцию самотворчества в человеческой трансценденции.

Проведенное исследование абсолютных и относительных модальностей нравственной и эстетической форм человеческой субъективности позволяет делать вывод о том, что в аспекте абсолютной модальности друг друга дополняют религиозная вера и научное знание как два измерения человеческого бытия: материального и духовного. Это подтверждается историей западноевропейской культуры, фиксирующей важную роль религии в создании новых укладов экономики, политических форм общественной жизни и собственно классической науки как формы человеческой духовности. В то же время прямое усмотрение абсолютной модальности в культуре требует обращения к нравственности как ядру культуры. Эстетическая форма сознания демонстрирует лишь относительную модальность.

Моральное сознание регулирует человеческую деятельность, исходя из идеальных мотивов. Внутренние факторы и мотивы выступают исходным пунктом поступков, которые индивидуальны в отличие от личностно нейтрального социального действия. Феноменология нравственной формы человеческой субъективности выводит нас на объективные ценности, которые могут наполняться субъективным индивидуальным смыслом. Идеал чистой совести, которым руководствуется моральное сознание, означает не реальную возможность жить вообще без угрызений совести, а умение оставаться человеком, находя компромисс между требованиями счастья и пользы в социальном измерении, с одной стороны, и ценностью жизни в духовном измерении любви, с другой.

Рассмотрение проблемы доминанты абсолютной модальности в религиозной и научной формах человеческой субъективности позволяет сделать вывод о том, что религия как социокультурный институт противоречива, она содержит социальную тенденцию отчуждения человека и гуманистическую тенденцию придания абсолютной модальности нравственным ценностям. Гуманистическая культурная составляющая религии противостоит как абсолют авторитарной компоненте отчужденной духовности как относительной исторической социальности. Гуманистическая и авторитарная тенденции выступают в истории европейской культуры в виде борьбы противоположных тенденций автономии и теономии, с одной стороны, аномии и гетерономии — с другой стороны.

Религиозное сознание индивида придает культурным смыслам характер абсолютной модальности. Существует необходимость священного для сохранения личностного начала в секуляризирующемся мире. Ресакрализация личностного начала происходит все больше в секулярных формах массовой культуры и сопряжена с интенциями мифологического и магического внутри социокультурных форм духовного.

Поскольку в данной работе проблема социокультурных модальностей форм человеческой субъективности рассматривается в контексте взаимоотношения морали, религии и науки, меньше внимания обращалось на относительные модальности культуры, представленные в искусстве, праве, политике, философии.

На материале исследования религиозной формы человеческой субъективности выявляется важная функция религиозной культуры в философско-антропологическом измерении: она сохраняет человека как творческое и разумное существо, подлинную личность, передавая ему наследие от предшествующих поколений. Поэтому религия не может быть устранена из жизни общества. Такие попытки могут привести лишь к замене ее лишь другой системой сакральных символов.

Наличие абсолютного говорит вовсе не об одномерности, а как раз о многомерности: в расширенную модель включаются и относительное, социальное (социальная память), и единство абсолютного и относительного, культурное (духовная культура), и абсолютное, антропологическое (субъект — субстанция культуры).

Символический код автономности сознания в религиозной модальности удваивает социокультурную реальность, образуя мир духовного. Единственная языковая модель мира не является недостатком религии, поскольку позволяет ей выполнить функцию трансцендирования человека как личности, Религия сохраняет человеческую личность в качестве самого прочного базисного текста культуры, устойчивого по отношению ко всем жизненным кризисам. Религиозная автономия человека духовна, гуманна, в то время как отчужденное религиозное сознание — авторитарно.

Трактовка автономности сознания в философской модальности с точки зрения синтаксического кода подчеркивает особую форму традиции — рациональную традицию, опирающуюся на человека как субъекта познания и деятельности и предлагающую особый язык трансляции рациональности в европейской традиции. Философия — форма социальной памяти, сохраняющая самый универсальный язык мировой культуры. Мы подчеркиваем тот факт, что философия не имеет внешних оснований, но опирается на внутренние основания неотрефлексированной реальности своего культурного инварианта.

Следует уточнить понимание модальностей сознания. Почему наука является абсолютной модальностью, а философия только относительной? Требуется прояснить смысл понимания термина «модальность автономности сознания» в данном контексте. Понятие модальности не несет такой большой нагрузки, как другие: «измерения», «основания», «формы», «концептуальные схемы», но все же в нем основная идея находит свое дополнительное выражение. Модальность — это специфика, качество сознания. Можно характеризовать модальность и как модус, разновидность бытийствующего на своих основаниях сознания. Модифицировать атрибут сознания как выражение субстанциальности субъекта можно по самым разным основаниям, но автор сделал упор на модальности абсолютного и относительного. В традиционной отечественной концепции относительной самостоятельности общественного сознания модальность абсолютного вообще отсечена, модальность трактуется в качестве относительности сознания по отношению к общественному бытию. Автор связывает абсолютное с субстанциальностью человека в качестве субъекта культурно-исторического процесса. В морали найдена автономность сознания, которая обладает моментом абсолютного, а эстетическое сознание обладает другой модальностью, диалектически снова возвращает субъект к реальности (проблема реализма не случайно так мучит людей искусства). Существует смена модальностей: относительная в политике и праве — абсолютная в морали — относительная в искусстве — абсолютная в религии — относительная в философии — абсолютная в науке. Наука догматична не только в качестве системы готового знания или объема информации в социальной памяти, но и в качестве своего парадигмального строя, ценностного сознания. В конце концов, цель науки — истина, она является для ученого абсолютной точкой отсчета. Разумеется, истина может стать относительной, но только в том случае, если найдена новая абсолютная истина.

В дальнейшем изучении нуждаются практически все проблемы, рассмотренные в данной диссертации. Дальнейшее изучение проблемы социокультурных модальностей форм человеческой субъективности должно вестись прежде всего в рамках философской антропологии и философии культуры, поскольку именно человек и культура выступают в качестве основных объектов всех исследований, посвященных данной проблематике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Об амодальности смысла // Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб: Изд-во «Речь», 2003. — С. 102.
  2. Н.М. Ирреальная модальность в современном русском языке: Дис. канд. филол. наук. Ставрополь, 2003. — С. 197.
  3. Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000.-С. 138−139.
  4. К. 3. Духовность: сущность, природа, своеобразие // Полигнозис. -2000. -№ 1. С. 108−128.
  5. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988. -253 с.
  6. Д.В. Семиотика философии: философско-методологические аспекты. Автореф. дис. доктора филос. наук -Екатеринбург, 2004 С. 43.
  7. Н.К. Демаркация науки и культуры в социокультурном и персоналистском контекстах: Автореф. дис.. д-ра культурологии. Кемерово, 2006. — С. 448.
  8. Ю.М. Миф и вечность. М.: Логос, 2001. — С. 463.
  9. Р. Г. Идейные истоки новоевропейского понятия «мораль»//Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2001. -№ 1.-С. 36−47.
  10. Е.И. Религиоведение. Введение в основные концепции и термины.- М.: Акад. проект, 2004. С. 316.
  11. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-х т. — М.: Мысль, 1975.
  12. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Собр. Соч.: В 4-х т. Т.2. — М.: Мысль, 1975.
  13. Аристотель. Физика // Соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981.1. С. 150.
  14. А.С. История России: конец или новое начало? / Ахиезер А. С., Клямкин И. М., Яковенко И. Г. М.: Либер. Миссия, 2006. -704 с.
  15. А.С. Россия: критика исторического опыта: (Социокультурная динамика России). М.: Б.и., 1998. — С. 934.
  16. Ахутин A. Dasein: Материалы к толкованию//Логос. -2000. -№ 5/6. -С. 89−123.
  17. П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.: Социум, 2000. — С. 175.
  18. А. П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка Воронеж, гос. ун-т, 2001.- - С. 86.
  19. Балли ILL. Общая лингвистика и вопросы французского языка. -М., 2001.-С.234.
  20. . Внутренний опыт. СПб.: Axioma: Мифрил, 1997. — 334 с.
  21. Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. -М.:Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. 1005 с.
  22. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.-390 с.
  23. М. М. Авторитет и герой: К филос. основаниям гуманит. наук. СПб: Азбука, 2000. — 336 с.
  24. Э. Словарь индоевропейских терминов: Пер. с фр. Общ. оед. и вст. ст. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс-универс, 1995.
  25. П. Общество как драма: Пер. с англ // Человек. 1995. — № 4. — С. 25−36.
  26. П. Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе-М, 1994.
  27. П. JT. Общество в человеке / П. JI. Бергер // Социологический журнал. 1995. — № 2. — С. 162−180.
  28. Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. Тр. -М.: Моск. соц-психол. ин-т- Флинта, 1999. -311 с.
  29. Н.А. Диалектика божественного и человеческого. М.: ACT, Харьков, Фолио, 2003. — С.267.
  30. Н.А. Истина православия // Человек. 2003. — № 4.
  31. Н.А. Кризис искусства. — М.: СП Интерпринт, 1990. -С. 3−19.
  32. Н.А. О назначении человека.- М.:АСТ, 2006. С. 267.
  33. Н.А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. .- М.:АСТ, 2006. С. 316.
  34. В. В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. — 403с.
  35. В. С. От наукоучения. к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. / В. В. Библер. — М.: Политиздат, 1990. -413 с.
  36. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000.
  37. О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века. Ростов-на-Дону, 2001.
  38. . К критике политической экономии знака. Пер. с фр.- М.: Библион-Русская книга, 2003. 272 с.
  39. А. В. Модальность. Вступительные замечания // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. JL, 1990.
  40. О.С. Религиозное сознание как объект философского исследования. Автореф. дисс. кандид. филос. наук. СПб, 2000.
  41. О.С. Категории модальности, времени и пространства в жанре научной, диссертация . кандидата филологических наук. -Саратов, 2006.
  42. М. Два образа веры. М., 1999.
  43. Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопросы философии. М., 1992. -№ 11.
  44. В.В. Феномен неклассического эстетического сознания //Вопросы философии. -М., 2003. №№ 10, 12.
  45. Н.С. Теория текста. М., 2003. С. 96 104
  46. К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000.-С. 71.
  47. ВасечкоВ.Ю. Максима как феномен культуры: Автореф. дис. д-ра филос. наук: 24.00.01. Ростов-на-Дону, 2001.
  48. М. Л. Системный семантический словарь русского языка. Уфа: РИО БашГУ, 20 031 Вып. 5. Предикатная лексика: Ментальные предикаты. Модальные предикаты. Предикаты восприятия. — 126 с.
  49. М. Л. Системный семантический словарь русского языка. Уфа: РИО БашГУ, 2003. Вып. 5. Предикатная лексика: Ментальные предикаты. Модальные предикаты. Предикаты восприятия. — 126 с.
  50. С. А. Синтез смысла при создании и понимании текста: Филос. проблемы. Киев: Наук, думка, 1988. -240 с.
  51. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб, 1999.
  52. И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону: ИРА, 1984.-С. 45.
  53. С.С. Эволюция средств выражения модальности в русском языке (XI-XVI вв.). Д.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  54. М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  55. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-Пресс, Ральф. 2002.
  56. В. П. Сериальность и уникальность бытия / В. Визгин // Произведенное и названное. М., 1998. — С. 141−165.
  57. В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. Культурология XX век. М., 1995.
  58. В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Труды института русского языка АН СССР. Т. 2. М. — Ленинград, 1950. С. 38 — 79.
  59. Л. Философские работы: В 2ч. Ч. I. М.: Гнозис, 1994.-С. 73.
  60. Л. Философские работы: В 2ч. Ч. II. М.: Гнозис, 1994. Ч. II. 1994.-207 с.
  61. А. Абсолютность на онтологической относительности // Филос. исслед. 2001. — № 1. — С. 211−232.
  62. С.Г. Субъективная модальность высказывания в испанском языке: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. -М., 1990.
  63. В.В. Становление идей неклассической логики в античности и средневековье. Время и модальность. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  64. Г. Природа художественной образности // Философсие исследования. 2000. — № 4. — С. 75−90.
  65. Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс. 1988. — - 704 с.
  66. П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология. XX века. — М.: Республика, 1997.
  67. П.П. Трагедия эстетизма. К характеристике миросозерцания. С. Кьеркегора.- М., 1970.
  68. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. — 452 с.
  69. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. — 495 с.
  70. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: в 2-х т. М., 1976.
  71. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: 1969. — Т.2. — С. 275−276.
  72. О. Разум и культура: Историческая роль рациональности и рационализма. Пер. с англ.- М.: Фаир-Пресс, 2003.
  73. B.JI. Вера в Бога несовместима с научным мышлением // Поиск. М., 1998. — № № 29−3.
  74. С. И. Сознание как феномен культуры: Автореф дис.. д-ра филос. наук / Самар. гос. ун-т. Самара, 1996. — 32 с.
  75. Т.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991.
  76. В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.-451 с.
  77. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. — 318 с.
  78. А.Я. Эдда и сага. -М.: Наука, 1979. 191 с.
  79. П. Культ и культура // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.
  80. П.С. Как обеспечить диалог конфессий // Мир нравственности. М., 2004. — № 8.
  81. А. А. Сослагательное наклонение морали // Вопр. философии. 2001. — № 5. — С. 3−40.
  82. А. А. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. 2001. — № 2. — С. 47−66.
  83. А.А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. М., — 2003. -№ 3.
  84. А.А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.
  85. Г. Общество спектакля . М.: Логос, Радел, 2000. — 183 с.
  86. . Логика смысла- Пер. с фр. М.: «Раритет" — Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. — 480 с.
  87. . Эмпиризм и субъективность: опыт человеческой природы по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер с фр. -М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с.
  88. . О грамматологии. -М.: Ad marginem, 2000. 119 124 с.
  89. У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. 431 с.
  90. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.
  91. Т. И. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития: Филос. моногр. Киев: Головное изд-во изд. объединения «Вища школа», 1986.-154 с.
  92. Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической тематики. «Гардарики» М., 2003.
  93. М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии // Философские науки. М., 2003. — № 6.
  94. Л.П. Становление и эволюция модально-оценочной лексики русского языка: этнолингвистический аспект: дис. д-ра фил. наук: Томск, 2006.
  95. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / Под ред. В. И. Толстых. М.: Наука, 1981.-352 с.
  96. Л.С. Модальности гармонических категорий: история и современность: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1998.
  97. Л. О. Расширение предметного поля неклассической эпистемологии и модальности реальности: автореф. дис. на соиск. учен, степ, к.филос.н. Ростов-на-Дону, 2005.
  98. Ю.Д. Представления об Истине, Добре и Красоте как основы взаимопонимания конфессий // Философские науки. М., 2003. — № 9.
  99. Д.А., Похилько А. Д. Автономия религиозного сознания: теория, методология, практика. — Армавир: Изд-во Армавирского государственного педагогического университета, 2004. 176 с.
  100. М.В. Модальность как функционально-семантическая категория. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986
  101. М.В. О сущности и границах языковой модальности. Уфа, 2000
  102. Н.Д. Прагматический потенциал категории модальности: Учеб. пособие Хабаровск: ХГПУ, 1997
  103. A.M. Модальность странного и ее воплощение в лирике А. Ахматовой: Дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1996.
  104. А.В. Пропозиция и модальность. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.
  105. Е. М. Материя и субъективность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998.- 168 с.
  106. А.А. Импликации и модальности / А. А. Ивин — Рос. Акад. Наук, Ин-т философии М.: ИФРАН, 2004 (ЦОП Ин-та философии РАН)
  107. А.А. Основания логики оценок. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.-230 с.
  108. А.А. Логика. М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007.
  109. И. А. Аксиомы религиозного опыта: Исследование: Т. 12. -М.: ТОО «Рарогъ», 1983. 448 с.
  110. И. А. Путь к очевидности. / И. А. Ильин. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. — 912 с.
  111. Р. Исследования по эстетике. Пер. с польск. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — 572 с.
  112. Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений. Материалы VII международного научно-богословского симпозиума 3−4 июля 2003 г. Н. Новгород. 2003.
  113. П.А. Религиозно научные основы совершенствования человека. Дис. канд. филос.н. — Ставрополь. — 2005. — С. 52.
  114. И. Критика практического разума / Кант И. Соч. в 6-ти т. Т. 4,-М, 1965.
  115. И. Критика чистого разума. СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. — С. 49−68.
  116. И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 4 т. Т.4. 4.1. М.: Мысль, 1965. — С. 289−290.
  117. И. Религия в пределах только разума / Трактаты. СПб., 1996.
  118. И. Сочинения="Уегке: В 4 т. .: На нем. и рус. яз. -М.: Наука, 1994. Т. 4. Критика способности суждения. Наука, 2001. — 1115 с.
  119. О.А. Символическое как объект социального анализа. Автореф. дис. д-ра филос. наук Иркутск, 2004.
  120. И.Т. Язык повседневности: между логикой и феноменологией//Вопросы философии. -М., 2003. № 12.
  121. Э. Избранное. Опыт о человеке. / Эрнест Кассирер. -М.: Гардарика, 1998. 784 с.
  122. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса: Пер. с фр. и португ. / Общ. ред. и вст. ст. П. Серно- предисл. Ю. С. Степанова. -М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. 416 с.
  123. В.В. Культурно-исторический процесс и проблема рациональности. Киев: Наук. думка, 1985. — 213 с.
  124. Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. -М., 2004.
  125. Н. И. Массовая культура и искусство // Философские науки. 2000. — № 2. — С. 42−46.
  126. А.С., Ставцев С. Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 112 с.
  127. Н.В. Проблема человека в локальной и глобальной типологии культуры: когнитивный аспект: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2006. — 40 с.
  128. Н.В. «raw ауВрютио^" — Всё Человек, или Бытие человеческое: (культурологический экскурс). — Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦВШ, 2005. — 107, 1. с.
  129. Н.В. Типология культуры. Ростов н/Д. Изд-во АНСН СКНЦ ВШ, 2004. — 265 с.
  130. Константы: Словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Академ проект, 2001. — 990 с.
  131. . Н. Субъективная реальность индивида: структура, содержание, функции // Россия. Духовная ситуация времени. 2000. — № 3 / 4.-С. 88−117.
  132. Т. М. Интонация модальности в звучащей речи. -Киев- Одесса: Выща шк., 1989
  133. А. А. Духовная антропология и тенденция современного образования // Философия образования. М., 2004. — № 3 (II).
  134. В.В. Теория систем как система философских категорий. Каргополь. 2004.
  135. Н.П. Трансформация универсалий христианской религии и их влияние на динамику духовной культуры // Омск ред. Мир совершенства. Омск, 2003. — № 1.
  136. О.С. Модальность будущего в мировосприятии традиционной японской культуры: Дис. канд. филос. наук: Владивосток, 2006
  137. А. С. Наука как феномен культуры. Воронеж: Изд-во «Истоки», 1998. — 92 с.
  138. Т. И. Субъективность модальность. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002.
  139. Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. -М., 1999. -№ 2.
  140. Культура. Нравственность. Религия (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. М., 1989. — № 11.
  141. Кун Т. Структура научных революций. М.: Наука, 1975.
  142. П. Искушение потусторонним. М., 1999.
  143. С.М. Учение Аристотеля о модальности: Дис. канд. филос. наук. М., 2001.
  144. В. А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. 2000. — № 5. — С. 15−32.
  145. А. В. Субъективный фактор и типология социального детерминизма // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1997. — № 3. — С. 65−76.
  146. С. В. Механизм превращений в общественном сознании // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Философия и социология. 2000. — № 1. — С. 16−20.
  147. X. Великие христианские мыслители. СПб., 2000.
  148. С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер с англ. -М.: Республика, 2000. 287 с.
  149. Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное.- М. — СПб: Университет, кн., 2000. -416 с.
  150. Г. В. Опыты традиций о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г. В. Соч. в 4-х т., Т. 4. М., 1989.
  151. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — 2-е изд. -М.: Политиздат, 1976. С. 149−158.
  152. Р. Л. Духовность и бездуховность личности. / Р. Л. Лившиц. Екатеринбург: Урал, ун-т, 1997. — 150 с.
  153. Логический анализ языка: Языки этики М.: Языки русской культуры, 2000. — 444 с.
  154. А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с.
  155. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев- Сост. А. А. Тахо-Годи- Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И И. Маханькова. М.: Мысль, 1993. — 959 с.
  156. Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  157. Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Изд-во группа «Прогресс», 1992.-272 с.
  158. Ю.М. Знаковый механизм культуры // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, Изд-во Тарт. ун-та, 1973. -С. 195−199.
  159. Ю.М. Семиосфера. СПб., Искусство. 2001.
  160. Ю.М. Феномен культуры // Ученые записки Тарт. унта. Вып.463. Труды по знаковым системам. Т. 10. Семиотика культуры. Тарту, Изд-во Тарт. ун-та, 1978. С. 3−17.
  161. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. -М.: Прогресс, 1991.-412 с.
  162. Н.П. Диалог. Категория модальности: Саранск: МГУ, 1989
  163. М. К. Философия и религия / М. К. Мамардашвили // Человек. 1997. — № 4. — С. 77−92.
  164. М. К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. -М.: Языки русской культуры, 1999. 216 с.
  165. М.К. Как я понимаю философию / Сост. и предисл. Ю. П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  166. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
  167. М.К. Философия и личность // Человек. М., 1994.- № 5.-С. 5−19.
  168. М.К. Философия и свобода // Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. — С. 246−257.
  169. М. М. Семиотический анализ культуры // Методология и методы исследования культуры. JI., 1984. — С. 98−115.
  170. Маркиз де Сад и XX век-: Сб. Пер. с фр.. -М.: РИК «Культура», 1992. -254 с.
  171. JI.A. О возможностях соотнесения науки и религии // Вопросы философии. М., 1997. — № 11.
  172. Л.А. Постмодернизм в науке, религии и философии // Философия науки. М., 2001. — № 3 (II). 1
  173. К. и Энгельс Ф. Сочинения в 50 томах. М.: Госполитиздат, 1955.
  174. В.Ф. Философия красоты. — Минск, Тетра-Системс, 1999. 335 с.
  175. В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2004.208 с.
  176. А. Новые рубежи человеческой природы Изд-во «Смысл», 1999. С. 56.
  177. Д.В. Парадоксы манифестации идеи негации смерти в культуре // Философские науки. М., — 2003. — № 3.
  178. Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. / Т. П. Матяш. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1988. — 178 с.
  179. Т.П. Постмодерн // Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1978. -С. 331.
  180. Т. Е. Несмеянов Е.Е. Феномен «русского ницшеанства» в отечественной философии культуры конца XIX начала XX вв. Ростов-на-Дону: СКИАПП, 2001. — 101 с.
  181. Н. Б. Язык и религия. М.: Агенство «Фаир», 1998. -352 с.
  182. Н.Б. Семиотика, язык, природа, культура. М., 2004.
  183. Н.Б. Язык и религия. М. 1998.
  184. JI.A. Философия познания: Полемические главы -М.: Прогресс Традиция, 2002. — 622 с.
  185. М.Г. Семантика конативности и потенциальная модальность: комплекс «Попытка-результат» и его выражение в современном русском языке: Автореф. дис. д-ра филол. наук. 2006.
  186. М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зару-бежной лингвистике. Вып. 13. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. — С. 304.
  187. Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.
  188. Митрохин J1.H. Религии «нового века». М., 1985.
  189. JI.H. Философия религии. М., 1993.
  190. JI.H. Философия религии: Новые перспективы // Вопросы философии. М., 2003. — № 8.
  191. JI.H. Философы и религия // Вопросы философии. -М, 1989. № 9
  192. JI.H., Лосев А. Ф., Лотман Ю. М., Григорьян Э. Бог и наука // Мир нравственности. М., 2003. — № 8.
  193. Модальность в ее связях с другими категориями: Межвуз. сб. науч. тр. / Новосиб. гос. пед. ин-т, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена- Редкол.: И. П. Матханова (отв. ред.) и др. Новосибирск: НГПИ, 1992.
  194. М.А. Постмодернизм // Постмодернизм: Энциклопедия. -Мн., Ин-терпрессервис- Кн. Дом, 2001. С. 601−605.
  195. Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  196. Э. Между эпистемологией и социологией знания // Социологос. М., 1991. — С. 115.
  197. В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии. М.: Высшая шк., 1988.
  198. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406с.
  199. А. Теория информации и эстетическое восприятие = Abraham Moles Theorie de l’mformation et perception esthetique / Абраам Моль. M.: Мир, 1966. — 351 е.
  200. С. Машина, творящая богов- Пер. с фр. М.:I
  201. Центр психологии и пси-хотерапии», 1998. 560 с.
  202. М. Социальные функции священного. СПб., 2000.
  203. JI. Раннее Евангелие постмодернизма. // Нева. СПб., 1997. — № 4.
  204. Э.Г. Реализация модальных значений возможности и необходимости в научном тексте: дис.. канд. фил. наук.: Санкт-Петербург, 2007
  205. М. Классификация религий // История религии. М., СПб., 2000.
  206. П. Что же все-таки такое постмодернизм // На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. М.: ИНИОН, 1995.
  207. В.Н. Введение в теологию. М., 2004.
  208. О. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии C.JI. Франка: Прил.С. Л. Франк. О критическом идеализме.- М.: Идея- Пресс, 2003.
  209. В.В. В поисках иных смыслов.- М.: Прогресс, 1993. —260 с.
  210. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Наука, 1989. — 287 с.
  211. Науковедение и история культуры / Старк Г. В., Тищенко Ю. Р., Ватин И. В. и др. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1973. -172 с.
  212. Н.А. Социокультурные факторы модернизации России в современных условиях. дис. канд. социол. наук. — Курск, 2006.
  213. Г. П. Актуальные проблемы модальности в современном русском языке. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1991.
  214. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. М., 1996. — № 12.
  215. А.В. Проблема модальности человеческого одиночества: автореф. дис. д-ра филос. наук. Самара, 2006.
  216. Р. Опыт интерпретации христианской этики // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.
  217. Р. Радикальный монотеизм и западная культура // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. -М., 1996.
  218. Р. Христос и культура // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996.
  219. Никонова Н. М, Социальная интерпретация модальности в языке романа Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»: Дис. канд. филол. наук. Краснодар, 2004.
  220. Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М., 1989. С. 29.
  221. Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. — М., 1989.-№ 5.-С. 135−141.
  222. Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. -М., 1990.
  223. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 227−228.
  224. Т. В. Виртуальная реальность сознания / Т. В. Носова // Виртуальная реальность. М., 1997. — С. 161−174.
  225. Общественное сознание и его формы / Предисловие и общ. ред В. И. Толстых. -М.: Политиздат, 1986. 367 с.
  226. В.И. Возможность, структура, действие: (Введ. в модал. реализм). Киев: Наук, думка, 1991.
  227. С. Язык и проблема религиозности индивида // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1972. — Вып. 13. — С. 259−282.
  228. С.А. Проблема принятия религией при нечетной исходной информации.-М.: Наука, 1981
  229. Ортега-И-Гассет X. Новые симптомы: Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  230. Ортега-И-Гассет Х."Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство. 1991.
  231. Е. В. Модальность как сценарий // Труды международной конференции «Диалог 2005»
  232. А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.-М., 2003.
  233. С.Ф. Религиозная антропология. М.: Флинта, 2006.
  234. А.В. Телеология и принцип необратимости // Вопросы философии. М., 2003 — № 6.
  235. Д.А. О грамматическом выражении модальности в современном русском языке // Вестник Омского университета, 2 (1998).
  236. Д.П. Неопределенность мира или сплошная логика верочувствования / Bipa i Разум. — Киев, 2002. № 2.
  237. А.В. Телеология и принцип необратимости // Вопросы философии. М., 2003. — № 6.
  238. Н.Е. О содержании и объеме языковой модальности. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. 161 с.
  239. Д. В. Религия: сущность и обновление // Философские науки. М., 1992. — № 2.
  240. А. От науки к Богу. Новые грани восприятия религии. -М., 2002.
  241. Платон. Государство. Соч в 3-х т., М.: Мысль. 1971.
  242. Т.В. Политическое поведение в России: цивилизационная модальность и конативные стереотипы. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
  243. B.C., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 576 с.
  244. К. Открытое общество и его враги. В 2-х Т. М., 1992.
  245. Постмодернизм: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Кн. Дом, 2001.- 1040 с.
  246. А. Д. Социокультурная автономность сознания: экзистенциально-антропологическое измерение. — Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2006. 248 с.
  247. И., Спенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.-М.: Наука, 1987.
  248. А.В. Идея нравственного совершенства в социальной этике // Человек. 2004. — № 4.
  249. И.В. Модальность как выражение концепции автора: На англо-рус. материалах бюллетеня МКАО: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тбилиси, 1990
  250. Психоанализ и культура: Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995.
  251. М. А. Феноменология религии Рудольфа Отто. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 76с.
  252. С. Миф как модальность восприятия // Дарьял, 5 (2001). См. также элек-тронную версию на сайте журнала:
  253. А.А. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм // Культурология. Учебное пособие. М., 1998.
  254. А. В. Моральные абсолюты в историческом мышлении / А. В. Разин // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1997. — № 2. — С. 90−105.
  255. А. В. Сознание и нравственность: антропогенетическое единство // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1999. — № 3. — С. 91 103.
  256. Е.Б. Пласты нетерпимости: философские заметки // Вопросы философии. М., 2003. — № 4.
  257. Е. Я. Становление понятия организации. Очерки развития философских и естественнонаучных представлений.— Издательство Ростовского университета, 1991. 136 с.
  258. Л.Т. Философия игры. М.: Вуз. кн., 2002. — 256 с.
  259. М.М. Особенности состояния и деятельности людей в экстремальных условиях // Вестник Российского философского общества. М., 2004. — № 3.
  260. П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996
  261. Н.В. Модели Homo oeconomicus // Человек. М., 2004 — № 4.
  262. В.В. Эстетическое понимание истории // Русские философы: Антология. М., 1994.
  263. Р. И. Человек и личность в языке // Логический анализ языка: Избранное. 1988 1995. — М.: Индрик, 2003. — С. 369 — 374.
  264. Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста // Вопросы философии. М., 1991. — № 5.
  265. С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 328 с.
  266. С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. — С. 463 с.
  267. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191с.
  268. В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1999.
  269. Н.А. Тайны «Галактики Гуттенберга» сюжеты и образы западной прозы 1970−1980 гг. М.: Художественная лит, 1989. — С. 74−84.
  270. Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь / Под ред. И. В. Захаренко, В. В. Красных, Д. Б. Гудкова. М.: Гнозис, 2004.-315 с.
  271. Русское предложение: компоненты с модальной, оценочной, экспрессивно-эмоциональный семантикой: монография / П. А. Лекант и др.- под ред. П. А. Леканта. М.: МГОУ, 2006.
  272. М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. М., 1991. — № 2.
  273. Саморазвитие человека гармоничное отношение к себе и миру (исследования, проекты развития). — Нижний Новгород, 2002.
  274. СаранчёваН.В. Символ как социокультурный феномен: дис.. канд. фил. наук. Волгоград, 2007
  275. А.С. Сакральное как социокультурный феномен: дис.. канд. филос. наук. СПб, 2007.
  276. Н.М., Флоренский Н. А. Синтез научной мысли и религии // Философские науки. М., 2003. — № 2.
  277. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. -М.: Прогресс, Универс, 1993. С. 248−258.
  278. Синергетическая парадигма, линейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.
  279. К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. М., 1992. — № 4. — С. 116.
  280. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород, 1992. 4
  281. О.Н. Постмодернистская волна в философии Запада // История философии и культура. Киев, 1991.
  282. Современная философия языка. М., 1999.
  283. Современная энциклопедия и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выращенные в искусстве мусульманских народов России.- М., 2001.
  284. B.C. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. М., 1988.
  285. JI. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.- С. 482.
  286. П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.-С. 276−277
  287. П. А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  288. Социологос. Социология, антропология, метафизика. Общество и сферы мысли. -М.: Прогресс. 1991.
  289. . Этика, доказанная в геометрическом порядке // Спиноза Б. Избранное. Минск, ООО «Попурри», 1999. — С. 313−590.
  290. Ю. С. Язык и метод: К современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998. — 784 с.
  291. Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства.- М., 1995.
  292. B.C. Теоретическое знание. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.-С. 10.
  293. Н. С. Христианское мировоззрение. Краснодар, 2002.
  294. О.В. Сознание и абсолют. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. — 192 с.
  295. Ю.Р. Субъективная модальность и тональность в политическом интернет-дискурсе: Автореф. дис.. канд. фил. наук. -Екатеринбург, 2006.
  296. Д.К. Антропологический подход в социологии. М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2004. — С. 149−166.
  297. В.Г. Библейская идеология: образ и реальность мира. Ростов-на-Дону, 2000.
  298. П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. М.: Юрист, 1995. — С. 227.
  299. Э. О возможностях христианства в будущем // Лики культуры. Т. 1. М., 1995.
  300. Е.Н. Смысл жизни // Русские философы: Конец XIX середина XX века. Библиографические очерки. Тексты сочинений. — М.: кн. Палата, 1994. — С. 232−243-
  301. О.В. Природа и языковый статус категории модальности. Барнаул- Новосибирск: БГПИ, 1991.
  302. .Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. // Новое в лингвистике. -М., 1960. Вып. 1. — С. 136−168.
  303. А.В. Имплицитная модальность высказывания в коммуникативно-прагматическом аспекте: Автореф. дис. канд. филол. наук. Белгород, 2005.
  304. П. Избранные труды по методологии науки. М.: Наука, 1986. — С. 21−345.
  305. Философия культуры, науки, языка. Материалы научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука региону». — Ставрополь, СГУ, 2004.
  306. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.368 с.
  307. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.
  308. Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: Прогресс, 1990.-269 с.
  309. Э. Иметь или быть? сб. .- Пер. с англ. — Киев: Ника-Центр- Вист-С, 1998. 393 с.
  310. М. История безумия в классическую эпоху. СПб: «Рудомино», «Университетская кн. «, 1997. — 576 с.
  311. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. — 488 с.
  312. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, апр. 1989 г. М., 1992.
  313. М. Бытие и время // Пер. с нем.- Харьков: Фолио, 2003.
  314. М. Время и бытие: Ст. и выст.- Пер. с нем. М.: Республика, 1993.-447 с.
  315. М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. -М., 1988.
  316. М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
  317. Н.Х. Философия космизма. Казань, 2003.
  318. Г. Синергетика.- М., 1980.
  319. О. Вечная философия. М.: «Око», 2004.
  320. Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург. Москва, Харьков, Минск, 2000.
  321. А.А. Ужас в социокультурном. Саратов: Сателлит, 2007.
  322. Е.А. Феноменология гениальности: от антропной к социокультурной детерминации: дис. канд. фил. наук. Омск, 2007.
  323. С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000.
  324. И. Активная память. М, 1986. — С. 57−59.
  325. Христианство и религии мира. М., 2000.
  326. Христианство и современная культура. Христианство и культура сегодня // Вопросы философии. М., 1996. — № 8.
  327. Христианство и философия: Сборник докладов конференции в рамках Рождественских образовательных чтений. М., 2000.
  328. К. Истина мира. М., 1996.
  329. И.В. Социально-политический контекст философии постмодернизма. Научно-аналитический обзор. РАН. ИНИОН. Отд. Филос. наук. М., 1994.
  330. Н. 3. Внутренние и внешние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие. Тбилиси, Мецниереба, 1980. С. 5-32.
  331. . А. Структура и закономерности общественного сознания. JL, 1982.
  332. НЕ. Социокультурные основания духовности: дис.. канд. филос. наук. Волгоград, 2007.
  333. Человек в современных философских концепциях. Материалы третьей международной научной конференции. Волгоград 14−17 сентября 2004 г. в 2-х т. Волгоград, Принт, 2004.
  334. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис / Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, А. А. Кибрик и др.- Отв. ред. Т. В. Булыгина.- Рос. АН, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1992.
  335. И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестник Московского университета. -Сер 7. Философия. М., 2004. — № 6.
  336. А. Ю. Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России // Социально-гуманитарные знания. -М., 2003.-№ 1.
  337. И. Б. Речевые акты запрещения и разрешения в русском языке // Логический анализ языка: Языки этики / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 319−324.
  338. Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. 2-е изд., стер. — М.: Азбуковник, 2003. — 377 с.
  339. В.М. Усвоение ребёнком эпистемической модальности : автореф. дис. канд. фил. наук: Череповец, 2007.
  340. М. Ресентимент в структуре моралей СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. — 231 с.
  341. Н.Б. Семантика и прагматика деонтической модальности: Функциональная характеристика в системе языка и текста: автореф. дис. канд. фил. наук. Краснодар, 2000.
  342. Ф. Письма об эстетическом воспитании // Шиллер Ф.Собр. соч. Т. 6. М, 1957.
  343. О. Д. Динамика субъективности // Человеческий мир и личность. 2001. — Вып. 3. — С. 124−162.
  344. Д.П. Модальные логики с нестандартными модальностями: автореф. дис.. канд. филос. Наук. -М., 2006.
  345. Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. СПб., 1994.
  346. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Перевод с немецкого М.: Астнис-пресс, 2003.
  347. Г. Г. Сочинения. М., 1989.
  348. Е.Н. Когнитивная герменевтика. М.: ИФРАН, 2002. -С. 230.
  349. В.Н. Философия религии и религиозная философия // Вопросы философии. М., 1995. — № 2.
  350. Э. Искусство любить. М.: Ин-т филос. АН СССР, 1991.-С. 89−90.
  351. Элиаде Мирча. Священное и мирское. М., 1994.
  352. Энциклопедия суеверий / Отв. ред. А. Егазаров. М.: Миф, Локид, 2000. — 560 с.
  353. М.Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. — 334 с.
  354. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова М.: Гардарики, 2001. С. 154.
  355. .Г. Еще раз о перспективах человека // Человек. — М., 2004. № 4.
  356. Юм Д. Диалог о естественной религии // Сочинения: В 2 т. Т. 2. -М., 1996.-С. 457−467
  357. Г. П., Юрьева Н. А., Лебедь Е. И. Виртуальная этика здоровья и страданий человека / Под ред. Р. А. Вартбаранова.- М., 2004.
  358. И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.
  359. И.Н. Религия: сущность и явления. М., 1982.
  360. И.Н. Социология религии. М., 1979.
  361. К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. — М., Республика, 1994. — 527 с.
  362. К. Ницше и христианство. М., 1994.
  363. О.В. Риск как фактор развития современного общества: Социокультурный аспект: автореф. дис. канд. социол. — М., 2006.
  364. Abrams Y.Y. Pilosophy after the Mirror of natura, Rorty, Demey, u Peirce onpragmatism and metaphor // Metafor a symbol- Mahwah, 2002, (№y) — 1, Vol. 17, № 3.
  365. Akademia gorniczo-hutnicza im. Stanislawa Staszica (Krakow). -Rozprawy. Monografie. Krakow: AGH. Uczelniane wydaw. nauk.-dydaktyczne, 2006.
  366. G., Fritche J. «Religion» und «Religiositat» im 18. Jahrhundert: Eine Skizze zur Wortgeschchte Religionskritik und Religiositat in der deutschen Aufklarung Heidelberg, 1989.
  367. Barbour I.Y. Muths, Models and Paradigms: A. Comparatioe Studi in Science and Religion N.V., 1976.
  368. Bbennett C. In Search of The Sacred. Anthronology and the Study of Religions L. N.V. 1996.
  369. Bollnow O.F. Existenzphilosophie und Padagogik. Stuttgart, 1960.
  370. Bultmann R. Welchen Sinn hat es, von Gott zu reden. // Theologische Blatter. 1925, IV.
  371. Durgkheim E. The Elementary Forms of the Religion Life. L. 1971.
  372. Evans-Pritchard E. Witchcraft, Oracles and Magic Among the Azande. Oxford, 1937.
  373. Gabanska J. Autonomy of the individual in the developmental and axiological perspective // The polish quarterly of developmental psychology, 1995, Vol. L, Nr. 1−4.-P. 1−11.
  374. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love, and Eroticism in Modern Societies. Stanford: Stanford University Press, 1992.
  375. Jackson R. Religious Education. An Interpretative Approach. L., 1997.
  376. Maslow, A. Motivation and personality. Rev. ed. New York: Harper and Row.
  377. McLuhan M. Understanding Media: the extensions of man. 4th print. -Toronto: New Amer. library of Canada. — 1969. — C. 186.
  378. Nora P. L, avenement mondial dela memoire // Transit Europaische rece. Nr. 22/2002. Всемирное пришествие.3 87. Otto R. Das Heilige. Gotha: Klotz, 1926.
  379. Popper К The open universe: arguments for indeterminism. -Totowa (New York). 1982. — 125−130.3 89. Religions of the World N.V. 1983.
  380. Rorti R. Philosofhy and the mirror of nature priceton, 1979.
  381. Smith W.C. The Meaning and of Beliefs s Religions / Ed. By Rosemary Yoring. Edinburgh. 1995.
  382. Solomon R.C., Stone L.D.On «positive» and «negative» emotions.// Y. for the fhlori of social behaviour. Oxford. 2002. — Vol 32., № 4.
  383. Stolz F. Grundziige der Religionswissenschaft. Gottingen, 1988.
  384. The Oxford English Dictionary. 2-nd ed., Oxford, 1989-
  385. Theologie u. Philosophie Baseli Wien 2003 Wiertz O.Y. uon. Dez eine yoff und die vielen Religionen.1973 the Hague, Mouton, 1973.
  386. Yurts C. The Interpretation of Cultures: Selected Essays. N.V.1973.
Заполнить форму текущей работой